Диплом
усыновления должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган загса по
месту государственной регистрации усыновления (п.3 ст.140 СК). На
основании судебного решения орган загса, делает в актовой записи об
усыновлении отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о
рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до
усыновления (кроме имени, отчества и фамилии ребенка, если по решению суда
за ребенком сохранены присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество
и фамилия).
Как видно, нормы СК РФ, регламентирующие порядок прекращения
усыновления путем его отмены, служат интересам усыновленных детей. То же
касается и норм, закрепляющих правила отмены усыновления в отношении
совершеннолетних. Обеспечению защиты интересов детей служит п.23
постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. №9. В нем, в частности
сказано, что «если при рассмотрении дел об отмене усыновления суд
обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признака
преступлений, предусмотренных гл.20 УК РФ, то он должен сообщить об этом
прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Отмена усыновления по мотивам защиты интересов усыновленного
предусматривается и в других государствах, в частности во всех штатах США.
Правда, «иные основания» для отмены усыновления определяются в различных
штатах по-разному. В их число входят не только нарушение процедуры
усыновления, но и обманные действия агентства по усыновлению. В
Калифорнии, например, законодательством разрешено приемным родителям
добиваться отмены усыновления по медицинским показателям, существовавшим
еще в момент усыновления, но не известным им. Все это делается в
установленные законом сроки.
Исходя из сказанного, представляется, что отмена усыновления —
достаточно редкое и нежелательное со всех точек зрения событие, и
происходить оно должно тогда, когда усыновление не отвечает своему
назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка.
Заключение
Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать,
что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на
всех исторических этапах становления этого института и были присущи
практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого
института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного
государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем
развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения
практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической
обстановкой в мире.
В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю
становления и развития самого института усыновления в России; современное
состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные
направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области
международного сотрудничества.
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института
усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление
приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан
иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и
законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских
граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об
установлении усыновления в РФ.
Вскрытие основных проблем, связанных существованием и
функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило
определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на
пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее
общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере
международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени
было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и
соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об
усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России
продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев
усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой
области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья
124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских
усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной
динамике усыновления детей российскими гражданами.
Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в
Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских
образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с
отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная
проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная
коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для
родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка.
Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества
усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.
Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения,
проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного
отношения российских граждан к практике усыновления детей из России
иностранцами.
С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю
детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше
случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных
детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а
порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими
российскими детьми.
По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена
неудовлетворительная работа Министерства образования России по
централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей,
оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ,
учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание
усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной
системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о
детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными
данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как
оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год
для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами,
министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что
возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не
представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с
помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его
функционирования было усыновлено лишь 19 детей.
Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных
органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы
усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и
Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в
соответствии с российским законодательством и гуманными принципами
международного права.
Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления
(удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился
на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.
Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в
том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок
и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области
усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим
выводам:
1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ,
располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления,
необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов
РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с
международными организациями и представительствами, находящимися на
территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления
(удочерения).
2. Будет справедливым использование положительного опыта других
стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в
области осуществления усыновления. В том числе и в области международного
усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и
принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах
власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в
целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности
государства.
3. Обновление действующего законодательства, приведение его в
соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз
высказывались предположения относительно введения обязательного
коллегиального рассмотрения дел этой категории. По мнению В.В. Кустовой
это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение
соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии
соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении
усыновления.
Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для
обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества.
Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской
Федерации как правового и социального государства, его интеграции в
мировое сообщество.
В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно
усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к
семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых
положений российского законодательства, направленных на защиту прав и
законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать
злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а
главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести
нормальную полноценную семью.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// «Российская
газета», 1 января 1994 года.
1.2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95г. (вступил в
силу с 01.03.96г.)
// « Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №1, Ст.16.
1.3. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// «Ведомости
Верховного Совета РСФСР, 1969г., №32, Ст.1086.
1.4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ в
редакции ФЗ от 14.03.2002г. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96г.)//
«Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №25, Ст.2954.
1.5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64г.// «Ведомости
Верховного совета РСФСР»,1964, №24, Ст.407.
1.6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.02г. №138-ФЗ
// «Российская газета», 20 ноября 2002г.
1.7. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93г., №4462-1
(в редакции от 30.12.01г.) // «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1993,
№10, Ст.357; «Собрание Законодательства Российской Федерации», 2001, №53
(часть 1), Ст.5030.
1.8. Федеральный Закон от 20.08.96г. №118-ФЗ «О внесении дополнения в
Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.91г. №2005-
1 // «Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №35,
Ст.4128; 2002г., №30, Ст.3033.
