Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан
правонарушении.
Привлечение к административной ответственности осуществляется не
только административной комиссией антимонопольных органов (ст.237-2 КоАП),
но и в судебном порядке. Так, за злоупотребление доминирующим положением
на рынке, выразившееся в навязывании гражданам и юридическим лицам
принудительных условий продажи товаров, за ограничение конкуренции на рынке
и проявление недобросовестной конкуренции, предусмотренных статьей 193-3
КоАП, наложение штрафов производится судом. Суммы штрафов, взысканные за
нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в доход
Республиканского бюджета.
Привлечение к административной ответственности не освобождает
субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного
учреждения от применения экономических санкций. Юридическая ответственность
тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в каждом
конкретном правонарушении. И именно правонарушение является основанием для
применения ответственности.
К предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен,
применяются экономические санкции и штрафы. Экономические санкции - это
меры экономического принудительного воздействия. Процедура применения
принудительного воздействия регламентирована Инструкцией «О порядке
применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины
цен» от 14 августа 1998 г. № 2\4 .
Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход,
полученный юридическим лицом в результате нарушения государственной
дисциплины цен, который определяется как разница между суммой, полученной в
результате реализации продукции по ценам (тарифам), примененным с
нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой
продукции установленной в законодательном порядке.
Основанием для применения экономических санкций являются следующие
виды правонарушений:
повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
1) завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными
органами;
2) непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок,
утвержденных в установленном порядке;
3) получение дохода сверх установленного антимонопольными органами
за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на
которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);
4) предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует
стандартам Республики Казахстан;
5) предоставление антимонопольным органам недостоверных (ложных)
материалов, информации, используемых для утверждения цен и тарифов,
повлекшие их завышение.
Не повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
1) предоставление скидок, не утвержденных в установленном порядке;
2) необоснованное превышение фактических расходов по статьям затрат,
предусмотренным при утверждении цен (тарифов);
3) нарушение установленного порядка закупа материальных, финансовых
ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд на тендерной
основе;
4) предоставление недостоверной (ложной) информации, используемой при
утверждении цен, не повлекшее их завышение и не предоставление информации,
касающейся установления и применения цен.
Различают несколько видов экономических санкций:
1) введение компенсационных (понижающих) тарифов. Вводится в случае
получения дохода сверх установленного антимонопольным органом в
ценах за счет невыполнения или выполнения в не полном объеме работ
(услуг), затраты на которые учтены в утвержденных в установленном
порядке ценах. Понижающий тариф вводится при установлении
конкретных потребителей.
2) изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае,
если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может
быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и
изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000
расчетных показателей.
Решение о применении экономических санкций применяется в форме
постановления, которое направляется антимонопольными органами юридическим
лицам для исполнения. Введение компенсирующих тарифов осуществляется в
течении 10 дней с момента принятия решения или с 1 числа начала следующего
месяца. Если в 10-дневный срок со дня вручения решения о перечислении в
государственный бюджет штрафа или необоснованного дохода юридическое лицо
его не выполнит, Антимонопольные органы представляют в банк юридического
лица инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет штрафов и
необоснованного дохода с приложением решения об изъятии и обосновывающих
материалов.
За 9 месяцев т.г. Комитетом по регулированию естественных монополий
и защите конкуренции по Восточно-Казахстанской области введено 5
компенсационных тарифов на сумму более 200 млн. тенге.
Следует отметить, что и Инструкции по применению экономических
санкций за нарушение государственной дисциплины цен присущи не- доработки.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах
денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено
право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при
невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о
перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в
добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить
инкассовое распоряжение.
Экономические санкции к хозяйствующим субъектам всех сфер экономики
применяются в соответствии с Положением о порядке применения
экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен,
утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17
марта 1992 года за № 245. Данное Постановление принято во исполнение Закона
РК « О ценообразовании» от 15 декабря 1990 года. В соответствии с пунктом
16 Постановления Кабинета Министров №245 территориальные органы по ценовой
и антимонопольной политике направляют в органы налоговой инспекции для
исполнения решения об изъятии в государственный бюджет сумм незаконно
полученного дохода, в результате нарушения государственной дисциплины цен,
злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Однако в ходе правоприменительной практики установлено, что налоговые
органы не могут исполнять решения об изъятии комитетов. Так как Указом
Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. №2235, не предусмотрено
взыскание налоговыми органами сумм незаконно полученного дохода по решениям
антимонопольного комитета. Следовательно, все нормативно-правовые акты
необходимо было привести в соответствие с действующим налоговым
законодательством. До настоящего времени Постановление Кабинета Министров
РК № 245 не отменено.
