Финансы Украины (Шпаргалка)
обесчпечении единой правовой политики в регул процессов приватизации,
устранение изъянов в законодательстве - по этим вопросам образование
условий дял структурной перестройки экономики в период осущ. приватизации
гос. имущ. предприятий.
№50. Организация фин планирования на пп-ии
Фин. планиров. предст. собой сов-сть меропр. по сотавлению и выполнению
плана форм-я и исп-я ден. фондов и накоплений пром. предпр-ия.Объектом
данного план-я явл. фин. деят-ть субъектов хозяст-я и гос-ва, а итогов. рез-
том составление фин.планов, начиная от сметы отд. учреждения до свободного
фин. баланса гос-ва. Составление фин. плана непосредств.влияет на форм-е
произв.планов и позволяет увязать произв. задания с имеющимися фин. рес-
сами. Произв. ком. предпр-я составляют годовые фин. планы с
распред.фин.показателей по кварталам, а также оперативн. фин.
планы(платежн.календари, кредитн. и кассовые планы). Осн. формой фин.плана
явл. баланс доходов и расходов, кот. сост. из 5 осн. разделов.
1.”Доходы и поступления ср-тв”.Сюда включ.все фин.рес-сы предпр-я кроме ср-
тв,полученных из бюдж.и внебюдж.фондов.В составе пок-лей этого раздела
выдел: прибыль от осн.деят-ти,прибыль от инвст.деят-ти,%-ы и диведенды по
ЦБ,амортиз.отчисления и т.д.
2.”Расходы и отчисления ср-тв”. Он отраж. исп-ие фин. рес-сов на рсширение
пр-ва, эконом. стимулирование, опрац. и прочие расходы, кроме расходов на
осн. пр-во. По разд.2 проходят: КВ, отчисления в фонды эк. стимулирования,
расходы на приобрет. ЦБ, отчисления в разл. благотворительные фонды и т.п.
3.”Кредитн. взаимоотношения пр-тия с банковскими учрежд-ями”, где фиксир.
полученные предпр-ем ссуды, их возрат и уплата % за пользование кредитом.
Этот раздел сост. из 2 частей: в доходной отраж. полученные предпр-ем
ссуды, а в расходной-их постепенное погашение и уплата % за пользов. ими.
4.”Взаимоотношения предпр-ия с бюдж-ом и внебюдж. фондами”, сост. тоже из
двух частей- дох-й и расх-й. В этот раздел вкл. все налог. платежи в бюдж.
и внебюдж. фонды. Превышение платежейй в бюджет и внебюдж. фонды над
полученными ассигнованиями должно точно сост. разницу м-у доходами(р.1) и
расходами (р.2) с учетом сальдо кредитн. взаимоотношений (р.3). Т.о. 3, 4
раз. явл. балансирующими.
5.”Ассигнования из бюдж. и внебюдж. фондов”. Сюда вкл. получаемые ассигн-я,
бюдж. кредиты, ср-ва на кап. стр-во и т.д.
В фин.плане пр-тия отраж. конечн. итоги планов. расчетов по всему кругу
показателей, полученныхразн. видов фин. рес-сов и нгаправл-я их исп-ия.
В усл-ях фин. и хоз. самостоятельности пр-тие само разраб. свои
планы.Руководствуясь при этом единств. целью - достижением высокой эф-ти
хоз-ия и получения мах. прибыли. Именно поэтому в ходе фин. план-иябольшое
внимание уделяется более полному выявлению внутр. ре-вов пр-тия. Эф. исп-ию
произв. мощностей, рац. расход-ию мат., труд. и ден. рес-сов, лучшей орг-
ции пр-ва и т.п.
В усл. инф-и фин. план-е хоз. субъекта делается на квартал и корректир с
учетом индекса инфляции.
№51. Дефицит бюджета. Его сущность и пути предоления
Бюдж дефицит- величина превышения расходов бюдж над его доход.
Бюдж деф может финанс за счет 3-х источников.: внутренних и внешних займов,
ден.-кредитн. эмиссии. В случае финнсирования деф. бюдж. за счет внутр.
займов и выпуска правит. ЦБ, кол-во товаров и услуг в н/х остается
неизмен., и последствия такой задолженности зависят от экономической
коньюктцры и состояния рынка труда и капиталов. При наличии у населения
свободных денежных средств и недостаточности спроса на капитал со стороны
частного сектора, высоком уровне скрытой безработицы, увеличении гос.
расходов фин. за счет внутр. займов является фактором, благопр. эконом.