1.9. Федеральный Закон от 21.08.96г. №124-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // «Собрание
Законодательства Российской Федерации»,1996, №35, Ст.4134.
1.10. Федеральный Закон от 24.11.97г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской
Федерации»,1997, №43, Ст.4904; 2000, №22, Ст.2264.
1.11. Федеральный Закон от 27.05.98г., №76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» // «Собрание Законодательства Российской Федерации»,
1998г., №22, Ст.2332.
1.12. Федеральный закон от 27.06.98г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации»// «Собрание
Законодательства Российской Федерации», 1998г., №26, Ст.3014.
1.13. Федеральный Закон от 15.12.01г. №166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание
Законодательства Российской Федерации», 2001г., №51, Ст.4831.
1.14. Закон Российской Федерации от 15.11.97г. №143-ФЗ «Об актах
гражданского состояния»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2002, №18, Ст.1724.
1.15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г.
№676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание
законодательства Российской Федерации», 1995г., №28, Ст.2693.
1.16. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г.
№ 542
«Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может
усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в
приемную семью»// «Собрание Законодательства Российской Федерации»,1996
г., №19, Ст.2304.
1.17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. №
919
«О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без
попечения родителей»// «Собрание Законодательства Российской Федерации»,
1996г., №33, Ст.3995.
1.18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г.
№267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам
усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся
гражданами Российской Федерации»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2000г., №14, Ст.1500.
1.19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г.
№268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по
усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и
контроле за ее осуществлением»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2000г., №14, Ст.1501.
1.20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. №
275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и
осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на
учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и
усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства»//
«Собрание Законодательства Российской Федерации», 2000г., №15, Ст.1590.
1.21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01г.
№719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам,
усыновившим ребенка»
// «Собрание Законодательства Российской Федерации», 2001г., №43,
Ст.4101.
1.22. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от
19.09.97г. №1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного
контроля за усыновлением»//«Собрание Законодательства Российской
Федерации», 1997, №39, Ст. 4501.
1.23. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском
освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» //
«Российские вести» от 24.04.96г., №77.
1.24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. №332 об
утверждении Положения «О медицинском освидетельствовании гражданина (ки),
желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным
родителем» // «Российские вести» от 17.10.96г., №197.
1.25. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99г. №214 «О
нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся
без попечения родителей»// «Вестник образования», 1999г., №11, с.63.
1.26. Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. №2750 «Об
утверждении Типовой формы заключения о возможности быть кандидатом в
усыновители и Типовой формы заявления о согласии родителей на усыновление
(удочерение)»// «Российская газета», 12 сентября 2001г.
2. Книги
2.1. Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу
Российской Федерации. М. Изд-во Юрайт, 2003, с.478-488.
2.2. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. М. Изд-во Дрофа,
2001, с.199.
2.3. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. М. Изд-во
Дрофа, 2001, с.12-21.
2.4. Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу
Российской Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2001г., с.293.
2.5. Курявцев И.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской
Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Юристъ, 2002г., с.372-377.
2.6. Еремичев И.А., Страгунич Э.Л. Семейное право (альбом схем). М.
Изд-во
Инфра-М, 2002г., с.14.
2.7. Подзоров С.А. Семейное законодательство. М. Изд-во
Экзамен,2001г., с.121-122.
2.8. Пчелинцев Л.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской
Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2002г., с.524-533.
2.9. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (Особенная часть). М. Изд-во Норма-Инфра, 1996г.,
с.103.
3. Учебники
3.1. Муратова С.А. Семейное право //Учебное пособие: нормативные акты.
М. Изд-во Юриспруденция, 2001г., с.138.
3.2. Нечаева А.М. Семейное право //Курс лекций. Издание 2-е. М. Изд-во
Юристъ, 2002г., с.256-263.
3.3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России //Учебник для вузов. М. Изд-
во Норма, 2001г., с.490-512.
3.4. Рясенцев В.А. Советское семейное право //Учебник. М. Изд-во
Юридическая литература, 1989г., с.216-239.
3.5. Толстых В.Л. Коллизионное регулирование в международном частном
праве //Учебное пособие. М. Изд-во Спарк,2002. с.242.
4. Статьи в
сборниках
4.1. Волкова Н.Д. Состояние законности при усыновлении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
//Прокурорская и следственная практика, 2000, №3-4, с.72-82.
5. Статьи в журналах
5.1. Арутюнян Г. Правовое регулирование усыновления в Российской
Федерации //Гражданское право, 2002, №3, с.85-95.
