Проблемы приватизации
общества сделать, но эти акционерные общества могут быть и фиктивными
акционерными обществами для отвода глаз западноевропейских капиталистов,
чтобы они думали, что у нас меняется существо"[57].
Руководители важнейших отраслей промышленности обычно имеют большое
политическое влияние, основанное как на личных связях с государственными
служащими, так и на способности организовывать влиятельные группировки с
четким политическим мировоззрением. Его можно свести к следующему - суть
экономической деятельности состоит не в перемещении "разноцветных
бумажек, металлических кружочков и записей в бухгалтерских книгах", но в
реальном производстве материальных ценностей. Если завод производит
продукцию, которую население потребляет, хотя предприятие и является
финансово убыточным, то это все равно лучше, чем закрытие завода и отказ
от потребления.
1.2.3 Инвестиции и приватизация
Говоря об общем и особенном в приватизации в РФ, следует подчеркнуть
еще одно обстоятельство. Одно из основных преимуществ приватизации - в
теории - резкое оживление инвестиционной деятельности. Например, в
российской правительственной программе "Реформы и развитие российской
экономики в 1995-97 годах" стимулирование инвестиций определено в
качестве важнейшей практической задачи. По мнению А.Астаповича и
Л.Григорьева, "главный упор (приватизации) должен быть сделан на такие
факторы, как новые инвестиции, корпоративный контроль, развитие
производства на новой технической базе, устойчивая занятость. С учетом
этого целесообразно создавать условия для быстрого вхождения иностранных
инвесторов в приватизацию, что обеспечило бы повышение эффективности
производства на российских предприятиях, их связь с мировым рынком"[58].
Одним из ключевых проблем, возникающих, по мнению руководителей
Мирового банка, при приватизации, состоит в том, что ресурсы мирового
рынка капитала ограничены. Приватизация, с точки зрения ее адептов,
представляет собой эффективный механизм привлечения иностранных
инвестиций. Вместе с тем, "для инвесторов... приватизация создает большие
возможности, но не является процессом, независимым от общих условий
накопления"[59]. При приватизации крупной материальной собственности
накопление финансового капитала в руках частных лиц, "к чему в конечном
итоге свелись все перестроечные реформы", теоретически должны смениться
тенденцией перевода денежного капитала в реальный. Но даже чисто с
позиций экономической теории без учета политических и социальных факторов
это не может произойти раньше, чем капитал ассимилирует все запасы
недвижимости и прочих ресурсов, а средняя норма прибыли не опустится до
пределов, обеспечивающих выгодность вложений в материальное производство,
а при всей поспешности российской приватизации к 1995 г. не менее
половины всех основных фондов принадлежало государству[60].
По расчетам Министерства экономики РФ для нового технологического
рывка в российскую экономику требовалось инвестиционных вливаний на сумму
в 150 млрд. долл. США. На деле же полный объем денежных средств в России
с учетом наличных средств населения не превышал 50-60 млрд. долл. США .
Положение усугублялось еще и тем фактом, что свободные денежные средства
использовались для покрытия дефицита бюджета при непрерывном сокращении
инвестиционной активности государства[61].
Но привлекательность страны для инвесторов возникла не сама по себе.
Она была функцией экономических реформ, проходящих в стране, среди
которых важную роль играли реформы в финансовом секторе. Гарантии свободы
перевода прибылей и репатриации иностранного капитала, государственная
защита иностранной собственности от некоммерческих рисков, оздоровление
финансовой сферы, всестороннее поощрение государством страховой системы,
сочетающееся с жестким контролем за добросовестностью ее деятельности,
создание свободных экономических и экспортных зон с действительно
льготным режимом, общее льготное налогообложение новых и особенно
иностранных инвестиций и таможенный режим, эффективно сочетающий
привлекательные черты для инвесторов с элементами протекционизма, -
именно эти черты сделали страну привлекательной для инвесторов. К
сожалению, отсутствие указанных признаков в России не позволяет ей до сих
пор сделать свою экономику достаточно подходящим и надежным объектом для
более или менее значимых иностранных инвестиций.