развитию страны. В этом случае фин. дефицита бюджета происходит за счет
сокр. личного потребл. Фин. бюджетного дефицита за счет вн. займов
означает появление возможности осущ-я доп. гос. расходов без ограничения
текущего потребления и реальной инвест. деятельности частн. сектора. Вместе
с тем возврат долга и его обслуживание происходят за счет будущего пр-ва,
что потр. в будущем соотв. увел. импорт. товаров и услуг. В 1996 г. за счет
получения внешних займов в Украине планируется обеспечить 44% от суммы
дефицита бюджета. Речь идет о займах, предоставляемы МВФ. 3 источником
финансирования дефицита является ден.-кредитная эмиссия. В Укр.
предполагается, что кредиты НБУ составят 23% ДБ на 1996г. Увеличение ДБ в
основном означает его эмиссионное финансирование, и, как следжствие этого,
рост инфляции. Поэтому кредитыц НБУ правит. д.б. поставлены в жесткие
законодательные рамки.
В целом же дефицит бюджета выражает экономические отношения, которые
возникают между участн. хоз деят. и обществ. пр-ва в процессе исп. ден ср-в
сверх имеющихся закрепленных источников доходов относительно роста
предельных издержек пр-ва.
№52. Особен форм бюдж на 1996 г
Особенности формир ГБ на 1996 г :
1. формирование ГБ происходило под воздействием МВФ. Решение МВФ состояло в
том, что до 6.04.96 должен быть принять бюджет на 96 год в окончательной
редакции, при этом было поставлено условие, чтобы дефицит бюджета не
превышал 6,7% от ВВП, а местные бюджеты должны быть бездефиц. В
окончательном варианте гос. консол. бюджеты на 1996 г. были приняты до
6.04.96г., а 6.04 были уже обнародованы, причем принятые цифры как по гос.,
так и по конс. бюджету были скоррект, т.к. это был второй вариант: доходы
ГБ - 2,39 квдр, расходы - 2,65 квдр. Дефицит - 6.2% от ВВП.
2. Закон содержит доходную. и расходную части, причем доходная часть
пополнилась родом новых потуплений и тут же обозначены доп. доходные
источники, которые не вошли в основную часть. По расходной части
значительно расширен спектр расходов ГБ особенно тех направлени, которые
связаны с соц. защитой населения и особенно пострадавших от Чернобыля.
3. В расходной части бюджета затраты на кап. вложения содерж. спец статью -
затраты на агрокомплекс.
4. в структуре затрат выделяется фонд по развитию топливно-энерг.
компл.Украины.
5. Всего при формировании гос. бюдж. выделено 4 приоритетных направления:
1. развитие АПК. 2. Развитие ТЭК, в частности угольн. пром. 3. развитие
наукоемких программ 4. соц развитие населения.
6. В законе обозначены норм. отчислений от общегос налогов. и сборов,
которые идут в местные бюджеты: нормативыв отч. с НДС варьируются с 20% по
Днепр. области до 100% по Зап. областям; 20% от акциза, 50% от под. налога,
прим 70% от налога на приб.
7. В законе обусл. особенности форм местных бюджетов: НДС, полученный сферх
норм. величин в объеме 50% остается в распор. местных бюджетов, таким
образом осущ стимул. развития пр-ва, особенно товаров нар. потреб.
8. Данным законом увеличена в 1,45 раза ставка земельного налога по
отношению к ставке 1995г.
№53. Закон Укр “О ГБ Укр” на 1996
22.03.96 ВС Укр принял З.Укр. “О ГБ”, в соот с кот доход источниками фин.
дефицита ГБ Укр. явл внутр. гос. займы - 33%, кредиты НБУ - 23%, внешн
источники фин. - 44%. Доходы ГБ на 1996 г. (структура): НДС-12.7%,налог на
приб. пп-й7,2%, акциз - 2,4% под. нал с гражд - 4,8%, 30% поступлений ср-в
платы за землю - 1,23%, плата за спец исп. лестных рес. - 0,07 %, плата за
спец исп. пресных водн ресурсов - 0,3% , плата за спец исп. недр при
добыче пол ископ - 0,1%, рентная оплата за нефть и прир газ - 11,1%, гос.
