рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 26 Закона 2002 г. ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами, указанными в п. 25 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325, представляется свидетельство об усыновлении.

Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина противоречит ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его»[79].

Как самостоятельное основание прекращения гражданства РФ следует рассматривать уже упомянутую в настоящей работе оптацию.

Оптация – в международном праве это выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных стран или их национальных законодательств. Чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляющим гражданам договаривающегося государства права оптации. Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей[80].

Оптация – один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке.

В соответствии со ст. 10 Конвенции о сокращении безгражданства[81] (РФ не участвует. Из других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, участвуют Армения и Латвия) любой договор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Договаривающееся государство должно сделать все возможное для гарантии того, чтобы любой такой договор, заключенный им с государством, не являющимся стороной в настоящей Конвенции, содержал такие положения.

При отсутствии таких положений договаривающееся государство, которому передается территория или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство таким лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

Помимо добровольного выхода из гражданства (т.е. на основании волеизъявления самого гражданина), прекращение гражданства возможно и по решению государства (в случае принятия государством решения об отмене приема в гражданство из-за представления гражданином ложных сведений и документов).

В последнем случае приходится говорить о лишении гражданства РФ (хотя прямо Закон 2002 г. не дает такого понятия, но по содержанию оно подразумевается)[82].

В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Последний факт устанавливается в судебном порядке. И только на основании решения суда производится отмена решения о приобретении лицом гражданства.

Такая позиция законодателя не случайна, поскольку представление заявителем подложных документов является преступлением, предусмотренным ч. 3 ст. 327 УК РФ, в которой используется понятие «подложный документ». При этом под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный.

Официальный документ – это предмет, имеющий официальный источник происхождения. Он должен исходить от юридического лица, иметь определенную форму, реквизиты и издаваться в соответствии с установленной процедурой. По общему правилу из содержания документа должно быть ясно, кто его оформил (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет и регистрация документа. Делается это обычно в соответствующих журналах, специальных книгах и т.п. В необходимых случаях в делах остаются копии.

Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. Однако в случае официального заверения, удостоверения какого-либо частного документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом и иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от официального органа и приобретает юридический характер.

К официальным документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке.

Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом.

Отмена решения о приобретении гражданства осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой[83] или Министерством иностранных дел Российской Федерации[84]. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации[85].

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных. В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.

Здесь следует отметить, что Законом 2002 г. достаточно подробно закреплен порядок обжалования решений по вопросам гражданства. В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления по вопросам российского гражданства и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) о гражданстве ребенка и недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка и недееспособного лица. Прекращается гражданство Российской Федерации со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона 2002 г. лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. В то же время п. 2 этой же статьи указывает, что при наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения вышеназванного срока.

За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина[86].


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом.

В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве.

Его принятие – решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.

История возникновения понятия российского гражданства начинается с падения Российской империи, и замены понятия подданства на понятие гражданства. Теория существования гражданства в древние времена, несмотря на высокую культуру развития общества, не раскрывает сущность понятия гражданства в современном понимании. Многие ученые юристы считают, что гражданство появилось одновременно с государством, хотя гражданство появились гораздо позже государства. И до его возникновения можно говорить только о различных неравноправных группах населения. И не стоит отождествлять эту категорию с понятием гражданство. На наш взгляд, моментом рождения понятия гражданства следует считать первое законодательное закрепление этого понятия, а именно: Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", утвержденный ВЦИК от 19 (23) ноября 1917 г.

Не менее важным является вопрос самого понятия гражданства. Прослеживая развитие понятия гражданства, в связи с принятием законов о гражданстве, мы предлагаем определить гражданство, как политико-правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их прав, обязанностей и взаимной ответственности. Поскольку совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность.

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство является единым на всей территории государства. Концептуальной основой единого гражданства Российской Федерации и ее субъектов является народовластие (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям имеет значение, несмотря на федеративное устройство России и многонациональный народ. Несмотря на изменения в действующем законе о гражданстве, что касается приема в гражданство в упрощенном порядке, закон значительно усложняет порядок получения гражданства.

Вызывает сомнение правомерность п. "д" части 1 ст. 13 рассматриваемого закона, а именно: владение русским языком, уровень знаний которого устанавливается "Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

Согласно этому Положению необходимо предоставить документ, подтверждающий владение русским языком на уровне достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. На наш взгляд, к лицу, которое вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство не правомерно предъявлять условие владения русским языком наряду с отношением к религии, расовой и национальной принадлежности.

