рефераты скачать

МЕНЮ


Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан

прав потребителей. Таким образом, Положение об Агентстве дополнительно дает

право на вынесение предписаний хозяйствующим субъектам конкурентной сферы

экономики, занимающим доминирующее положение на рынке, что антимонопольным

законом не предусмотрено.

Применение штрафных санкций, предусмотренных ст.19 Закона является

недостаточной мерой, так как при пересчете на национальную валюту

Республики Казахстан, сумма штрафа составляет всего лишь 105 тыс. тенге.

Размер штрафных санкций следует закрепить в тенге.

Таким образом, в целях пресечения монополистической деятельности

необходимо либо внести изменения в Закон «О развитии конкуренции и

ограничении монополистической деятельности», либо его переработать.

В поле зрения Антимонопольного комитета находятся и субъекты

конкурентной сферы экономики, не занимающие доминирующее положение на

товарном рынке. Законом «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» запрещены пять форм недобросовестной

конкуренции.

Недобросовестная конкуренция выражается в совершении любого

противоправного действия (бездействия), направленного на получение

преимуществ в конкурентной борьбе недозволенными методами, а именно:

1)распространение ложных или неточных сведений, способных нанести

ущерб имуществу и деловой репутации другого субъекта рыночных отношений;

2) введение потребителей в заблуждение относительно характера,

способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или

качества товаров;

3) некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;

4) самовольное использование чужого товарного знака, знака

обслуживания, фирменного наименования или маркировки товара, а также

копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого

хозяйствующего субъекта;

5) получение, использование или разглашение конфиденциальной научно-

технической, производственной или торговой информации, в том числе

коммерческой тайны, без согласия её владельца.

С принятием Закона Республики Казахстан «О недобросовестной

конкуренции» данный перечень значительно расширен и предусматривает

следующие виды недобросовестной конкуренции:

1) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю

дополнительных условий продажи, которое по своему характеру или

коммерческому назначению не относится к предмету договора;

2) копирование конкурента путем прямого воспроизведения внешнего

оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки

товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также

рекламных материалов, фирменной упаковки, формы иного внешнего оформления

товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно

производителя или продавца товара (работ, услуг);

3) заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о

ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных

условиях деятельности, направленных на устранение или существенное

ограничение конкуренции;

4)горизонтальное слияние субъектов рыночных отношений, приводящее к

существенному ограничению или устранению конкуренции.

Субъектами рыночных отношений являются: юридическое или физическое

лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и выступающее

участником оборота товаров, работ, услуг.

В случае совершения противоправных действий (бездействия), нарушающих

свободу конкуренции, Антимонопольное Агентство наделено определенными

правами:

1) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных

отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и

устранении ее последствий;

2) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные

объяснения от юридических и физических лиц, государственных органов и

органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для

рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;

3) рассматривать дела о недобросовестной конкуренции и принимать

решения о наложении административных взысканий,

4) выносить государственным органам и органам местного самоуправления

обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении

неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.

Особенностью данных правомочий является то, что они применяются для

пресечения противоправных действий в конкурентной сфере экономики и

реализуются на основе специальных актов конкретного регулирования. Основное

место среди них занимает предписание. По итогам работы за 1999г. комитетом

по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО

направлено хозяйствующим субъектам 185 предписаний по устранению нарушений

антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний по устранению

фактов недобросовестной конкуренции.

Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае,

если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина. Как

показывает практика, правонарушитель относится к своему противоправному

поведению исходя из неосторожности, то есть из самонадеянности или

небрежности. Субъекты рыночных отношений, государственные органы и органы

местного самоуправления и их должностные лица обязаны: в соответствии с

предписаниями антимонопольного органа прекратить правонарушения по факту

недобросовестной конкуренции, расторгнуть или изменить соглашение

(согласованные действия), направленное на устранение или ограничение

конкуренции или выполнить иные действия, предусмотренные предписанием. Как

и в сфере естественных монополий, в конкурентной сфере применяется

традиционная форма гражданско-правовой ответственности – возмещение

убытков.

Согласно статье 8 указанного Закона убытки, причиненные юридическому

или физическому лицу, а также потребителям в результате недобросовестной

конкуренции, подлежат возмещению в порядке, установленном

законодательством. Доход, полученный субъектом рыночных отношений в

результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в

государственный бюджет.

