рефераты скачать

МЕНЮ


История политических и правовых учений

объективных закономерностей развития общества. Ш. почти не касался

революционных идей марксизма; материалистическое понимание истории

излагается им в духе оппортунизма и реформизма. Основная его критика была

направлена против учения о базисе и надстройке, об общественно-

экономических формациях и закономерностях их смены. Главной целью своего

труда он считал защиту права.

Дает абстрактное, формальное определение права: “Право есть такое

принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому

смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение. Он, в отличие от

теоретиков 17-18 вв., утверждал, что естественное право имеет “изменчивое

содержание”. Временами возникают социальные конфликты (столкновения между

хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной

цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления

порождают идеи изменения права (так, размышления о рабстве негров в США

вызвали его отмену). В итоге, идеалом, по Ш., является такое общ-во, где

преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и

чувствами, между должным и сущим. утверждал, что этот идеал вообще никогда

не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории

человечества.

Теория Ш. неоднократно критиковалась Однако именно абстрактность

неокантианского идеала создавала возможность соединить его с идеей

свободной личности (“человек не средство, а цель”) как общего ориентира

исторического процесса и прогресса.

65. Учение Дж. Остина о праве.

Воз-ние юридического позитивизма. В рез-те буржуазных революций в

развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем,

особенно частного права связанного с регулированием товарно-денежных

отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном

праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей

естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в

юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного

права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом

более высокого по своему значению права естественного, требующего

воплощения в законодательстве. Отождествление права с законом имело четко

выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против

оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества

с позиций естественного права (еще сохранявшего гуманистический заряд

романтических иллюзий революционной эпохи).

Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик

Бентама Остин

Термин “право”, писал О., используется в самых разных смыслах: для

обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали,

законов природы; это существенно мешает точному определению предмета

юриспруденции.

О. различает и разграничивает этику ,науку о законотворчестве и

собственно науку о праве, юриспруденцию. В таком понимании право – приказ

власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под

угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.

Воз-ние юридического позитивизма связано с укреплением и

совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических

отношений. В теоретическом плане ю. п.был основой формально-догматической

юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, точности

определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения

возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и

распространение ю.п. в странах континентальной Европы обусловлено развитием

капитализма.

66. Политические идеи Г.Спенсера.

Гос-во тождественно живому организму. Так же, как в живом организме

каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги

в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды,

правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой

организма, общества, государства. Гос-во, общ-во – система социальных

институтов., механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные

институты появляются в рез-те революции, общественного договора и т.д. Есть

институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные,

промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых

конфликтов в сферу конфликтов между группами => обуславливает воз-ние

классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование

каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет

определённые общественные потребности.

С. утверждал, что политические институты, в т.ч. гос-во, не должны

вмешиваться чрезмерно в жизнь человека => выступает против социализма.

Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они

лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и

могут быть отвергнуты.

Государства классифицирует на 2 типа:

примитивные (военные, хищнические);

высшие (индустриальные).

Главная задача примитивных – война => деспотический режим: всепроникающее

око правительства => военное принуждение. Это антилиберальная, тоталитарная

военная организация.

В индустриальном типе цель власти – благо индивида. Личность – исходное

начало этого государства. Гос-во охраняет права граждан, не вмешиваясь в

социально-экономическую жизнь, обеспечивает конкуренцию, частное

предпринимательство.

67. Политко-правовое учение Ф.Ницше.

Немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности.

Он не признаёт ценности, признаваемые другими => за их переоценку и

нововведения. На место “моральных ценностей” исключительно

натуралистические ценности => натурализация морали. Вместо “социологии” –

учение о формах и образцах господства. Вместо “общества” – “культурный

комплекс как предмет моего главного интереса”. Вместо “теории познания” –

перспективное учение об аффектах (для чего необходима иерархия аффектов).

Вместо “метафизики и религии” – учение о вечном возвращении (в качестве

средства воспитания и отбора).

Основная идея – воля к власти. Воля к власти не любая, есть

аристократическая воля к власти, и она – это инстинкт подъёма, воля к

жизни; а рабская воля к власти – это институт упадка, воля к смерти, ничто.

Подлинная культура – культура аристократии, создаваемая выдающимися

личностями. Реализация их воли к власти – прогресс. Гос-во,

законодательство, политика – это средства, инструментарий аристократической

культуры.

Гос-во может подавлять выдающуюся личность => государственная политика

ослабляет человечество, препятствует появлению гениев. Цель человечества –

не совершенствование государства, а совершенствование экземпляров

выдающихся личностей.. Для таких людей гос-во должно создавать идеальные

условия.