пошлина-0,27%,поступ от ВЭД - 1,53%, отчислен на геолого-развед. работы -
1,5%. взносы пп-я и хоз. организ в Ф черн - 7,5%., пост-ия и отчисл от
превыш тек. дох над расх. НБУ - 0,54%, сборы и ненал платежи- 8,9% Поступл
в пенс. Ф Укр - 30,5%, гос. инов. фонд - 0,9 %, гос. Ф содействия занятости
насел - 1,6%, Ф разв-ия топл-энер комплекса - 4,5 %. др поступления -
2.36%.
Структура расходов ГБ :
соц.защ. насел - 5.6%, финансир соц-культ сферы- 8,8%, науки - 2,5%
гос.кап. вложения -3,2, расходы реструкт угольн пром - 0,9, н/х - 12,4,
расх на техн. перевооруж предпр. топл-энерг. комплекса - 3,7, охрана окр.
среды - 0,3%, нац оборона 4,8, правоохр. деят. и обесп безоп гос-ва - 4,8%,
местные ГНИ - 0,4, содерж органов закон, исполн, гос и суд власти - 1,54,
ВЭД - 1,6, пр расходы 0,33. Резервн Ф каб. мина Укр 0,8%, чернобыль - 6,3,
расходы пенс фонда - 25,6. расх гос. фонда сод занят. - 1, расх по обсл гос
долга - 1,2.
Последние годы идет перекачивание ср-в из вост рентаб регионов в западные,
убыточные. Таких областей-доноров - 5: Днепр., Дон., Запор, Полт, и
Харьковская, также самым крупным донором выступает Киев.
Законом Укр. о ГБ установлен нормативы отчисления от общегос. налогов и
сборов в бюджеты автон респ. Крым, обл-тей, г Киева и Севастоп. Также для
Днепр. обл. установлены сл. нормативы отч. : акциз - 20%, НДС- 24,2%, под.
налог - 50%. Данным законом устанавлив, что акц. сбор ввезенных на терр.
Укр подакциз. товаров защитывается в ГБ Укр. Также в 1996г. состав доходов
Гб Укр. зачисл.: выручка от реал товаров и др предметов, конфис таможенными
правоохр и другими уполн. на это орган., а также (, полученные от реал.
товаров. и др. предметов, кот. сберегались под тамож. контр.; доходы,
получен от аукционной продажи квот на экспорт товаров после покрытия расх,
связан с проведением аукциона; ср-ва в инвалюте за регистрацию
представительств иност. субъектов хоз дят. и в валюте Укр за выдачу экс. и
импортн. лицензий. Ср-ва, в т.ч инвалюте, от реал. излишнего воор., военной
и спец. техники, имущества п ОФ воор. сил Укр, напраляются целевым
назначением на финансир мат.-техн и научного обесп., строит. жилья и
решение др. соц вопросов военосл. и членов их семей
В 1996г. законом устанавл. увеличение в 1,45 раза ставки зем. налог,
устан. законом Укр “ О плате за землю”, с учетом их повышения в 1994 -95гг.
, также дан перечень объектов, который осв. от уплаты зем. налога.
Данным законом устан., что в ГБ засчитываются дивиденды, полученные от
акций, кот. приним. гос. в АО, созданных в процессе приват и корпоратизации
предпр. гос. собств.
№54. З. Укр “о бюдж с-ме Укр”
28.04.95 ВС Укр принял з-н “О внесении изменений и дополнений в З УССР “О
бюдж. сис-ме УССР”( 1990) В этом з-не отмечено, что редакция з-на “О бюдж.
сис-ме УССР” в связи с переходом к рын. отношениям и развитием рын. хоз-ва
во многом устарела. Поэтому были разработаны совершенно новые позиции по
бюдж. сис-ме У-ны. В связи с этим в 95г. этот з-н принят в новой редакции
ЗУ “О бюдж. сис-ме У-ны”. Этот з-н в значит. степени дополн. предидущий. Он
содержит 5 разделов. В 1-ом разд. отражены сущность и ф-ции бюджета,
рассмортены бюдж. сис-ма и бюдж. устр-во гос-ва, его принципы, бюдж.
процесс, дается понятие бюдж. классификации. Итак, бюджет - это план
образования и использ фин. рес-в для обеспечения ф-ций, кот. осущ-ся
органами гос. власти У-ны, власти АР Крым и местными совнардепами.
Бюдж. сис-ма складыв. из ГБ У-ны, республикан бюджета АР Крым и местн. бюдж-
ов. Сов-сть всех б-тов, кот. входят в состав бюдж. сис-мы У-ны явл. сводным
бюджетом У-ны. К местн б-там принадлежат обл., гор., районные., поселков
и сельск.