В результате распада Советского Союза в декабре 1991 года исчезло понятие "советский народ". В то время большинство новообразованных государств уже имели свои собственные законодательства по вопросам гражданства и определили исходный состав своих граждан. Однако различные критерии определения гражданства, разные сроки вступления в силу законов о гражданстве и, следовательно, разный подход к определению периода оседлости, привычного или постоянного проживания, а также случаи дискриминации по национальному признаку в законах некоторых новообразованных государств привели к возникновению феномена безгражданства. Решение вопросов гражданства и предотвращение распространения безгражданства усложняется тем, что во всех странах СНГ продолжается миграция населения, а гражданство этих мигрантов не всегда определено.

Необходимо продолжить политику предотвращения и сокращения безгражданства. Решение этой проблемы имеет значение для обеспечения равенства всех лиц, проживающих в конкретном государстве, ибо деление людей на граждан и не граждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Лица без гражданства ни в одном государстве не обладают всей полнотой политических и гражданских прав. Таким образом, их правоспособность в какой-то мере всегда ограничена. На наш взгляд, необходима достаточная информация о правах индивидуума, а также оказание квалифицированной помощи при оформлении необходимых документов. Следовательно, предлагается создание консультативных центров по оказании такого рода услуг индивидуально каждому индивидууму.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России. В Законе о гражданстве 2002 г. содержаться ряд статей направленных на дальнейшее сокращение безгражданства. Основной нормой нового закона можно считать п. "в" ст. 20, исключающая возможность выхода из гражданства Российской Федерации, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. То есть наряду с процедурными необходимо закрепить и консультативную помощь лицам без гражданства.


Список использованных источников и литературы

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Консультант плюс.

2.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.12.2010) // Российская газета – 27.12.2010.

3.  Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) // Собрание законодательства РФ – 09.11.2009.

4.  Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.02.2011) // Парламентская газета, №144, 31.07.2002.

5.  О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (ред. 28.06.2009.) // Российская газета – 08.12.2007.

6.  Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325 // СЗ РФ. – 2006. – №1.

7.  Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание: Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 №789 // Российская газета. – 2006. – №21.

8.  Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство: Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 №794 // Российская газета. – 2006. – №22.

9.  Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1318 (ред. от 07.04.2006) "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" // Российская газета, №219, 19.11.2002.

10.  Указ Президента РФ от 19.07.2004 №928 (ред. от 31.10.2009) "Вопросы Федеральной миграционной службы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, №30, ст. 3150.

11.  Указ Президента РФ от 14.06.1992 №626 (ред. от 09.08.2000) "О Федеральной миграционной службе России" // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.06.1992, №25, ст. 1422.

12.  Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // Российская газета – 25.08.2009.

13.  Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №828 (ред. от 12.08.2010) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 16.08.2010.

14.  Постановление Правительства РФ от 04.12.2003 №731 (ред. от 20.03.2006) "О признании действительными до 1 января 2008 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" // Собрание законодательства РФ – 27.03.2006.

15.  Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010. − 256 с. – ISBN: 5392015123

16.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – 783 с. – ISBN 978-5-468-00078-6.

17.  Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ / 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2009. – 244 с. – ISBN: 978-5-392-00104-0.

18.  Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. − 2002. − №4.

19.  Варлен М.В. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. − 2002. − №12.

20.  Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. − М.: Норма, 2008. – 448 с. – ISBN: 978-5-468-00162-2

21.  Выстропова А.В., Боков Ю.А. Практикум по конституционному праву России. − Волгоград: ВолГУ, 2007. – 108 с. ISBN: 5-85534-414-2

22.  Головистикова А.Н. Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации. – М: МГУ, 2008. – 236 с. ISBN 5-94879-145-9.

23.  Головко С.Н. Конституционное право России. − Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2008. – 67 с.

24.  Голубок С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: ПРИОР, 2008. – 161 с.

25.  Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. − М., 2006. − С. 111.

26.  Горылев А.И. Конституционное право России. Н.Новгород: ННГУ, 2009. – 67 с.

27.  Дальдинова И.С. Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации. / Дис… к.ю.н.: 12.00.02. – Ставрополь, 2005. – 201 с.

28.  Дмитриев Ю.А. (ред). Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). − Деловой двор, 2009.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.