Кроме того, по отношению к органам государственной власти и

управления, Законом РК «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» предусмотрено ряд запретов:

запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые

ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают

дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия отдельных из

них, если такие акты имеют, либо могут иметь своим действием ограничение

конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или

граждан, в том числе запрещается:

1) препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо

сфере деятельности;

2) ограничивать виды деятельности и производство товаров (услуг,

работ);

3) создавать союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные

объединения, прочие организационно-управленческие образования путём

объединения, слияния и присоединения государственных предприятий и

преобразовывать их в органы государственного управления, если это

ведёт к доминирующему положению этих образований на рынке;

4) давать указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке

товаров определённому кругу потребителей за исключением случаев,

прямо предусмотренных действующим законодательством;

5) необоснованно представлять отдельным хозяйствующим субъектам

льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к

другим хозяйствующим субъектам, производящим (изготавливающим)

аналогичный товар;

6) устанавливать ограничения по ввозу или вывозу товаров, включая

продовольственные, из одного региона республики в другой, вводить

другие ограничения на рынке, не предусмотренные настоящим законом1.

За нарушение антимонопольного законодательства Антимонопольные

органы имеют право направлять в правоохранительные органы материалы для

решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам правонарушений.

Так, статьей 196 Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена

уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение

конкуренции. Тем самым, законодатель подчеркнул социальную опасность

подобных деяний. Первая часть вышеуказанной статьи предусматривает

ответственность за установление или поддержание монопольно высоких или

монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка,

ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов

экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если

эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Данные деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести, так как

максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Частью 2

предусмотрены те же деяния, совершенные неоднократно, либо группой лиц по

предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с

использованием своего служебного положения. Частью 3 - деяния,

предусмотренные частями первой или второй ст. 196 УК РК, совершенные с

применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением

или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или

повреждения, при отсутствии признаков вымогательства - отнесены

законодателем к разряду преступлений средней тяжести. Указанные деяния

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией

имущества или без таковой.

Кроме того, Антимонопольные органы имеют право обращаться в суд с

исками о пресечении недобросовестной конкуренции и злоупотреблении

доминирующим положением, об изъятии в государственный бюджет дохода,

полученного в результате недобросовестной конкуренции и монополистической

деятельности. За 1999г. Комитетом по ВКО направлено в суд 6 исковых

заявлений, из которых удовлетворено 2, остальные - находятся в стадии

рассмотрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики

Казахстан к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно

стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех

сфер экономики, множественность и специфичность которых позволяют выделить

их в самостоятельную подотрасль.

Система государственного антимонопольного регулирования формируется

во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем

государстве решена задача правового регулирования субъектов всех сфер

экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое

регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) и

особым порядком формирования затрат на оказываемые услуги. Государственное

регулирование в конкурентной сфере экономики сводится лишь к ограниченному

набору действий, направленных на обеспечение соблюдение правил свободной

конкуренции всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и

структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений

сферы государственных монополий находится под жестким контролем

Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов устанавливается в

строгом соответствии с ценовой и антимонопольной политикой.

Как видно из дипломной работы, по вопросам правового антимонопольного

регулирования имеются нормативные и методологические наработки, накоплен

некоторый собственный практический опыт, обобщен опыт других республик

СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан

антимонопольного законодательства, для повышения эффективности

антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование

законодательной базы. В этих целях необходимо закончить формирование основ

антимонопольного законодательства, приняв обширный пакет дополнений и

поправок к Законам Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности», «О защите прав потребителей», либо

переиздать их. Необходимо внести поправки в Закон «О платежах и переводах

денег» от 29 июня 1998г. №237, в части предоставления права

Антимонопольному Агентству предъявления в банк инкассового распоряжения об

изъятия в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода и

другие нормативно-правовые акты, которыми руководствуются Антимонопольные

органы. Это, прежде всего, Постановление Правительства Республики Казахстан

от 29 сентября 1997г. № 1377 «О порядке установления платы за коммунальные

услуги".

Несмотря на недоработки, антимонопольное регулирование включает в

себя комплекс экономических, административных и законодательных актов,

осуществляемых государством с целью обеспечения условий по предотвращению и

ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и

закрепление механизмов, позволяющих регулирование деятельности субъектов

естественных монополий.

