рефераты скачать

МЕНЮ


Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала

обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово,

сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит

другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это

человека или явление действительности.

Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это

высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду,

справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень,

спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора

материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию

пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного

материала нравственные качества личности, образное мышление детей,

формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить

радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде

всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского,

«живописностью формы и поэтичностью духа».(9, с. 39).

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок,

установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-

9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны

осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей

обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как

учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей

каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых

методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной

спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших

школьников.

Выводы по 2 главе.

1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в

процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.

Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой

их использования.

2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя

различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся,

воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и

обогащать речь.

3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и

поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени.

4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных

качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в

учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.

Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного

курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены

специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в

ходе выполнения различных заданий к текстам.

5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и

завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О.

Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены

в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе

значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и

поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному

воспитанию учащихся уделено большое внимание.

6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках

чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа

над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в

них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у

школьников жизненного и читательского опыта.

7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с

постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в

их решении.

8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и

поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее

эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.

Заключение.

Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив

воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее

эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского

языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:

1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует

ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё,

что имеет для него определённую значимость, личностный или

общественный смысл.

2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя

многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным

их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением

работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика

в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной

культуры.

3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и

поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе,

проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности,

сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания,

добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.

4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку

позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и

поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные

учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий,

Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по

чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов,

А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения

«Начальная школа сегодня и завтра».

5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы

с пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка

разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах

развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым

содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках

чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других,

недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи

учащихся.

6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и

поговорками поможет введение в практику работы учителей

разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных

особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности,

использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это

позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит

уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные

возможности пословиц и поговорок.

7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не

исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок

на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо

всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8).

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,

1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические

исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-

№9.-С.54-56.

5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф.

Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. –

С.240.

6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320.

7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.

8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480.

9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-

1994.-№3.- С.12.

10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., №

3, С.68 - 69.

12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:

Просвещение, 1963 г. – С.120 .

13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер.

с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.

14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320.

15. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение,

1993. – С.142

16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь»

для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15.

17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224.

18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254.

19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.

20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.

21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255.

22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208.

23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл.

четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127.

24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,

2003, - С.616 .

25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,

1955.

26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник

для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф,

1998.- С.224.

27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл.

четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192.

28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.

четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136.

29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.

четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136.

30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.

четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160.

31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.

четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160.

32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.

нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168.

33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.

нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192.

34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.

35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.

36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.

четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160

37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.

четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160.

38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.

39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.

40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.

четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160

41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.

четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160

42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.

43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.

44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.

четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-

С.144.

45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.

четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-

С.144.

46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника

устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-

2000.-№5.-С.20-22.

47. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:

Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.

48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на

конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы

развития русистики». М., 1991.- С.246.

49. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная

школа, 1997 г., №7,С.39-40.

50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл.

четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80.

51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл.

четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.

52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл.

четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.

53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл.

четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.

54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл.

четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.

55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора

педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и

фольклора СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220.

56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические

исследования. М.: «Наука», 1984.- С.424.

57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254.

58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

Дрофа, 2001.- С.208.

59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

Дрофа, 2002.- С.256.

60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

Дрофа, 2003.- С. 256.

61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,

посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая

2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290.

62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв.

ред. А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С.

141.

63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.

Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.

64. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа,

1991 г., № 7, с. 44.

65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.

66. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //

Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.

67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и

сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете

современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики.

Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168.

Приложение 1.

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18).

Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить

детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и

поговорках;

работать над формированием нравственных ценностей у детей;

2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;

3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру

общения.

Ход фрагмента урока:

1. Работа с пословицами:

1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть

у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли

– на всякие переживания даст разумный совет, наставление,

утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда

возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они

пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость

народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это

своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои

поступки и действия других людей».

2) Чтение пословиц:

(прочитав пословицу учитель спрашивает детей)

Беседа: - Понравилась ли вам пословица?

Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не

поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок,

пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»?

