История политических и правовых учений
Карамзина на проекты реформ Сперанского. Расхождения Карамзина и
Сперанского заключались не в содержании их полит. взглядов (оба хотели
учредить в России основные законы), а в способе их реализации. Карамзин
считал, что важны не формы, в которых существуют гос.органы, а люди,
работающие там.П редпочтит. опираться на нравственные качества правителя, а
не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей.
Карамзин не выступает против принципа законности в деятельности гос.власти.
Но он боится революц. преобразований, а также считает, что необходимо
уважать сложившиеся веками порядки. Также в записке содержится критика
существующего гос.аппарата : некомпетентность, взяточничество,
безответственность. Изменения надо производить не путем создания новых
гос.органов, а путем подготовки грамотных, специально обученных кадров.
Также необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. В вопросе о
крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а ввести
умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее
личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не
смогут обеспечить страну хлебом.
53. Политические идеи П. Чаадаева.
Чаадаев представитель просветительства в России. Противникам крепостного
права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он
отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права
принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал
против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление
приведёт к изменениям. Труды – 8 философских писем. Он осуждает
самодержавие и крепостничество. Осуждение было таким смелым, что Николай I
посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал ни на
какие прогрессивные акции со стороны русского народа. Это критиковалось его
друзьями.
52. Политические взгляды декабристов.
Выделяются 2 крыла в движении декабристов: радикальное (Пестель) и
либеральное (Муравьёв). Декабристы выступали против самодержавия,
крепостничества, за свержение строя путём революции.Пестель П.И. Полковник
русской армии, участник войны 1912г. Политические взгляды изложил в
произведении “Русская правда”. Он приверженец естественной школы права. С
его т.з. крепост. права не должно быть, не должно быть и сословного
деления, т.к. это противоречит естественным правам человека. Для всех
граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те
же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо
свергнуть самодержавие и установить республику. Свержение должно произойти
путём переворота. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал
убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. Выступал за
демократ. Республику. Освобождение крестьянства возлагалось на временное
правление (после переворота). Предлагал земли отобрать у помещиков и
разделить землю на 2 части: общ. собственность и собственность казны.
Верховная законод. власть должна принадлежать собранию представителей
народа: Вече, которое избирается гражданами. Россия должна быть унитарным
государством. Верховная представит. власть призвана издавать законы, единые
и обязательные для всей России. Судебная власть должна быть несменяемой.
Муравьёв Н.М. Говорил: “опыт народов доказал, что власть самодержавная
гибельна”. Он отвергал крепост. право. Он приверженец конст. монархии.
Вместо унитарного гос-ва предлагал федерацию; двухпалатный представительный
орган. Верховная Дума – представители державы, т.е. субъектов федерации.
Предусматривал высокие имущ. требования к избираемым.
55.Английский политический либерализм (Бентам, Милль)
Своеобразную концепцию права и гос-ва в Англии начала 19 в разрабатывал
Иеремия Бентам - отвергал теорию естественного права. Бентам критикует
Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав
личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению гос. власти. Он
признает реальным правом лишь то, которое установлено гос-ом. Однако
существующее зак-во архаично и несовершенно. В поисках этой основы Бентам
разрабатывает теорию утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода).
Применяя утилитаризм к вопросам права - Закон сам по себе – зло, поскольку
он связан с применением наказания (страдание). Тем не менее закон – зло
неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Известную
эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале
он одобрял конст. монархию в Англии, высказывался за высокий имущ. ценз,
долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал
демократию как анархию. Позже Бентам выступает с острой критикой монархии и
утверждает, что учред. власть (право учреждать основные законы государства)
принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться
однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего,
равного и тайного голосования. Исполнительная власть, по Бентаму, должна
осущ-ся должн. лицами, подчиненными законод. палате, ответственными перед
ней и часто сменяемыми.
57. Немецкий политический либерализм (Гумбольт, Штейн)
Вильгельм фон Гумбольдт - Общая позиция подхода к гос-ву —
гуманистического индивидуализма. Не столько собственно гос-во занимает его,
сколько человек в соотношении с гос-ом. Основная задача : «найти наиболее
благоприятное для человека положение в гос-ве». Гумбольдт придерживается
линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства.
Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой
национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений,
формируемых снизу, самими индивидами) и гос. институтами и службами; 2)
«естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым
непосредственно гос-вом; 3) «человеком» и «гражданином».Цель сущест-ия гос-
ва — служение обществу. Но за «обществом» он видит отдельного составляющего
общество индивида. Результат его наблюдений над гос-ом : поскольку гос.
устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть
иначе, как на «зло, пусть и необходимое». Лоренцу Штейну принадлежит ряд
фундамент. исследований .об обществе, гос-ве, праве, управлении. Либерализм
ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-полит. доктрины он
поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный
побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении
к самореализации, суть которой — добывание, переработка, изготовл. и
приумножение благ. Общество предстает как некое самостоятельное соц.
образование. От простого множества индивидов его отличает наличие такого
объединяющего фактора, как постоянная всесторонняя зависимость людей друг
от друга. В обществе отсутствует почва для свободы. Отсюда его
категорическое заключение: принцип, на котором зиждется общество,—
несвобода. Штейн — сторонник правового гос-ва, в котором «право управления
опирается на конституцию и имеются правовые разграничения между законом и
распоряжениями». Оптимальную форму правового гос-ва - констит. монархии.
58. Политико-правовые воззрения идеологов западно-европейского социализма
(Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Сен-Симон . Концепция поступательного историч. развития, по восходящей
линии. Общество проходит 3 стадии развития: теологическая (античность и
феодализм), метафизическая (буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии
будет создано справедливое общество - "промышленная система". Власть будут
осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо осуществлять
эволюционным путем: устранить наследственную знать от власти, , облегчить
положение крестьян, а затем начинать полит. переделку (передачу власти от
непроизводительных классов к промышленному). Традиционные гос.органы
сохраняются, но вся власть передается совету промышленников и совету
ученых. Основы общества: плановое хозяйство, частная собственность и
всеобщая занятость. Франсуа Фурье . Разуму Фурье отводил второстепенную
роль, а на 1й план выдвигал неизменную природу человека, его страсти
(страсти - активное начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая
история - история подавления, неудовлетворенности человеческих страстей;
такой порядок поддерживается силой гос-ва. Фурье предлагает социтарный
строй; основа - обеспечение человеку права на труд. Труд приносит радость и
превращается в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная
страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает производит. труда.
Роберт Оуэн - Человека формирует соц. среда, поэтому основные пороки строя
и правителей отражаются на человеке. Основная цель законов - поддерживать
имущ. и соц. неравенство. Необходимо изменить соц. среду, опираясь на
промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на пути к новому
обществу является частная собственность. Оуэн хотел создать сеть коммун по
всему миру, и в итоге получился бы единый порядок управления. Новое
общество - коллективистское, основанное на общ. собствен., равенстве прав и
обязанностей, на новой морали (когда поощрения и наказания не нужны).
Вместо религии будет новая нравственность.
36.Полит. и правовые учения в Италии 18в (Ч.Беккариа ).
Чезаре Беккариа. Беккариа различает справедливость божественную,
естественную и человеческую. Первые две – основаны на божественных и
естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общ.
договоре, устанавливающем пределы власти гос-ва. Она изменчива. Ее
критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы гос-ва должны
иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но
невежественные представления о человеч. справедливости привели к тому, что
законы гос-ва являются оружием в руках незначительного меньшинства.
Беккариа резко критикует современную ему юриспруденцию, при которой
законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уг. право
опирается на вековые предрассудки. Причину он видит в утверждении частной
собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим – нищету и
бесправие. Он далек от социалист. идей и не помышляет о радикальном
переустройстве общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом,
заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства,
покровительствующим наукам и искусству, образованию и нравственности
народа. Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода
гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам .Только
законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит только
суверену как представителю всего общества.
33.Политико-правовые идеи якобинцев
Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть
в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и
Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения ясно осознавали, что для
окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции
и утверждения подлинного народовластия необходимо провести целый ряд
революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие
между констит. и революц. правительствами. Задача констит. правления,
доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на
основе конституции. Задача же революц. правления заключается в том, чтобы
создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. Будущее констит.
устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократ. республики, где
наряду с представительной демократией получит широкое распространение
непосредственное волеизъявление народа.В процессе развития революции
некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо
сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции
на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”,
“коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в
тот период не получили.
56. Французский политический либерализм
Бенжамен Констан – духовный отец либерализма - работы по политике,
власти, государства. «Курс констит. политики» – либеральное учение о
государстве. Основа – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового
времени эта свобода отличается от свободы античного мира. Там – она
заключаласть в возможности коллектив. осуществления гражданами верховной
власти. Возможности каждого гражданина участвовать в делах государства.
Вместе с тем свобода индивида полностью подчинялась публичной
власти.Свобода современ. европейца – личная независимость, самостоят.,
безопасность, право влиять на управление гос-ом. Мат. и духовная автономия
человека, его надежная защищенность законом стоят у Константа на первом
месте. Люди. Будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно
реализовать себя в жизни., обеспечить себе достойное существование.
Он не за слабое государство. А за жесткое определение конкретной меры соц.
полезности институтов власти.
