Антиинфляционное регулирование
80-х годов.1
Таким образом, отвергнув кейнсианские идеи о дефицитном бюджетном
стимулировании, теоретики «экономики предложения», по сути, используют их,
но в другом качестве — не как активный инструмент стимулирования экономики,
а как результат подобного стимулирования.
Виды стабилизационных программ
На основе различных теорий возникли два основных варианта
антиинфляционных стабилизационных программ — ортодоксальная и
гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная
исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных
факторов; гетеродоксальная — факторов неденежного характера инфляции
издержек. Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное
включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении
роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной
денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на
внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности
государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и
поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с
реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет
монетаристский характер. Один из ее примеров — известная программа
Международного Валютного Фонда (МВФ), принятая в России как основа ее
перехода к рыночной экономике.4
Гетеродоксальная программа
Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее
воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание
роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения
высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое
стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и
производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким
образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.
«Гетеродоксальные» стабилизационные программы — это те программы,
которые наряду со стандартными монетарными и фискальными мерами
предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы.
Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает
значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее
самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных
контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других
механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен
на основе прошлой инфляции.
Из гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и
жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания
высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции
использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому
спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. Даже после того, как обменный
курс зафиксирован, внутренние цены могут продолжать расти, приводя к
резкому падению прибылей экспортного сектора экономики. Сторонники
гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика
доходов, т.е. некая форма контроля над заработной платой и ценами, должна
быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность,
отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто
один только контроль над заработной платой и ценами достаточен для
обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные
ограничения не играют никакой роли.
Апологеты гетеродоксальных шоковых программ считают, что необходимо
установить для разрушения инфляционной инерции скоординированные потолки
заработной платы и цен в начале стабилизационного процесса. В случае удачи
легко увидеть преимущества данной политики. Она может преодолеть как
инерцию, так и инфляционные ожидания людей, и это вызывает доверие к
программе. Более того, так можно весьма быстро свести инфляцию до очень
низкого уровня.
Тем не менее, гетеродоксальные стабилизационные программы обладают
рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной
платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция
незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль
над ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть
трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать
такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может
быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима
контроля, могут заранее «раздуть» свои цены даже на несколько сот
процентов. В-четвертых, контроль может оказывать «наркотическое
воздействие», приучая политиков к мысли, что инфляция может быть
остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих
изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль
может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что
способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться
трудноустранимым. Должно ли это устранение быть постепенным или
одномоментным процессом?
Опыт Латинской Америки и Израиля дает ряд уроков использования
гетеродоксальных методов. В Аргентине, Бразилии и Перу все три
гетеродоксальные программы потерпели неудачу — план «Аустрал» в Аргентине в
1985 г., план «Крузадо» в Бразилии в 1986 г. и план «Инти» в Перу в 1985 г.
В этих случаях инфляция снижалась только на несколько месяцев и затем
возобновлялась с новой силой. Напротив, в Израиле и Мексике
гетеродоксальные методы были применены явно с большим успехом. Обеим
странам после того, как темпы инфляции достигли трехзначных цифр (хотя и не
гиперинфляционных), удалось достичь продолжительной стабилизации.
Примечательно, что в Боливии значительно более высокая инфляция была
прекращена без применения каких-либо гетеродоксальных мер. Боливийское
правительство в начале стабилизационной программы освободило все цены
вместо их фиксации. Наиболее существенным различием между ситуациями, в
которых стабилизация была успешной (в Боливии, Израиле и Мексике), и тремя
потерпевшими неудачу гетеродоксальными экспериментами являлся контроль над
бюджетом. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного
бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на
несколько месяцев.7
Из этого опыта можно сделать несколько выводов. Во-первых, для успешной
стабилизации абсолютно необходима серьезная корректировка бюджета. Во-
вторых, один лишь контроль над заработной платой и ценами недостаточен для
прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов
относительно применения контроля над заработной платой и ценами в
дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. На самом деле мы не знаем,
были ли издержки стабилизации в Израиле и Мексике снижены путем введения
контроля над заработной платой и ценами или эти издержки в Боливии возросли
в результате использования ортодоксальных методов. Весьма вероятно, что в
стране, переживающей подлинную гиперинфляцию, как в Боливии, инфляционная
инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль над ценами и заработной
платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже, как это было в Израиле и
Мексике, инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы
осуществлять дополнительный контроль над ценами и заработной платой.