Наличие такой системы правового регулирования дает мне основание

считать, что современное антимонопольное законодательство необходимо

выделилось в самостоятельную подотрасль. Обоснованием для этого служит, в

первую очередь то, что регулирование общественных отношений во всех сферах

экономики охватывается правовыми отраслями - отраслью уголовного,

гражданско-правового и административного законодательства. При этом, в

каждой отрасли права имеются обособленные нормы, персонально регулирующие

деятельность хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности.

Кроме того, антимонопольное законодательство включает в себя нормы

материального и процессуального права, которые устанавливают права и

обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону,

и одновременно порядок деятельности антимонопольных органов по реализации

норм материального права.

Я полагаю, что существенным аргументом в пользу моего мнения является

и наличие межотраслевого субъекта управления – Агентства Республики

Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и

поддержке малого бизнеса, особенностью управления которого является его

координационно-контрольное содержание.

Антимонопольная и ценовая политика в условиях рыночной экономики пока

не стала предметом изучения в вузах, отсутствуют применимые к сегодняшним

условиям учебные и методические пособия. Основная масса юрисконсультов

предприятий не имеют, к сожалению, даже начальной подготовки по этой

основополагающей рыночной дисциплине. Однако, при замещении вакантных

должностей юрисконсультов предприятий, особенно сферы естественных

монополий, стали предъявляться требования знаний антимонопольного

законодательства.

Актуальность и важность исследований в данной дипломной работе

основывается на пристальном внимании Президента и Правительства Республики

Казахстан по вопросам создания конкурентной среды, поддержке малого

бизнеса и надежных средств антимонопольного регулирования как одного из

важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг. Об

этом свидетельствуют общегосударственные программы экономического

развития. Среди таких программ можно выделить: "Программу действий

Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса"1,

«Программу стратегического развития 2030», "О разработке экономической

стратегии Республики Казахстан на 1996-2000 годы и мерах по ее

реализации"2, Постановление Правительства Республики "Об утверждении

Порядка разработки и реализации индикативных планов социально-

экономического развития Республики Казахстан"3.

Список литературы

1 Законы и другие нормативно-правовые акты

1. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями,

внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года).

- Алматы: ТОО «Баспа», 1995. – 68 с.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть.- Алматы:

Жетi Жаргы, 1995. – 427 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13

июля 1999 года, № 411-I ЗРК. – Астана: Издательский дом «Lem»,

1999. – 140 с.

4. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть).-

Алматы: Издательский дом Lem, 1999.- 302 с.

5. Кодекс Казахской ССР «Об административных право-нарушениях» с

изменениями и дополнениями по состоянию законодательства на 1

января 1995 года (4 офиц. Изд.). - Алматы: Жеты Жаргы. 1999. –

145 с.

6. Уголовный кодекс Республики Казахстан: Офиц. Изд. – Алматы,

«Казахстанская правда», 1997. – 256 с.

7. О нормативно - правовых актах: Закон Республики Казахстан от 24

марта 1998 г. № 213-1. // Электронная база данных

«Законодательство» ВК регионального центра правовой информации.

8. О платежах и переводах денег: Закон Республики Казахстан от 29

июня 1998 г. №237. // Электронная база данных «Законодательство»

ВК регионального центра правовой информации.

9. О развитии конкуренции и ограничении монополистической

деятельности: Закон Казахской ССР от 11 июля 1991 г. № 657. //

Электронная база данных «Законодательство» ВК регионального

центра правовой информации.

10. О недобросовестной конкуренции: Закон Республики Казахстан от 9

июня 1998 г. № 232-1 ЗРК. // Электронная база данных

«Законодательство» ВК регионального центра правовой информации.

11. О естественных монополиях: Закон Республики Казахстан от 9 июня

1998 г. № 272-1 ЗРК. // Электронная база данных

«Законодательство» ВК регионального центра правовой информации.

12. О защите прав потребителей: Закон Казахской ССР от 5 июня 1991

г. № 640 – II. // Электронная база данных «Законодательство» ВК

регионального центра правовой информации.

13. О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Указ

Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 24

апреля 1995 г. № 2235. // Электронная база данных

«Законодательство» ВК регионального центра правовой информации.

14. О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030

года: Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г.

// Электронная база данных «Законодательство» ВК регионального

центра правовой информации.

15. О совершенствовании структуры органов государственной власти и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.