рефераты скачать

МЕНЮ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОМОН И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ (низшие структурные подразделения: отделение, взвод)

мероприятий по управлению возлагается на командование и систему управления,

которая может быть штатной или созданной специально для проведения, как

правило, широкомасштабных воинских операций.

Мероприятия по управлению в кибернетике называют управляющими

воздействиями, они осуществляются во времени в определенной

последовательности, которая называется управленческим циклом.

Участники управления в соответствии с алгоритмом управления распределяют

между собой реализацию мероприятий по управлению, т.е. функции управления и

время их реализации (этап цикла управления). Функции управления, как было

отмечено в главе 2 – это сложные многооперационные действия, которые можно

представить как многооперационные операторы, осуществляющие все этапы

управленческой деятельности: переработки первичной информации, формирования

алгоритмов управления, принятия решений и т.д. В системе ОМОН и внутренних

войск МВД России, как и в любой другой военной системе, достаточно

небольшой перечень решаемых задач управления в мирное время; но довольно

большой – в случае сложной оперативной обстановки, очень большой объем

необходимой управленческой информации. Причем время для переработки

информации в боевой обстановке ограничено, что требует использования в

системах управления высококвалифицированных офицеров. Если для отделения на

БМП принять предположительно среднее время боя с применением стрелкового

оружия и огневых средств машины, равное пяти часам, то интенсивность

получения информации за этот промежуток времени в системе управляющему,

командиру отделения можно определить по формуле Грейкунаса:

K = n[2n-1+ (n-1)], (3.1)

где К – число обращений, т.е. интенсивность поступления информации;

n – число подчиненных.

Приняв в идеале экипаж машины – десять человек, расчеты по формуле дают

возможность определить интенсивность поступления информации.

Таблица 3.1

|n |3 |4 |5 |10 |15 |

|K |18 |44 |100 |5210 |245970 |

Очевидно, что неумеренное увеличение числа подчиненных может привести к

ситуации, когда при большом числе непосредственных исполнителей и минимуме

участников управления управление в системе будет затруднено, а подчас и

невозможно в резко меняющейся обстановке современного боя.

Для сравнения сопоставим данные из приведенной таблицы 3.1 с данными

«фотографии боя» из главы 2 и мы увидим:

Ki = 5485 (из таблицы 1) фактически;

K = 5210 (из таблицы 3.1) по расчету.

То есть расчетные данные числа обращений отделения из десяти человек в

бою немногим отличаются от фактических. Пренебрегая небольшим расхождением,

данные расчета по формуле Грейкунаса подтверждают наше предположение о

числе обращений:

К ( Кi.

В дальнейшем число обращений для отделения будет принимать расчетное,

т.е. К = 5210 (из таблицы 3.1). Также видна тенденция снижения числа

обращений с уменьшением числа исполнителей комплексной боевой функции fб.

В настоящее время принято в качестве нормы от трех до семи исполнителей.

В Вооруженных силах принята норма управления три, по этой норме строится

организационная структура армии и внутренних войск. Следует предположить,

что если эта рекомендуемая норма превышается, есть необходимость провести

реорганизацию подразделения, создать временную структуру, когда число

непосредственных исполнителей уменьшается. Например, если для отделения из

10 человек оперативная обстановка (5210 – интенсивность поступления

информации командиру отделения) не дает возможности справиться с

поставленной задачей, то, очевидно, есть возможность организовать на базе

отделения три группы по три человека. В этом случае не снижается огневая

мощь, а интенсивность поступления информации снижается до 18. То есть можно

предположить, что необходимо часть полномочий командира отделения

делегировать командирам групп.

Очевидно, что эффективность управления возрастает за счет увеличения

оперативности и качества принимаемых решений. Это связано с уменьшением

интенсивности информации, увеличением у командира отделения времени на

принятие решений.

Рассмотрим содержание управленческого цикла. Началом цикла принято

считать момент распоряжения или приказа на подготовку и проведение

конкретной специальной операции, окончание – в момент времени, когда

операция выполнена.

Управленческий цикл состоит из пяти элементов:

Формирование задачи управления: цель, критерий эффективности, ограничения и

условия реализации задачи.

