рефераты скачать

МЕНЮ


Диплом

Верховного Суда РФ отменила определение судьи областного суда об

оставлении заявления супругов — граждан США об установлении усыновления

ребенка — гражданина РФ без рассмотрения и направила материалы дела в тот

же суд для рассмотрения по существу по следующим основаниям: вышеназванные

нормативные правовые акты не предусматривают предварительного досудебного

порядка рассмотрения заявлений иностранных граждан, желающих усыновить

российских детей; введение аккредитации представительств, специально

уполномоченных иностранными государствами органов или организаций,

осуществляющих на территории РФ деятельность по усыновлению детей, таким

досудебным порядком не является».[13]

Далее, усыновление иностранными гражданами детей, являющихся

гражданами России, производится российским судом с соблюдением как норм

гл. 19 СК РФ, регламентирующих общие положения об усыновлении, так и ст.

165 СК РФ, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при таком

усыновлении праве.

Особенностью применения семейного законодательства к семейным

отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

заключается и в том, что реализуют его разные органы. Но в любом случае

это государственные органы (органы записи актов гражданского состояния,

опеки и попечительства, суд). Особое внимание следует обратить на тот

факт, что в соответствии с коллизионной нормой об усыновлении (ст. 165 СК

РФ), усыновление на территории России иностранными гражданами российских

детей должно производиться российским судом в соответствии с

законодательством государства, гражданином которого является усыновитель

или по законодательству государства, на территории которого усыновитель

имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об

усыновлении, удочерении (об их отмене). Здесь действует правило применения

семейного законодательства страны гражданства. Так, если усыновители —

граждане США, то они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к

усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США (в Америке

нет федерального законодательства об усыновлении). Эта норма, в частности,

созвучна положениям Гаагской конвенции от 29 мая 1993 г. И хотя Гаагская

конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, в п. 1 ч. 2 ст.

165 СК РФ указывается на необходимость при международном усыновлении

учитывать положения «Международного договора Российской Федерации о

международном сотрудничестве в области усыновления детей». Таким образом,

имеющиеся в СК РФ предписания, предназначенные для применения к

отношениям, осложненных иностранным элементом, имеют непростое содержание.

Но в любом случае имеет место стремление следовать общепризнанным нормам

международного права.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, часть российской правовой системы

составляют международные договоры. Их правила имеют приоритетный характер

в случае противоречия с внутренним законодательством, в том числе и

семейным. Такой приоритет распространяется как на федеральные законы,

регулирующие семейные отношения, так и на законы субъектов РФ, когда бы

они ни были приняты (до или после заключения международного договора).

Специальная оговорка на этот счет имеется в ст.6 СК РФ.

К числу этих договоров относятся многосторонние и двусторонние договоры

России с другими государствами о правовой помощи по гражданским, семейным

и уголовным делам. Среди них, прежде всего, нужно назвать Конвенцию «О

правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным

делам», заключенную 22 января 1993 г. в Минске государствами — членами

Содружества Независимых Государств. Конвенция ратифицирована в Российской

Федерации 4 августа 1994 г. И вступила в силу для России с 10 декабря

1994г. Часть III этой Конвенции посвящена в частности усыновлению. В

Российской Федерации в целях развития сотрудничества в области оказания

правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены

двусторонние соглашения с некоторыми государствами — участниками СНГ.

Российская Федерация заключила ряд международных договоров касающихся

вопросов усыновления с зарубежными государствами. Среди них: Договор между

РФ и Республикой Польша «О правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским и уголовным делам» от 13.07.01г. №96-ФЗ, содержащий ст.30

«Усыновление» и вступивший в силу для России 18.01.02г.; Договор РФ и

Республики Мали «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным

делам» подписание которого состоялось 31августа 2000г. в г.Москва

(содержит ст.33 «Усыновление»); Договор РФ и Республики Куба «О правовой

помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам», подписание

которого состоялось в Гаване 14 декабря 2000г. (ст.28 «Усыновление»);

Консульский договор между РФ и КНР, ратифицирован Россией ФЗ от 11.03.03г.

№31-ФЗ и некоторые другие. Последние три договора пока еще не вступили в

силу для России. Регламентация тех или иных семейных отношений, и

усыновления в том числе, будет осуществляться в соответствии с правилами

того или иного договора (соглашения) между договаривающимися сторонами

(государствами), а при отсутствии такового — в соответствии с правилами СК

РФ. Однако в результате применения законодательства иностранного

государства не должны нарушаться интересы обладателя неимущественных и

имущественных прав, являющегося российским гражданином.