Инфляция и антиинфляционная политика в России
С начала 1992 г. проблемы высокой инфляции и мер борьбы с ней
выдвигаются в экономической политике России на первое место. Вызвано это
тем резким повышением цен, которое произошло вследствие их либерализации.
Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода
от прежней огосударствленной командно-директивной к новой рыночной
экономике.4 Рынок в России находится в фазе становления, экономика только
начинает функционировать по законам рынка и рыночные регуляторы
народнохозяйственных пропорций работают ещё плохо. Это вызывает
необходимость сочетания рыночного антиинфляционного регулирования с
государственным.5
Выбор мер борьбы с инфляцией и их результативность неразрывно связаны с
ключевыми вопросами путей и направлений указанного перехода.
Два подхода
Можно выделить два принципиально различных подхода к решению данной
проблемы в нашей стране. Первый связан с последовательным проведением в
жизнь ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации МВФ.
Именно этот подход довлеет с начала 1992 г. в государственной экономической
политике: его правомерность активно обосновывают и защищают многие
отечественные экономисты (хотя в настоящее время их ряды заметно поредели
по сравнению с прошлыми годами). Их доводы не отличаются оригинальностью и,
как правило, сводятся к повторению азов монетаристской теории, включая
отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. Как отмечалось выше, монетаристы
трактуют инфляцию как чисто денежное явление; поэтому и меры борьбы с ней
сосредоточиваются на мерах так называемой финансовой стабилизации. Сюда в
первую очередь на макроэкономическом уровне относятся минимизация или даже
ликвидация дефицита госбюджета и проведение жесткой ограничительной
кредитно-денежной политики при сохранении плавающего (а точнее,
применительно к России, как это отмечалось длительное время, снижающегося)
курса обмена рубля на доллары и другую твердую валюту в рамках так
называемой внутренней (т. е. ограниченной) его конвертируемости. По мнению
сторонников этой позиции, проведение таких мер уже привело к отмеченному
выше замедлению инфляции в стране; соответственно дальнейшее жесткое и
последовательное осуществление указанных мер должно в конце концов
перевести чрезмерно высокую инфляцию если не на ползучий, то хотя бы на
приемлемый умеренно галопирующий уровень. Жесткость и последовательность
понимаются, в частности, как максимально возможный отказ от тех
гетеродоксальных мер, которые иногда применялись параллельно с чисто
ортодоксально-монетаристскими (кредитная поддержка некоторых отраслей или
производств; государственные ограничения во внешнеэкономической сфере;
сдерживание роста цен на отдельные товары и услуги, например, на
энергоресурсы, квартирную плату и некоторые другие).
По мнению сторонников монетаристского подхода, преодоление высокой
инфляции должно сформировать благоприятную основу для экономического
возрождения России; неминуемо произойдет не только стабилизация, но и
оживление, и подъем производства и всей экономической деятельности. В
качестве решающих факторов подобных радужных перспектив называются два —
обязательное с точки зрения монетаристски-неоклассического подхода стихийно
саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление
притока в страну иностранных, прежде всего частных, инвестиций.
Другой подход в оценке мер борьбы с высокой инфляцией и вообще
перспектив развития российской экономики принципиально отличен от
описанного выше радикально-монетаристского; в последнее время его часто
называют «производственно-экономическим» или «воспроизводственным». Он
предусматривает и обосновывает необходимость использования не только
монетаристских, но и определенных достаточно жестких гетеродоксальных мер,
рекомендуемых немонетаристскими теориями (кейнсианством, «структурной
инфляцией», «экономикой предложения») или же просто вытекающих из здравого
смысла. Напомним, что именно подобные меры, как показано в предшествующем
разделе, сыграли весьма плодотворную роль в преодолении высокой инфляции в
западных странах.