Практические решения по реализации определяются оперативными условиями,

располагаемыми ресурсами, ресурсами противника, внешними условиями. Это

видно из рассуждений в главе 2 (формулы и модели 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

9)/

Планирование мероприятий по реализации: алгоритм действий участников,

введение огневых средств, техники, личного состава (основного и из

резерва). Установление временного графика действий.

Организационная подготовка по выполнению запланированных действий. Создание

структуры, системы подразделений и участников запланированной операции,

распределение обязанностей и функций между ними (глава 2, таблицы 1, 2,

формулы 11, 12, 14, 15, 16).

Оперативное управление и контроль над ходом выполнения управленческих

решений.

Перечисленные этапы должны обязательно сохраняться в различных ситуациях,

меняется только объем и содержание в зависимости от решаемой задачи.

3.2. Формирование функций управления отделением

Рассмотрим функциональную структуру системы управления личным составом

отделения. На рисунке 3.1 представлена чертеж-схема:

Рис. 3.1. Функциональная схема управления отделением:

КО – командир отделения, управляющая подсистема, командование отделения;

ЛС – личный состав отделения, объект управления;

Х – комплексный показатель, характеризующий боеспособность или

интенсивность ведения боевых действий л/с;

М – управляющее воздействие прямых командиров на личный состав;

F – внешнее неуправляемое воздействие противника, метеоусловий,

местности, внешней среды;

Sp – директивное воздействие командования взвода, верхнего уровня;

Sok – координирующее воздействие соседних соединений;

Кэ – оператор эффективности действий л/с, интенсивность обработки

управляющего воздействия М;

КF – оператор воздействия внешнего неуправляющего воздействия F;

Ку – оператор обработки директивного воздействия Sр.

Кух – оператор обратной связи, контроля за действиями л/с.

Кок – оператор обработки воздействия Sок.

КуF – оператор обработки внешнего воздействия F, данных разведки.

В дальнейшем под операторами будем понимать алгоритмы действий, которые

необходимо выполнить при появлении соответствующей информации воздействий.

Далее, при математическом моделировании воспользуемся терминологией общей

теории систем и определим два вида операций:

Последовательно-каскадное включение (обозначение – ?).

Параллельное включение (обозначение – +).

Эти операции можно рассматривать как расширение алгебраических операций

умножения и сложения.

Математическую модель объекта управления – личного состава в принятых

обозначениях можно записать:

Х = Кэ?М + КF?F. (3.2)

Модель управляющей подсистемы КО:

М = Ку?Sр+Кух?Х+КуF?F+Кок?Sок. (3.3)

Подставив выражение для М из (3.3) в уравнение (2.2), получим:

Х = (Кэ?Ку)Sp + (Кэ?Кух)Х + (Кэ?Кок)Sok + (Кэ?КуF)F + КF?F.

Преобразуем полученное выражение к виду, удобному для анализа

рассматриваемой системы управления:

Кэ?Ку Кэ?КуF+КF Кэ?Кок

Х = ( Sp + ( F +

( Sok.

1 - Кэ?Кух 1-Кэ?Кух 1- Кэ?Кух

1 2

3

Рассмотрим возможные варианты задач управления в зависимости от

оперативной обстановки, которая определяется внешними воздействиями: Sр;

Sок; F.

1. Изменение директивного воздействия командования верхнего уровня Sр.

Система управления должна обработать это воздействие следующим образом в

соответствии с целью управления:

Х>Sр, это возможно, когда:

Кэ?Ку

= 1.

1-Кэ?Ку

После преобразования получаем:

Кэ? (Ку + Кух) = 1,

в результате

Кэ = 1; Ку+Кух = 1. (3.5)

В соответствии с условием, что максимальное значение оператора может быть

не более единицы, условие (2.5) требует для реализации максимизации не

менее двух операторов управления.

2. Изменение координирующего воздействия Sок.

Система управления должна обрабатывать Х>Sок, что требует выполнения

условия:

Кэ?Кок

= 1,

1-Кэ?Кух

которое после преобразования имеет вид:

Кэ? (Кок + Кух) = 1.

Условие реализации обработки данного воздействия имеет вид:

Кэ = 1; Кох + Кух = 1. (3.6)

3. Изменение внешнего возмущения F.

Условие реализации F>Х>0

Кэ?КуF+КF

> 0.

