рефераты скачать

МЕНЮ


История политических и правовых учений

(нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников

(нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность

инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять

(и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский

подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие –

не закон, а религиозное поучение.

Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов

священнослужителей, вплоть до римского папы.

18.Средневековая политико-правовая мысль арабского Востока

На формирование политико-правовой мысли Арабского Востока определяющее

влияние оказало священное писание, содержащееся в Коране. Основа –

греческая философия, особенно учение Платона, меньше Аристотеля. Политико-

правовая мысль нашла отражение в учениях Аль-Фараби, Ибн Сины.

Воззрения ранних мыслителей: Государство – любая относительно

обособленная территория с населением, которое обладает общностью

проживания, общими целями и наличием единой власти. Эта концепция близка к

классическому пониманию государства, но специфична. Все представления

построены на концепции “халифата”. Различаются государства 2-х типов:

невежественные и добродетельные (как у Аристотеля). В добродетельных –

правители заботятся об интересах государства, города, общины, пекутся о

счастье его жителей. Власть используется в интересах общины в целом. В

государстве невежественном власть стремится к личной выгоде, властвующие

заботятся только о своих интересах. Только в добродетельном государстве

человек может достичь наивысшего блага, достойной жизни.

Наиболее отчётливо конкретизируется политико-правовая позиция этих

понятий в учении Аль-Маварди. В его взглядах в сравнении с

предшественниками – акцент на обожествление государственной власти. Халифат

считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру,

осуществлять справедливое творение над всем миром => миссия халифата будет

завершена лишь после того, как будут покорены все неверные и превращены в

мусульманскую веру, после того, как над ними установится единая и неделимая

власть халифа. Верховная власть соединяет в себе власть политическую

(эмират) и духовную (имамат). Отношения между халифом и народом строятся на

договорной основе, предусматривающей взаимные права и обязанности. По этому

договору халиф обязан: охранять мусульманскую религию; разрешать

внутриобщин. конфликты; осуществлять богослужение; исполнять приговоры по

уголовным делам.

Халиф не мог устанавливать законы, уже предусмотренные нормами

мусульманского права. Народ обязан: повиноваться халифу; оказывать помощь в

поддерж. установленного порядка.

В политической и правовой мысли Арабского Востока при разнообразии

позиций арабских авторов выделялось 2 направления – шиитское и суннитское.

1. Шиитское направление. Начало формироваться в 7 в. Они обосновывали

государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата –

право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра,

мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон.

2. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит

предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокуп. кадиссов, признанных

достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верхов. власть в

халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе

поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле её и

осуществляется. Община обладает полным сувер-том, являясь отражением

суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который

вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав,

а только доверяет ему руководить.

В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность

связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве => община

вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и

Сунне.

Шииты – суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами

мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а

не зависит от общины.

20. Макиавелли о политике.

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский

государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527), оставивший после

себя следующие значительные труды: "Рассуждение на первую декаду Тита

Ливия", "Государь" (или "Князь" или "О принцепсе"), "О военном искусстве",

"История Флоренции" Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных

итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от

теологии, многое восприняло из античных источников.

Природа человека, по Н. Макиавелли, - единая и неизменная, у всех народов

существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и

использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека:

властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы,

лицемерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограничены, а желания

неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают

порокам, а не достоинствам, - неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый

политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом

принципы морали.

Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все

поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно

рассматривать с точки зрения мораль и права, нужно смотреть на достигнутые

ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н.

Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных

норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и

посредством хитрости, коварства и обмана, - считал Н. Макиавелли.

С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя способами: законами или

силой.

Н. Макиавелли – символ политического коварства и беспринципности. Его

советам следовали такие деятели как кардинал Ришелье, император Наполеон I

Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ульянов (Ленин) называл Н.

Макиавелли "умным писателем по государственным вопросам"

21. Ж. Боден и его учение о государстве.

Жан Боден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Основной

труд Ж. Бодена: "Шесть книг о государстве"

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в

государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную

собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к.

противоречит божественным установлениям и природе человека.

Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во

времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других

субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в

законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть

суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в

частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может

принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту),

либо всему народу, смешанная форма государства с разделением

государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только

правительственная (исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что

предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент)

никак не должны препятствовать суверенной воле короля.

Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван

управлять другими людьми.

22.Политико-првовые идеи европейского социализма(Т.Мор, Т.Кампанелла).

Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал

идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания

частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли

возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор).

Утопия Мора – укор существовавшему тогда обществу с социальным

неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция,

общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского

общества составляет семейно-ремесленная организация труда.

Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую

обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые

должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако

связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все

ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.

Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы,

выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся

военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.

Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным

опытом. В целом в Утопии учреждается "смешанное правление"

Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная

армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее

частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само

слово "утопия" стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых

проектов.

Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию

в книге "Город Солнца" Город-государство соляриев занимается военным делом

(руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя

Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием

граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды

города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной

собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом

совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им

должностными лицами – специалистами по одной из трех областей. Все, в чем

солярии (жители города Солнца) нуждаются, "они получают от общины, и

должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше,

чем ему следует" Государство вмешивается буквально во все (даже в

творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы

все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм,

авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть

граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль

статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются

Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые

жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр.

Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют

постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-

общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной

жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.

28.Политико- правовые ученияТ. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель естественно-правового

учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии. Среди трудов Т.

Гоббса следует выделить: "Защита власти и прав короля, необходимых для

сохранения мира в государстве", Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть

неограниченного монарха.

Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах

общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных

прав в пользу государства. Власть государственного суверена является

абсолютной.

Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Т. Гоббс

рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан

(библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и

чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля.

.

Организация государственной власти может быть различной: монархия,

аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь

количеством власть предержащих. При этом наилучшей формой правления Т.

Гоббс считает, естественно, монархическую.Государственная власть никем и

ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна

человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе

решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного

суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные

чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы

государства.

29.Учение Дж. Локка о государстве и праве.

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) являются "Два трактата о

государственном правлении" (1689-1690). Дж. Локк – непоследовательный

материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж.

Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что

феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих

ценностей естественного состоянии Дж. Локк называл свободу и равенство. В

отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал естественное состояние войной

"всех против всех".

По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до

государства и существует независимо от государства. Свобода включает

свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда

проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано

государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по

отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать

три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную

(федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней

политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя

т.о. суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная –

парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная –

монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. Монарх имеет

право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ

имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими

прерогативами.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии,

естественно-правовой концепции.

31.Политико- правовые учения Монтескье.

Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная

ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых

условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая

организация государственности.

Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии

они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними

в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода – между

отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, -

писал Ш.Л. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее

Ш.Л. Монтескье отмечает: "Общество не может существовать без правительства.

"Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует

то, что называется политическим состоянием (государством)" Позитивные

законы обязательно должны соответствовать естественному праву.

Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и

принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает

три образа (формы) правления: республиканский, монархический и

деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в

руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия

– это правление одного человека, но посредством твердо установленных

законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне

всяких законов и правил.

Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ

является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою

волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие

право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу.

32.Политико- правовые учения Руссо.

Одним из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и

политических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778). Происхождение и

основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в "Рассуждении о

происхождении и основаниях неравенства между людьми" В естественном

состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь

физическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное

неравенство возникает с появлением частной собственности, начинается

перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были

согласиться на создание государства, которое, тем не менее, закрепило

социальное неравенство. Неравенство частной собственности, дополненное

политическим неравенством, привело, согласно Ж.-Ж. Руссо, в конечном счете

к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все

равны в своем рабстве и бесправии.

Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо.

В основе общественного договора (в трактовке Ж.-Ж. Руссо) и правомочий

формируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом

подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет ввиду общие

интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму

изъявленной воли частных лиц. Отстаивая господство в государстве и его

законах общей воли, Ж.-Ж. Руссо резко критикует всевозможные частичные

ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную

конкуренцию с сувереном.

Суверен (Народ) создает законы. В своей идеализированной конструкции

народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий

защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью.

Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить

выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное

соглашение, по словам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму

(государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть,

направляемую общей волей, он и именует суверенитетом.

Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Ж.-Ж. Руссо,

"может быть представляем только самим собою". Тем самым Ж.-Ж. Руссо, по

существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой

законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и

идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные

ветви.

Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть

может и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-

сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.