Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан
6) координация действий центральных и местных исполнительных органов
по развитию конкуренции, поддержке малого бизнеса (предпринимательства).
Агентство в установленном законодательством порядке осуществляет
следующие функции:
1) формирование и ведение Государственного регистра хозяйствующих
субъектов - естественных монополистов Республики Казахстан,
Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение на рынке, Государственного регистра платных услуг, оказываемых
государственными органами;
2) установление цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию
субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования
затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование
отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в
доверительное управление;
3) осуществление контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства во всех сферах экономики;
4) анализ рынка и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение, определение границ, доступных для потребителей
рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;
5) организация и координация выполнения государственных программ
поддержки и развития малого бизнеса (предпринимательства);
6) анализ состояния малого бизнеса (предпринимательства) и
эффективности государственной поддержки, осуществление контроля за
эффективностью использования государственных финансовых средств,
направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);
7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и
финансовых рынках;
8) организация взаимодействия и сотрудничества с государственными
органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями,
а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ
по вопросам, относящимся к компетенции Агентства.
Агентство наделено обширными полномочиями в области ценообразования,
демонополизации, а также по применению мер административного принуждения
за нарушение антимонопольного законодательства.
В частности, в области ценообразования Агентство имеет право в
установленном законодательством порядке:
1) устанавливать цены (тарифы) или их предельный уровень на продукцию
хозяйствующих субъектов - естественных монополистов и услуги, оказываемые
государственными учреждениями, являющимися государственными органами;
2) проводить публичные слушания по вопросам изменения цен на
продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;
3) участвовать в проведении тендеров на закупку материальных
ценностей и услуг хозяйствующими субъектами - естественными монополистами;
4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов,
работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств
Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций
по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания
помощи в проведении проверок.
Для выполнения возложенных функций и задач Агентство наделено целым
рядом властных полномочий:
1) проводить расследования по нарушениям антимонопольного
законодательства и дисциплины цен, создавать административную комиссию,
вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц
и граждан либо возбуждать в суде дело о наложении таких штрафов;
2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении с целью
устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной
дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;
3) вызывать и получать от должностных лиц и граждан Республики
Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую
информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных
нарушений антимонопольного законодательства и дисциплины цен;
4) принимать решения о методах антимонопольного регулирования
хозяйствующего субъекта, признанного монополистом на рынке или занимающим
на нем доминирующее положение;
5) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных
отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении
ее последствий;
6) признавать недействительными полностью или частично принятые
органами власти и управления акты, а также соглашения этих органов,
хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и
дисциплину цен;
7) принимать решения о перечислении в доход бюджета сумм, полученных
субъектами естественной монополии в результате нарушения ими
государственной дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков,
причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и
тарифов, путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и
тарифов;
Решения Агентства и его территориальных органов, принимаемые в
пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми
государственными органами управления, ведомствами, местными исполнительными
органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.
Агентство также вправе отменять действие нормативных актов
министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов
государственного управления, а также решения органов управления,
хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений,
которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.
В Антимонопольных органах созданы: коллегия, возглавляемая
председателем, а на территориальном уровне директором департамента;
административная комиссия.
В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное
Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные
подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность
субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по
фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и
законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят
межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для
них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов
для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер
для применения норм антимонопольного законодательства.
В силу признанных Казахстаном норм международного права международные
договоры, участником которых является Республика Казахстан, имеют приоритет
перед антимонопольным законодательством. В случаях противоречия между
международным договором и антимонопольным законодательством применяется
норма международного договора. Согласно императивным нормам, международный
договор должен быть ратифицирован.
Правительством проводится большая работа по координации деятельности
и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики.
Верховным Советом Республики Казахстан 22 июня 1994 года ратифицирован
Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками
которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,
Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,
Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина1.
Задачами настоящего Договора являются:
координация совместных действий по предупреждению, ограничению и
пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
сближение антимонопольного законодательства стран-участников
Договора;
создание условий для развития конкуренции, эффективного
функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической
деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и
создание на этой основе механизма сотрудничества.
Для реализации данного Договора его участники учредили
Межгосударственный совет по антимонопольной политике, который призван
вырабатывать критерии и способы оценки монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, процедуры расследования дел по нарушению
правил конкуренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие
субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции в
общем экономическом пространстве, и согласование их между странами-
участниками.
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1 3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере
естественных монополий
Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для
обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и
услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло
несколько этапов1.
До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды
товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен
осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости,
продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на
продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке
тарифов на уровень инфляции.
В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г.
возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию,
природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в
индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция.
Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать
вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.
С выходом постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171
"О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных
монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий -
естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного
раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли.
При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры,
дублирующие основную деятельность.
Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях,
относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-
1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено
регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на
конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании,
государственные национальные компании и другие организационно-
управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и
ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства,
направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что
способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было
прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном,
стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости
этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная
монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен,
ограничивало возможности регулирующего органа.
Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в
сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О
естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом
Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд
нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в
установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том
числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при
расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров,
работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и
финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе",
"Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения
цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии",
"Инструкция по применению экономических санкций за нарушение
государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения
Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики
Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при
котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на
определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу
технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных
монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998,
в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в
Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам;
- транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и
распределительным трубопроводам;
- передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные законодательными актами Республики
Казахстан.
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав
участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов
естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические
лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом
естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров,
работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной
монополии.
Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и
обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае,
потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным
Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта
естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению
качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению
равных условий для всех и право по установлению обязательных технических
требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере
естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного
органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если
нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в
правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии
установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную
деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности
или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с
предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и
др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными
полномочиями:
1) государственное регулирование;
2) контроль за соблюдением действующего законодательства;
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих
функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов
естественных монополий либо об исключении из него;
2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии
решения о введении, изменении или прекращении государственного
регулирования.
Процедура включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена
Правилами формирования и ведения Государственного регистра субъектов
естественной монополии Республики Казахстан. Данные Правила утверждены
приказом Комитета РК по регулированию естественных монополий и защите
конкуренции 19 августа 1998 г. за № 03 – 5 ОД и прошли в установленном
порядке регистрацию в Министерстве юстиции1. Регистр формируется на
основании Государственного регистра юридических лиц Республики Казахстан,
составляемого Министерством Республики Казахстан и его территориальными
органами в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О
государственной регистрации юридических лиц». Основанием для включения
субъекта в Регистр является осуществление им вида деятельности, отнесенного
к сфере естественной монополии и признания его положения доминирующим на
рынке. Юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере
естественной монополии, но связанную с эксплуатацией объектов,
предназначенных исключительно для собственных нужд, в Регистр не
включаются.
Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан
являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП
"Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр
Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод",
предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи,
ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты.
На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных
монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект
естественной монополии.
Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под
действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других
документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов
естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В
частности, субъект естественной монополии обязан:
1) представлять в Уполномоченный орган заключение ежегодной
аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых
Уполномоченным органом;
2) представлять в Уполномоченный орган ежеквартальную и годовую
статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются не позднее,
чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не
позднее 1 апреля следующего за отчетным годом;
3) ежегодно публиковать в официальных средствах массовой информации
бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|