Кроме этого в 1 разд. определены общие правила составления и исполнения
бюджетов.
Во 2-ом разд. рассматриваются осн. виды доходов ГБ У-ны, републик. б-та,
обл., рай., гор., поселковых и сельских б-тов; рег-ие доходов б-та.
В 3-ем разд. - сущ-ть, классификация расходов ГБ У-ны, респ. б-та, местн. б-
тов, а также способы достижения сбалансированности разл. видов бюджетов в
бюдж. сис-ме, взаимоотношения б-тов с др. звеньями фин. сис-мы.
4-ый разд. - основы бюдж. процесса и общие принципы составления и
рассмотрения проектов бюджетов и их утверждение.
5-ый разд. - исполнение б-та. В этом разделе рассматривается кассовое
исполнение бюджетов, порядок принятия решений об уточнении б-та и об
использовании свободных бюдж. ср-в; исполнение ГБ У-ны, республик. б-та,
местных бюджетов, а также контроль за исполнением б-тов и испольх-е ср-в
внебюдж. ф-дов, опред-ся ответственность за нарушение законодат-ва о бюдж.
сис-ме, рассматрива вопросы отчета о выполн ГБ, республик. бюджета, и
местн. бюджетов, а также отчета о выполнении сводного б-та У-ны.
№55. Фондовый рынок, его сущность и назначение
Большинство пп-й самостоятельно взыскивают мат, трудовые и ден ресурсы на
различных видах рынков, через которые распр-ся подавл часть обществ
продукта, выраженного в натур-вещ либо в стоим форме. Это рынок реальных
активов (где продаются и покупаются матер ресурсы), рынок труда, фин рынки
(обеспечивают распр-ие ден ср-в между участниками эк отношений).
Т.к. на этих рынках реализ разл формы фин связей и отношений, то с этих
позиций различают такие фин рынки, как кредитный, ден, валютн, РЦБ
(фондовый), страховой и др.
РЦБ (фондовый рынок - ФР) охватывает как кредитные отношения, так и
отношения совладения, выражающиеся через выпуск спец документов (ценных
бумаг), кот имеют сосбств стоимость и могут продаваться, покупаться или
погашаться.
Струтктуру ФР Укр можно представить в виде след блоков:
1. Эмитенты (корпоратизируемые и
приватизируемые пп-я):
- юр лица - субъекты предприн деят
- гос-о(НБУ,Минфин,мес орг власти)
2. Инвесторы (граждане гос-ва, юр лица и институциональные инвесторы -
страх компании, пенсионные и инвестиционные фонды)
3. Специализированные органы по
учету, хранеию и расчетам по ЦБ:
- национальный депозитарий
- клиринговый банк
4. Гос органы, регулирующие РЦБ:
- гос комиссия по ЦБ и ФР
- Минфин и НБУ
- Мин экономики
- Фонд гос имущетсва
- Антимонопольный комитет
5. Фин посредники:
- торговцы ЦБ
- инвестиционные фонды
- банки и фондовые биржи
- страх компании
6. Саморегулирующиеся орг-ции
участников РЦБ :
- укр ассоциация торговцев ЦБ
- укр ассоциация доверит обществ, инвестиционных фондов и компаний
7. ЦБ (акции, облигации, казначейские обязательства, сберег сертификаты,
векселя, инвестиц серт-ты, сертиф-ты на компенсацию вкладов
населения,земельные сертификаты)
ЦБ предст собой фин документ, кот отражает связанные с ним имуществ права,
может самостоятельно обращаться на фин рынке и быть объектом купли-продажи
и иных сделок, а также служить источником получения доходов. Она явл
разновидностью ден капитала. Объекты сделок на РЦБ назыв инструментами РЦБ,
фондами или фондовыми ценностями.
№56. Классификация РЦБ
РЦБ (фондовый рынок - ФР) охватывает как кредитные отношения, так и
отношения совладения, выражающиеся через выпуск спец документов (ценных
бумаг), кот имеют сосбств стоимость и могут продаваться, покупаться или
погашаться.