В России правительственные источники финансировали не более 15% всех
инвестиций в 1991-1994 гг. При этом доля иностранного капитала в
неправительственных инвестициях не превышала 3%[62]. Правительство
предполагало компенсировать спад в традиционных отраслях российской
экономики за счет так называемых "точечных" инвестиций - ускоренного
роста конкурентоспособных производств. Тем не менее всеобщий характер
экономического спада препятствовал выполнению такой программы. В 1994
году производственные инвестиции снизились на 33%, а за первые 9 месяцев
1995 года на 21%[63].
Ориентация на "открытую" экономику, усугубившаяся "прозрачностью"
границ России после распада СССР, открывшая широкие пути для контрабанды,
привела к вытеснению российской продукции импортными товарами как в сфере
ТНП, так и машинотехнической продукции. К особенно серьезным последствиям
привел кризис именно в сфере ТНП за исключением специфических секторов
(табачная и винодельческая промышленность и некоторые другие) и некоторых
географических районов, где подобная промышленность работала на
относительно широкий внутренний рынок, прежде всего, Москвы.
Стратегия реформ, основывавшаяся на выборе "ключевых" отраслей, неявно
предполагала, что ими будут именно легкая и пищевая промышленность и
строительство. Массовый и высокоэластичный спрос на товары именно этих
секторов, низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость капитальных
вложений, дефицитность потребительского рынка, невысокие требования к
сырьевой базе, низкие транспортные издержки и уровень оплаты труда - все
это должно было сделать именно эти сегменты экономики наиболее
привлекательными для инвесторов и обеспечить приоритетное развитие в
условиях перехода к рыночной экономике. Однако именно эти отрасли и
оказались в наиболее глубоком коллапсе. Острейший кризис сбыта может
быть проиллюстрирован хотя бы тем фактом, что рост цен на продукцию
легкой промышленности за 1991-1994 годы был в 2,6 раза ниже общего роста
цен[64]. В других отраслях также наблюдалось вытеснение отечественной
продукции, хотя и более низкими темпами.
Существенным фактом является и то, что логика реформ в России на
практике неявно предполагала переход от экстенсивной нерыночной модели к
экстенсивной же, но уже рыночной (на уровне микроэкономики, то есть
предприятий). Наращивание же интенсивных компонентов рыночной экономики
как бы оставалось "на потом". Решительность реформаторов кабинета
Е.Гайдара в проведении приватизации основывалось на некорректном
предположении о том, что российская экономика ни в одном секторе, за
исключением военной промышленности, не производила конкурентоспособной
продукции. Эта позиция легко опровергается статистикой внешней
торговли[65].
С другой стороны, мировой рынок предъявляет широкий спрос на сырье и
полуфабрикаты, что обусловливает наибольшую устойчивость добывающих
отраслей в условиях кризиса. Доля добывающих отраслей в ВВП за 4 года
поднялась с 15,5% до 23,5%. Темпы снижения производства за годы реформы,
например, на предприятиях ТЭК были в 2 раза ниже, чем в среднем по
промышленности, а в цветной металлургии более, чем в 1,5 раза[66]. Но
ситуация в этих отраслях слабо сказывается на общем инвестиционном
кризисе в стране.
Высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных
вложений делают их непривлекательными для частных инвестиций, которые
могут реализовываться только в виде портфельных инвестиций, но общая
организационная и правовая неразбериха в отношении рынка ценных бумаг
препятствует и этому, так что более выгодно финансирование их за счет
связанных внешних кредитов. Кроме того, с точки зрения макроэкономической
теории, ситуацию усугублял и тот факт, что относительные преимущества
российской экономики - дешевая и высококвалифицированная рабочая сила -
не использовались, так как именно более динамично развивающиеся отрасли
добывающей промышленности и металлургии характерны именно самой низкой
доли стоимости рабочей силы в общем капитале (высокой фондоемкостью).
