рефераты скачать

МЕНЮ


Управление материально-техническим снабжением строительной организации

изменение характера инвестиционной деятельности, в том числе в сфере

капитального строительства.

В настоящее время строительство любого объекта или комплекса объектов

принято организовывать по методу «управления проектом».

В научной литературе широк и подробно изложен процесс реализации

инвестиционно-строительных проектов на основе метода «управления проектом»

с характеристикой и анализом всех его фаз. В соответствии с этим методом

организация закупок и поставок материальных ресурсов в жизненном цикле

проекта занимает ведущее место, является задачей первостепенной важности и

характеризуется следующим:

- планирование и организация осуществляются на основе данных проекто-

сметной документации;

- графики поставок разрабатываются в увязке с общим планом реализации

проекта;

- выбор поставщиков материальных ресурсов осуществляется на основе

изучения так называемых квалификационных анкет призванных осветить

управленческие, технические, производственные и финансовые возможности

поставщика;

- список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет,

согласуется с заказчиком и руководителем проекта;

- окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов;

- учет и контроль за поставщиками осуществляется на основе специальных

графиков, по номенклатурным группам материальных ресурсов, основываются на

общем плане реализации проекта.

Вместе с тем следует отметить, что метод «управления проектом» хорошо

разработан для одного отдельно взятого проекта и не учитывает специфики,

когда подрядная организация выполняет строительство определенного множества

проектов исходя из своей производственной мощности.

В настоящее время вопросы определения и оптимизации форм организации

материально-технического обеспечения строительство объектов на уровне

подрядной организации требует особого внимания.

Это вызвано тем, что руководству организации необходимо совмещать

противоречащие друг другу требования, выраженные в контрактах по

строительству отдельных объектов, с требованиями эффективного использования

материально-технических и финансовых по строительно-монтажной организации в

целом и получения ею высоких конечных результатов. Такое противоречие может

быть связано с неравномерностью потребления материальных ресурсов по

календарным периодам года, необходимостью поддержания запаса на уровне,

обеспечивающим отсутствие простоев на производстве и.т.д.

В этой связи эффективная организация процесса материально-технического

обеспечения строительства, выбор его рациональных форм, которые должны

учитывать неопределенность хозяйственных связей по поставкам ресурсов,

приобретают первостепенное значение.

Все разнообразие форм организации материально-технического обеспечения

строительства в настоящее время можно свести в три группы.

Первая, назовем ее автономная, строиться на преимущественно прямых

связях с поставщиками материальных ресурсов и организационно полностью

замыкается рамками строительной фирмы. Подобная организация МТО

строительства характерна для достаточно крупных строительных фирм, имеющих

стабильные заказы и сохраняющих определенную специализацию. Они, как

правило, располагают собственной сетью экономически зависимых снабженческих

подразделений, включая и подразделения производственно-технологической

комплектации.

Вторая группа включает строительные фирмы, в равной мере использующие

как прямы хозяйственные связи, так и услуги коммерческих посредников.

Обычно это средние и мелкие строительные предприятия, склонные к

универсализации и диверсификации производства. Они чаще всего используют

лишь элементы (фрагменты) системы производственно-технической комплектации

на отдельных объектах.

Третью группу образуют специализированные предприятия и организации

материально-технического обеспечения строительства (включая УПТК).

Состав производственных подразделений службы МТО строительной фирмы

также достаточно разнообразен и зависит в первую очередь от таких факторов

как: масштабы и география деятельности фирмы; отраслевая принадлежность

фирмы и продуктовая специализация; уровень кооперации в области МТО

строительства и.т.п.

По мере реформирования отношений собственности в сфере капитального

строительства наравне с учетом количественных показателей (объем закупок,

смета затрат и.т.п.) уделяется большое внимание качественным критериям

(надежность, сопряженность, сервис и.т.п.). Впрочем, это и не удивительно,

так как в условиях рыночной экономики хозяйственные связи по закупкам

материально-технических ресурсов устанавливаются не по принуждению (по

фондам), а в силу экономической целесообразности.