1-Кэ?Кух

Для этого случая должно соблюдаться условие:

1 - Кэ?Кух ? 0,

в свою очередь это приводит к следующему условию, что при последовательно-

каскадном включении операторов эффективности действий личного состава Кэ и

оператора обратной связи Кух:

Кэ?Кух ? 1. (3.7)

Это условие физически невозможно, так как Кэ = 1; Кух < 1.

Условие: параллельное включение последовательно-каскадного включения

операторов эффективности действий личного состава Кэ, оператора обработки

внешнего воздействия КуF, и оператора воздействия внешнего неуправляемого

воздействия F- КF будет равно нулю; запишем в виде выражения:

Кэ?КуF + КF = 0. (3.8)

При выполнении предыдущего условия Кэ = 1 и условия (3.8) приходим к

окончательному виду:

КуF= - КF. (3.9)

Анализируя условия (3.5) и (3.9) оптимального управления отделением при

всех возможных внешних воздействиях, можно отметить:

1. Условие Кэ=1 можно трактовать как максимально высокую обученность

личного состава для ведения боевых действий, т.е. объект управления должен

характеризоваться максимально возможным коэффициентом усиления по каналу

управляющего воздействия.

2. Условия Ку+Кух = 1; Кок-Кух = 1; Кух < 1 свидетельствуют о том, что

оператор обратной связи должен быть положительным, но меньше единицы, т.е.

максимального значения. Это означает, что обратная связь должна быть

положительной, но не более определенной величины. В процессе управления

значения операторов управления могут меняться, но в пределах условий (3.5)

и (3.9).

3. Условие компенсации внешних возмущений КуF=-КF будет реализовано

только при наличии достоверных и достаточно полных сведений о противнике F.

4. Функциональная реализация операторов управления Ку; Кух; Кох должна

быть осуществлена двумя-тремя командирами, т.к. объем информации,

перерабатываемой в процессе управления современным боем, должен быть

достаточно большим.

Для того чтобы правильно подтвердить вывод, заключенный в п. 4, составим

эпюры информационных полей, образованных операторами Ку – оператор

обработки директивного воздействия Sр; Кух – оператор обратной связи,

контроля за действиями ЛС; Кок – оператор обработки воздействия Sок в

процессе обработки информации.

Рис. 3.2

Из данной эпюры мы видим, что условия из п. 2 соблюдены, объем информации

достаточно большой и если признать абстрактную единицу равной числу

обращений (т.е. 1 = К; К = 5210), то весь объем информационного поля или

весь поток информации в течение всего боя одному командиру отделения просто

не под силу.

Для наглядности составим график зависимости количества личного состава

отделения от числа обращений (рис. 3.3).

Очевидно, что при уменьшении числа исполнителей управления резко

сокращается число обращений, в этом случае командиру отделения под силу

справиться с тем потоком информации, который является достаточно большим,

но это не означает сокращение численности л/с. Наоборот, мы имеем опять все

основания предполагать, что на базе отделения из 10 человек в боевой

обстановке необходимо иметь три группы солдат по три человека в каждой

(рис. 3.4).

Рис. 3.3. График зависимости количества личного состава

от числа обращений.

Рис. 3.4

Условно назовем эти группы А, В, С, и управлять этими группами должны

наиболее подготовленные военнослужащие. Следовательно, функциональная

реализация операторов управления должна осуществляться тремя командирами,

только в этом случае информационное поле (поток информации) будет целиком

обработано.

Для успешной реализации управления необходим командир-управленец,

координатор, обеспечивающий оптимальное распределение функций управления

операторов управления между участниками. В качестве оператора должен быть,

если обстановка позволяет, командир взвода или наиболее опытный и

квалифицированный младший командир.

По аналогии с рассмотренной системой управления могут быть представлены

системы управления взводом, ротой. Подразделения более высокого уровня

имеют в составе системы управления штаб, что существенно меняет условия

распределения функций управления.

3.3. Интенсивность информационных потоков

в боевых подразделениях

Боевое подразделение совместно с системой управления – командованием

представляет собой сложную информационную систему, структуру которой

определяет организационная (функциональная) структура – система управления

подразделением. Элементы информационной структуры: источники информации,

определяющие состояние своего подразделения, источники информации о

противнике (нарушителе), распоряжения командования. Потребители информации:

командиры, которые перерабатывают информацию (операторы управления) в

директивную, управляющую, которая в свою очередь направляется в отделения в

виде команды личному составу. Во взводах переработанная информация

направляется в качестве директивной информации командирам-управленцам

нижнего уровня. Циркулирующая в системе управления информация

характеризуется плотностью потока информации, т.е. математическим ожиданием

числа в единицу времени дискретных объектов информации.

