рефераты скачать

МЕНЮ


Договор аренды и его виды

указанного договора (ст. 787 ГК).

Проблема разграничения договора аренды (фрахтования на время)

транспортного средства и договора фрахтования (чартера) усложняется тем,

что отдельные транспортные уставы и кодексы смешивают данные виды

обязательств и выходят за пределы их правового регулирования, обозначенные

в ГК. Скажем, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации

(КТМ)[16] обеспечивается четкое дифференцированное регулирование чартера

как вида договора морской перевозки с условием предоставления для перевозки

груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (п. 2 ст.

115) и договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) с экипажем или

без экипажа (ст. 198, 211). В то же время Воздушный кодекс Российской

Федерации (ВК)[17] предусматривает некий договорный суррогат, смешивающий

оба вида названных обязательств. В этом можно убедиться, ознакомившись со

ст. 104 ВК, которая носит название «Договор фрахтования воздушного судна

(воздушный чартер)». Согласно данной статье по договору фрахтования

воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется

предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного

или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть

воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и

почты. Более того, данная статья содержит норму о том, что осуществление

чартерных воздушных перевозок регулируется ВК (странно, как будто нет

ст.787 ГК).

2. 2 Особенности правового регулирования

Как уже отмечалось ранее, в ГК (§ 3 гл. 34) содержатся нормы,

регулирующие две разновидности договора аренды транспортного средства:

договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды

транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической

эксплуатации (без экипажа).

В первую очередь, следует оговорить особенности правового регулирования

аренды транспортного средств, являющиеся общими для обеих разновидностей

договора аренды транспортного средства, которые позволяют выделить данный

договор в самостоятельный вид договора аренды.

Во-первых, учитывая специфику предмета договора, а именно:

предоставление в аренду транспортного средства, - законодатель исключил

возможность применения к данным правоотношениям общих положений об аренде,

наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по

истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным

перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок

(ст. 621 ГК). Как следствие этого арендатор транспортного средства в

отличие от арендатора по обычному договору аренды ни при каких условиях не

вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по

договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим

арендатором по истечении срока действия прежнего договора.

Во-вторых, договор аренды транспортного средства не подлежит

государственной регистрации, он заключается в простой письменной форме.

Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные

средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические

объекты – отнесены ГК к недвижимым вещам (ст. 130 ГК). По общему правилу

сделки с недвижимым имуществом, и в частности договор аренды недвижимости,

требуют государственной регистрации (ст. 164, 609 ГК).

В-третьих, обязанностью арендатора в течение всего срока действия

аренды транспортного средства является поддержка сданного в аренду

транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как

текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, как мы уже

отмечали, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду

имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК).

В-четвертых, арендатору транспортного средства предоставлено право без

согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в

субаренду, ели иное не предусмотрено договором. Применительно к договорам

аренды иного имущества, как это отмечалось ранее, действует противоположное

правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество

в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК).

Кроме того, арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации

арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от

своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные

договоры, если они не противоречат указным в договоре целям использования

транспортного средства либо назначению этого транспортного средства.

Что касается имеющихся различий в правовом регулировании двух

разновидностей договор аренды транспортного средства: соответственно аренды

транспортного средства с экипажем и без экипажа, - то все они

предопределены тем, что в первом случае обязанности по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе,

во втором случае – осуществляются арендатором транспортного средства.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель

помимо основных обязанностей, присущих всякому договору аренды

транспортного средства, оказывают арендатору услуги по управлению и

технической эксплуатации транспортного средства, которые должны

обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию (ст. 636 ГК). Члены

экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям,

относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства.

Арендодатель должен обеспечить такой состав экипажа транспортного средства

и уровень его квалификации, которые соответствовали бы условиям договора,

обязательным для сторон правилам, а также требованиям обычной практики

эксплуатации транспортного средства данного вида. На арендодателе остаются

расходы на содержание членов экипажа и оплату их услуг, а также поддержка

сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая

осуществление как текущего, так и капитального ремонта.

Естественно, при аренде транспортного средства без экипажа арендодатель

свободен от исполнения названных обязанностей, поскольку управление

арендованным транспортным средством и его техническую эксплуатацию

осуществляет своими силами арендатор (ст. 645 ГК).