РЦБ может быть условно разделен на отд сегменты (рынки в более узком
значении). Возможны след классиф-ии РЦБ по след осн признакам:
1) по эмитентам (гос-во, частный сектор, иностр субъекты); соответственно
все ЦБ могут быть условно отнесены к госуд-ым, частным или междунар-ым;
2) по эк природе ЦБ (ЦБ, выражающие отношения совладения - акции; ЦБ,
опосредствующие кредитные отношения - различные фрмы долговых обязательств:
облигации, казнач векселя и ноты; производные фонд ценности - обратимые обл-
ии, спец ЦБ банков, права и обязан-ти по опционным контрактам);
3) по связи ЦБ с их первичным размещением и последующим обращением
(первичные ЦБ - обеспечивают поступление фондовой ценности на рынок;
вторичные ЦБ - перепродажа уже поступившего на рынок инструмента другим
субъектам). Здесь выдел первичный и вторичный РЦБ;
4) по длительности периодов привлечения временно свободных ср-в. Выделяют
ден рынок (фин ср-ва привлекаются на срок до 1 года) и рынок капиталов, где
обращаются среднесрочные и долгоср ЦБ;
5) по способу выплаты доходов - ЦБ с фиксир доходом и ЦБ с изменяющимся
доходом;
6) по территориям, на которых обращаются ЦБ. Выделяют: регионалные
(местные), национальные и мировые (междунар) РЦБ;
7) по уровню риска, связанного с владением ЦБ.
Ввиду многообразия операций с фонд ценностями и многогранности функций, кот
выполняются разными участниками РЦБ, не представл возможным дать им единую,
исчерпывающую классиф-ию. Она может быть осуществлена, например, по след
признакам: 1) по характеру эк поведения участников рынка (гос-во, население
и коммерч орг-ции). Коммерч орг-ции делятся на нефинансовые и фин-ые
(коммерч банки, страх компании, инвестиционные и пенсионные фонды); 2) по
уровню профессионализма и видам деят-ти по ЦБ (профессион, имеющие
лицензию, и непроф-ые участ-ки РЦБ; 3) по отношению к гражданству
конкретной страны.
Следует отметить, что осн участниками РЦБ явл-ся:
- эмитенты ЦБ - юр и физ лица, кот от своего имени выпускают ЦБ с целью
получения фин результатов и обязуются исполнять обязанности, кот предусм
условиями их выпуска
- инвесторы - физ и юр лица, в т.ч. инвестиц фонды, доверит товарищества,
пенс фонды и страх компании, кот имеют своб ср-ва и желают вложить их в ЦБ
с целью получ доходов или прироста рын стоим ЦБ
- посредники - юр лица, деят-сть которых тесно связана с предоставлением
профессион услуг по размещению ЦБ, их купле-продаже
- гос-во, кот посредством принятия законодат актов и создания
соответствующих гос органов определяет условия правового регулирования деят-
ти фонд рынка с целью создания условий для его функционирования, защиты его
участников.
№57. Виды ЦБ, их характер-ка
В законе Укр “О ЦБ и фонд бирже” дается определение ЦБ как денежных
документов, кот удостоверяют право владения, либо долговые отношения,
определяю взаимоотношения между лицом, кот их выпустило и их собственником
и предусм выплату доходов в виде дивидендов либо %, а также возможность
передачи ден и иных прав, вытекающих из документов, другим лицам.
Все ЦБ делятся на три осн группы:
1) долевые ЦБ, по которым эмитент не несет обязанностей вернуть ср-ва,
инвестированные в его деят-сть, но кот свидельствуют об участиии в уставном
фонде, наделяют их владельцев правом на участие в управлении пр-вом и
получение части прибыли в виде дивид-ов и части имущ при ликвидац эмитента;
2) долговые ЦБ, по которым эмитент несет ответственность вернуть в назнач
срок ср-ва, инвестированные в его деят-сть или которые не наделяют их
владельцев правом на участие в управлении пр-вом;
3) производные ЦБ, мех-зм обрашения которых связан с долевыми, долговыми ЦБ
и др фин инструментами или правами относительно их.
В Укр выпускаются и обращаются след виды ЦБ: акции, облигации внутр республ-
их (гос-ых) и местных займов, облигации пп-й, казначейские обязат-ва пп-й,
сберег сертиф-ты, векселя, приватиз сертиф-ты, инвестиц сертиф-ты.
Акция предст собой ЦБ без установленного срока обращения, кот удостоверяет
долевое участие ее держателя в УФ АО, подтверждает членство в АО и дает
право ее собственнику на получение части прибыли в виде дивидендов, а также
в разделе имущ при ликвидации АО.
Облигация определяется как ЦБ, кот
удостоверяет внесение ее собственником ден ср-в и подтверждает обязат-во
возместить ему номин стоим-ть этой бумаги с выплатой фиксированного %.
Казнач обязат-ва - это вид ЦБ на предъявителя, кот размещ-ся исключительно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|