Право – вторичное и производное от воли власти. Н. критикует естественно-

правовую доктрину. Он за привилегии выдающихся людей. Право – рез-т войны

и победы. Неравенство прав – справедливость.

68. Политические идеи российского революционного демократизма (Н.

Чернышевский , Н. Добролюбов, А. Герцен).

Социалисты-утописты: Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. Герцена

считают основателем русского социализма, уповающего на русскую общину. В

России в этот период ещё сохранялось крепостничество. Социалисты выступали

против феодального устройства и буржуазных нововведений. Специфика

социалистов:

сторонники осуществления революции в отличие от западных социалистов,

которые уповали на просвещение. Герцен: насильственное революционное

свержение существующего экономического и политического строя. Надежда

социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества.

формой власти, которая должна быть установлена в рез-те революции

крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства. На западе –

власть абсолютного монарха. Следовательно социалисты выступали за

проведение реформ.

69. Политические идеи анархизма (М.Бакунин, П. Крапоткин).

Бакунин– коллективистский анархизм, выставил ряд аргументов против

сложившихся порядков и нравов в русской общине – не преобразование общины с

помощью распространение на нее рез-тов западной цивилизации, а

использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства.

использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности и

обязанностей должностных лиц государства. Отрицательное отношение к законам

и законодательному регулированию, все юридические законы, в отличие от

законов природы и заурядного правила общежития – внешненавязанные.

Игнорирование естественных законов ведет к подчинению искусственно

создаваемому юридическому праву. Всякое законодательство порабощает

человека и развращает законодателей. Гарантия свободы – контроль за

государственной властью. Совершить социальную революцию – значит разрушить

все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь гос-во. Социальная

революция в отличие от политической совершается не с помощью только

революционной власти, а более всего с помощью народной силы, которая должна

быть организована на выступления путем возбуждения революционных страстей.

Кропоткин–Стремился соединить учение анархии с рез-тами современной науки о

природе и в особенности социально-философском учением о взаимной помощи в

животном мире и человеческих сообществах. Исторические развитие гос-во

связывал с воз-нием поземельной собственности и стремлением сохранить ее в

руках одного класса, который вследствие этого стал господствующим. Гос-во –

общ-во взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином,

судьей, священником для обеспечения власти над народом и его эксплуатации.

Государственная организация в тесной взаимосвязи с правосудием и правом.

Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых

различных вариантов организации властвования в обществе. Государственная

властная организация – правительственная централизация, историческая миссия

которой – поддержание эксплуатации человека человеком.

71. Либеральные политические и правовые учения а России во второй половине

XIX в. (Б.Чичерин, С.Муромцев) – первой половине XX (Н. Коркунов, М.

Ковалевский).

Видным деятелем либерального движения Чичерин

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис,

антитезис, синтез) заменил схемой из четырех элементов - круговорот четырех

начал. В общественной жизни он различал: власть , закон, свободу, общую

цель ,). В общежитии различаются четыре союза: семья ,гражданское общ-во ,

церковь и гос-во С помощью категорий справедливости и равенства он

проводит деление на уравнивающую правду с формальным равенством (признание

за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенство прав как

юридической возможности действовать) и правду распределяющую с

пропорциональным равенством (права и почести распределяются в соответствии

со способностями и заслугами лиц).По теории Чичерина, юридическое

(формальное) равенство исчерпывает понятие правды. Поэтому он выступал

против материального (фактического) уравнивания людей правом. Чичерин

исследует абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию,

условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи

государства, , является конституционная монархия,. Соглашение элементов в

конституционной монархии достигается,, в рез-те разграничения компетенции

верховной власти между монархом, аристократией, демократией.

В судебной власти также участвуют все три силы:

глава государства назначает судей,; представители народа , присяжные

заседатели ; парламент

Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право –

совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты

порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе

судебного правотворчества.

. М. считал право отношением, сложившимся между людьми на основе

интереса. Правовые отношения, , существуют не разрозненно, а группируются в

определенную систему., Муромцев считал, что юриспруденция не может

ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины,

занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием

действующего права). Теория права, должна стремиться открыть

социологические законы развития и преемственности права как определенной

части социальных явлений. кроме догмы права, он выделяет как часть

юриспруденции объективно-научное исследование права (право “как оно есть”)

и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного

идеала (право “как оно должно быть”).

Коркунов по-своему стремился раскрыть понятие права в связи с социальными

интересами. Он отвергал определение права как “защищенного “интереса”,

утверждая, что охраняться может и отдельный интерес; право же предполагает

не менее двух лиц с встречными интересами. Право не охраняет и не

оценивает, а разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших

средств осуществления каждого интереса.