(У растений появляются красивые цветы.)

- Значит поговорка это что-то красивое?

- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из

него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем

завершённая мысль.

- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит

слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)

Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в

пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.

- Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы,

которые ей дал сам народ.

- Как вы думаете, почему «пословица недаром

молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В

ней есть оценка хорошему и плохому.)

Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём

толь-

учебником: ко несколько разделов.

а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух

хорошо читающим учеником).

- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину.

Наши деды отдавали жизнь за Родину).

- Согласны ли вы с этими пословицами?

- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о

смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как

родную мать).

- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я

родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).

б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).

- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это

человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми-

нуту, помогает).

в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.

(аналогичная работа).

- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям,

друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол.

Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь

сделать это как можно лучше).

- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в

учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни

людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).

г) – Прочитайте пословицы о лени и

нерадивости.

(аналогичная работа).

- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не

хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или

смотрит телевизор).

д) – Прочитайте пословицы о природе

(аналогичная работа).

Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о

пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат

пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они

перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не

видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта

крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас… радость и

страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и

безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и

лень…».

Приложение 2.

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».

Урок 1. (17, с.43-50).

Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,

продолжить формирование нравственных ценностей у детей;

2) развивать литературный вкус и логическое мышление;

3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.

Ход фрагмента урока:

1. Игра «Собери пословицу».

- Восстановите исходный текст.

на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

(Записываем версии детей:

Не изба, а красна углами, красна пирогами.

Не пирогами изба красна, а углами.

Не красна изба углами, а красна пирогами –

исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных

вариантов, обсуждаем каждый из них.)

- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?

- Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая.

Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят

чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен

не внешний вид, а то как тебя встретят).

- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить

за стол, поставить угощение).

- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек,

который любит принимать у себя своих друзей, знакомых,

всегда рад приходу гостей).

2. Игра «Закончи пословицу».

- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

Кто много читает… (тот много

знает).

- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы

прочтём, тем больше мы будем знать).

- Когда так говорят?

Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Повторенье - … (мать

ученья).

Не спеши языком… (торопись делом).

- Какая из пословиц понравилась и почему?

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить

и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым,

много знающим, настоящим учёным).

3. Игра «Назови пословицу».

- Восстановите пословицу по этим словам (слова на

табличках).

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем

больше дров).

- Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт

время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко

найти выход).

Дело – мастер (Дело мастера боится).

Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого

безделья).

Дело – потеха (Делу – время, потехе – час).

Язык – дело (Не спеши языком, торопись

делом).

- Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу –

время, потехе - час». Вчера мы с мамой делали уборку на

улице вокруг нашего дома. Мы собирали мусор, ветки,

старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли домой

смотреть телевизор).

(Выступает 2-3 ученика).

4. Игра «Найди лишнюю пословицу».

на доске: Хвастать – не косить, спина не болит.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык до Киева доведёт.

От слова до дела сто перегонов.

(Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к

тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно,

лишней является третья пословица).

5. Обобщение. Подведение итогов.

Приложение 3.

Фрагмент конспекта урока чтения

по традиционной системе во 2 классе

на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».

Урок 2. (17, с.43-50).

Цели: продолжить формирование нравственных качеств личности, развивать

умение работать в коллективе; выяснять сущности пословиц, их

воспитательную направленность.

Ход фрагмента урока:

Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной

мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме.

1. Повторение.

а) - Вспомните как можно больше пословиц.

(Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске

и пронумеровываются).

б) Разбиение класса на группы по трое,

четверо (по желанию).

2. Работа в группах.

- Задание: распределите пословицы по группам, в зависимости

от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой

пословицы.

(Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент –

записывает все пословицы названные детьми на заранее

подготовленные лепестки ромашки).

3. Подведение итогов.

Выступление следует после 6-7 минут подготовки.

Дети называют раздел и номера пословиц, которые вошли в этот

раздел (при этом ничего не объясняя). Остальные в это время

фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы будет

проведён после игры «Ромашка».

4. Игра «Ромашка».

- Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете

смысл пословицы.

Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц?

- Какие?

- Почему вы так решили?

5. Обобщение. Подведение итогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.