Финансы Украины (Шпаргалка)
Рассматривая функции фин менедж-та отметим, что они определяют формир-ие
структуры упраляющей с-мы. Различ два осн типа фин менедж-та: выполнение
функций объекта и субъекта упр-ия. К фуннкциям объекта упр-ия относ-ся:
организация ден оборота, снабжение фин средствами и инвестиц инструментами,
снабжение осн-ми и обор фондами, орган-ия фин работы и тд. Функции
субъекта упр-ия предс собой общий вид деят-ти, выражающей направление
осущест-ия воздействия на отношения людей в хоз процессе и в фин работе.
Речь идет о таких функциях как планирование, прогнозир, орган-ия, регул-ие,
стимул-ие и контроль.
Фин планир, как ф-ция упр-ия фин-ми охват весь комплекс меропр-ий как по
выработке плановых заданий, так и по воплощ их в жизнь.
Прогнозир в фин менедж-те - это разработка на длительн перспективу измен-ий
фин состояния объекта в целом и его различных частей.
Функция организации в фин менедж-те сводится к объед-ию людей, совместно
реализующих фин програму на базе опр правил и процедур.
Регул-ие в фин менедж-те - это воздействие на объект упр-ия, посредством
котрого достигается состояние фин устойсивости.
Координация в фин менедж-те - согласованность работ всех звеньев с-мы упр-
ия и специалистов. Коорд-ия обеспе единство отношений объекта и субъекта
упр-ия, аппарата упр-ия и отдельного работника.
Посредством стимулирования в фин менедж-те осущ-ся управление
распределением мат и духовных ценностей в зависим от кол-ва и качества
затраченого кажд работником труда.
Контроль в фин менедж-те сводится к проверке организации фин работы,
выполнения фин планов и т.п. Контроль предполагает анализ фин результатов.
Фин менеджмент должен базироваться на знании стандартн приемов упр-ия и на
умении быстро и правильно оценить конкр фин ситуацию и при помощи использ-
ия ф-ций фин менедж-та найти выход из этой ситуации (возможно,
единственный).
№11. Ф-ии фин-ов в обесп обществ воспроиз-ва
Фин-ы явл. инструментом стоимостн распр.; их специф назначение состоит в
том, чтобы распр. и перераспр. ст-ть ВВП, выраженную в ден форме между
разными субъектами хоз. и направлениями целевого исп.. Сущность ф-ов как
категории проявл-ся в конкр функциях фин-ов:
1. Распред-ая. Через эту ф-цию реал обществ назначение фин-ов - обесп-ие
каждого субъекта хоз. необход. ему фин. ресурсами, исп. в форме ден. фондов
спец. целевого назнач. Объектами действия этой ф-ции выступают ст-ть СОП и
НД. С пом распред.функции осущ. 1. первичное распр-ие СОП на c+v+m на ст-ть
возникающих ср-в пр-ва с, v,m. После первичн распр-ия СОП и в частности
перераспр-ия вновь созданной ст-ти. Такое перераспр. происх за счет
взымания налогов идуших в центр. ден фонды НД=m’+m+v, где m’идет в
гос.бюджет, m остается на пп v - частично перераспр за счет под. налога,
часть идет в гос и местн бюдж.
Кроме того за счет фин-ов осущ. перераспр-ие ден ср-в м/у различн отраслями
эк-и (произв и непроизв); внутри этих отраслей также осущ территор распр-ие
фин рес-ов. Речь идет о бюдж ассигнованиях, выделяемых в слаборазв. экон
районы.
Через фин-ы осущ возд. на все без исключ сферы общ. пр-ва. Сюда относится
возмещ стоим-и потр. ср-в пр-ва и образование доходов и фондов в различн
формах. Распред ф-ия фин-ов заключ и в том, что создаваем с пом фин-ов
внебюдж. фонды, бюдж. ресурсы, страх фонды позвол устранять отриц
последствия, возник вследствие диспропорций в развит отд отраслей эк-и.
Распр ф-ция фин закл и в том, что с ее пом осущ дифференц фин доходов нас-
я. В усл рынка дифф наглядно проявл в том, что уже обозначились довольно
разл соц группы насел. В этом нюансе проявл-ся и философия и политика фин-
ов. Хотя фин-ы и явл-ся элем-ом базиса, они связаны с элементами надстройки
с проведением опред политикии гос.