Для оценки приоритетов в выборе строительными фирмами поставщиков

материально-технических ресурсов были проведены социологические

исследования среди руководителей строительных организаций региона. Им было

предложно оценить своих поставщиков по десятибалльной системе по таким

критериям, как надежность, технологическая сопряженность, сервис, продажная

цена, форма материалодвижения, имидж поставщика, закупочные издержки и

кредитоспособность. Распределение ответов респондентов приведено в таблице

1.

Как и предполагалось, большинство респондентов абсолютный приоритет

отдает надежности поставщика (каждый восьмой из проинтервьюированных

руководителей строительных организаций на первое место при оценке

поставщиков поставили критерий надежности). Правда, более детальная

расшифровка критерия «надежность» поставщика показала неоднозначную

трактовку его респондентами. Многие под надежностью поставщика понимают

устойчивость хозяйственных связей, своевременное и в полном объеме

выполнение договорных обязательств по поставкам продукции производственно-

технического назначения. Иные к этому добавляют способность удовлетворить

непредвиденные нужды строительной фирмы. Но все безусловно сходятся во

мнении, что надежным является поставщик, полностью выполняющий свои

договорные обязательства.

Очевидно в силу кризиса платежей, среди критериев оценки поставщиков

большинство респондентов на второе место ставят их кредитоспособность. Как

правило, под кредитоспособностью поставщика понимается возможность закупки

у него материально-технических ресурсов без предоплаты или иных гарантий

платежеспособности строительной фирмы.

Приоритеты критериев оценки строительными фирмами

региона поставщиков материально-технических ресурсов. Таблица 1.

|Критерии |Средний бал |

|Надежность |7,9 |

|Кредитоспособность |7,6 |

|Продажная цена |6,6 |

|Сервис |5,9 |

|Технологическая сопряженность |5,8 |

|Имидж поставщика |5,5 |

|Закупочные издержки |4,4 |

|Форма материалодвижения |3,3 |

Предпочтение все без исключения руководители строительных фирм отдают

системе расчетов с поставщиками в форме последующей оплаты счетов после

поступления закупленных материально-технических ресурсов.

На третье место при оценке поставщиков респонденты поставили такой

критерий, как «продажная цена».

Четвертое место занял критерий «сервис». Большинство из респондентов под

сервисом понимают способность поставщика не только поставить необходимые

материально-технические ресурсы, но и обеспечить комплекс услуг,

сопровождающих эти поставки. Сервисный набор услуг, ожидаемых строительными

фирмами от поставщиков, достаточно широк и включает доставку материально-

технических ресурсов к месту потребления силами поставщика, подготовку

закупаемых материалов к производственному потреблению и.т.д., вплоть до

выполнения шеф-монтажных работ по поставляемому оборудованию и

послепродажному техническому обслуживанию. Очень близким по смыслу с

сервисом для многих респондентов является критерий оценки поставщика по

технологической сопряженности. Технологическая сопряженность поставщика и

строительной фирмы выражается в возможности организации материально-

технического обеспечения строек материалами и оборудованием высокой степени

готовности к производственному потреблению. Если поставщиком выступает

коммерческий посредник, то под технологической сопряженностью понимают уже

его способность организовать производственно-технологическую комплектацию

строек.

Далее по мере снижения приоритетности респонденты разместили критерии

оценки поставщиков в такой последовательности:

- технологическая сопряженность;

- имидж поставщика (обычно он имеет значение при первичном отборе

поставщиков, при выборе новых каналов закупок и.т.п.);

- закупочные издержки (под закупочными издержками понимается совокупность

затрат строительной фирмы на организацию материально-технического

обеспечения);

- форма материалодвижения (как правило, существует альтернатива выбора

между транзитной и складской формами материалодвижения).