Остановимся на основных положениях немонетаристского подхода. Прежде
всего отвергается чисто денежная трактовка инфляции в России. Она сочетает
в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек. Причем
влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли, что
достаточно отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от
роста цен». Более того, и в факторах инфляции издержек влияние тех из них,
которые более легко регулируются монетаристскими ограничениями, также не
довлеет. Это, например, относится к действию спирали «заработная плата —
цены», которое очень слабо проявляется (если проявляется вообще) в нашей
ситуации. Ведь основное ее действие — более быстрое повышение заработной
платы по сравнению с ростом цен, а в современных условиях, наоборот,
увеличение заработной платы заметно отстает от повышения цен. (В то же
время в инфляции издержек довлеют мощные и в значительной мере уникальные
факторы, слабо поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских
ограничений,— давление быстрорастущих цен на энерго- и другие сырьевые
ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого
хозяйственного пространства в огромной России; сверхмонополизированный
характер российской экономики, препятствующий быстрому и легкому
возникновению хотя бы относительно конкурентной среды; серьезные
структурные диспропорции в экономике, особенно преобладание тяжелой
промышленности; разрыв хозяйственных связей, обусловленный распадом СССР и
ликвидацией СЭВа, разрыв этих связей и в рамках самой России; полное
отсутствие каких-либо рыночных отношений или секторов до начала «шоковой
терапии»; суровые климатические условия на значительной части территории
России; отсутствие социально-политической стабильности; огромные
возможности по вывозу материальных и валютных ресурсов в дальнее и ближнее
зарубежье (проблемы так называемых прозрачных границ и легкости и
выгодности вывоза валютных капиталов за рубеж), что неминуемо оголяет
товарные и финансовые рынки страны, и др.
Именно эти особенности России и ставят под сомнение идею о возможности
преодоления высокой инфляции с помощью одних лишь ортодоксально-
монетаристских методов, рекомендуемых МВФ. Во всяком случае, к настоящему
времени достигнутые «успехи» в борьбе с инфляцией выглядят достаточно
скромными, особенно при учете вызванных ею социально-экономических
последствий и некоторых других сопутствующих обстоятельств.
Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика ведет не к
подавлению или сдерживанию воздействия мощных факторов инфляции издержек, а
лишь к острой нехватке платежных средств в стране, что обусловливает
кризисное сокращение производства и другие отрицательные явления (вроде
пресловутых неплатежей заработной платы). Иначе говоря, обеспечиваемое
таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства
(что в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции).
Но предположим, что ценой всенарастающих социально-экономических
издержек будет-таки путем монетаристских ограничений преодолена высокая
инфляция (т. е. переведена хотя бы на умеренно галопирующий уровень). Есть
серьезные основания полагать, что упования отечественных монетаристов на
последующее оживление и развитие производства на основе действия «невидимой
руки» рынка и притока иностранных капиталов окажутся иллюзорными. Опыт тех
же западных стран (в частности, глубокого экономического кризиса 1929—1933
гг. и последующей депрессии) свидетельствует, что одних мер финансовой
стабилизации и преодоления высокой инфляции (или вообще отсутствие
последней), как правило, недостаточно для стихийного возрождения даже
рыночной экономики. Практически все страны были вынуждены для преодоления
этого кризиса и депрессии, несмотря на отсутствие инфляции, использовать,
хотя и в различной форме, мощное государственное регулирование,
направленное прежде на оживление и подъем производства. Именно на базе
этого опыта возникло кейнсианство. В качестве примера можно привести и
азиатские страны, достигшие за послевоенные годы впечатляющих экономических
успехов,— Японию, Китай, Южную Корею. Во всех из них использовалось мощное
экономическое государственное регулирование, характер которого менялся в
зависимости от конкретных условий. Поэтому совершенно непонятно, почему
преодоление высокой инфляции в России вопреки всему мировому опыту должно
будет само по себе, на основе действия только стихийных рыночных сил,
вызвать экономический рост. Несомненно, что без мощного экономического
регулирования государства, и прежде всего активной промышленной политики и
стимулирования необходимых структурных преобразований в экономике, ожидать
экономического возрождения страны не приходится.
