рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерным является то, что "при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства" [72].

Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.

В результате по этому признаку все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства:

а) по рождению (происхождению);

б) приемом в него (укоренением, натурализацией) и восстановлением в гражданстве.

Л.Д. Воеводин полагал, что в теории и в законодательстве нередко смешиваются вопросы о принадлежности и сохранности гражданства с вопросами о приобретении его. К последнему случаю он не считал возможным относить приобретение гражданства по рождению, поскольку в этом случае отсутствуют и выражение воли лица, и особая процедура вступления в гражданство. По его мнению, приобретение гражданства на основе рождения следует отнести к проблеме принадлежности и сохранения гражданства. [73]

Приобретение гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы") или посредством комбинации этих двух начал. "Право крови" (jus sanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. "Право почвы" (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.

Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан – это граждане именно по рождению.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

В Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" этот пункт ст. 14 сформулирован иначе. В нем говорится: "а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации".

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установил также, что упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом, и без представления вида на жительство.

Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу Н. дело по заявлению А. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации,[74] установила:

А. обратился в суд с заявлением об установлении факта его проживания на территории Российской Федерации. Требования мотивировал тем, что ранее проживал в Киргизской Республике в городе Ош. В октябре 1991 года по приглашению своего друга Ц. приехал в Россию и проживал в г. Костроме. В этот период вместе с Ц. занимался предпринимательской деятельностью. С октября 1991 года по настоящее время постоянно проживает в России. Установление факта проживания необходимо для оформления гражданства РФ.

Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 12 ноября 2007 года в удовлетворении заявления А. отказано.

В кассационной жалобе А. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что суд ненадлежащим образом оценил представленные им доказательства и пришел к необоснованному мнению о недоказанности факта его постоянного проживания в Российской Федерации. Так, суд неправильно указал, что свидетели подтвердили только факт его периодического, а не постоянного проживания. Не согласен с мнением суда о возможности доказывания этих обстоятельств только письменными доказательствами. Судом не дано оценки тому, что он осенью 1991 года обращался в г. Костроме за медицинской помощью, в январе-марте 1992 года проходил обучение в учебном центре Госкомстата РСФСР, в 2003 году в г. Костроме родился его ребенок. В настоящее время отсутствие гражданства, для оформления которого ему требуется установление факта проживания, препятствует ему встать на учет по месту жительства.

В возражениях относительно кассационной жалобы представитель Управления Федеральной миграционной службы по Костромской области Г. просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу А. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, выслушав А., его представителя Г., представителя УФМС по Костромской области Г., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент его принятия, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Как следует из заявления А., его объяснений в судебных заседаниях судов первой и кассационной инстанций, фактически им заявлено требование об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, поскольку именно этот факт порождает для него правовые последствия в виде приобретения гражданства Российской Федерации в порядке его признания.

Отказывая А. в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что заявителем не доказан факт постоянного проживания на территории РФ. При этом суд исходил из того, что этот факт должен быть подтвержден только письменными доказательствами. Однако ссылка суда на возможность использования и оценки по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, только письменных доказательств, противоречит закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, специальные требования о допустимости доказательств для доказывания отдельных обстоятельств могут быть установлены только законом.

Приходя к выводу о том, что факт постоянного проживания на территории Российской Федерации может быть подтвержден только письменными доказательствами, суд руководствовался Инструкцией по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 февраля 2004 года №104. Однако названная Инструкция определяет порядок рассмотрения заявлений и порядок оформления материалов по вопросам гражданства Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации и не затрагивает порядок судебного доказывания.

Таким образом, судом необоснованно исключены из числа доказательств показания свидетелей К.Е., К.Т., Ц., подтвердивших то, что с осени 1991 года А. постоянно проживал на территории Российской Федерации. Кроме того, косвенным доказательством исследуемого факта является справка, подтверждающая обращение А. за медицинской помощью в ноябре 1991 года в Первую городскую больницу г. Костромы, а прямым доказательством, подтверждающим проживание А. на территории Российской Федерации в этот период, является удостоверение об обучении А. в Костромском учебном центре Госкомстата РСФСР с января по март 1992 года, выданное 11 марта 1992 года.

То, что в этот период А. был прописан в г. Ош Киргизской ССР, само по себе не подтверждает того, что место прописки являлось местом его постоянного жительства. В соответствии с Заключением Комитета Конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года №26 (2-1) "О разрешительном порядке прописки граждан" Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года №678 "О некоторых правилах прописки граждан" и другие нормативные правовых акты СССР, регламентирующие прописку граждан, утратили силу с 1 января 1992 года, Закон РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" не связывал признание гражданства РФ за гражданами бывшего СССР в порядке, установленном ч. 1 ст. 13 названного Закона, с наличием прописки (регистрации) на территории Российской Федерации.

Довод представителя УФМС по Костромской области о том, что А. мог стать гражданином Киргизии в силу наличия регистрации в этом государстве на момент принятия закона о гражданстве, не опровергает требования заявителя, поскольку никаких сведений об оформлении гражданства Киргизии А. суду не представлено, отсутствие такового подтверждается наличием у него паспорта гражданина СССР. Из объяснений представителя УФМС следует, что закон о гражданстве Киргизии был принят и вступил в силу позднее аналогичного закона России, следовательно, право на приобретение гражданства России в порядке признания в связи с постоянным проживанием на ее территории у А. возникло еще до принятия закона о гражданстве Киргизии.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Отменяя решение, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, установив факт постоянного проживания А. на территории РФ на 6 февраля 1992 года.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Димитровского районного суда г. Костромы от 12 ноября 2007 года отменить. Принять по делу новое решение. Установить факт постоянного проживания А., 13 мая 1969 года рождения, на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен федеральным законом о гражданстве. Этот пункт исключен Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".

Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

2.3 Прекращение гражданства

Статьей 18 Закона 2002 г. установлено, что гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом 2002 г. или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица. В случаях, предусмотренных ст. 20 Закона 2002 г., выход из гражданства РФ не допускается (в силу указанной нормы выход не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения).

Так, при выходе из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

- документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

- документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов[75].

Порядок выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, утвержден Приказом МНС России от 12.03.2004 №БГ-3-23/192, зарегистрированным в Минюсте России 01.04.2004 №5698[76].

В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории Российской Федерации физического лица с заявлением и приложением к нему копий документов, предусмотренных пунктом 1 Порядка, указанный налоговый орган в десятидневный срок рассматривает представленные заявителем документы и принимает решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов согласно тексту и правилам, установленным пунктами 2 и 3 Порядка.

При этом справка, выдаваемая налоговым органом по последнему месту жительства физического лица на территории Российской Федерации, подписывается руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа и заверяется его гербовой печатью[77].

При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющих гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ (при выходе из гражданства РФ на основании ч. 5 ст. 25 Закона 2002 г.). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариально[78].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.