Вместе с тем основной задачей системы материально-технического

обеспечения строительной подрядной фирмы в современных условиях

хозяйствования является организация своевременного обеспечения

строительства всей требуемой номенклатурой материальных ресурсов при

минимальных затратах (издержках обращения). Следует отметить, что затраты

МТО строительной фирмы составляют 55-60 % в общем объеме совокупных затрат

на производство строительной продукции. Решение задачи по минимизации этих

затрат является одним из основных резервов снижения себестоимости

строительно-монтажных работ.

Суммарные издержки обращения системы МТО строительной фирмы вычисляются

по следующей формуле:

И 0 = И оз + И р + И тр + И эскл + И пп,

(1)

где И оз – издержки размещения и обработки заказа;

И р – цена материально-технических ресурсов;

И тр – транспортные издержки;

И эскл – заготовительно-складские издержки;

И пп – издержки отслеживания материальных ресурсов в пути.

В свою очередь, транспортные издержки при применении складской формы

снабжения вычисляются по формуле:

Итр = Из

+ И д, (2)

где Из – издержки по завозу ресурсов на склад фирмы;

Ид – издержки по доставки ресурсов на объекты.

Возможность достижения различных значений издержек обращения при разных

формах организаций МТО в строительной фирме ставит задачу технико-

экономического анализа вариантов и выбора рационального, при котором общие

издержки МТО (сумма всех видов издержек) будет минимальной, что можно

выразить следующей формулой:

n

Ио = S Иi min

i =1

где i = 1, 2, 3…n – виды издержек обращения.

В этой связи наиболее существенными факторами, влияющими на издержки

обращения, являются объем приобретаемых материально-технических ресурсов,

увеличение которого создает условия для выгодного контрактования транспорта

и получения скидок на цену материально-технических ресурсов, а также

характеристика каналов продвижения материального потока от поставщика к

потребителю.

В настоящее время на практике реализуется несколько каналов продвижения

материального потока. Данные каналы получили название горизонтальных.

Основная их характеристика состоит в том, что каждое звено канала

представляет собой отдельное предприятие стремящиеся обеспечить себе

максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного звена канала

может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так

как ни одно из звеньев канала не имеет полного или достаточного контроля

над деятельностью остальных звеньев канала.

В системе строительства в каждом из указанных каналов в настоящее время

присутствует еще одно промежуточное звено. Это узкоспециализированная фирма

– субподрядчик, которая занимается поставкой материалов и выполнением работ

с их использованием (гидроизоляция, установка стеклопластиковых окон и

дверей, отделочные работы, устройство инженерных систем и.т.д.).

Каналы продвижения материального потока.

Схема 1

канал нулевого уровня

одноуровневый канал

двухуровневый канал

трехуровневый

канал

При наличии большого количества звеньев в канале издержки в канале

издержки производства при создании строительной продукции значительно

возрастает, что в свою очередь приводит к себестоимости строительства.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным

будет применение так называемого вертикального канала продвижения

материального потока . В этом случае одно из звеньев канала, как правило,

является собственником остальных.

Строительные фирмы, имеющие в своем составе структурные подразделения,

выполняющие функции МТО строительства, в настоящее время проводят

реорганизации, суть которой сводиться к ликвидации юридического лица

снабженческих подразделений и подчинение их на правах отделов или

управлений.

Форма организации МТО строительства, которое строиться на

преимущественно прямых связях с поставщиками и полностью организационно

замыкается рамками строительной фирмы, в нынешних условиях наиболее

эффективна и позволяет добиваться минимальных затрат при осуществлении

процесса МТО.

Таким образом, вертикальные каналы продвижения материалопотока наиболее

экономичны и позволяют осуществить контроль материалопотока, что является

важнейшим условием своевременности и надежности состава материально-

технических ресурсов.

Успешное функционирование строительных фирм зависит от множества

факторов. Вместе с тем разработка и внедрение экономически эффективной

формы организации МТО строительства является значительным резервом

повышения прибыли организации.

