Внутренний человек в русской языковой картине мира
индивидуальное сознание легко преодолевает ограничения, которые
накладываются наивным коллективным сознанием на инструментальную
категоризацию феноменов психики, и расширяет круг органов-инструментов
внутреннего человека. Например: …Именно в этих условиях… происходит
окончательное становление большого самобытного мастера, способного творить
не только разумом и сердце, но еще и нервами, и кровью (Г. Великосельский.
Опознан, но не востребован). Кровь и нервы, наряду с разумом и сердцем,
предстают в оригинальной авторской семантической интерпретации как
инструменты творчества.
Выводы
Активное участие в организации образной пропозитивно-событийной
структуры сообщений о внутреннем мире человека принимают непространственные
актантные семантические категории, репрезентирующие реальных и
представляемых (воображаемых) участников психологической ситуации (человека
и отчужденных от него психологических феноменов) как субъекты, объекты и
инструменты. В сфере отображения внутреннего человека каждая из этих
универсальных категорий реализуется в виде сложной системы образных
субкатегориальных смыслов. Так, образной субъектной категоризации
внутреннего человека значимыми являются следующие семантические оппозиции:
активный – инактивный (пассивный) субъект; субъект направленного –
ненаправленного, хаотического перемещения; эксклюзивность – инклюзивность
события внутренней сферы.
Кроме того, категории субъекта, объекта и инструмента организуют
разнообразные пропозитивные субкатегориальные модели образной событийной
репрезентации внутренних состояний по аналогии с событиями внешнего,
социального, природного, мира. Наш материал, в частности, позволил выделить
и типизировать разнообразные субъектно-объектные отношения, которые
устанавливаются между человеком и компонентами его «внутренней вселенной»,
получающими образную объектную интерпретацию, представить эти отношения в
виде ряда субкатегориальных моделей владения/принадлежности; действия, в
том числе предполагающего: - изменение отношений владения объектом, -
созидание/уничтожение объекта, - качественное/количественное изменение
объекта; перцетивной, оценочной деятельности.
Несмотря на то, что актантные категории субъекта, объекта и
инструмента представляют собой явления одного уровня, явления смежные,
взаимодействующие в рамках одной пропозитивной образной модели психического
квазидействия, использование каждой из них в сфере репрезентации
психических явлений не лишено специфичности. В ряду этих
непространственных категорий наиболее очевидна специфичность инструмента.
Если категории субъекта и объекта используются как при реалистическом, так
и при мифопоэтическом способах изображения событий психической сферы, то
инструментальная категория, не проявляет такой универсальности: она
используется главным образом для непрямой образно-ассоциативной
репрезентации частичного внутреннего человека. В отличие от субъектной и
объектной категорий, открытых, подобно пространственной категории,
практически для любого «предмета» психики, категория инструмента проявляет,
конечно, прежде всего в рамках языкового узуса, избирательность и
предполагает достаточно ограниченный круг элементов внутреннего мира
человека, способных получить образную репрезентацию целенаправленно
используемых средств. В речевой практике в ходе решения разнообразных
стилистических задач многие из подобных ограничений, относящихся к области
языковых стереотипов, снимаются и ни в коей мере не препятствуют активному
использованию образно-ассоциативного потенциала универсальных
категориальных понятий.
Заключение
Апробированный в диссертационной работе категориально-семантический
подход к исследованию семантического пространства внутреннего мира человека
позволяет решить актуальную для современной лингвоантропологии задачу
системного описания языкового образа внутреннего человека, которая
потребовала разработки особых методов изучения языковых репрезентаций
психических явлений и не могло быть сведено к простому суммированию
накопленных данных об отдельных реконструированных на языковом материале
концептах «внутренней вселенной».
Методология нашего исследования выработана в результате интеграции
базовых положений, принципов, результатов основных имеющихся в
лингвоантропологических исследованиях подходов к описанию языковых
репрезентаций явлений психики, а именно: 1) в рамках наивной «анатомии» и
«физиологии» – в виде сложной системы образов органов внутренней жизни, как
бы функционирующих внутри человека и совместно с органами тела
обеспечивающих возникновение и проявление психических состояний и реакций;
б) в аспекте его внешних симптоматических обозначений в языке и речи; в)
через систему ключевых метафор – в виде образной парадигмы; г) сквозь
призму максимально абстрактных понятий, формирующих образную «грамматику
иносознания» и отсылающих к универсальным формам познания мира.
