рефераты скачать

МЕНЮ


Антиинфляционное регулирование

80-х годов.1

Таким образом, отвергнув кейнсианские идеи о дефицитном бюджетном

стимулировании, теоретики «экономики предложения», по сути, используют их,

но в другом качестве — не как активный инструмент стимулирования экономики,

а как результат подобного стимулирования.

Виды стабилизационных программ

На основе различных теорий возникли два основных варианта

антиинфляционных стабилизационных программ — ортодоксальная и

гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная

исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных

факторов; гетеродоксальная — факторов неденежного характера инфляции

издержек. Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное

включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении

роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной

денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на

внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности

государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и

поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с

реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет

монетаристский характер. Один из ее примеров — известная программа

Международного Валютного Фонда (МВФ), принятая в России как основа ее

перехода к рыночной экономике.4

Гетеродоксальная программа

Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее

воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание

роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения

высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое

стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и

производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким

образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

«Гетеродоксальные» стабилизационные программы — это те программы,

которые наряду со стандартными монетарными и фискальными мерами

предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы.

Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает

значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее

самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных

контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других

механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен

на основе прошлой инфляции.

Из гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и

жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания

высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции

использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому

спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. Даже после того, как обменный

курс зафиксирован, внутренние цены могут продолжать расти, приводя к

резкому падению прибылей экспортного сектора экономики. Сторонники

гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика

доходов, т.е. некая форма контроля над заработной платой и ценами, должна

быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность,

отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто

один только контроль над заработной платой и ценами достаточен для

обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные

ограничения не играют никакой роли.

Апологеты гетеродоксальных шоковых программ считают, что необходимо

установить для разрушения инфляционной инерции скоординированные потолки

заработной платы и цен в начале стабилизационного процесса. В случае удачи

легко увидеть преимущества данной политики. Она может преодолеть как

инерцию, так и инфляционные ожидания людей, и это вызывает доверие к

программе. Более того, так можно весьма быстро свести инфляцию до очень

низкого уровня.

Тем не менее, гетеродоксальные стабилизационные программы обладают

рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной

платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция

незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль

над ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть

трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать

такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может

быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима

контроля, могут заранее «раздуть» свои цены даже на несколько сот

процентов. В-четвертых, контроль может оказывать «наркотическое

воздействие», приучая политиков к мысли, что инфляция может быть

остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих

изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль

может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что

способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться

трудноустранимым. Должно ли это устранение быть постепенным или

одномоментным процессом?

Опыт Латинской Америки и Израиля дает ряд уроков использования

гетеродоксальных методов. В Аргентине, Бразилии и Перу все три

гетеродоксальные программы потерпели неудачу — план «Аустрал» в Аргентине в

1985 г., план «Крузадо» в Бразилии в 1986 г. и план «Инти» в Перу в 1985 г.

В этих случаях инфляция снижалась только на несколько месяцев и затем

возобновлялась с новой силой. Напротив, в Израиле и Мексике

гетеродоксальные методы были применены явно с большим успехом. Обеим

странам после того, как темпы инфляции достигли трехзначных цифр (хотя и не

гиперинфляционных), удалось достичь продолжительной стабилизации.

Примечательно, что в Боливии значительно более высокая инфляция была

прекращена без применения каких-либо гетеродоксальных мер. Боливийское

правительство в начале стабилизационной программы освободило все цены

вместо их фиксации. Наиболее существенным различием между ситуациями, в

которых стабилизация была успешной (в Боливии, Израиле и Мексике), и тремя

потерпевшими неудачу гетеродоксальными экспериментами являлся контроль над

бюджетом. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного

бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на

несколько месяцев.7

Из этого опыта можно сделать несколько выводов. Во-первых, для успешной

стабилизации абсолютно необходима серьезная корректировка бюджета. Во-

вторых, один лишь контроль над заработной платой и ценами недостаточен для

прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов

относительно применения контроля над заработной платой и ценами в

дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. На самом деле мы не знаем,

были ли издержки стабилизации в Израиле и Мексике снижены путем введения

контроля над заработной платой и ценами или эти издержки в Боливии возросли

в результате использования ортодоксальных методов. Весьма вероятно, что в

стране, переживающей подлинную гиперинфляцию, как в Боливии, инфляционная

инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль над ценами и заработной

платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже, как это было в Израиле и

Мексике, инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы

осуществлять дополнительный контроль над ценами и заработной платой.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

С начала 1992 г. проблемы высокой инфляции и мер борьбы с ней

выдвигаются в экономической политике России на первое место. Вызвано это

тем резким повышением цен, которое произошло вследствие их либерализации.

Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода

от прежней огосударствленной командно-директивной к новой рыночной

экономике.4 Рынок в России находится в фазе становления, экономика только

начинает функционировать по законам рынка и рыночные регуляторы

народнохозяйственных пропорций работают ещё плохо. Это вызывает

необходимость сочетания рыночного антиинфляционного регулирования с

государственным.5

Выбор мер борьбы с инфляцией и их результативность неразрывно связаны с

ключевыми вопросами путей и направлений указанного перехода.

Два подхода

Можно выделить два принципиально различных подхода к решению данной

проблемы в нашей стране. Первый связан с последовательным проведением в

жизнь ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации МВФ.

Именно этот подход довлеет с начала 1992 г. в государственной экономической

политике: его правомерность активно обосновывают и защищают многие

отечественные экономисты (хотя в настоящее время их ряды заметно поредели

по сравнению с прошлыми годами). Их доводы не отличаются оригинальностью и,

как правило, сводятся к повторению азов монетаристской теории, включая

отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. Как отмечалось выше, монетаристы

трактуют инфляцию как чисто денежное явление; поэтому и меры борьбы с ней

сосредоточиваются на мерах так называемой финансовой стабилизации. Сюда в

первую очередь на макроэкономическом уровне относятся минимизация или даже

ликвидация дефицита госбюджета и проведение жесткой ограничительной

кредитно-денежной политики при сохранении плавающего (а точнее,

применительно к России, как это отмечалось длительное время, снижающегося)

курса обмена рубля на доллары и другую твердую валюту в рамках так

называемой внутренней (т. е. ограниченной) его конвертируемости. По мнению

сторонников этой позиции, проведение таких мер уже привело к отмеченному

выше замедлению инфляции в стране; соответственно дальнейшее жесткое и

последовательное осуществление указанных мер должно в конце концов

перевести чрезмерно высокую инфляцию если не на ползучий, то хотя бы на

приемлемый умеренно галопирующий уровень. Жесткость и последовательность

понимаются, в частности, как максимально возможный отказ от тех

гетеродоксальных мер, которые иногда применялись параллельно с чисто

ортодоксально-монетаристскими (кредитная поддержка некоторых отраслей или

производств; государственные ограничения во внешнеэкономической сфере;

сдерживание роста цен на отдельные товары и услуги, например, на

энергоресурсы, квартирную плату и некоторые другие).

По мнению сторонников монетаристского подхода, преодоление высокой

инфляции должно сформировать благоприятную основу для экономического

возрождения России; неминуемо произойдет не только стабилизация, но и

оживление, и подъем производства и всей экономической деятельности. В

качестве решающих факторов подобных радужных перспектив называются два —

обязательное с точки зрения монетаристски-неоклассического подхода стихийно

саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление

притока в страну иностранных, прежде всего частных, инвестиций.

Другой подход в оценке мер борьбы с высокой инфляцией и вообще

перспектив развития российской экономики принципиально отличен от

описанного выше радикально-монетаристского; в последнее время его часто

называют «производственно-экономическим» или «воспроизводственным». Он

предусматривает и обосновывает необходимость использования не только

монетаристских, но и определенных достаточно жестких гетеродоксальных мер,

рекомендуемых немонетаристскими теориями (кейнсианством, «структурной

инфляцией», «экономикой предложения») или же просто вытекающих из здравого

смысла. Напомним, что именно подобные меры, как показано в предшествующем

разделе, сыграли весьма плодотворную роль в преодолении высокой инфляции в

западных странах.

