Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа
его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала
обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово,
сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит
другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это
человека или явление действительности.
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это
высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду,
справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень,
спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора
материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию
пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного
материала нравственные качества личности, образное мышление детей,
формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить
радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде
всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского,
«живописностью формы и поэтичностью духа».(9, с. 39).
Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок,
установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-
9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны
осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей
обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как
учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей
каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых
методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной
спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших
школьников.
Выводы по 2 главе.
1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в
процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.
Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой
их использования.
2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя
различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся,
воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и
обогащать речь.
3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и
поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени.
4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных
качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в
учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.
Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного
курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены
специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в
ходе выполнения различных заданий к текстам.
5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и
завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О.
Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены
в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе
значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и
поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному
воспитанию учащихся уделено большое внимание.
6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках
чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа
над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в
них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у
школьников жизненного и читательского опыта.
7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с
постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в
их решении.
8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и
поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее
эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.
Заключение.
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив
воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее
эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского
языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:
1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует
ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё,
что имеет для него определённую значимость, личностный или
общественный смысл.
2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя
многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным
их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением
работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика
в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной
культуры.
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и
поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе,
проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности,
сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания,
добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.
4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку
позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и
поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные
учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий,
Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по
чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов,
А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения
«Начальная школа сегодня и завтра».
5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы
с пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка
разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах
развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым
содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках
чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других,
недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи
учащихся.
6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и
поговорками поможет введение в практику работы учителей
разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных
особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности,
использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это
позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит
уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные
возможности пословиц и поговорок.
7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не
исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок
на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо
всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8).
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-
С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,
1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-
№9.-С.54-56.
5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф.
Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. –
С.240.
6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320.
7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.
8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480.
9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-
1994.-№3.- С.12.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., №
3, С.68 - 69.
12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:
Просвещение, 1963 г. – С.120 .
13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер.
с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320.
15. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение,
1993. – С.142
16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь»
для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15.
17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224.
18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254.
19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255.
22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208.
23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл.
четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127.
24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,
2003, - С.616 .
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,
1955.
26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник
для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф,
1998.- С.224.
27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл.
четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192.
28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136.
29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136.
30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160.
31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160.
32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.
нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168.
33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.
нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192.
34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160
37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160.
38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-
С.144.
45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-
С.144.
46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника
устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-
2000.-№5.-С.20-22.
47. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:
Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на
конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы
развития русистики». М., 1991.- С.246.
49. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная
школа, 1997 г., №7,С.39-40.
50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80.
51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора
педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и
фольклора СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220.
56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.424.
57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254.
58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2001.- С.208.
59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2002.- С.256.
60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2003.- С. 256.
61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,
посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая
2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290.
62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв.
ред. А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С.
141.
63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.
Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.
64. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа,
1991 г., № 7, с. 44.
65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.
66. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //
Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.
67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и
сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете
современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики.
Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168.
Приложение 1.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18).
Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить
детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и
поговорках;
работать над формированием нравственных ценностей у детей;
2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;
3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру
общения.
Ход фрагмента урока:
1. Работа с пословицами:
1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть
у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли
– на всякие переживания даст разумный совет, наставление,
утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда
возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они
пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость
народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это
своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои
поступки и действия других людей».
2) Чтение пословиц:
(прочитав пословицу учитель спрашивает детей)
Беседа: - Понравилась ли вам пословица?
Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не
поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок,
пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»?
(У растений появляются красивые цветы.)
- Значит поговорка это что-то красивое?
- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из
него вырастет плод? (Нет.)
Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем
завершённая мысль.
- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит
слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)
Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в
пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.
- Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы,
которые ей дал сам народ.
- Как вы думаете, почему «пословица недаром
молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В
ней есть оценка хорошему и плохому.)
Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём
толь-
учебником: ко несколько разделов.
а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух
хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину.
Наши деды отдавали жизнь за Родину).
- Согласны ли вы с этими пословицами?
- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о
смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как
родную мать).
- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я
родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).
б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).
- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это
человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми-
нуту, помогает).
в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.
(аналогичная работа).
- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям,
друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол.
Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь
сделать это как можно лучше).
- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в
учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни
людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).
г) – Прочитайте пословицы о лени и
нерадивости.
(аналогичная работа).
- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не
хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или
смотрит телевизор).
д) – Прочитайте пословицы о природе
(аналогичная работа).
Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о
пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат
пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они
перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не
видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта
крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас… радость и
страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и
безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и
лень…».
Приложение 2.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».
Урок 1. (17, с.43-50).
Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,
продолжить формирование нравственных ценностей у детей;
2) развивать литературный вкус и логическое мышление;
3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.
Ход фрагмента урока:
1. Игра «Собери пословицу».
- Восстановите исходный текст.
на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
(Записываем версии детей:
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами –
исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных
вариантов, обсуждаем каждый из них.)
- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?
- Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая.
Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят
чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен
не внешний вид, а то как тебя встретят).
- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить
за стол, поставить угощение).
- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек,
который любит принимать у себя своих друзей, знакомых,
всегда рад приходу гостей).
2. Игра «Закончи пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает… (тот много
знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы
прочтём, тем больше мы будем знать).
- Когда так говорят?
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье - … (мать
ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить
и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым,
много знающим, настоящим учёным).
3. Игра «Назови пословицу».
- Восстановите пословицу по этим словам (слова на
табличках).
Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем
больше дров).
- Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт
время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко
найти выход).
Дело – мастер (Дело мастера боится).
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого
безделья).
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час).
Язык – дело (Не спеши языком, торопись
делом).
- Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу –
время, потехе - час». Вчера мы с мамой делали уборку на
улице вокруг нашего дома. Мы собирали мусор, ветки,
старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли домой
смотреть телевизор).
(Выступает 2-3 ученика).
4. Игра «Найди лишнюю пословицу».
на доске: Хвастать – не косить, спина не болит.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык до Киева доведёт.
От слова до дела сто перегонов.
(Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к
тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно,
лишней является третья пословица).
5. Обобщение. Подведение итогов.
Приложение 3.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».
Урок 2. (17, с.43-50).
Цели: продолжить формирование нравственных качеств личности, развивать
умение работать в коллективе; выяснять сущности пословиц, их
воспитательную направленность.
Ход фрагмента урока:
Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной
мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме.
1. Повторение.
а) - Вспомните как можно больше пословиц.
(Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске
и пронумеровываются).
б) Разбиение класса на группы по трое,
четверо (по желанию).
2. Работа в группах.
- Задание: распределите пословицы по группам, в зависимости
от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой
пословицы.
(Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент –
записывает все пословицы названные детьми на заранее
подготовленные лепестки ромашки).
3. Подведение итогов.
Выступление следует после 6-7 минут подготовки.
Дети называют раздел и номера пословиц, которые вошли в этот
раздел (при этом ничего не объясняя). Остальные в это время
фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы будет
проведён после игры «Ромашка».
4. Игра «Ромашка».
- Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете
смысл пословицы.
Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц?
- Какие?
- Почему вы так решили?
5. Обобщение. Подведение итогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|