В основу избранного подхода к изучению языковых репрезентаций явлений
психической сферы положен именно категориальный принцип семантического
анализа фактов языка и речи, преимущества которого видятся в следующем. Во-
первых, реконструкция языкового образа внутреннего человека осуществляется
прежде всего с опорой на формализованные, получившие системно-языковое
воплощение в семантике грамматических форм, классов, конструкций смысловые
инварианты, что позволяет свести к минимуму субъективизм в интерпретации
языкового и речевого материала. Во-вторых, языковые категориальные смыслы
максимально абстрактны, универсальны (они соответствуют предельно общим
понятиям о действительности), и, следовательно, с их помощью может быть
охвачен самый разнообразный языковой и речевой материал, в том числе
сообщения о феноменах психики, не включенных наивным сознанием в число
органов внутренней жизни, а также высказывания, не маркированные по
признаку внешнего симптоматического выражения внутренних состояний.
Наконец, безусловным достоинством категориально-семантического подхода
является то, что с его помощью может быть выстроена относительно целостная
модель внутреннего человека, которая представляет собой систему
межуровневых семантических категорий, каждая из которых объединяет самые
разнообразные средства лексической, морфологической и семантико-
синтаксической репрезентации психических состояний, качеств человека на
основе определенного смыслового инварианта.
Выделенные СК рассматриваются в работе как особые функциональные
разновидности универсальных («надъязыковых») смысловых констант
человеческого сознания («естественных» категорий), получающих в
национальных языках различную системно-языковую и речевую интерпретацию.
Специфика рассматриваемых категорий заключается в том, что они опираются на
образно-ассоциативное мышление человека: каждая из них представляет собой
набор стереотипных для носителей русского языка косвенных способов языковой
репрезентации явлений внутреннего, психического мира по аналогии явлениями
мира внутреннего, психического. В основе семантических категорий лежат
воплощенные, преломленные в языке универсальные структуры сознания –
понятия как особые формы ментальной репрезентации действительности,
предельно обобщающие и рубрицирующие опыт познавательной деятельности
человека, позволяющие организовать восприятие человеком разнообразных
явлений мира, в том числе чувственно невоспринимаемых, строить свои
сообщения о них так, словно они даны нам в ощущениях: имеют
пространственную протяженность, границы (В глубине души он знал, что…; Он
на верху блаженства; Я переполнен радостью), самостоятельно живут,
действуют (Совесть проснулась; Эта мысль пришла ко мне утром; Грезы
рассеялись), вступают с нами в контакт, определенным образом воздействуя
(Любопытство не давало ему покоя; Страх преследовал ее всюду) или,
наоборот, становясь предметом нашей деятельности (Выброси эту идею из
головы; Он похоронил свою детскую мечту; Ты пробудил во мне надежду),
являются средством достижения цели, осуществления деятельности (Напрягла
память, чтобы вспомнить все; Своим умом дошел до этого; Сердцем чувствую
беду).
Содержание семантических категорий, участвующих в отображении
внутреннего мира человека, не исчерпывается обобщенными категориальными
значениями выработанных в языке грамматических форм и конструкций,
способных синтаксически реализоваться в качестве определенных конструктивно-
смысловых компонентов высказывания. Опираясь на выработанную в языке
лексико-грамматическую базу (словообразовательные, лексические,
фразеологические в своей семантике воплощенные в грамматической системе
универсальные категориальные смыслы), расширяющуюся в речи за счет
использования окказиональных метафор, оригинальных образных сравнений,
структурно-семантической трансформации устойчивых выражений, каждая из СК
представляет собой систему субкатегориальных смыслов, дифференцирующих
абстрактные понятия и формирующих ее образно-ассоциативный потенциал.
Обращение к разнообразному по стилистической принадлежности речевому
материалу позволяет увидеть, что СК активны по отношению к речевому
замыслу, они не являются прокрустовым ложем для содержания высказывания о
внутреннем человека, позволяют воплощать в речи самые разнообразные модели
человека и выполнять при этом дополнительные стилистические функции.