В случаях, когда устранить нарушение антимонопольного
законодательства или привлечь к ответственности виновное в нарушении лицо
не предоставляется возможным, Антимонопольные органы вправе обратиться с
иском в суд. За 1999г. субъектам естественных монополий предъявлено 8
исковых заявлений, из них: удовлетворено - 1; находятся в стадии
рассмотрения - 1; отказано в удовлетворении - 1; заключено мировое
соглашение - 2; отозвано, в связи с добровольным исполнением - 1;
возвращено, в связи с признанием незаконной регистрации юридического лица -
1. Заслуживают внимание следующие иски:
1) О признании незаконными действий РГП “Казахстан темир жолы” по
взиманию провозной платы от 0 до 50 км, взыскании в государственный бюджет
суммы незаконно полученного дохода в размере 76.3 млн.тенге тенге,
наложении штрафа за злоупотребление доминирующим положением в размере 105
тыс. тенге. Комитетом заключено мировое соглашение, в соответствии с
которым РГП “Казахстан Темир Жолы” перечисляет в доход республиканского
бюджета бюджета 76.3 млн. тенге, кроме того за злоупотребление доминирующим
положением штраф в размере 1.0 млн. тенге.
2) АООТ “Усть - Каменогорские тепловые сети” о понуждении к
заключению договоров с индивидуальными потребителями. В исковых требованиях
Комитету отказано по мотивам того, что, понуждая субъекта естественной
монополии к заключению договора с потребителями, так же будет иметь место
понуждение индивидуальных потребителей. Надзорной инстанцией решение
Хозяйственной коллегии оставлено без изменений.
3) ТОО “Восточный Казахстан Пауэр энд Лайт” о признании незаконными
действий по применению в 4 квартале 1997г. тарифа, не утвержденного в
установленном порядке и изъятии в доход бюджета суммы прибыли, полученной в
результате злоупотребления доминирующим положением размере 349.3 млн. тенге
и о взыскании в доход государственного бюджета суммы незаконно полученного
дохода в размере 283,5 млн.тенге, взыскании штрафа в размере 100% суммы
незаконно полученного дохода. Определением суда иски оставлены без
рассмотрения, на основании того, что в соответствии с Постановлением
Правительства Республики Казахстан №245 от 17.03.1992г. применение
экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, в
частности, применение свободных цен при наличии регулируемых, производится
уполномоченным органом в безакцептном порядке. Решения комитета об изъятии
приостановлено, так как Постановление Правительства № 245 вошло в
противоречие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона
«О налогах и обязательных платежах». Комитет, руководствуясь Инструкцией «О
порядке применения экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен» от 14 августа 1998г., направил в банк инкассовое
распоряжение об изъятии в государственный бюджет суммы незаконно
полученного дохода. Однако инкассовое распоряжение оставлено без исполнения
по мотиву противоречия Закону республики Казахстан «О платежах и переводу
денег».
4) ТОО “Усть - Каменогорское управление газового хозяйства” о
признании незаконным действий по взиманию завышенной платы с потребителей и
взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Заключено
мировое соглашение о произведении перерасчета в двух месячный срок с
момента заключения соглашения.
5) ТОО “АЭС Лениногорская ТЭЦ” о признании незаконными действий по
отключению тепловой энергии, и взыскании штрафа за злоупотребление
доминирующим положением. Иск удовлетворен.
6) АООТ ”Усть-Каменогорские тепловые сети” о признании незаконными
действий по взиманию завышенной платы за горячее водоснабжение с населения
г. Усть-Каменогорска и обязать предприятие произвести перерасчет с
потребителями на сумму 28,3 млн. тенге . Иск находится в стадии
рассмотрения.