5.2. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся
без попечения родителей //Вестник образования, 2001г., №16, с.4.
5.3. Беспалов Ю Усыновление как способ защиты прав ребенка
//Российская юстиция,1997, №7, с.39-41.
5.4. Бондова М. Для какой цели необходим государственный банк данных о
детях, оставшихся без попечения родителей //Закон и право,2002, №1, с.25-
26.
5.5. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном
порядке //Вестник Московского университета. Серия 11. Право,1998, №3, с.21-
29.
5.6. Гагарский А. Работа судов РФ в 1998 году. //Российская юстиция,
1999, №9, с.53.
5.7. Глухарева В. Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об
установлении усыновления (удочерения) //Арбитражный и гражданский процесс,
2001, №3, с.44-45.
5.8. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления
(удочерения) в России //История государства и права, 2001, №1, с.38-42.
5.9. Дзугаева А.З. Усыновление детей-граждан Российской Федерации
иностранными гражданами. //Юридический мир, ноябрь-декабрь 1998, №12, с.57-
63.
5.10. Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления детей»
//Юридический мир, 1997, №8, с.15-28.
5.11. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан
//Российская Юстиция, 2001, №7, с.32-34.
5.12. Королев Ю.А. Оценка эффективности норм в сфере семейных отношений
//Журнал российского права, 1998, №8, с.85-95.
5.13. Королев Ю.А. Усыновление: проблемы решенные и нерешенные
//Адвокат,1998, №2, с.31-34.
5.14. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы.
// Российская юстиция, 2001, №2, с. 45.
5.15. Косова О. Особенности международного усыновления
//Законность,2001, №1, с.16-19.
5.16. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей //Журнал
российского права,1997, №1,с.108-114.
5.17. Кустова В.В. Некоторые аспекты законодательства об усыновлении в
странах СНГ и Балтии //Журнал российского права, 2003, №6, с.109-115.
5.18. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в
российском праве //Журнал российского права, 2002, №7, с.81.
5.19. Невзгодина Е.Л. Вопросы судебной практики по делам об
установлении усыновления //Российский судья, 2001, №8, с.11.
5.20. Нечаева А. Усыновление детей иностранцами в Российской империи
//Российская юстиция, 2000, №10, с.63-65.
5.21. Нечаева А. Тайна усыновления //Закон,1998, №3, с.112-113.
5.22. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об
усыновлении (удочерении) детей иностранцами //Российская юстиция,1998,
№11, с.27-28.
5.23. Положение детей-сирот //Вестник образования, 1999г., №8, с.5.
5.24. Ревенко О.А. Правовые вопросы усыновления в РФ //Юридическая
газета,2001, №12. с.3.
5.25. Смирнова И. Дети России: список нормативных актов по правам
ребенка //Правозащитник,1999, №1, с.30-36.
5.26. Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Российская
юстиция,1999, №6, с.38-39.
5.27. Трошина С. Усыновление иностранцев //Трудовое право, 2000, №4,
с.8-13.
5.28. Черняк А. Материалы круглого стола на тему: О совершенствовании
федерального законодательства об усыновлении детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей //Российская Федерация сегодня, 2000,
№7, с.41-43.
5.29. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления
//Законность,2002, №3, с.16.
5.30. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального
законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы.
//Юрист, 2000, №8, с.11-18.
6. Судебная практика
6.1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от
4.07.97г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел
об установлении усыновления»// «Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации», 1997г., №9, с.6.
6.2. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999г., №7, с.2.
6.3. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001г., №1, с.5.
6.4. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам.//
«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2001г., №1, с. 22.
6.5. Обзор судебной практики за III квартал 2000 года (по гражданским
делам)
// «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», апрель 2001г, №4,
с.20.
6.6. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001г., №6, с.8.
6.7. Постановление Президиума Тюменского областного судаот15.11.02г.
// «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2003г., №4, с.14.
6.8. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от
22.11.03г. // «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2003г.,
№11, с.5.
Приложение 1
Приложение к Положению о порядке передачи детей, являющихся
гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской
Федерации и иностранным гражданам
Анкета ребенка
___________
(номер анкеты)
_____________________________________________________________________
___
(муниципальный орган управления образованием, орган
управления образованием
_____________________________________________________________________
___
субъекта Российской
Федерации)
Дата регистрации (заполнения)
_____________________________________________
(число, месяц, год)
Сведения о
ребенке
(на дату заполнения)
_____________________________________________________________________
____
(фамилия, имя, отчество)
Пол ______________ Дата рождения
_________________________________________
(год, число, месяц рождения)
Социальный статус
________________________________________________________
(оставшийся без попечения родителей, сирота)
Место рождения
__________________________________________________________
(республика, край, область, населенный пункт)
Номер ___________ Серия ____________ Дата выдачи
__________________________
Особые приметы
__________________________________________________________
(рост,
вес. цвет глаз, цвет волос )
Характерологические особенности
___________________________________________
(общительный, замкнутый и др.)