(эстетического воздействия, этической оценки, манипулирования сознанием,
возбуждения мыслительной активности и др.). Прагматический статус
рассматриваемых семантических категорий (понимаемый здесь как результат
выбора средства наивной семантической категоризации с целью выполнения
определенных коммуникативных задач) может быть самым разным (от создания
оценочных, квалификативно-характеризующих выражений в разговорной речи,
экспрессивного оформления сообщения мысли, создания эстетически и
гносеологически значимых образов психики в литературе и научно-популярных
текстах до концентрации содержания текста религиозно-мифологическом
дискурсе). Наши наблюдения показывают, что он, как правило, напрямую связан
со стандартностью / нестандартностью формально-содержательной реализации
исходного категориального понятия: чем оригинальнее, неожиданнее основание
(мотив) образной репрезентации явления психики и (или) чем ярче выражен
известный, культурно значимый образ, тем выше степень воздействия на
адресата сообщения и, соответственно, вероятность решения задач общения.
Каеториально-семантический подход к анализу образных языковых
репрезентаций явлений психики позволил уточнить ряд положений, имеющих
отношение к национальным особенностям языкового сознания (восприятие
пустого/заполненного внутреннего пространства человека; ограничения на
инструментальную и субъектную категоризацию отдельных ипостасей внутреннего
человека; закономерности выбора вспомогательных субъектов в ассоциативного
субкатегориального изображения внутренних состояний и др.). Таким образом,
реализованный в исследовании семантико-прагматический категориальный подход
к изучению средств косвенной репрезентации психики открывает перспективы
семантического описания языкового образа человека в
лингвокультурологическом аспекте.
Библиографический список
Аббакумова, 2001 Аббакумова Г.А. О некоторых закономерностях в
развитии процессов метафоризации // Русский язык: исторические судьбы и
современность: Международный конгресс русистов-исследователей. (Москва,
филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 13-16 марта 2001): Тр. и материалы /
Под общей ред. М.Л. Ремнёвой и А.А. Поликарпова. М.: Изд-во МГУ, 2001. –
С.82-83.
Апресян, 1974 Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические
средства языка. М.: Наука, 1974.
Апресян, 1993 Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом
представлении эмоций // ВЯ. 1993. № 3. С. 27-35.
Апресян, 1994 Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических
примитивах. // ИРАН СЛЯ. 1994. № 4. С.27-41.
Апресян, 1995 Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка
системного исследования // ВЯ. 1995. № 1. С. 37-68.
Апресян, 1999 Апресян Ю.Д. Лингвистическая терминология словаря //
Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый вып. 2-е
изд., испр. / Ю.Д. Апресян, О.Ю. Богуславская, И.Б. Левонтина и др.; под
общ. рук. Ю.Д. Апресяна. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
Аристотель, 1998 Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика.
Категории. Мн.: Литература, 1998. 1392.
Арутюнова, 1976 Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-
семантические проблемы. М.: Наука, 1976.
Арутюнова, 1988 Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка.
Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
Арутюнова, 1990 Арутюнова Н.Ю. Метафора и дискурс // Теория
метафоры. М., 1990. С.5-33.
Арутюнова, 1999а Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
Арутюнова, 1999б Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка.
Образ человека в культуре и языке / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б.
Левонтина. М.: Индрик, 1999. 424 с. С. 3-11.
Арутюнова, Ширяев, 1983 Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское
предложение. Бытийный тип. М.,1983.
Афанасьева, 2003 Афанасьева Н.Р. Метафорические модели в
художественных описаниях внутреннего мира человека в сопоставительно-
культурологическом аспекте (на материале романа Л. Толстого «Анна
Каренина» и его англоязычных переводов) // Вест. Омск. ун-та. 2003. № 2.
С. 58-61.
Бабенко, 1989 Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в
русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
Бабенко, 1988 Бабенко Л.Г. Л.Г. Обозначение эмоций в языке.
Свердловск, 1988.
Баженова, 2003 Баженова И.С. Эмоции, прагматика, текст: Монография.
М.: Менеджер, 2003.
Баранов, Добровольский, 1997 Баранов А.Н., Добровольский Д.О.
Постулаты когнитивной семантики // ИРАН СЛЯ. 1997. Т.56. № 1. С. 11-21.
Батороев, 1981 Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании.
Новосибирск: Наука, 1981.
Белая, 2002 Белая Е.Н. Концепт «радость» в представлении русского и
французского языков // Язык. Время. Личность: Материалы Междунар. науч.
конф. (3-5 дек. 2002 г., Омск, ОмГУ) / Под ред. Л.О. Бутаковой. Омск: Омск.
ун-т, 2002. С. 104-107.
Бенвенист, 1974 Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
Березович, 1990 Березович Е.А. Русская национальная личность в
зеркале языка: в поисках объективной методики анализа // Русский язык в
контексте культуры. Екатеринбург, 1990. С.30-42
Бикертон, 1990 Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию
метафоры // Теория метафоры. – М., 1990. - С.284-307
Бондарко, 1978 Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.:
Наука, 1978.
