рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы приватизации

рынок) [5]. Причины этого состоят в том, что слабо подверженные курсовым

колебаниям облигации делают невыгодным содержание аппарата бирж, в то

время как экономическая функция акций в качестве средства перелива

капитала лучше реализуется именно в сконцентрированном виде. Даже на

внебиржевом рынке покупка акций обычно совершается по биржевым ценам.

Под ценной бумагой понимается "неделимая совокупность имущественных

прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловной реализации с

соблюдением установленной законодательством формы и порядка". Ценные

бумаги могут быть именными и на предъявителя. Это различие проводится на

основании права эмитента ценных бумаг потребовать от их владельцев

идентификации личности по записям в реестре ценной бумаги. От такой

классификации следует проводить различие с типономией бланковой и

безбланковой форм ценных бумаг, которые различаются по установлению

собственника ценной бумаги либо по предъявлению ее сертификата, либо по

записям в реестре ценных бумаг. Закон "О рынках ценных бумаг" к этому

определению добавляет еще и те родообразующие признаки, что ценные бумаги

размещаются выпусками и имеют равные объем и сроки реализации прав вне

зависимости от времени приобретения ценной бумаги [6]. Интересно

отметить, что это добавление фактически оставляет за пределами понятия

ценной бумаги, например векселя, традиционно рассматриваемые в мировой

науке, чуть ли не как классический пример ценной бумаги.

Под эмитентом понимается юридическое лицо, "несущее от своего имени

обязательства перед владельцами ценных бумаг по реализации их прав ценных

бумаг". Владельцы ценных бумаг могут называться "инвесторами ценных

бумаг". Под брокерской деятельностью понимается совершение сделок с

ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера на основе

договора поручения или комиссии. Под дилерской деятельностью понимается

скупка - продажа акций от своего лица путем публичного объявления цен

[7]. Брокеры, дилеры, биржи и тому подобные организации называются

профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Развитие приватизации в теории должно привести к созданию

экономической среды с разветвленной сетью акционерных обществ, основной

задачей которых становится формирование капитала, необходимого для их

нормального функционирования. Такая среда должна помочь рентабельным

предприятиям - эмитентам быстро привлечь через рынок ценных бумаг капитал

для развития эффективного конкурентоспособного производства, инвесторам -

выгодно вложить свои сбережения в инвестиции, а остальным участникам

фондового рынка - получить соответствующие доходы от правильного

сочетания интересов инвесторов и эмитентов. Как отмечали А.Датт и

Б.Гибсон: "Государство и частные предприятия могут сосуществовать в

состоянии устойчивого равновесия, если государственный и частный сектора

гибко реагируют на изменение уровня прибыли в частном секторе,

соответственно приобретая или приватизируя капитал. Без такого

общественного согласия экономика неизбежно придёт либо к доминированию

капитализма, либо назад к социализму"[8].

Таким образом, целями деятельности фондового рынка в условиях

дерегулирования экономики должны стать:

4. обеспечение перехода государственной собственности в частные руки на

более или менее справедливой основе;

5. мобилизация и рациональное использование финансовых ресурсов в

инвестиции;

6. обеспечение перелива капитала для структурных изменений в экономике;

7. обеспечение и гарантирование доходов инвестора;

8. отработка акционерного механизма управления предприятиями и формирование

новых институтов вертикального управления.

1.1.2 Приватизация и собственность

Важным представляется и тот факт, что в общем случае приватизация не

связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности

имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение

имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в

экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю

совокупность экономических отношений общества. Собственность как

общественное отношение не только дает определенные права, но и

накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и

предполагаемому выразителю его интересов - государству. Отношения

собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук

государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например,

можно говорить о приватизации земли в условиях, как наличия, так и

отсутствия понятия юридической частной собственности на землю [9].

В определении, принятом автором, под приватизацией понимается именно

передача функций, организации использования или управления собственности

с акцентом на объект этой передачи. Между тем "в собственности главным

является не объект, а субъект, - отмечают Л.П.Евстигнеева и

Р.Н.Евстигнеев. Собственность как экономическая категория есть система

субъектов общественного производства"[10]. Н.Иванов в этой связи

отмечает, что только "взаимодействие механизма рынка, институтов

гражданского общества и правового государства, базирующегося на моральных

традициях, и образует систему прав частной собственности"[11].