Местонахождение
_________________________________________________________
Медицинское заключение о состоянии здоровья
________________________________
_____________________________________________________________________
_____
Сведения о родителях
(на дату заполнения)
Мать
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения
_____________________________________________________________
(год, число, месяц )
Местонахождение
__________________________________________________________
Социальная справка
________________________________________________________
(место
работы, состояние здоровья: нормальное, хронические
_____________________________________________________________________
__________________________________________
болезни, инвалидность)
Отец
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя,
отчество)
Дата рождения
_____________________________________________________________
(год, число, месяц)
Местонахождение
__________________________________________________________
Социальная справка
________________________________________________________
(место
работы, состояние здоровья: нормальное, хронические
_____________________________________________________________________
__________________________________________
болезни, инвалидность)
Братья, сестры, другие родственники
__________________________________________
(фамилия, имя, отчество,
_____________________________________________________________________
__________________________________________
место
их нахождения)
Правовые основания к усыновлению
__________________________________________
(свидетельство о смерти, наличие акта о подкидывании ребенка, решение
суда о
лишении родительских прав, письменное согласие на усыновление и др.)
Дополнительная информация
_________________________________________________
К анкете прилагается фотография ребенка.
Приложение 2
|Основания к отмене усыновления |
|ребенка |
|(ст.141 СК РФ) |
|Лица, обладающие правом|
| |
|требовать отмены |
|усыновления ребенка |
|(ст.142 СК РФ) |
|уклонение усыновителей от |
|выполнения возложенных на них |
|обязанностей родителей |
|злоупотребление усыновителей |
|родительскими правами |
|жестокое обращение усыновителей |
|с |
|усыновленным ребенком |
|хронический алкоголизм или |
|наркомания |
[pic]
|- родители ребенка; |
|- усыновители ребенка; |
|- усыновленный ребенок, |
|достигший возраста 14 |
|лет; |
|- орган опеки и |
|попечительства; |
|- прокурор. |
|другие основания исходя из |
|интересов ребенка и с учетом |
|мнения ребенка |
| Отмена усыновления не допустима в |
|случае, если к моменту предъявления |
|требования об отмене усыновления |
|усыновленный ребенок достиг |
|совершеннолетия (ст.144 СК РФ). |
| |
|Исключение: наличие согласия усыновителя,|
|усыновленного и его кровных родителей. |
-----------------------
[1] Кустова Е. Актуальные проблемы установления усыновления в российском
праве. //Журнал российского права, 2002, №7. - 81с.
[2] Г.С. Красницкая. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство
«Дрофа», 2001. - 199 с.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г. №542 «Об
утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может
усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительства), взять в приемную
семью» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996. №19,
Ст.2304.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
4.07.97г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об
установлении усыновления» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации,
1997. №9 – 6 с.
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. №919 «О
порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения
родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996. №33,
Ст.3995.
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. №275
«Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и
осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет
консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных
российскими гражданами или лицами без гражданства» // Собрание
Законодательства Российской Федерации, 2000. №15, Ст.1590.
[7] Федеральный Закон от 20.08.96г. №118-ФЗ «О внесении дополнения в
Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.91г. №2005-
1 // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2002. №30, Ст.3033.
[8] Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу РФ.
Москва: Издание 2-е, издательство «Норма», 2001. - 293с.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г. №676 «Об
утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-
сирот, оставшихся без попечения родителей»
// Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995. №28, Ст.2693.
[10] Скуратов Ю.И.; Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (Особенная часть). Москва: Норма-Инфра, 1996. - 103с.
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.01г. №719
«Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим
ребенка» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2001. №43,
Ст.4101.
[12] // БВС РФ. 1999 г. № 7, с. 2.
[13] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2001г., №4,
с. 20.
[14] Постановление Главы администрации Ульяновской области от 31.05.00г.
№99 «О межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения)
гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами
территории РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства детей,
оставшихся без попечения родителей, проживающий на территории Ульяновской
области» // «Народная газета», 14 июня 2000г., №131-133.
[15] Дзугаева А.З. Усыновление детей – граждан Российской Федерации
иностранными гражданами.
// Юридический мир, ноябрь-декабрь 1998. №12, - 61-62 с.
[16] Положение детей-сирот. //Вестник образования. 1999. № 8, - 5с.;
Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без
попечения родителей. //Вестник образования. 2001. № 16, - 4 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|