2 3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере
государственных монополий
Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными
учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия,
созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими
источником финансирования их деятельности являются поступления от платных
услуг физическим и юридическим лицам.
Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования
деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это
деятельность государственных органов по обеспечению управления,
правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды
деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема
создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность
общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен
на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного
производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп
товаров, особенно товаров народного потребления.
Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы
наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы
устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей
Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря
1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги,
оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный
нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным
исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не
предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче
выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим
субъектам с негосударственной формой собственности.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля
1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу
предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан
принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:
1) Правила оказания услуг государственными организациями;
2) Правила установления и определения размера платы за услуги
государственных органов;
3) Правила ведения государственного регистра платных услуг,
оказываемых государственными органами.
Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и
государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные
органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а
именно:
1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;
2) перечень платных услуг, оказываемых данным государственным
органом, с указанием сроков исполнения;
3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным
органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или
его территориальными органами;
4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для
получения услуги, образцы их заполнения;
5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы
по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).
Настоящими правилами определены права и обязанности государственных
органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности,
государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации
потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а
потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.
При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица
государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у
ответственности.
Правилами установления и определения размера платы за услуги
государственных органов жестко регламентирован порядок и сроки
предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных
органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются
Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами)
и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики
Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные
услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа
начала квартала.
Проект цен на оказываемые услуги предоставляются за 45 дней, до
начала квартала, рассматриваются Антимонопольными органами в течении 20
дней и принимается соответствующее решение. Решение о новых ценах
официально публикуются государственными органами в печать за 10 дней до их
введения.
Предоставление материалов, необходимых для утверждения цен, с
нарушением настоящих Правил является основанием для отказа в рассмотрении
проектов прейскурантов. За предоставление заведомо недостоверных или ложных
сведений должностные лица привлекаются к юридической ответственности.
Правила ведения Государственного регистра платных услуг, оказываемых
государственными органами, определяют порядок формирования, ведения и
внесения изменений в регистр. Государственный регистр платных услуг – это
перечень услуг, которые вправе оказывать государственные органы. Регистр
формирует и утверждает Антимонопольное агентство и его территориальные
органы, по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Так,
приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции за № 47-ОД от 16 июня 1999 г. по
согласованию с Министерством финансов от 8 июля 1999г., утвержден
Государственный регистр платных услуг оказываемых государственными органами
в соответствии с Законодательными актами Республики Казахстан:
1) услуги по карантинному досмотру, выдаче карантинного разрешения,
фитосанитарного сертификата при экспорте, импорте и транзите продукции
растительного происхождения;
2) услуги по предоставлению информации о юридических лицах, их
филиалах и представительствах;
3) информационные услуги по земельному кадастру;
4) услуги по санитарно-эпидемиологической экспертизе и иссле-дованиям
лабораторией.
В целях развития рынка отдельных видов работ и услуг путем
привлечения субъектов частного предпринимательства Антимонопольным
Агентством проведены публичные слушания, по результатам которых принято
постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 г. №343
«О развитии рынка отдельных видов работ и услуг». Остальные виды услуг, за
исключением контрольно-надзорных функций, выполняемые государственными
органами, в связи с их реорганизацией, в соответствии с приказом Агентства
Республики Казахстан от 13 августа 1999 г. включены в Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке,
на 1999г. в раздел «Услуги – монопольно и эксклюзивно осуществляемые
государственными предприятиями». Это такие виды услуг, как:
1) государственная экспертиза архитектурно-строительной документации;
2) предлицензионные работы по производству, экспорту, импорту и
реализации лекарственных средств;
3) лабораторные исследования особо опасных заразных болезней
животных, ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства и
сырья животного происхождения;
Кроме того, платные услуги в области пожарной безопасности,
вневедомственной охраны, статистики переданы в конкурентную среду.
Регулирование цен на услуги, монопольно или эксклюзивно осуществляемые
государственными предприятиями, регламентировано Правилами, утвержденными
приказом Агентства Республики Казахстан от 25 августа 1999 г. № 61-ОД.
Должностные лица организаций, допустившие нарушение данных Правил,
привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством
Республики Казахстан.
Исключение составляют цены на платные услуги сверх гарантированных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|