Современным гос-ом он считал констит. монархию, как нейтральную власть, вне
трех классических властей, независима от них и потому способна обеспечивать
единство, кооперацию, нормальную деят-сть. Она должна быть нейтральной,
регулятивной и арбитражной.
30.Политические учения европейского Просвещения(Вольтер)
Вольтер был великим французским мыслителем, просветителем, литератором.
"Свобода, - писал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от
законов" Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной
и популярной на Западе идея "господства права" . Равенство людей понимается
Вольтером только в строго политико-юр. смысле: обретение всеми людьми
одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от
закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке
весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущ.
равенства и общности имуществ Вольтер не был. Вольтер предлагал
реформировать феодальное общество, неизменно вызывавшее его протест. С
таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за
упразднение церковных судов. Аристократию, следует, по Вольтеру, заменить
бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм
действующего зак-ва, добиться справедливого судопроизводства с широким
участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п.
3.Политические идеи Гераклита
С идеей необходимости преобразования общ. и политико-правовых порядков на
филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и
др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические
идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.Мнения
противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не
через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу.
Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако, большинство людей не
понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого
он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-полит-
е неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый
результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет
места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для
формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на
народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу
(всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно,
чем многим. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита,
оказавших заметное влияние на последующих мыслителей, является выбор ими
интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определния
того, что есть “лучший”, “благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это -
символы “аристократа”). Благодаря такому переходу от аристократии крови к
аристократии духа, сама она превращалась из замкгутой касты в открытый
класс, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств и
усилий каждого.
4.Политические идеи Демокрита.
У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и
становление человека, человеч.рода и общества как часть естественного
процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под
влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный
опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для
общественной жизни. Таким образом, человеч. общество появляется лишь после
долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного
состояния. В этом смысле общество, полис, зак-во созданы искусственно, а не
даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой
естественно-необходимый, а не случайный процесс.В государстве, по
Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства
превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему
устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется
единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы, по
Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но
чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие
усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы,
соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие
им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому
человеку подобные законы не нужны.
23. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине 17 вв
В начале 16 вв завершен объедин основных русских земель вокруг Москвы,
формир-ся национально госуд идеология Русского гос-ва, что нашло отражен в
сочин Филофея он выдвинул идею о мировом предназначении Русского
государства, и центре христианства. Идеи Филофея нашли отражен во внутр
полик ивана 4. Основа полит идеололгии учение Зосимы (новгородски
метрополит). В это время ещё один жанр – политич легендао величии
московских князей, о их родословной. ТО складыв-сь пред-ки нафион-ой
идеологии , которые получили свое развитие в полит воззрен Ивана 4 и первых
рос-их царей династ Романовых.
Особенность политико правовых доктрин первой половины 17 в – полит-ая
направленность, т.к. преодоление смуты начала столетия. Так же повлияло
избрание на престол династии Романовых (смена власти). Вышло сочинение
Ивана Тимофеева «Временник» о божественном происхожден царской власти, для
него наилучш форма правления сословно-проедставит монархия.
Значит-ую роль в формирован полит мысли Авраамий Пралицын (сочин
«Сказание»), пытает разобр в причин Смуты. Видит её в падении нравов общ-ва
иза тиранического правления Ивана 4. Сторонник сословно-представительской
монархии, считатет избрание царя д/быть всем народом (совместно с боярами и
дворянами). Новые тенденции в летописании обосновывающие право Романовых на
престол.
24 Полит Идея Пересветова
Пересветов
Виднейш предст-ль русской полит-правово мысли 16 в. (сочин «Повесть об
основан и взятии царьграда», «сказан о царе Константине»)Предложил план
проведен госуд, воен и судебн реформ основн мысль в порицан единолин
царской власти, необходим «советный» орган. В качест образца Турецкое гос-
во. Предлагает полную ликвид-ию института наместничества, бывшего
пережитком раздроблети, т.к. он источник беззакония и произвола. Пишет что
Суды должны назнач-ся верховной властью и получать жалованье. Судить по
закону., а суд-ые пошлины в казну. Виды преступл-ий разбой, обман при
торговле, преступл-ие судебн и гос чиновников, воин преступл, ябеду. В
своем учени продолжает линию намеченную Греком, Отенским, Карповым. Его
сближают с западными мыслитялями эпохи возражденмя. Практически все
предложения Пересветова были реализованы (намест-*во заменено
самоуправлением, армия реформирована, принят новый судебник)
44. Полит взгляды Гоамильтона, Дж Адамса, Дж медисона и Дж Маршала (США 18
первая пол 19 вв)
Важная роль ПП учений Гамильтону. Принятие Декларации США, недавние колонии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|