В отношении же обоснованности надежд на широкий приток частного
иностранного капитала в Россию тоже возникают серьезные сомнения (за
исключением отдельных сырьевых отраслей). Общеизвестно, что существуют два
условия, необходимые для широкого привлечения частного иностранного
капитала в любую страну — социально-политическая стабильность (независимо
от характера правящего режима) и устойчивое экономическое развитие. В
России подобных условий нет, поэтому во всех зарубежных оценках
привлекательности различных стран для иностранных инвесторов она занимает
одно из последних мест.4
Таким образом, анализ мирового опыта и экономической ситуации в России
свидетельствуют, что для сдерживания инфляции не за счет снижения
производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема
необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой использовать с учетом
нашей специфики и гетеродоксально-немонетаристские меры с целью
восстановления управляемости экономики. Наиболее существенное значение, на
наш взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в
послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского
образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, —
восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и
государственное регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или
в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и
социальное значение (энергоресурсов, транспортных тарифов,
сельскохозяйственной продукции и др.).
Основные задачи в борьбе с российской инфляцией сегодня
Первоочередная задача в борьбе с инфляцией — преодоление экономического
спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной
макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания
диспропорций общественного воспроизводства.
Специфика российской инфляции заключается в том, что она своими корнями
уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования.
Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных фактора:
технологическая отсталость и монополизм.
Технологическую отсталость необходимо уравновесить так, чтобы основная
масса предприятий (за исключением заведомо несостоятельных или ненужных)
обладала приемлемой рентабельностью. Тогда стимулы к постоянному увеличению
цен будут ослаблены или полностью исчезнут, инфляция пойдёт на убыль при
одновременном росте производства. Это можно сделать с помощью изменения
налоговой и дотационной политики.
Необходима эффективная и регулируемая государством инвестиционная
политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных
инвестиций при условии защиты национального производства.
Государству нужно соблюдать лимиты внешних заимствований и
предоставления российских кредитов иностранным государствам и международным
организациям. Нельзя брать больше, чем надо платить по прежним кредитам.
В условиях раскручивания инфляционной спирали заработной платы и цен
важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика
доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора
налогов.2
Активна роль банков в инфляционном процессе. ЦБР должен обладать
статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую задачу —
стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета
и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять эффективное
регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых
институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование
порядка установления официального курса рубля Центральным банком.5
На антиинфляционную политику влияют и коммерческие банки. Необходимо
ограничение кредитной экспансии, увеличение инвестиций в производство,
работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика перевода
капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также имеет
значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских операций.
Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего все
сферы рыночной экономики России: о Центральном банке, акционерных
обществах, фондовом рынке и т. п.5
Любое антиинфляционное регулирование обречено на провал, если
государство не в состоянии противостоять теневой экономике, которая
контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой экономикой и
коррупцией государственных чиновников, а также укрепление государственной и
политической стабильности.
Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных
последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение
жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном подходе
и ответственности за проведение её в жизнь.
Использованная литература
1. Долан, Линдсей. Макроэкономика. — СПб. , 1994.
2. Красавина Л. Н. , Баранова Е. П. Антиинфляционная политика и стратегия
экономического роста. // Деньги и кредит. — 1999. — №1.
3. Мэнкью, Н. Грегори. Макроэкономика. — М. , 1994.
4. Никитин С. Инфляция и возможности её преодоления. // Экономист. —
1995. — №8.
5. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России. // Деньги и
кредит. — 1995. — №1.
6. Пугачёв В., Пителин А. Анализ вариантов антиинфляционной политики. //
Экономист. — 1996. — №5.
7 Сакс Дж. Д. , Ларрен Ф. Б. Макроэкономика: глобальный подход. — М. ,
1996.
8. Шишов А. Л. Макроэкономика; Учебник. — М. , 1997.
9. Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.
Инфляция и её виды. Управление инфляцией 1
Теория и практика антиинфляционной политики на Западе 2
Взгляды структуралистов 7
Меры борьбы с инфляцией 8
Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции 8
Контроль и управление спросом 9
Контроль над заработной платой и ценами 10
Индексация 12
Изменение режима экономической политики 13
«Валютный коридор» 15
Кредитно-денежная политика 15
Денежная реформа: введение новой денежной единицы 16
Смягчение внешнего бюджетного ограничения 17
Проблема доверия 17
«Концепция предложения» 18
Виды стабилизационных программ 22
Гетеродоксальная программа 23
Инфляция и антиинфляционная политика в России 25
Два подхода 26
Основные задачи в борьбе с российской инфляцией сегодня 29
Использованная литература 31
Страницы: 1, 2, 3, 4
|