2. Контрольная.Основу контр ф-ции фин сост движение ден рес, происход как в
фондовой и во внефондовой формах. Контр ф-ция осущ в проц форм, распр-ия и
исп разл видов ден. фондов. Их форм-ие, фин контроль осущ в проц взыман
разл видов налогов и налог платежей, мобил-ии др источников доходов,
определении налогообл. базы, установление сроков поступлен доходов. При
расход-ии фондов фин контроль обесп оценку эфф. исп-ия ср-в, а также их
соответсивие целевому назнач-ию, особенно в обл бюджета. Важно отметить,
что фин контроль также осущ за пр-ом, распред и потребл СОП и его
важнейшего компонента НД, а также за соблюдением конкр пропорций, складыв-
ся в проц перераспр-ия НД. Инструментов реализ-ии контр ф-ции выступает фин
информ-ия, кот отраж-ся в фин показателях, имеющихся в бухг., статистич и
оперативной отчетности. Хотя фин. показатели явл разновидностью стоимостных
показателей, их особенность закл. в том, что им присущ синтетический
характер, отражение различных сторон хозяйственной деятельности предпр,
орагнизации. С контрольной функцией напрямую связано понятие фин.
дисциплины.
№11 (продолжение)
3. Функция обесп. сущ гос-ва ставит своей задачей создание мат.-фин. базы
функц. гос-ва, а именно содержание аппарата управления страной,
президентской власти, законодательнй и исполнительной власти,
правоохранительных и там. органов, налоговых служб, т.е. содержание тех
стр-р, без которых не представляется выполнения гос. своих политич, экон и
соц. функций. Эта функц. осущ. за счет гос. бюджета, где на эти цели
приходится от 6,5 до 9,5% в зависимости от того или иного года. Важное
значение имеет также фин-ние ВЭД Укр: соедржание за счет бюдж. дипломат.
представительтств Украины, взносы в межд. организации , членом которых
является Украина и т.д. На этих цели гос-во трати т от 3 до 7% расходов
гос. бюдж.
4. Социальная ф-я фин. наибеолееярко проявляется в совр условиях, в период
перехода к рын. экон. Сейчас появилась принц. новая группа расходов. гос.
бюджета - соц. защита населения, соц. обеспечение. Однако соц. ф-я фин.
сводится не только к поддержке малообесп слоев населения, но и к содержанию
учреждений непр. сферы.
№31. Контроль за исполнением бюджета и его значение.
Контроль за исполнением бюджета осущ-ся соответственно Верх советом Укр,
Верх советом респ Крым, местными советами народных депутатов, которые
самостоятельно определяют организацион формы осущест-ия такого контроля.
Органами гос исполнит власти и исполнит органами местных советов народных
депутатов вместе с органами Минфина Укр осущ-ся контроль за состоянием
поступления доходов в соответствующий бюджет, средств внебюдж фондов и
правильным использ-ем пп-ми, учрежд-ми и орган-ми выделенных им бюдж
ассигнований, средств внебюдж фондов.
Органы гос исполнит власти и исполнит органы местных советов народных
депутатов высшего уровня осуществл надзор за ходом исполнения бюджета,
исходя их требований действующего законодат-ва, решений органов гос
исполнит власти высшего уровня, принятых в рамках их компетенции.в случае,
если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территор уровня не использ-
ся в установл срок или использ-ся не по целевому назначению, субсидирование
прекращается, а выделенные ср-ва подлежат возврату в бюджет, из которого
они были получены.
Минфин Укр несет персональную ответственность перед Верх советом Укр за
соблюдение закона “О госбюджете Укр”. Минфин Укр обязан немедленно
информировать Верх совет Укр о всех случаях нарушения органами гос исполнит
власти исключительного права Верх совета устанавливать налоги и определять
законность использ-ия бюдж средств.
№12. Сущность фин политики
В любом цивилиз обществе правит-во использует фин отн-ия для достижения
определ целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи фин
политика выступает активным орудием воздействия гос-ва как на эк интересы
разл-ых слоев нас, так и общества в целом.
Сущность фин политики состоит в разработке научно обоснованных концепций
развития фин-ов, определнии осн направлений и способов исп-ия фин-ов на
длительную перспективу и на текущ период с учетом целей эк и соц политики
гос-ва, междунар факторов обществ развития, возможностей увеличения фин рес-
ов страны, а также в осуществлении практич действий, направл на достижение
конкр целей.
Фин политика не представляется без присущих ей противоречий или конфл
ситуаций. На гос уровне такое противоречие возник при разработке и
построении госбюджета. Ведь для расширенного общес воспроиз-ва необх
увеличение хоз расходов, которые ограничены объемом доходов бюджета. Здесь
возникает противоречие при форм-ии доходной и расходной статей бюджета, кот
проявляется в том, что увеличение расходов регул-ся лимитируемыми объемами
налоговых поступлений. Задача успешной фин политики состоит в том, чтобы
реально учитывать возникшие противоречия и находить границы и способы их
разрешения.
№13. Страт и тактика в фин полит
В завис от длительн периода и характера решаем задач фин политика подразд
на фин стратег и тактику.