Остановимся на основных положениях немонетаристского подхода. Прежде

всего отвергается чисто денежная трактовка инфляции в России. Она сочетает

в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек. Причем

влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли, что

достаточно отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от

роста цен». Более того, и в факторах инфляции издержек влияние тех из них,

которые более легко регулируются монетаристскими ограничениями, также не

довлеет. Это, например, относится к действию спирали «заработная плата —

цены», которое очень слабо проявляется (если проявляется вообще) в нашей

ситуации. Ведь основное ее действие — более быстрое повышение заработной

платы по сравнению с ростом цен, а в современных условиях, наоборот,

увеличение заработной платы заметно отстает от повышения цен. (В то же

время в инфляции издержек довлеют мощные и в значительной мере уникальные

факторы, слабо поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских

ограничений,— давление быстрорастущих цен на энерго- и другие сырьевые

ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого

хозяйственного пространства в огромной России; сверхмонополизированный

характер российской экономики, препятствующий быстрому и легкому

возникновению хотя бы относительно конкурентной среды; серьезные

структурные диспропорции в экономике, особенно преобладание тяжелой

промышленности; разрыв хозяйственных связей, обусловленный распадом СССР и

ликвидацией СЭВа, разрыв этих связей и в рамках самой России; полное

отсутствие каких-либо рыночных отношений или секторов до начала «шоковой

терапии»; суровые климатические условия на значительной части территории

России; отсутствие социально-политической стабильности; огромные

возможности по вывозу материальных и валютных ресурсов в дальнее и ближнее

зарубежье (проблемы так называемых прозрачных границ и легкости и

выгодности вывоза валютных капиталов за рубеж), что неминуемо оголяет

товарные и финансовые рынки страны, и др.

Именно эти особенности России и ставят под сомнение идею о возможности

преодоления высокой инфляции с помощью одних лишь ортодоксально-

монетаристских методов, рекомендуемых МВФ. Во всяком случае, к настоящему

времени достигнутые «успехи» в борьбе с инфляцией выглядят достаточно

скромными, особенно при учете вызванных ею социально-экономических

последствий и некоторых других сопутствующих обстоятельств.

Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика ведет не к

подавлению или сдерживанию воздействия мощных факторов инфляции издержек, а

лишь к острой нехватке платежных средств в стране, что обусловливает

кризисное сокращение производства и другие отрицательные явления (вроде

пресловутых неплатежей заработной платы). Иначе говоря, обеспечиваемое

таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства

(что в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции).

Но предположим, что ценой всенарастающих социально-экономических

издержек будет-таки путем монетаристских ограничений преодолена высокая

инфляция (т. е. переведена хотя бы на умеренно галопирующий уровень). Есть

серьезные основания полагать, что упования отечественных монетаристов на

последующее оживление и развитие производства на основе действия «невидимой

руки» рынка и притока иностранных капиталов окажутся иллюзорными. Опыт тех

же западных стран (в частности, глубокого экономического кризиса 1929—1933

гг. и последующей депрессии) свидетельствует, что одних мер финансовой

стабилизации и преодоления высокой инфляции (или вообще отсутствие

последней), как правило, недостаточно для стихийного возрождения даже

рыночной экономики. Практически все страны были вынуждены для преодоления

этого кризиса и депрессии, несмотря на отсутствие инфляции, использовать,

хотя и в различной форме, мощное государственное регулирование,

направленное прежде на оживление и подъем производства. Именно на базе

этого опыта возникло кейнсианство. В качестве примера можно привести и

азиатские страны, достигшие за послевоенные годы впечатляющих экономических

успехов,— Японию, Китай, Южную Корею. Во всех из них использовалось мощное

экономическое государственное регулирование, характер которого менялся в

зависимости от конкретных условий. Поэтому совершенно непонятно, почему

преодоление высокой инфляции в России вопреки всему мировому опыту должно

будет само по себе, на основе действия только стихийных рыночных сил,

вызвать экономический рост. Несомненно, что без мощного экономического

регулирования государства, и прежде всего активной промышленной политики и

стимулирования необходимых структурных преобразований в экономике, ожидать

экономического возрождения страны не приходится.

