рефераты скачать

МЕНЮ


Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан

правонарушении.

Привлечение к административной ответственности осуществляется не

только административной комиссией антимонопольных органов (ст.237-2 КоАП),

но и в судебном порядке. Так, за злоупотребление доминирующим положением

на рынке, выразившееся в навязывании гражданам и юридическим лицам

принудительных условий продажи товаров, за ограничение конкуренции на рынке

и проявление недобросовестной конкуренции, предусмотренных статьей 193-3

КоАП, наложение штрафов производится судом. Суммы штрафов, взысканные за

нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в доход

Республиканского бюджета.

Привлечение к административной ответственности не освобождает

субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного

учреждения от применения экономических санкций. Юридическая ответственность

тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в каждом

конкретном правонарушении. И именно правонарушение является основанием для

применения ответственности.

К предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен,

применяются экономические санкции и штрафы. Экономические санкции - это

меры экономического принудительного воздействия. Процедура применения

принудительного воздействия регламентирована Инструкцией «О порядке

применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины

цен» от 14 августа 1998 г. № 2\4 .

Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход,

полученный юридическим лицом в результате нарушения государственной

дисциплины цен, который определяется как разница между суммой, полученной в

результате реализации продукции по ценам (тарифам), примененным с

нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой

продукции установленной в законодательном порядке.

Основанием для применения экономических санкций являются следующие

виды правонарушений:

повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:

1) завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными

органами;

2) непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок,

утвержденных в установленном порядке;

3) получение дохода сверх установленного антимонопольными органами

за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на

которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);

4) предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует

стандартам Республики Казахстан;

5) предоставление антимонопольным органам недостоверных (ложных)

материалов, информации, используемых для утверждения цен и тарифов,

повлекшие их завышение.

Не повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:

1) предоставление скидок, не утвержденных в установленном порядке;

2) необоснованное превышение фактических расходов по статьям затрат,

предусмотренным при утверждении цен (тарифов);

3) нарушение установленного порядка закупа материальных, финансовых

ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд на тендерной

основе;

4) предоставление недостоверной (ложной) информации, используемой при

утверждении цен, не повлекшее их завышение и не предоставление информации,

касающейся установления и применения цен.

Различают несколько видов экономических санкций:

1) введение компенсационных (понижающих) тарифов. Вводится в случае

получения дохода сверх установленного антимонопольным органом в

ценах за счет невыполнения или выполнения в не полном объеме работ

(услуг), затраты на которые учтены в утвержденных в установленном

порядке ценах. Понижающий тариф вводится при установлении

конкретных потребителей.

2) изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае,

если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может

быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и

изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000

расчетных показателей.

Решение о применении экономических санкций применяется в форме

постановления, которое направляется антимонопольными органами юридическим

лицам для исполнения. Введение компенсирующих тарифов осуществляется в

течении 10 дней с момента принятия решения или с 1 числа начала следующего

месяца. Если в 10-дневный срок со дня вручения решения о перечислении в

государственный бюджет штрафа или необоснованного дохода юридическое лицо

его не выполнит, Антимонопольные органы представляют в банк юридического

лица инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет штрафов и

необоснованного дохода с приложением решения об изъятии и обосновывающих

материалов.

За 9 месяцев т.г. Комитетом по регулированию естественных монополий

и защите конкуренции по Восточно-Казахстанской области введено 5

компенсационных тарифов на сумму более 200 млн. тенге.

Следует отметить, что и Инструкции по применению экономических

санкций за нарушение государственной дисциплины цен присущи не- доработки.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах

денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено

право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при

невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о

перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в

добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить

инкассовое распоряжение.

Экономические санкции к хозяйствующим субъектам всех сфер экономики

применяются в соответствии с Положением о порядке применения

экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен,

утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17

марта 1992 года за № 245. Данное Постановление принято во исполнение Закона

РК « О ценообразовании» от 15 декабря 1990 года. В соответствии с пунктом

16 Постановления Кабинета Министров №245 территориальные органы по ценовой

и антимонопольной политике направляют в органы налоговой инспекции для

исполнения решения об изъятии в государственный бюджет сумм незаконно

полученного дохода, в результате нарушения государственной дисциплины цен,

злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Однако в ходе правоприменительной практики установлено, что налоговые

органы не могут исполнять решения об изъятии комитетов. Так как Указом

Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и других

обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. №2235, не предусмотрено

взыскание налоговыми органами сумм незаконно полученного дохода по решениям

антимонопольного комитета. Следовательно, все нормативно-правовые акты

необходимо было привести в соответствие с действующим налоговым

законодательством. До настоящего времени Постановление Кабинета Министров

РК № 245 не отменено.