Бондарко, 1985 Бондарко А.В. Семантические категории и их языковая
интерпретация // Семантические категории языка и методы их изучения: Тез.
докл. Всесоюз. науч. конф. (28-30 мая 1985 г.) / Отв. ред. Л.М. Васильев.
Ч. 1. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 1985. С. 3-4.
Бондарко, 2001 Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики:
языковая интерпретация идеи времени.СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
Брагина, 1999 Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического
лексикона (базовые понятия) // Фразеология в контексте культуры. М., 1999.
С.131-137.
Варина, 1976 Варина В.Г. Лексическая семантика и внутренняя форма
языковых единиц // Принципы и методы семантических исследований. М.,
Наука, 1976. С. 233-244.
Васильев, 1981 Васильев Л.М. Семантика русского глагола. Глаголы
речи, звучания и поведения: Учеб. пособие. Уфа: Башкир. ун-т, 1981.
Васильев, 1985 Васильев Л.М. Понятийные, семантические и
грамматические категории как объект лингвистической семантики //
Семантичесике категории языка и методы их изучения: Тез. докладов Всесоюз.
науч. конф. (28-30 мая 1985 г.) / Отв. ред. Л.М. Васильев. Ч. 1. Уфа:
Башкир. гос. ун-т, 1985. С. 4-5.
Вежбицкая, 1996 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ.
/ Отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Рус. словари,
1996.
Верещагин, Костомаров, 1981 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О
своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале
русского языка) // ВЯ. 1981. № 1 . С. 36-47.
Виноградов, 1977 Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и
лексикография. М., 1977.
Волков, Поликарпов, 1999 Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек:
Энцикл. словарь. М.: Гардарики, 1999.
Вольф, 1989 Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представление в
языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических
контекстов / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1989. С. 55- 74.
Гак, 1993 Гак В.Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов
ментального поля) // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.:
Наука, 1993.С. 22-30.
Галич, 2002 Галич Г.Г. Когнитивная категория количества и ее
реализация в современном немецком языке: Монография. Омск: ОмГУ, 2002.
Гетманова, 1994 Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-изд. М.: ВЛАДОС,
1994.
Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.
Гловинская, 1993 Гловинская М.Я. Русские речеые акты со значением
ментального воздействия // Логический анализ языка. Ментальные действия.
М.: Наука, 1993.
Голев, 1989 Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации.
Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1989.
Гостев, 1992 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992
Григорьева, 1969 Григорьева А.Д. Поэтическая фразеология Пушкина //
Поэтическая фразеология Пушкина / Отв. ред. В.Д. Левин. М.: Наука, 1969. С.
209-262.
Григорьева, 2001 Григорьева О.Н. Использования концептов
чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке СМИ //
Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс
русистов-исследователей. (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.
Ломоносова, 13-16 марта 2001): Труды и материалы / Под общей редакцией
М.Л. Ремнёвой и А.А. Поликарпова. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 97-98
Гулыга, 1985 Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма
фон Гумбольдта // Вопросы философии. – 1985. - №4. – С.120-128.
Гумбольдт, 1984 Гумбольдт В. Избранные работы по языкознанию.
М.,1984
Гусев,1984 Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.
Деменский, 2000 Деменский С.Ю. Научность метафоры и метафоричность
науки: монография. Омск, 2000.
Демьянков,1992 Демьянков В.З. Когнитивизм, когниция, язык и
лингвистическая теория // Язык и структура представления знаний: Сб. науч.-
аналит. Обзоров / Отв. Ред.: Ф.М. Березин, Е.С. Кубрякова. М.:ИНИОН РАН,
1992. С. 39-78
Евтушенко, 2001 Евтушенко О.Е. Картина мира: от хаоса к космосу //
Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс
русистов-исследователей. (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.
Ломоносова, 13-16 марта 2001): Труды и материалы / Под общей редакцией
М.Л. Ремнёвой и А.А. Поликарпова. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С.70
Емельянова, 1993 Емельянова О.Н. Ассоциативное поле существительных //
РЯШ. 1993. № 6. С. 73-75.
Ермакова, 2000 Ермакова О.П. Новые семантические оппозиции старых
названий лиц // Культурно-речевая ситуация в России. – Екатеринбург: Изд-
во Урал.ун-та, 2000. С.36-42
Задворная,2001 Задворная Е.Г. Категоризация // Новейший философский
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|