Не менее 50% от 12-13 млрд. долл. США общих иностранных кредитов,
обещанных России в 1995 г., должны были идти именно на импорт
оборудования для сырьевого сектора[67]. Реально же объем иностранных
инвестиций в Россию за этот период не превысил 4-5 млрд. долл. США при
том, что вывезено из страны было средств на несколько десятков млрд.
долл. США (с учетом нелегального вывоза валюты и остатков наличных
средств у населения в валюте - "своего рода беспроцентный кредит странам
- эмитентам валюты")[68]. Известный кризис неплатежей резко снизил
инвестиционные возможности самих предприятий.
Стремление же населения к увеличению сбережений вплоть до такого
уровня, что общий их объем превысил 78 трлн. руб. или две трети годового
объема капвложений по стране[69], не оказало существенного влияния на
общий инвестиционный кризис. Во-первых, значительная доля населения по-
прежнему рассматривала покупку наличной валюты как наименее рискованную
форму сбережений. Во-вторых, в 1994 г. при покупке ценных бумаг население
предпочитало вкладывать средства в финансовые "пирамиды", а в 1995 - 1997
гг. - в государственные ценные бумаги, что при неэффективном
манипулировании государственными расходами не вело к улучшению
инвестиционного климата.
Социальная стратификация общества вела к изменению структуры массовых
сбережений в пользу увеличения доли групп населения с высоким доходом,
более активно принимавших участие в "бегстве капиталов". При этом
качество денежных ресурсов в стране в целом оставалось низким. Свыше 60%
составляли денежные средства на руках у населения[70], которые имеют
более краткосрочный характер, предназначены в большей мере на
потребление, тяжелее поддаются структурному финансовому перераспределению
и направлению в инвестиции. Страховой характер вкладов представителей
бедных страт в банках вел к их высокой подвижности. Так, например, доля
накоплений и сбережений во вкладах и ценных бумагах населения в 1994 г.
колебалась от 8,7% в до 2,6%[112].
Таким образом, можно отметить, что общая инвестиционная обстановка в
России к концу 1996 года оставалась неблагоприятной. В целях привлечения
крупных инвесторов при приватизации предприятий продажа акций с 1994-95
годов осуществлялась пакетами, составляющими не менее 15-25% уставного
капитала по следующей схеме: первоначально - по инвестиционному конкурсу
(на аукционе), оставшиеся акции на специализированных аукционах по
продаже акций. Наряду с этим, осуществлялись портфельные продажи акций
наиболее крупных предприятий. Главным препятствием для продвижения
иностранных инвестиций считается политическая нестабильность, общий
экономический кризис, отсутствие соответствующей четкой законодательной
базы, необходимой информационной системы.
Иностранные инвестиции в экономику РФ требуют наличия определенной
инфраструктуры и прежде всего банковских, финансовых и страховых
институтов, действующего фондового рынка. Сама по себе приватизация не в
состоянии компенсировать их отсутствие. Особенно это важно в связи с тем,
что наиболее динамичный вид инвестиций это именно инвестиции в ценные
бумаги. Государственная поддержка этих институтов является необходимым
условием успеха приватизации не как кратковременного периода перевода
предприятий в частный сектор, а как инструмента повышения эффективности
национальной экономики.
2. Анализ приватизации в условиях централизованной экономики
2.1 Цели и задачи приватизации. Механизм ее осуществления в странах с
централизованно - планируемой экономикой
В докладе Всемирного банка отмечалось, что "нет сомнений, что
российская программа приватизации является одним из наиболее выдающихся
проектов в экономической истории... Международные банкиры и инвесторы,
знакомые с типичной моделью развития новых рынков, должны попросту
перевернуть свои старые привычные представления с ног на голову"[72]. За
18 месяцев большая часть собственности более пятнадцати тысяч российских
предприятий была передана в частный сектор[73]. Для сравнения интересно
отметить, что беспрецедентная для Запада хотя и мизерная в сравнении с
российской программа приватизации в Великобритании шла более 10 лет, что
никак не сравнимо с двухлетним периодом "массовой приватизации" в
России[74].