Аналогичным коллизионный принцип применения при усыновлении права

страны гражданства усыновителя принят в законодательстве многих

иностранных Государств: Австрии (Закон о международном частном праве 1978

г.), Турции (Закон 1982 г.), во всех договорах России о правовой помощи,

где решаются вопросы усыновления. Такое же регулирование содержит и

Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993'-IV (ст. 37)

В целях более детального законодательного регулирования вопросов

усыновления, связанных с участием иностранного элемента, на региональном

уровне, в частности, в Ульяновской области, было принято Постановление

Главы администрации Ульяновской области от 31 мая 2000 г. №99 «О

межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) гражданами

Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ,

иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, оставшихся без

попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области» и

Положение о межведомственной комиссии.

В соответствии с данным постановлением, межведомственная комиссия

является координационным органом, созданным для осуществления контроля за

соблюдением законодательства при решении вопросов о передаче детей,

оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) и

обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов.

К основным задачам комиссии в частности отнесены:

— координация деятельности всех ведомств и муниципальных органов власти

г. Ульяновска и Ульяновской области, связанной с передачей детей на

усыновление указанным выше гражданам;

— разработка общих принципов в области усыновления (удочерения);

— анализ опыта работы представительных и иных органов на территории

Ульяновской области по вопросам усыновления и предоставление необходимой

информации Главе администрации Ульяновской области.[14]

Семейный Кодекс РФ предусматривает и дополнительные гарантии защиты

прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Так, при усыновлении

иностранными гражданами ребенка — российского гражданина — должны быть

соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно

требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов

усыновляемого. При нарушении прав ребенка, установленных российским

законодательством и международными договорами России, усыновление не может

быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене. Следует

также отметить, что в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона РФ «Об

исполнительном производстве», суд вправе обратить решение об установлении

усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или

лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых

обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к

значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

В соответствии со ст. 166 СК РФ иностранные усыновители сами вправе

представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм

права государства, гражданином которого они являются. Содержание

соответствующих норм устанавливается в соответствии с их официальным

толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем

иностранном государстве. Если такие документы заявителем не представлены,

сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве

юстиции РФ или в консульском учреждении России за рубежом.

Информацию об иностранном праве можно также получить путем привлечения

экспертов - специалистов в области иностранного права. При не

установлении, несмотря на предпринятые меры, иностранного права суд вправе

применить при усыновлении нормы российского закона, то есть

соответствующие положения СК РФ.

Не менее важна и информация о ребенке, подлежащему усыновлению

иностранным гражданином, предоставляемая последнему в медицинском

заключении. В частности это касается состояния здоровья, физическом и

умственном развитии усыновляемого. Как пишет юрист А.З. Дзугаева, практика

показала, что необходимо «не просто знакомить иностранных кандидатов в

усыновители с данным заключением, но и просить письменно подтвердить факт

ознакомления с данным документом. В этой связи остро встает проблема

качественного и профессионального перевода документов об усыновляемом

ребенке. На практике уже имели место случаи, когда иностранные усыновители

после усыновления и возвращения в свою страну ставили вопрос об отмене

усыновления, ссылаясь на тяжелое состояние здоровья усыновленного ребенка,

о котором они не были осведомлены».[15]

Следует также помнить, что на территории России международное

усыновление имеет место не только в случаях усыновления детей — граждан РФ

иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и когда граждане

Российской Федерации усыновляют детей, являющихся гражданами других

государств. Тогда для установления усыновления становиться важным

получение согласия законного представителя ребенка и компетентного органа

государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это

требуется в соответствии с законодательством указанного государства,

согласие ребенка на усыновление.

В действующем законодательстве РФ наряду с возможностью усыновления

ребенка – гражданина Российской Федерации на территории РФ, предусмотрена

также возможность усыновления детей – граждан РФ, постоянно проживающих на

территории другого государства (за границей). Усыновление (удочерение)

детей — граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее

территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных

государств, с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление

признается в России действительным при наличии следующих условий:

— если оно произведено в отношении российского ребенка, постоянного

проживающего за границей;

— если оно произведено компетентным органом государства, гражданином

которого является усыновитель;

— если на усыновление получено предварительное разрешение органа

исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его

родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу.

Порядок оформления документов для такого усыновления

предусмотрен п. 43 постановления Правительства РФ от 15 сентября 1995

г. № 917 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся

гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской

Федерации и иностранным гражданам».