Фин стратегия это долговрем курс фин политики, расчитанный на длит
перспективу решения крупномасшт задач, определяемых эк и соц стратегией
правит-ва. Здесь прогноз-ся осн тенденции развития фин-ов, опр-ся факторы,
оказывающие решающее влияние на это развитие, формир-ся концепции исп-ия
фин-в,
обосн-ся принципы оранизации фин отн-ий, произв-ся выбор долговрем целей,
разраб целей фин программ.
Фин тактика связана с решением конкр задач, стоящих на определенном этапе
развития общества и реализ-ся путем своевременного изменения фин отношений,
маневрирования фин ресурсами, перегруппировкой ден средств. Решающую роль в
фин стратегии при преодолении фин-го и эк кризиса в Укр играет бюджетный
процесс. Речь идет о том, чтобы в законе “О бюдж системе Укр” более четко
выразить отношения между гос-ом и местными бюджетами в части распределения
и перераспределения налогов и других платежей.
№14. Цель фин политики в Укр
Целью фин политики явл-ся наиболее полная мобилизация фин рес-ов страны,
необх для удовлетв постоянно растущих потребностей общества. Сюда относятся
политика инвестирования, развития инновац процессов, поддержание и развитие
пр-ва важнейших отраслей промышл-ти и пп-й, политика взаимоотношений пп-й с
бюджетом, установление рацион форм изъятия чатис прибыли или дохода в
пользу гос-ва или местных органов госуправления. Фин политика носит
многовариантн характер. Для принятия конкр решений в части фин стратегии
или фин тактики прораб-ся несколько вариантов возможных ситуаций. Затем
отбираются наиболее приемлимые из них, проводится гос или научная
экспертиза и лишь затем принимается окончат вариант, утвержд прав-ом страны
или Верх сов-ом Укр
Положения, изложенные в докладах президента, а также исслед-ия ученых, напр
на системную структуризацию проблем, позвол выделить след направления фин
политики Укр на совр этапе:
- эк стимулирование пр-ва
- сдерживание инфляц процессов
- ограничен кредитной и ден эмисси
- осн напр-ия расход-ия госбюджета
- стимулирование бюдж поступл-ий
№15.Эк стим-ие пр-ва как составн часть фин политики на совр этапе
Для эк стимулир пр-ва необходимо решить комплекс проблем, в т.ч. укреплять
фин положение пп-й, стабилизировать уровень потребления населения,
осуществить институционное изменение и др. На уровне антикризисных
стратегий наивысший потенциальный вклад в преодолении эк, соц и фин-го
кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что более чем на 17% превышает
потенциал стратегии сдерживания инфляции. Стратегию стимул-ия пр-ва можно
разделить на структурную перестройку, институц изменения в эконономике,
укрепл фин положения пп-й, стабилизацию уровня потребления населения,
усиление организац форм гос регул-ия экономики.
Ощутимое доминирование стратегии эк стим-ия пр-ва обуславл высокую
сравнительную важность ее политик. Так, для макроэкон специализ-ии важными
политиками стимул-ия пр-ва явл-ся: структурная перестройка (потенциал
17,3%), институц измен-ия в экономике (потенц 15,1 %), укрепление фин
положения пп-й в Укр(потенц 12,3%).
В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют:
целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром
политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В
общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными
мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на
энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных
изменений и стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также
имеет укрепление фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении
которого в перспективе будет иметь приватиз-ия гос пп-й.
№16.Сдерж инфляц проц как сост часть фин полит на совр этапе
В сдерживании инфляц процессов, как страгтегии фин политики, должны быть
использованы виды политик, обеспеч регул-ие расходной части бюджета,
совершен-ие формир-ия доходной части, стабилиз-ию торгового баланса и
валютн курса.
На уровне антикризисных стратегий наивысший потенциальный вклад в
преодолении эк, соц и фин-го кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что
более чем на 17% превышает потенциал стратегии сдерживания инфляции. Но
возможности стратегии сдерж инфл-ии полностью не использ-ся (где-то на
27%). Стратегия сдерж инфляции делится на ограничения кредитной и ден
эмиссии, регул-ие расходов бюджета, стимул-ие поступлений в госбюджет,
стабилиз-ию торгового баланса, стабилиз-ию валютного курса.
В наст время наиболее весомый вклад в решение проблемы преодоления фин-эк
кризиса обеспеч: структурная перестройка (4,5%), регул-ие расходов бюджета
(4,2%), а также ограничение кредитной и ден эмиссии (4,1%).
В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют:
целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром
политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В
общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными
мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на
энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных
изменений и стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также
имеет укрепление фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении
которого в перспективе будет иметь приватиз-ия гос пп-й.