"Бесплатное (или почти бесплатное) распределение собственности, -

указывает В.Гутник, - по существу вообще не создает институт частной

собственности, поскольку в процессе приватизации не возникает отношений

договорного типа между обществом и собственниками, включающих

обязательства и имущественную ответственность последних"[12].

Требуется отметить, что в общественном мнении наблюдаются глобальные

изменения, объективно способствующие приватизации, а именно, переход к

представлению о том, что предприятия, а, следовательно, и его сотрудники

являются не субъектом, но объектом приватизации, которую проводит

правительство независимо от воли трудовых коллективов. Косвенно это

подтверждается и тем, что в России руководители ваучерной приватизации к

тому моменту, когда процесс стал необратимым, ввели понятие "настоящего"

или "стратегического" собственника, на которого и следовало

ориентироваться, вместо "трудовых коллективов", на которые ранее ставился

акцент. "Тем самым, - отмечал А.Еремин, - косвенно признано, что

"правовой собственник" - это нечто как бы "ненастоящее""[13]. Вместе с

тем, по мнению А.Бузгалина, это может и увеличить сопротивление

предприятий, как субъектов экономики, приватизации [14].

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против

обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается

только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который

просто принимает непрямые формы. В косвенном виде это подтверждается

активной защитой "левыми" экономистами схем участия трудящихся в

управлении производством типа "ЭЗОП", что, будучи одной из форм

разгосударствления собственности, с их точки зрения, не препятствует

обобществлению производства[15]. Теоретики китайских реформ используют

интересный термин "общенациональная хозяйственная деятельность", имея в

виду обобществление производства, отраженное в многоукладной

экономике[16].

В аналитической части отчета Счетной палаты РФ о деятельности ГКИ,

РФФИ и ФУДН подчеркивается, что сущность "упразднения" частной

собственности состоит в переходе от "частного (единоличного) владения

физическими средствами производства к общественному формированию,

управлению и владению постоянно возрастающей долей всей совокупности

производительных сил общества"[17]. Следуя еще дальше, немецкий ученый

В.Белоцерковский вводит новое определение частной собственности: "Частной

собственностью человека является продукция его труда (или выручка за нее,

или его доля в продукции трудового коллектива) независимо от того, на

каких средствах производства, своих или чужих, продукция выработана"[18].

1.1.3 Принципы приватизации

Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит

положение о существовании пределов возможностей правительства в части

повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия

более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован,

главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны,

полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста,

добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали

ставку на государственный сектор.

Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор,

как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов,

либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того,

государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства

рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли.

В сочетании с централизованным планированием государственный сектор

экономики создает ряд новых проблем - снижение регулирующей функции цен,

избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами

их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не

физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к

увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет

работы на устаревшем оборудовании. "Государственное регулирование и

социальный реформизм, - утверждал Е.Гайдар, - позволяют избежать взрыва

низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу"[19]. В

дополнение к этому М.Мобиус отмечает, что предприятия, находящиеся в

государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов

между избираемым политическим руководством и администрацией

государственных предприятий[20].

Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что

микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для

государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом

росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при

более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с

целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что

оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь

неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного

неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае

уничтожения предприятий - конкурентов в результате стихийного бедствия),

агрегированная сумма которых, как можно показать математически с

использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше,

чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель

эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации

производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем

в капиталистическом мире[21].

Л.Тейлор отмечает: "В реальности практически нигде производственные

отрасли не были продуктом частной инициативы... Сотрудничество и

разделение контроля над отдельными секторами экономики между

государством, иностранными корпорациями и местным частным капиталом в

течение десятилетий были обычной практикой в развивающемся мире...

Повсеместное распространение смешанной собственности отражает тот факт,

что эффективные крупные капиталистические предприятия не могут

существовать без поддержки со стороны государства"[22]. Часто

утверждается, что мировой опыт (в том числе и АРЕ) свидетельствует, что

"эффективность экономики в минимальной степени зависит от формы

собственности и в максимальной - от качества управления"[23].

1.1.4 Ваучерная и денежная приватизация

Ключевым моментом организации приватизации является выбор между

ваучерной (чековой) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция,

характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что

государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму

имущественных прав всех граждан - собственников, и раздел

государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет

собой наиболее простую форму разгосударствления.