По действующему законодательству, ребенок, являющийся гражданином

Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в

гражданстве Российской Федерации, сохраняет российское гражданство. Оно

(гражданство) может быть прекращено по ходатайству усыновителей при

условии, что ребенку будет предоставлено гражданство государства,

гражданином которого является усыновитель (ст. 24 Закона РФ «О гражданстве

Российской Федерации»).

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных

иностранцами (апатридами), вне территории Российской федерации

осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если

иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита

осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации,

находящимися в пределах консульского округа на территории государства

проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения —

дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда

их в государство места проживания усыновителей на основании представленных

усыновителями документов. В них указанные дети состоят на учете до

достижения ими совершеннолетия. Здесь также следует руководствоваться и

постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275, которым

утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской

Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных

иностранными гражданами или лицами без гражданства.

По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до

выезда из России через Департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о

поставленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте

делается соответствующая отметка.

Обязанность усыновителей поставить ребенка на учет сохраняется и при

перемене места жительства. Контроль, за постановкой усыновителями

усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении, осуществляет

специально уполномоченный иностранным государством орган или организация

по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы

кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения

своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство

образования РФ каждые шесть месяцев обязано направлять консульским

учреждениям информацию об усыновленных детях. Последние, в свою очередь,

информируют в конце каждого календарного года о нарушениях прав и законных

интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

В случае усыновления (удочерения) детей — граждан РФ на российской

территории лицами, хотя бы и являющимися иностранцами или лицами без

гражданства, но состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, то

применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для

граждан Российской Федерации. Иное может быть предусмотрено международным

соглашением.

Как видно, в целом, порядок установления усыновления с участием

иностранного элемента во многом повторяет порядок установления усыновления

детей гражданами Российской Федерации. Но существуют и некоторые

особенности, которые необходимо учитывать. Следует также помнить о том,

что к любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной

нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством

иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном порядке.

С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается применение на

российской территории норм иностранного семейного права в случаях, когда

такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному

порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК РФ). Если оговорка о публичном

порядке используется, то для регулирования семейных отношений применяется

законодательство РФ, а не иностранное право.

п.2.4. Прекращение усыновления.

Обобщая вышесказанное можно с уверенностью сказать, что процесс

усыновления детей отличается сложной процедурой, предполагающей соблюдение

многих формальностей. Требует подробного анализа действующего

законодательства в этой сфере, глубоких знаний и опыта. Предполагается,

что тщательная подготовка к усыновлению должна служить достаточной

гарантией для установления стабильных отношений, исключающих проблему

отмены усыновления. Однако многообразие возникающих ситуаций могут создать

некоторые трудности и препятствия как на пути к усыновлению, так и после

него.

Вот почему п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ, дополненный Федеральным

законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, предусматривает контроль за условиями

жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Порядок его осуществления,

как было сказано выше, регламентируют соответствующие Правила,

утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от

29.03.00г. № 275.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится

специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в

течение первых трех лет после установления усыновления. Необходимость

контрольных обследований по истечении трех лет определяется органом опеки

и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией,

складывающейся в семье усыновителя (ей). Что же касается детей, переданных

на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства,

то в соответствии с Правилами, утвержденными тем же постановлением

Правительства РФ, они подлежат постановке на учет в консульском учреждении

Российской Федерации в трехмесячный срок со дня въезда их в государство

места проживания усыновителя. Это учреждение в конце календарного года

направляет в Министерство образования РФ списки детей, поставленных на

учет, а также информирует его о нарушении прав и законных интересов

усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Отмена усыновления относится к редким событиям, но она все-таки

происходит, если того требуют интересы несовершеннолетнего. Так,

состоялась отмена усыновления: в 1993 г. — в 162 случаях (из них 38

касались усыновления ребенка отчимом (мачехой)); в 1994г. — в 181 и 53

случаях; в 1995 г. — в 253 и 81 случаях; в 1996 г. — в 418 и 209 случаях.

Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо

подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда

усыновление перестает соответствовать интересам ребенка.

Бесспорными основаниями (обстоятельствами) для отмены усыновления

являются:

а) усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских

обязанностей; злоупотребляют родительскими правами; б) усыновители

жестоко обращаются с усыновленным ребенком; в) усыновители являются

хроническими алкоголиками или наркоманами - то есть речь идет о виновном

поведении усыновителей, противоречащем интересам усыновленного ими

ребенка, о ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей по воспитанию

ребенка.

Вторая группа оснований к отмене усыновления не имеет четко

определенных границ.

В п. 2 с.т. 141 СК РФ суд наделяется правом отменить усыновление исходя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.