№17 (продолжение)
министерств. На уровне рагиона этим заним фин управл, кот имеет опре стр-
ру: Каб.Мин 1. фин. управл автон. городов. а) райотделы. 2. мин. фин. а)
фин управл облисп б) горфинотдел в) райфинотдел г)сельск фин отдел.3. Мин.
фин АРК.
В рассмотр. стр-ре важнейшее место занимают горфинотделы. Ведущим звеном в
с-ме управления явл. Минфин в составе кот. выделяется целый ряд управлений,
в т.ч. бюдж. управление кредитами и ЦБ, отдельно выделяется Казначейство,
есть управл финанс. соц сферы, науки, управл методологии бухг. учета и
отчетности, упр-е нал. службы и др. Гос. нал служба характ значит
изменениями, направленными на повышение действенности гос упр-я.
№17. Управление фин-ми в Укр
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного
воздействия на обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важн
областью управленч деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин.
фин) посредством приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции.
Искусство упр-ия сост в выборе наиболее эффект метода из числа имеющихся
или создании условий для рац исп-ия применяем методов с целью быстр.
решения поставленной цели.
Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и
субъекты управления. Объектом управления явл. различн виды фин. отнош-ий, а
субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. В Укр выдел 3 группы
объектов управ: фин-ы пп-я, гос ф-ы, страх комп. К субъектам упр-ия
относят: фин. службы пп-я, страх органы, фин. органы и налог. инспекции.
Субъекты управл функц. в каждом звене и в каждой сфере фин. отн-ий. Совок.
всех орган. стр-р осущ. упр-ие финанс. назыв фин аппаратом. Выделяют
несколько методов или приемов осущ упр-ия:1)фин планир 2)операт упр-е 3)фин
контроль. Управл решения в процессе план. приним. на основе анализа фин.
информации, кот. должна быть полной и достоверной. Фин. планир - это совок-
ть мер по составлению и исполнению форм-ия и исп. ден. ср-в и накоплений.
Фин планир пп-я явл сост частью бизнесс-плана и позвол достигать единство
м/у произв. и фин. ресурсами, а также вызывать возможности для пополнения
фин рес-ов. Планир в масштабах н/х включ в себя прежде всего бюджетное
как основное звено фин. планирования. Оперативное управл предст. собой
комплекс мер, разработанных на основе опер. анализа фин. ситуаций и
достигающих цели получения мах фин. эффекта при мин. затратах с пом.
оперативного перераспределения фин. рес. Сущность опер. планирования - это
фин. маневриров. Контроль как элемент управления присутств. и в операт
планиров и в управл.
Фин контроль дает возможным сопоставлять получ фин. рез-ты с планир. и
оперативно осущ корректировку фин. решений в каждый конкр момент времени.
Различ стратегич и оперативное фин. упр-ие. Стратег. или общее управл.
связано с разработками, касающимися прогноз. фин. ср-в в масштабах н/х и их
эф-го исп. в макроэк. аспекте.
Оперативное - это управл на микроуровне,осущ. всеми подраздел управл фин
с-мы. Управление в совр усл-х требует более широкого исп. тех методов,
которые сейчас исп. достаточно слабо, напр. метод маневрирования фин.
ресрсами, метод широкого исп. фин. рынков, метод прогноз. фин. реш.
В соотв с принимаемой Конст общее управл. фин-ми в Укр. возложено на
высшие органы гос власти - ВС, аппарат През и правит-во. Операт
финуправление осущ фин. аппарат (Минфин), с пом. которого правит, 1.
располагает информ. о сост фин дел в том иил ином звене н/х, 2. через этот
аппарат осущ работы по планированию, учету, анализу и контролю, по
составлению и исполнению фин. планов. Фин управл на предпр. осущ спец.
фин. отделами на уровне министерст, также фин. отделми или управлениями
этих
№18. Бюджет как эк категория в системе стоимостных категорий
В системе централиз фин-ов вед роль отводится госбюджету. Бюджет как эк
категория предст собой сложную систему соц-эк отношений, развивающихся в
обществе в проц формирования, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов,
создаваемых на разл уровнях управления н/х и предназначенных для
обслуживания общес потребностей.
Необходимость форм-ия централиз фондов (госбюджета) обусл прежде всего
потребностями, возникающими у гос-ва в связи с выполнением своих эк-их,
полит-их, национальных, экологических, внешнеэк-их и др ф-ций. Фин
обслуживание произв и непроизв сфер экономики, в создании определ пропорций
общес развития, содержание аппарата управления, налоговых, судебных и
правоохр органов, нац гвардии предусм выделение необх фин ресурсов. Все
перечисленные расходы производятся за счет средств госбюджета. Фин
отношения, возникающие у гос-ва с пп-ми, учреждениями и населением в целом
наз-ся бюджетными. Им присущ объект характер, т.к. исторически и логически
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|