В отношении же обоснованности надежд на широкий приток частного

иностранного капитала в Россию тоже возникают серьезные сомнения (за

исключением отдельных сырьевых отраслей). Общеизвестно, что существуют два

условия, необходимые для широкого привлечения частного иностранного

капитала в любую страну — социально-политическая стабильность (независимо

от характера правящего режима) и устойчивое экономическое развитие. В

России подобных условий нет, поэтому во всех зарубежных оценках

привлекательности различных стран для иностранных инвесторов она занимает

одно из последних мест.4

Таким образом, анализ мирового опыта и экономической ситуации в России

свидетельствуют, что для сдерживания инфляции не за счет снижения

производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема

необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой использовать с учетом

нашей специфики и гетеродоксально-немонетаристские меры с целью

восстановления управляемости экономики. Наиболее существенное значение, на

наш взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в

послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского

образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, —

восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и

государственное регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или

в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и

социальное значение (энергоресурсов, транспортных тарифов,

сельскохозяйственной продукции и др.).

Основные задачи в борьбе с российской инфляцией сегодня

Первоочередная задача в борьбе с инфляцией — преодоление экономического

спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной

макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания

диспропорций общественного воспроизводства.

Специфика российской инфляции заключается в том, что она своими корнями

уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования.

Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных фактора:

технологическая отсталость и монополизм.

Технологическую отсталость необходимо уравновесить так, чтобы основная

масса предприятий (за исключением заведомо несостоятельных или ненужных)

обладала приемлемой рентабельностью. Тогда стимулы к постоянному увеличению

цен будут ослаблены или полностью исчезнут, инфляция пойдёт на убыль при

одновременном росте производства. Это можно сделать с помощью изменения

налоговой и дотационной политики.

Необходима эффективная и регулируемая государством инвестиционная

политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных

инвестиций при условии защиты национального производства.

Государству нужно соблюдать лимиты внешних заимствований и

предоставления российских кредитов иностранным государствам и международным

организациям. Нельзя брать больше, чем надо платить по прежним кредитам.

В условиях раскручивания инфляционной спирали заработной платы и цен

важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика

доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора

налогов.2

Активна роль банков в инфляционном процессе. ЦБР должен обладать

статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую задачу —

стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета

и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять эффективное

регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых

институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование

порядка установления официального курса рубля Центральным банком.5

На антиинфляционную политику влияют и коммерческие банки. Необходимо

ограничение кредитной экспансии, увеличение инвестиций в производство,

работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика перевода

капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также имеет

значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских операций.

Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего все

сферы рыночной экономики России: о Центральном банке, акционерных

обществах, фондовом рынке и т. п.5

Любое антиинфляционное регулирование обречено на провал, если

государство не в состоянии противостоять теневой экономике, которая

контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой экономикой и

коррупцией государственных чиновников, а также укрепление государственной и

политической стабильности.

Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных

последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение

жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном подходе

и ответственности за проведение её в жизнь.

Использованная литература

1. Долан, Линдсей. Макроэкономика. — СПб. , 1994.

2. Красавина Л. Н. , Баранова Е. П. Антиинфляционная политика и стратегия

экономического роста. // Деньги и кредит. — 1999. — №1.

3. Мэнкью, Н. Грегори. Макроэкономика. — М. , 1994.

4. Никитин С. Инфляция и возможности её преодоления. // Экономист. —

1995. — №8.

5. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России. // Деньги и

кредит. — 1995. — №1.

6. Пугачёв В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной политики. //

Экономист. — 1996. — №5.

7 Сакс Дж. Д. , Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. ,

1996.

8. Шишов А. Л. Макроэкономика; Учебник. — М. , 1997.

9. Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.

Инфляция и её виды. Управление инфляцией 1

Теория и практика антиинфляционной политики на Западе 2

Взгляды структуралистов 7

Меры борьбы с инфляцией 8

Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции 8

Контроль и управление спросом 9

Контроль над заработной платой и ценами 10

Индексация 12

Изменение режима экономической политики 13

«Валютный коридор» 15

Кредитно-денежная политика 15

Денежная реформа: введение новой денежной единицы 16

Смягчение внешнего бюджетного ограничения 17

Проблема доверия 17

«Концепция предложения» 18

Виды стабилизационных программ 22

Гетеродоксальная программа 23

Инфляция и антиинфляционная политика в России 25

Два подхода 26

Основные задачи в борьбе с российской инфляцией сегодня 29

Использованная литература 31

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.