рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Оказание покровительства относится главным образом к таким случаям, которые не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации).[38]

Таким образом, исходя из проведенного анализа юридического содержания гражданства, можно заключить, что гражданство представляет собой самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, так и в конкретной формах, правовое состояние, часть правового положения (правового статуса) гражданина, юридическое условие в ряду юридических фактов.

Исследование основных принципов гражданства Российской Федерации позволило условно дать им следующую классификацию:

1)  общие (конституционные) принципы;

2)  специальные принципы.

К общим (конституционным) принципам института гражданства могут быть отнесены принципы, на которых основывается вся отечественная правовая система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

Специальными принципами института гражданства являются принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его предметом и методом регулирования. К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость лишения гражданства и др.

К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Принцип единого гражданства был впервые закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве РСФСР»[39], изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 8 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Этот принцип означает единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в составе РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России. Закон 2002 г. не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает им его устанавливать. Более того, представляется, что установление гражданства республик в составе Российской Федерации, не относится к предмету федерального закона. Поэтому наличие данного принципа, закрепленного в Основах конституционного строя, не лишает республики указанного права.

Как отмечают исследователи, единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности[40].

Следует отметить, что Закон 2002 г., воспроизводя текстуально норму ст. 6 Конституции РФ, никак не раскрывает содержание этого принципа.

Принцип равного гражданства означает предоставление любых прав, свобод и обязанностей любому гражданину страны независимо от способов приобретения гражданства Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении 9 лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США.

Следует отметить, что в ч. 2 ст. 6 Конституции идет речь о равенстве прав, свобод и обязанностей каждого гражданина. Поскольку эта норма содержится в статье Конституции, регулирующей вопросы гражданства, очевидно, речь идет о равенстве прав независимо от сроков приобретения гражданства. Закон 2002 г. исключает порядок так называемой натурализации, т.е. постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных государств.

В этой норме находит выражение принцип равноправия граждан Российской Федерации. Каждый гражданин в равной мере обладает на территории России всеми правами и свободами и несет равные обязанности, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств.

Важным принципом гражданства является недопустимость лишения гражданства или права изменить его. Это позволяет гражданам Российской Федерации свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Прекращение гражданства зависит от воли самого гражданина. Закон 2002 г. предусматривает в качестве оснований прекращения гражданства добровольный выход из гражданства и иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором[41].

Обеспечивая устойчивый характер гражданства, Российская Федерация в то же время гарантирует свободу выбора гражданства каждым человеком, выражающуюся в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Для этого Закон 2002 г. установил исчерпывающий перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

В ст. 61 Конституции РФ закрепляется принцип недопустимости высылки гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации и выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5, Закона 2002 г. российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма УК РФ[42] (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе. Установленный запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина[43].

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче, и др.

Если уполномоченными на то органами государственной власти на ратификацию будет представлен международный договор, допускающий выдачу российских граждан иностранному государству, то, согласно ст. 22 Закона о международных договорах[44], он может быть ратифицирован только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Одной из проблем правового регулирования рассматриваемого принципа является несовпадение используемой в нормативных правовых актах терминологии. Так, соответствующая статья в УК РФ называется «Выдача лиц, совершивших преступление», в то время как в Конституции РФ говорится о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления.

Конституционный запрет на выдачу частично распространяет свою силу на иностранных граждан в случаях, предусмотренных в ст. 63 Конституции РФ.

Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

Формирование российских диаспор за рубежом тесно связано с реализацией соотечественниками права на свободу передвижения, которое официально было признано в России лишь в начале 90-х гг. прошлого века. Часть 2 ст. 27 Конституции РФ провозглашает право каждого свободно выезжать за пределы России. Целью выезда может быть как постоянное жительство (с утратой российского гражданства или без выхода из него), так и временное пребывание за границей (с последующим возвращением).

В части Конституции РФ речь идет о праве гражданина России на свободу передвижения через Государственную границу РФ и праве гражданина выезжать на постоянное место жительства из России с выходом из ее гражданства, т.е. эмигрировать. Не случайно в рассматриваемой норме сказано, что каждый может выезжать за пределы России. Но право беспрепятственно возвращаться имеет только гражданин России. Эмигрант таким правом не обладает. Вероятно, можно говорить о праве каждого на эмиграцию из России. В литературе обращается внимание на то, что «развитие личности» охватывает «право поиска своей судьбы»[45].