С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих

условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть

появление ценных бумаг, выражающих определенную конечную стоимость

приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности)

как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение

направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение

своей доли в нем даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации

государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных

групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть

роль государства через свои перераспределительные функции должна

увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и

др., что ведет к общему увеличению влияния государства в обществе. А это

противоречит основной задаче разгосударствления - уменьшению этого

влияния.

Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов

и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведет

к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными

банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к

политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают

достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.

Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он

нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки

зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а

с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не

учитывается. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны

технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг

на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего

характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в

обращение, ничем не подкрепленных в реальном секторе, при отсутствии

инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных

ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения

агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного

обращения.

Представляется, что ваучеры в той части, в какой они являются

государственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной опеки

со стороны эмитента, которым является государство, чего не произошло,

например, в России[24]. Государство может и должно иметь право выкупа

ваучеров по требованию инвесторов, в том числе и в целях повышения

ликвидности. В этом случае в сфере обращения ваучеров начинает

действовать более полный механизм фондового рынка. На июль 1994 года

(завершение чекового этапа приватизации) стало ясно, что основная часть

несвязанного с приватизированными предприятиями населения предпочли либо

продать свои ваучеры, либо вложить их в Чековые Инвестиционные Фонды

(ЧИФы), минимизировав собственную прибыль.

Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также

не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически

выводит низкооплачиваемые слои населения из возможности принимать участие

в приватизации предприятий, а трудящиеся, как правило, оказываются под

влиянием элитных групп и действуют в их интересах. Е.Гайдар откровенно

это признал, согласившись с определением российской приватизации как

"номенклатурной" и заметив, что "другой приватизации вообще нигде не

было, да и быть, не могло: везде и всегда перераспределение собственности

протекало в интересах правящей элиты"[25].

Более того, в условиях резкого падения производства и реструктуризации

экономики, когда и не предполагается, что старые предприятия должны

сохраниться, даже права владения, де-факто, не приносят ожидаемых

дивидендов, что и не удивительно, так как реально приватизационные чеки

не представляли собой нового капитала - ваучеры как ценная бумага носили

временный характер и "погашались" после приватизации. Не приходится

ожидать от предприятий желания выплачивать дивиденды новым собственникам,

не принесших с собой новых активов. Например, в Санкт-Петербурге на один

ваучер номинальной стоимостью в 10000 руб. можно было приобрести акций в

среднем на 500 руб. с максимальным годовым дивидендом в 1000 руб., что

эквивалентно стоимости одной поездки в общественном транспорте. В ЧИФе

"Генеральный" дивиденды в 1994 году составляли 39 руб. на 1000 рублевую

акцию[26] при банковской учетной ставке более 100%.

С другой стороны, суммарная рентабельность спекулятивных сделок в

России на разнице между реальной ценной производственных активов и

рыночной ценой ваучеров превышала 10 000% [27]. Понятно, что ее

результатом стало появление новой элитной группы, обеспечивающей свое

существование поддержкой правительства. Однако, здесь следует отметить,

что реформаторская пропаганда в России в этом вопросе всегда была

достаточно двусмысленной: власть, устами президента Б. Ельцина,

провозглашала свое стремление создать "не сотни миллионеров, а миллионы

собственников".

Вместе с тем, обеспечивая себе сверхприбыли на спекулятивных операциях

на рынках ценных бумаг, новые элитные группы избегают инвестиций в

реальную экономику и вступают в объективное противоречие с экономическим

развитием общества в целом, чьи интересы формулируются "старыми" элитными

группами - директорами или "промышленными капиталистами". Не только

промышленная буржуазия и директора, но все общество выступает против

правительства, выражающего интересы финансово- спекулятивной буржуазии.

Правительство же, в свою очередь, оказывается не в состоянии уйти от

давления им же созданного финансового монстра. Удивительно точная

аналогия проводится между социальной ситуацией в России 90-х годов и во

Франции времен Луи Филиппа, описанной К.Марксом[28]. Конфликт в верхах

между промышленной и финансово-компрадорской буржуазией усиливается

ваучерной приватизацией и принимает крайне острые формы. Можно

предположить, что лучшее объяснение трагических событий октября 1993 года

может быть найдено именно здесь - в столкновении между промышленными и

финансовыми элитами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.