По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды

транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов,

связанных с эксплуатацией транспортного средства. Лицо, арендующее

транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание

арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также

расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК).

В случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипажем,

часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе

расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб,

который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое

страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК),

а также осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 634 ГК). Что

касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в

связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату

сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе такой эксплуатации

материалов.

Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды

транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в

сфере правоотношений, связанных с ответственностью за вред, причиненный

арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и

оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем

такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может

предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим

лицам, но только в регрессивном порядке и при условии представления

доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине

арендатора (ст. 640 ГК).

Если по договору аренды арендатору передается транспортное средство без

экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим

транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием,

несет арендатор. ГК РФ не предусматривает цель обеспечения исчерпывающего

регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрахтование на

время) транспортного средства, а транспортные уставы и кодексы напротив,

более подробно подходят к определению особенностей аренды отдельных видов

транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по

управлению и технической эксплуатации, так и без таковых).

2. 3 Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Аренда различных видов транспортных средств носит распространенный

характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях

подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34

ГК), а в других – по преимуществу специальными правилами о договоре аренды

(фрахтование на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК) и лишь при

отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды.

Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время)

транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые

связаны с передачей в аренду договоре аренды (фрахтования на время)

транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической

эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или

арендатора.

В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений – как

договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время)

транспортного средства – строится и схема их правового регулирования.

Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время)

транспортного средства означает, что он регулируется нормами § 3 гл. 34

ГК, затем в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34

ГК) с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств,

установленных транспортными уставами и кодексами.

Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу

отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к

договорам аренды (фрахтования на время) транспортного средства, ограничено

применением общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК); другие нормативные

акты могут лишь детализировать названные общие положения об аренде.

Например, порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам

РФ, регламентируется Положением о порядке сдачи в аренду вагонов

инвентарного парка железных дорог РФ, утвержденным указанием Министерства

путей сообщения РФ (МПС) от 25.03.97 г. № А-354у. В свою очередь, принятие

МПС данного Положения основано на ст. 4 ФЗ «О федеральном железнодорожном

транспорте», согласно которой сдача в аренду подвижного состава,

находящегося в федеральной собственности, осуществляется применительно к

специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом

исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его

поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным

органом.

В соответствии с названным Положением сдача вагонов в аренду

организациям и гражданам производится железными дорогами по разрешению МПС.

Заявки организаций и граждан на получение разрешения МПС на передачу им

вагонов в аренду должны содержать следующие сведения (с соответствующим

обоснованием):

. необходимое количество вагонов;

. наименование и характеристики грузов, для перевозки которых

требуются вагоны;

. чертежи на размещение и крепление грузов в случае необходимости

оборудования вагонов несъемными приспособлениями;

. указание районов курсирования вагонов.

При наличии разрешения МПС железная дорога заключает с соответствующей

организацией (гражданином) – арендатором договор аренды вагонов. Договор

аренды не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок

аренды вагонов по такому договору не может превышать одного года, а право

арендатора на его продление обусловлено необходимостью получения согласия

МПС. Арендная плата за владение и пользование полученным в аренду подвижным

составом должна предусматриваться в договоре аренды на основании

методических рекомендаций по определению ставок арендной платы на грузовые

вагоны, утверждаемых МПС. Данным Положением регулируются и некоторые

последствия ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора

аренды вагонов. В частности в договорах аренды должна предусматриваться

ответственность арендаторов за неочистку, несвоевременный возврат и

повреждение вагонов. В случае утери железной дорогой вагонов, переданных в

аренду, арендатору в течение одного месяца должен быть предоставлен другой

соответствующий вагон взамен утраченного при подтверждении арендатором

подлинной грузовой квитанцией неприбытия вагона или груза в адрес

получателя. В остальном за пределами названных специальных правил

правоотношения, связанные с арендой вагонов. Регулируются общими

положениями об аренде.

3. Договор аренды зданий и сооружений

3. 1 Понятие и сфера применения

По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется

передать арендатору за плату во временное владение и пользование или во

временное пользование здание или сооружение (п. 1 ст. 650 ГК).