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 1997 г. №16-П по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» признал не противоречащим Конституции РФ взимание сбора за пограничное оформление. Более обоснованной представляется позиция, высказанная в особом мнении судьи А.Л. Кононова, согласно которой введение сбора за пограничное оформление непосредственно затрагивает осуществление провозглашенного ч. 2 ст. 27 Конституции РФ права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. По смыслу ст. 11 и 11.1 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»[46] неуплата сбора может быть поводом для отказа в пропуске лица, транспортного средства или груза через Государственную границу. Такой отказ фактически будет иметь характер санкции за неуплату сбора и, следовательно, являться фискальным ограничением конституционного права на выезд из страны[47].

Кроме того, ч. 2 ст. 61 Конституции РФ гарантирует принцип защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. В законодательстве не содержится определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями, что отмечается как недостаток[48].

Термины «поддержка» и «защита» являются близкими по своему значению, но не тождественными. В первом случае речь идет о том, чтобы «служить подпорой, укрепой, подпирать, не дать рушиться, держать в прежнем виде». Во втором – «оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду»[49]. Защита предполагает осуществление более активных действий. В Федеральном законе от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» используются также термины «помощь» и «покровительство». Помощь – это оказание содействия в чрезвычайных, экстраординарных ситуациях, когда произошло существенное снижение имевшихся ранее гарантий реализации прав и свобод или есть реальная угроза этому, например, при гуманитарной катастрофе. «Покровительство – как бы общий принцип заботы нашего государства о гражданах»[50]. Институт покровительства вряд ли применим ко всем соотечественникам за рубежом, поскольку он строится на началах зависимости, подчиненности (буквально кровного родства). Лица, к которым предполагается его применять, в большинстве своем – граждане государств, признаваемых суверенными субъектами международного права.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона 2002 г. «органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Наряду с Законом 2002 г. обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[51]. Согласно ст. 3 данного Закона граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Нормы о защите и покровительстве граждан России содержит и ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[52] В указанной статье установлено, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России в иностранных государствах[53]. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

Дипломатические и консульские учреждения обязаны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав. Оказание помощи и защита со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений осуществляются в тех случаях, когда имеют место нарушения прав и интересов российских граждан властями страны пребывания. Защите подлежат права и интересы, которые определены законодательством иностранного государства и международными договорами России.

Выполнение предусмотренных федеральным законодательством функций допускается Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г.[54] и Венской конвенцией о консульских отношениях 1963 г.[55]. Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) функции дипломатического представительства состоят, в частности:

a) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

c) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них правительству аккредитующего государства;

е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Права консульских должностных лиц установлены в Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.).

В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:

a) консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами представляемого государства и доступа к ним;

b) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанным, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению. Указанные органы должны безотлагательно сообщать этому лицу о правах, которые оно имеет согласно настоящему подпункту;

с) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеют право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Они также имеют право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения. Тем не менее консульские должностные лица должны воздерживаться выступать от имени гражданина, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, если он определенно возражает против этого.

Перечисленные права должны осуществляться в соответствии с законами и правилами государства пребывания, при условии, однако, что данные законы и правила должны способствовать полному осуществлению целей, для которых предназначены права, предоставляемые в соответствии с настоящей статьей.

Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, Российская Федерация вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

Основными способами обеспечения соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом являются:

1) принятие международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов;

2) деятельность межгосударственных объединений;

3) вынесение решений Европейского суда по правам человека в конкретных случаях нарушения интересов соотечественников.

В случае грубого нарушения прав российских граждан, находящихся за границей, могут быть пущены в ход такие дипломатические средства, как вручение ноты протеста, отзыв посла из соответствующей страны и иные меры, предусмотренные международным правом[56].

Сохранению самобытности нашими соотечественниками за рубежом может способствовать содействие России в создании национально-культурных автономий в местах компактного их проживания[57]. Национально-культурные автономии могли бы создавать средства массовой информации, образовательные, научные, культурные учреждения и обеспечивать их функционирование; участвовать через своих представителей в деятельности международных неправительственных организаций; обращаться в органы государственной власти.

Главный положительный итог работы таких общественных объединений – сплочение соотечественников в отстаивании своих законных прав и интересов, совместное применение усилий по обогащению исторического и культурного наследия, сохранению национальных культурных ценностей, изучению русского языка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.