Первый опыт ваучерной приватизации в социалистических странах был
осуществлен в ЧССР. Главной причиной выбора чековой схемы там был тот
факт, что распродажа государственного имущества во многих странах
неоднократно откладывалась. В большинстве случаев это было связано с
попыткой государства санировать и реформировать предприятия до того, как
они будут предложены к торгам, как это было в Египте или, например, в
Замбии. В целях избежания подобных задержек и создания условий для
быстрой приватизации крупных предприятий правительство Чехословакии, а за
ним и России пошли по пути массовой приватизации, основывающейся на
выпуске приватизационных чеков.
Важно иметь в виду, что в ходе приватизации правительство Чехословакии
использовало разнообразные схемы, а также, что любой гражданин,
заинтересованный в приватизации того или иного предприятия или части его
фондов, мог передать свое предложение в Министерство приватизации. Выбор
ваучерной схемы происходил, по мнению чешских и словацких политиков, по
критериям ряда ее преимуществ прежде всего социального характера. Во-
первых, приватизационные чеки сразу сделали граждан, не имеющих
сбережений для покупки ценных бумаг и не располагающих опытом оценки
инвестиционных возможностей, полноценными участниками рыночной экономики
страны. Система также придала процессу более справедливый и социально
ориентированный характер[75].
Во-вторых, система ваучеров послужила толчком создания рынка ценных
бумаг через Инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ). Был выделен
специальный период "нулевая волна" для размещения чеков в ПИФы, в течении
которого 5,8 млн. граждан разместили свои ваучеры в фондах полностью, а
420 тыс. частично. Результаты этого этапа приватизации были впечатляющими
- 291 предприятие, включая и те, чье финансовое состояние было тяжелым,
на 100% перешли в частные руки, а 600 других продали более 90% своих
акций. Было продано более 90% предложенных акций, а в торгах участвовало
98,8% ваучеров[76]. В среднем ежегодный доход в ЧР на один ваучер (или
купонную книжку) составляет более 300 долларов[77].
Тем не менее, несмотря на декларируемый успех программы, был обнаружен
целый ряд трудностей. Во-первых, с юридической точки зрения не было
продано ни одной акции, так как отсутствовал закон об операциях с ценными
бумагами. Мелкие инвесторы были слабо защищены от махинаций руководства
ПИФов, многие из которых, даже будучи добросовестными, испытывали
трудности в выплате обещанных дивидендов. Во-вторых, отдельные сложности
создал и распад ЧСР на Чехию и Словакию, особенно в условиях высоких
межреспубликанских инвестиций (более 10% словацких чеков были вложены в
чешские предприятия). Эффективность влияния приватизации на экономический
рост была недостаточно велика, чтобы можно было говорить о превосходстве
рыночной экономики. Чехия вышла из кризиса только в 1993 г., а Словакия в
1994 г. При этом прирост ВНП составлял не более 0,5-2% в год[78], что
безусловно для развивающейся экономики немного, хотя и лучше, чем в
России, где падение превышало 20%. К сожалению, на ваучерном этапе РФ
повторила и усугубила почти все проблемы ЧСР.
2.1.1 Нормативная база приватизации в России
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР "О
государственном предприятии (объединении)" в 1988 году. На этом этапе она
осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом
реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992
года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий
были приватизированы "стихийно"[79]. Только в 1991 году началась
разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" (с
изменениями от 5/7/1992) [80].
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и
постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства
хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ "Об именных
приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и "О собственности в РСФСР" от
24/12/1991. Законом о приватизации организация и проведение единой
государственной политики приватизации, включая ее нормативное и
методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по
управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и
временного владельца государственного имущества был определен Российский
фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен
Правительству РФ, а РФФИ - Верховному Совету РФ.
В России к нормативной базе приватизации относились также
Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на
текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов
Государственный комитет России по управлению государственным имуществом
(ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и
Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов
оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных
учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных
законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других
законов, например, "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от
25/12/1990.
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу
был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший
"Основные положения программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий на 1992 год". Указ No.66 от 29/1/1992 "Об
ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|