В отличие от ранее рассмотренных договоров проката и аренды

(фрахтования на время) транспортного средства данный договор выделен в

отдельный вид договора аренды исключительно по признакам особенностей

передаваемого в аренду имущества: зданий или сооружений.

Здания и сооружения, являющиеся объектами арендных правоотношений в ГК

подлежат специальному регулированию и квалифицируются как объекты

недвижимости по признакам неразрывной связи с землей и невозможности их

перемещения без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК).

Данный критерий отнесения объектов к недвижимости, использованный в ГК,

имеет, на мой взгляд, ряд неточностей. Н. А. Сыродоев резонно замечает: «На

самом деле юридически происходит разрушение недвижимости на одном земельном

участке и возникновение ее на другом. И при государственной регистрации

прав на недвижимое имущество эти обстоятельства никак нельзя обойти, ибо

все объекты недвижимости так или иначе привязываются к конкретному

земельному участку, а не вообще к земле… В ГК РФ земельные участки

называются в числе объектов недвижимости сами по себе, и как бы отдельно к

недвижимости относится «все, что прочно связано с землей», т. е. с землей

вообще, а не с конкретным участком».[18]

В современной юридической литературе предпринимались попытки дать

определение понятий «здание» и «сооружение». так , по мнению В. Н.

Литовкина, «они (здания и сооружения) отличаются своей неподвижностью,

фундаментальной привязкой к конкретному земельному участку, на котором они

возведены, конструктивно рассчитаны на длительный срок эксплуатации,

отдельные из них представляют художественную ценность и поэтому имеют

относительно высокую ценность, особенно памятники истории, культуры,

архитектуры, являющиеся уникальными объектами, на стоимость которых

оказывает самостоятельное влияние и местонахождение земли под зданием и

сооружением».

При этом под зданиями обычно понимаются такие объекты, которые

дифференцируются на две большие взаимоисключающие противоположные группы:

жилые и нежилые.

Понятие «сооружение» обычно определяют путем перечисления

соответствующих объектов, например, нефтяные и газовые скважины,

автозаправочные станции, магистральные трубопроводы и т. д., и другие

инженерные сооружения, фундаментально связанные с землей.

Следует упомянуть, что между понятиями «здание» и «сооружение»

существует разница. В чем различие между двумя этими понятиями ГК не

содержит. «Исходя из значения этих слов, можно сделать вывод, что здания

предназначаются для постоянного нахождения в них людей с целью проживания

или работы, сооружения же служат чисто техническим целям, люди в них

находятся временно»[19].

Гораздо важнее отличать здания и сооружения от иных построек, не

относящихся к объектам недвижимости, а также от иных видов недвижимости, к

которым принадлежат применению специальные правила, регламентирующие

правоотношения, связанные с арендой зданий и сооружений (объекты

незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, встроено-

пристроенные помещения).

В этом смысле под зданием (сооружением) следует понимать любой

искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей)

самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком,

используется (или может быть использован) по целевому назначению и

перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Необходимо также иметь в виду, что некоторые объекты недвижимости,

относящиеся к зданиям и сооружениям, имеют определенную структуру, которая

находит отражение и в особенности правового регулирования правоотношений,

связанных с передачей их в аренду.

Например, в качестве особого объекта недвижимости законодательством

рассматриваются здания, относящиеся к жилищному фонду (жилые дома). В

соответствии со ст. 7 действующего ныне Жилищного кодекса РСФСР жилые дома

и нежилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а

также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых

помещений и общежитий; предоставление помещений в жилых домах для нужд

промышленного характера запрещается.

Перевод пригодных для проживания жилых помещений в домах

государственного общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не

допускается (ст. 9 Жилищного кодекса). Данным положениям корреспондируют и

некоторые нормы, содержащиеся в ГК. Так, согласно пп. 2 и 3 ст. 288 ГК

жилые помещения предназначены для проживания граждан; гражданин –

собственник жилого помещения может использовать его только для личного

проживания и проживания членов его семьи; жилые помещения могут сдаваться

их собственниками на основе договора для проживания граждан; размещение

собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений и

организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Использование жилых домов и жилых помещений исключительно для

проживания граждан обеспечивается и судебно-арбитражной практикой. Так, в

совместном постановлении Пленума Верховного суда и Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах,

связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской

Федерации»[20] (п. 38) содержится разъяснение, согласно которому сделки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.