Он отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление

законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения

властей, - “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций

властвования. Стремился доказать необходимость и возможность проведения

реформ сверху, силами самодержавной власти. Фактически полное бесправие

населения и произвол властей – вот на что обращал внимание Коркунов,

исследуя состояние прав и свобод граждан в России в последней четверти XIX

в. Выход из создавшегося положения он видел в улучшении законодательства, в

установлении режима законности, привлечении граждан к политическим

реформам.

Важным средством обеспечения солидарности и, следовательно, “замиренной

среды” ученыйКовалевский считал право. Именно в праве прежде всего

закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества и

личности, различных классов и социальных групп. Понятие права в его

концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований

солидарности и порождаемой ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на

себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует

государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее

нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства,

выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила,

призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от

того, в какой степени гос-во берет на себя функции, ранее исполняемые

общественными союзам. Источник возникновения власти и государства он

усматривал “в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к

творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей

деятельности чужому примеру и руководительству.

.

На протяжении всей своей творческой деятельности Ковалевский оставался

сторонником монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие

самодержавия в “демократическую монархию”.

72. Правовые взгляды С.Котляревского, П. Новгородцева, И.Покровского.

Новгородцев - философ права, , родоначальник концепции возрожденного

естественного права в России.

Представитель этической концепции права - Этический момент в естественно-

правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего

положения с точки зрения нравственного долженствования. Н. считал основным

вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических

установлении. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли

и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая

сторона понятия естественного права,выражается в протесте нравственного

сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение

имело большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный

закон был плох и необходим был упор на критическую сторону теории

естественного права.

. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов, которые

составляют содержание общественного идеала. В действительной жизни

соотношение этих идеалов не однозначно, поскольку абсолютный идеал носит

личностный характер и решается каждым человеком по-своему; относительный же

идеал зависит не только от отдельного лица, но и от других субъектов

общественной жизни (группы, класса, движения, партии и т.д.).

Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии

Новгородцева) в конце XIX – начале XX в. выражался, согласно учению

Новгородцева, в требовании правового государства, причем в неолиберальном

духе. Бурное экономическое развитие XIX в. показало необходимость

материальных гарантий формально признанных прав и свобод и социальной

помощи нуждающимся. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной

жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно

социально-правового государства. Он провозгласил и обосновал понятие “права

на достойное человеческое существование: цель права – охрана свободы,

однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано

недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью

права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность

осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение

данной проблемы, заключал Новгородцев, должно взять на себя гос-во.

Подобное рассмотрение права на достойное человеческое существование –

гуманная общечеловеческая постановка вопроса о социальных гарантиях в

правовом государстве.

73. Правовые взгляды Г. Шершеневича, Б.Кистяковсого, Е.Трубецкого.

Шершеневич Г.Ш.: Гос-во – источник права как властное веление и власть,

связано с волей и умением. В основе власти лежит эмоциональный и

эгоистический интеллектуальный настрой повинующегося, полагающего, что

послушание может принести известные выгоды. Верное понимание государства –

социологическое, а не юридическое. Социологическое: гос-во – комбинация

силы и воли. Воля: умение одних подчинять себе других.

Сбалансированный вариант сочетания профессионально-юридического

догматизма и философского позитивизма воплотился вего концепции Гос-во

представляет собой источник права как властного веления.

Власть связана с волей, с умением «заставить других сообразовывать свое

поведение с волею властвующих, вводить свою волю одним из существенных

мотивов, определяющих поведение другогоВсе власти в государстве опираются

на государственную власть с ее изначальным (исторически и логически)

авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная

власть опирается непосредственно на общественные силы. Так гос-во может

характеризоваться с позиции социологии. С юридической точки зрения, гос-во

есть правовое отношение, есть объект или субъект права, но это уже, по

Шершеневичу, неправильные, искаженные представления о власти. С

методологической точки зрения, подчеркивает он, «юридическое определение не

только не способно объяснить реального существа того, что мы называем гос-

вом, но оно кроет в себе опасность затемнить пред нами истинную сущность

явлений, происходящих в государстве. Понятие о государстве только одно —

социологическое».

Схожие несовершенства имеют, согласно Трубецкому, теории права как «силы»

и права как «интереса». Особого внимания заслуживают теории права как части

нравственности (как минимум добра). Однако и они смешивают право, как оно

есть в действительности, с тою нравственною целью, которую оно должно

обеспечивать. А между тем есть множество правовых норм, которые не только

не представляют собою минимума нравственности, но даже в высшей степени

безнравственны. Таковы, например, нормы крепостного права, нормы,

устанавливающие пытки, стесняющие религиозную свободу, и др.

Нормы нравственные и правовые не исключают друг другаВ подходе Трубецкого

присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным правом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.