В случаях, когда устранить нарушение антимонопольного

законодательства или привлечь к ответственности виновное в нарушении лицо

не предоставляется возможным, Антимонопольные органы вправе обратиться с

иском в суд. За 1999г. субъектам естественных монополий предъявлено 8

исковых заявлений, из них: удовлетворено - 1; находятся в стадии

рассмотрения - 1; отказано в удовлетворении - 1; заключено мировое

соглашение - 2; отозвано, в связи с добровольным исполнением - 1;

возвращено, в связи с признанием незаконной регистрации юридического лица -

1. Заслуживают внимание следующие иски:

1) О признании незаконными действий РГП “Казахстан темир жолы” по

взиманию провозной платы от 0 до 50 км, взыскании в государственный бюджет

суммы незаконно полученного дохода в размере 76.3 млн.тенге тенге,

наложении штрафа за злоупотребление доминирующим положением в размере 105

тыс. тенге. Комитетом заключено мировое соглашение, в соответствии с

которым РГП “Казахстан Темир Жолы” перечисляет в доход республиканского

бюджета бюджета 76.3 млн. тенге, кроме того за злоупотребление доминирующим

положением штраф в размере 1.0 млн. тенге.

2) АООТ “Усть - Каменогорские тепловые сети” о понуждении к

заключению договоров с индивидуальными потребителями. В исковых требованиях

Комитету отказано по мотивам того, что, понуждая субъекта естественной

монополии к заключению договора с потребителями, так же будет иметь место

понуждение индивидуальных потребителей. Надзорной инстанцией решение

Хозяйственной коллегии оставлено без изменений.

3) ТОО “Восточный Казахстан Пауэр энд Лайт” о признании незаконными

действий по применению в 4 квартале 1997г. тарифа, не утвержденного в

установленном порядке и изъятии в доход бюджета суммы прибыли, полученной в

результате злоупотребления доминирующим положением размере 349.3 млн. тенге

и о взыскании в доход государственного бюджета суммы незаконно полученного

дохода в размере 283,5 млн.тенге, взыскании штрафа в размере 100% суммы

незаконно полученного дохода. Определением суда иски оставлены без

рассмотрения, на основании того, что в соответствии с Постановлением

Правительства Республики Казахстан №245 от 17.03.1992г. применение

экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, в

частности, применение свободных цен при наличии регулируемых, производится

уполномоченным органом в безакцептном порядке. Решения комитета об изъятии

приостановлено, так как Постановление Правительства № 245 вошло в

противоречие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона

«О налогах и обязательных платежах». Комитет, руководствуясь Инструкцией «О

порядке применения экономических санкций за нарушение государственной

дисциплины цен» от 14 августа 1998г., направил в банк инкассовое

распоряжение об изъятии в государственный бюджет суммы незаконно

полученного дохода. Однако инкассовое распоряжение оставлено без исполнения

по мотиву противоречия Закону республики Казахстан «О платежах и переводу

денег».

4) ТОО “Усть - Каменогорское управление газового хозяйства” о

признании незаконным действий по взиманию завышенной платы с потребителей и

взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Заключено

мировое соглашение о произведении перерасчета в двух месячный срок с

момента заключения соглашения.

5) ТОО “АЭС Лениногорская ТЭЦ” о признании незаконными действий по

отключению тепловой энергии, и взыскании штрафа за злоупотребление

доминирующим положением. Иск удовлетворен.

6) АООТ ”Усть-Каменогорские тепловые сети” о признании незаконными

действий по взиманию завышенной платы за горячее водоснабжение с населения

г. Усть-Каменогорска и обязать предприятие произвести перерасчет с

потребителями на сумму 28,3 млн. тенге . Иск находится в стадии

рассмотрения.