Иногда плотность потока называют интенсивностью. Интенсивность

информационных потоков в боевых системах различают в зависимости от внешних

условий. В нормальных условиях службы при отсутствии действий противника

или нарушителей (преступников) интенсивность информационных потоков низка и

зависит для командиров-управленцев от числа подчиненных. В этом случае

номинальная интенсивность может быть высчитана по уже известной формуле

Грейкунаса (3.1). Это связано с тем, что информация генерируется в самой

системе управления путем пассивного взаимодействия с внешней средой. При

выполнении служебно-боевых задач или при участии в боевых действиях

самостоятельно или совместно с подразделениями Министерства обороны

интенсивность информационных потоков возрастает. Простейшей оценкой объема

информации может быть формула Грейкунаса, т.к. полученное с ее помощью

число обращений к командиру отнесено к восьми часов рабочего времени, а при

условиях боевого взаимодействия может существенно возрасти при сохранении

влияния на интенсивность числа подчиненных.

Потоки информации потребителями преобразуются в новую конкретную

составляющую – управляющее воздействие на личный состав, который реализует

его в конкретных действиях.

Цель функционирования рассматриваемой информационной системы – это

преобразование потоков информации в условиях переменной интенсивности. В

первую очередь речь идет о преобразовании информации командирами-

управленцами, т.е. преобразование информации операторами: Кух; Ку;Кок; КуF

в системе управления личным составом в отделении; во взводе: Ккх; КR; КRF;

КВК. Анализ изложенного позволяет идентифицировать другую информационную

систему как кибернетическую систему массового обслуживания и применить

методы и приемы массового обслуживания для ее теоретико-аналитического

исследования. Эта теория в настоящее время достаточно хорошо разработана и

поэтому полученные с использованием данной теории научные результаты можно

считать корректными и в наших исследованиях социальных объектов, к которым

относятся подразделения СОБР, ОМОН и ВВ МВД России. Эффективность действия

подразделения в боевых условиях полностью определяется эффективностью

переработки информации командирами и ее реализации личным составом под

руководством младших командиров. Время переработки оперативной информации

определяется квалификацией командиров и количеством командиров-управленцев,

реализующих соответствующие функциональные обязанности.

Очевидно, что чем выше квалификация командиров и больше число командиров,

реализующих функцию переработки информации, тем быстрее и квалифицированнее

она будет переработана, тем более эффективно будет действовать система

управления и, следовательно, подразделение будет выполнять боевую задачу

более оптимально. В тех случаях, когда информация перерабатывается не

сразу, организуется очередь. Время пребывания в очереди может оказаться

таковым, что данная информация перестанет быть актуальной и не сможет

использоваться для целей управления. В боевых условиях такая потеря

информации может привести к отрицательному результату в решении

поставленной задачи. Особенно этот фактор актуален при ведении

наступательных и встречных боевых действий, как показал опыт войны в

Чеченской республике, когда время на переработку и принятие решений

минимально. Рассмотрим формирование интенсивности информационных потоков в

отделении и взводе, а в дальнейшем характеристики системы управления

подразделением как системы массового обслуживания, в которой дискретный

объем информации (заявка – в терминах теории систем массового обслуживания)

покидает систему, если время ее нахождения больше некоторой величины tож.

Как было отмечено, это время, которое определяет временной момент

актуальности информации, и поэтому заявка должна покинуть систему

независимо, где она находится в очереди или перерабатывается.

В настоящее время интенсивность информации в системах управления

социальными коллективами, к которым относится личный состав боевого

подразделения, определяется количеством подчиненных. Информационный поток

между подчиненными и начальником определяется зависимостью А.В. Грейкунаса

(3.1), которая дает возможность рассчитать число обращений подчиненных к

начальнику за рабочий день по формуле:

К = n [2n-1+ (n-1)]. (3.1)

По данной формуле рассчитывается информационный поток для операторов: Кух

для отделения, Квх для взвода. Расчеты по формуле (3.1) можно осуществить и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.