Вертикальный канал продвижения материалопотока.

Схема 2

В условиях неопределенности хозяйственных связей, низкой договорной,

платежной и в целом производственно-хозяйственной дисциплины строительным

фирмам необходимо организовывать материалопоток, взаимодействую

непосредственно с производителем материально технических ресурсов, и

осуществлять управление материалопотоком своими структурными

подразделениями МТО.

1.6. Роль и функции товарных бирж в материально-техническом

снабжении.

1.6.1. Запасы средств производства в условиях функционирования товарных

бирж.

Эффективное функционирование товарных бирж невозможно без создания

соответствующих запасов товарно-материальных ценностей.

Запасы средств производства – это материальные ценности, которые

находятся на складах товарных бирж, снабженческо-сбытовых организаций или

поставщиков в виде готовой продукции – это товарные запасы; а на складах

потребителей производственные запасы. Все это выключенные из

непосредственного процесса производства и потребления материальные ценности

независимо от того, какую они имеют форму и в каких звеньях

товаропроводящей сети находятся. Они выступают как элементы процесса

обращения, как момент движения общественного продукта от производителя к

потребителю.

Главная причина образования запасов – общественное разделение труда,

которое делает невозможным согласование моментов производства продукции и

ее потребления. Являясь объективным условием производства материальные

запасы оказывают на него влияние и их значение все время усиливается. С

возрастанием объема производства увеличиваются их абсолютные размеры и

сокращается относительный уровень, т.е. темпы роста валового общественного

продукта должны опережать темпы роста совокупных запасов.

Наличие нормальных запасов – есть объективная необходимость. Достаточные

и комплексные и сбытовые запасы обеспечивают непрерывность и ритмичность

процесса производства и обращения, оказывают влияние на выполнение

предприятиями производственных планов, планов поставки продукции,

способствуют росту производительности труда. Отсутствие запасов по

некоторым видам материалов ведет к нерациональным заменам во избежание

остановки производительного процесса, что может привести к перерасходу

материальных и денежных средств, к увеличению затрат труда и в конечном

итоге к повышению себестоимости продукции и снижению размеров прибыли.

В новых условиях хозяйствования производственным объединениям и

предприятиям устанавливаются нормативы предельного уровня запасов товарно-

материальных ценностей на 1 тенге реализации продукции, работ и услуг, за

превышение которого они вносят в доход бюджета дополнительную плату в

размере 3 % стоимости сверхплановых запасов.

Товарные запасы являются необходимым условием обеспечения непрерывности

процесса воспроизводства.

Товарные запасы могут находиться на складах промышленных предприятий, в

заготовительных и сбытовых организациях, в пути, в оптовой и розничной

торговой сети, на складах товарных бирж. Необходимость образования товарных

запасов вызывается многими факторами. К ним относятся: сезонные колебания в

производстве и потреблении товаров, несоответствии между производственным и

торговым ассортиментом товаров, особенности в территориальном размещении

производства, условия транспортировки товаров, недостатки в изучении спроса

населения, в размещении товарных ресурсов по торговым организациям и

предприятиям. Размер товарных запасов в значительной степени определяется

объемом и структурой товарооборота.

Товарные запасы классифицируются по местонахождению – в розничной,

оптовой и биржевой торговле, в промышленности, прочие товарные запасы;

срокам – на начало, конец периода; размеру – максимальный, минимальный,

средний запас; единицам измерения – абсолютные и относительные; назначению

– текущего хранения, сезонного накопления (для обеспечения бесперебойной

биржевой торговли в период сезонного изменения спроса и предложения),

досрочного завоза (предназначенного для обеспечения нормальной биржевой

торговли в отдельных местностях на протяжении периода между сроками завоза

товаров) и целевого назначения.

Поддержание необходимых пропорций между величиной товарооборота и

товарных запасов – важная экономическая задача. При недостаточной величине

запасов и нерациональном их размещении возникают трудности в удовлетворении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.