2 3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере

государственных монополий

Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными

учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия,

созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими

источником финансирования их деятельности являются поступления от платных

услуг физическим и юридическим лицам.

Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования

деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это

деятельность государственных органов по обеспечению управления,

правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды

деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема

создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность

общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен

на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного

производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп

товаров, особенно товаров народного потребления.

Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы

наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы

устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей

Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря

1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги,

оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный

нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным

исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не

предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче

выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим

субъектам с негосударственной формой собственности.

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля

1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу

предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан

принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

1) Правила оказания услуг государственными организациями;

2) Правила установления и определения размера платы за услуги

государственных органов;

3) Правила ведения государственного регистра платных услуг,

оказываемых государственными органами.

Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и

государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные

органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а

именно:

1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;

2) перечень платных услуг, оказываемых данным государственным

органом, с указанием сроков исполнения;

3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным

органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или

его территориальными органами;

4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для

получения услуги, образцы их заполнения;

5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы

по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

Настоящими правилами определены права и обязанности государственных

органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности,

государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации

потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а

потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.

При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица

государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у

ответственности.

Правилами установления и определения размера платы за услуги

государственных органов жестко регламентирован порядок и сроки

предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных

органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются

Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами)

и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики

Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные

услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа

начала квартала.

Проект цен на оказываемые услуги предоставляются за 45 дней, до

начала квартала, рассматриваются Антимонопольными органами в течении 20

дней и принимается соответствующее решение. Решение о новых ценах

официально публикуются государственными органами в печать за 10 дней до их

введения.

Предоставление материалов, необходимых для утверждения цен, с

нарушением настоящих Правил является основанием для отказа в рассмотрении

проектов прейскурантов. За предоставление заведомо недостоверных или ложных

сведений должностные лица привлекаются к юридической ответственности.

Правила ведения Государственного регистра платных услуг, оказываемых

государственными органами, определяют порядок формирования, ведения и

внесения изменений в регистр. Государственный регистр платных услуг – это

перечень услуг, которые вправе оказывать государственные органы. Регистр

формирует и утверждает Антимонопольное агентство и его территориальные

органы, по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Так,

приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных

монополий и защите конкуренции за № 47-ОД от 16 июня 1999 г. по

согласованию с Министерством финансов от 8 июля 1999г., утвержден

Государственный регистр платных услуг оказываемых государственными органами

в соответствии с Законодательными актами Республики Казахстан:

1) услуги по карантинному досмотру, выдаче карантинного разрешения,

фитосанитарного сертификата при экспорте, импорте и транзите продукции

растительного происхождения;

2) услуги по предоставлению информации о юридических лицах, их

филиалах и представительствах;

3) информационные услуги по земельному кадастру;

4) услуги по санитарно-эпидемиологической экспертизе и иссле-дованиям

лабораторией.

В целях развития рынка отдельных видов работ и услуг путем

привлечения субъектов частного предпринимательства Антимонопольным

Агентством проведены публичные слушания, по результатам которых принято

постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 г. №343

«О развитии рынка отдельных видов работ и услуг». Остальные виды услуг, за

исключением контрольно-надзорных функций, выполняемые государственными

органами, в связи с их реорганизацией, в соответствии с приказом Агентства

Республики Казахстан от 13 августа 1999 г. включены в Государственный

реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке,

на 1999г. в раздел «Услуги – монопольно и эксклюзивно осуществляемые

государственными предприятиями». Это такие виды услуг, как:

1) государственная экспертиза архитектурно-строительной документации;

2) предлицензионные работы по производству, экспорту, импорту и

реализации лекарственных средств;

3) лабораторные исследования особо опасных заразных болезней

животных, ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства и

сырья животного происхождения;

Кроме того, платные услуги в области пожарной безопасности,

вневедомственной охраны, статистики переданы в конкурентную среду.

Регулирование цен на услуги, монопольно или эксклюзивно осуществляемые

государственными предприятиями, регламентировано Правилами, утвержденными

приказом Агентства Республики Казахстан от 25 августа 1999 г. № 61-ОД.

Должностные лица организаций, допустившие нарушение данных Правил,

привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством

Республики Казахстан.

Исключение составляют цены на платные услуги сверх гарантированных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.