рефераты скачать

МЕНЮ


Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел

комитетов в правоотношения, складывающиеся между руководителем-беспартийным

и его подчиненным-коммунистом, так и превышение политсоставом милиции своих

дисциплинарных прав.

В этой связи весьма характерно предложение Политического секретариата

милиции республики в ЦК РКП (б) (начало 1922 г.) о принятии специального

постановления о не вмешательстве местных партийных комитетов в действия

начальников милиции по наложению дисциплинарных взысканий на своих

подчиненных – членов партии.

Обращает на себя то обстоятельство, что зачастую руководящий состав

исходил из ложной посылки, что укрепление служебной дисциплины в рядах

милиции напрямую зависит от приравнивания правового статуса работников

милиции к военнослужащим.

В то же время совсем не принималось во внимание, что работники милиции, в

соответствии с Кодексом законов о труде, являлись лицами наемного труда и,

в отличие от военнослужащих РККА, не мобилизовывались и не призывались на

службу, а поступали на нее в добровольном порядке, то есть практически

могли в любое время покинуть эту службу (подписка влияния на это не

оказывало).

К тому же не надо забывать, что служебная деятельность работников

милиции, в отличие от военнослужащих, не поддавалась строгой регламентации

ввиду особой специфики их труда, проживания личного состава вне казарменных

помещений.

На основании решения ВЦСПС в мае 1923 года воссоздаются профсоюзные

организации работников милиции, деятельность которых в годы Гражданской

войны была приостановлена. Важнейшей их задачей являлась защита трудовых и

социальных прав и интересов членов профсоюза, которая осуществлялась в

следующих направлениях:

- решение трудовых споров по поводу применения норм Положения о

службе Рабоче-Крестьянской милиции к сотруднику милиции – члену

профсоюза с использованием системы примирительного разбирательства

(расценочной – конфликтной комиссии, примирительные камеры,

третейские суды);

- внесение в законодательные и исполнительные органы государства

проектов нормативных документов по регулированию служебных

отношений в органах милиции; рецензирование подготовленных НКВД

РСФСР проектов уставов, приказов и циркуляров, регламентирующих

служебно-оперативную работу сотрудников, в том числе и

дисциплинарные отношения.

В первые годы деятельности профсоюзных организаций их работа по

укреплению служебной дисциплины среди членов профсоюза сводилась к участию

в исполнении чисто административных функций в коллективах: осуществление

контроля за соблюдением трудовой дисциплины (выявление прогульщиков,

опаздывающих и рано уходящих с работы), наблюдение за соблюдением

работающими Правил внутреннего трудового распорядка, рассмотрение

обоснованности наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника в случае

подачи жалобы.[2]

Таким образом, профсоюзные организации, с одной стороны, в какой-то

степени подменяли руководящий состав, вторгаясь в их административные

правомочия, а с другой, реализуя защитную функцию профсоюза, отстаивали

законные права своих членов перед администрацией и в заседаниях народных

судов.

Стратегическим направлением профилактики нарушения служебной

дисциплины и законности являлось повышение общего профессионально-

милицейского уровня подготовки кадров, «ликвидация, - как отмечалось в

резолюции совещания заведующих губернскими отделами управления в 1923 году,

- правовой безграмотности и создание единообразных методов работы на основе

законов». Одним из составляющих элементов содержания дисциплины в милиции

являлась культура поведения ее работников при общении с гражданами,

коллегами по службе.

Данный подход имел правовую форму. Впервые в практике советской

Рабоче-Крестьянской милиции был принят нормативный документ, который

регулировал сферу этических взаимоотношений работников государственных

органов с гражданами. Таким документом являлся приказ Главмилиции

№ 35С от 22.06.1922 г. «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В

приказе говорилось, что «человек, поставленный блюсти общественную

нравственность, собственную должен иметь безупречную. Понятие и

представление о милиции у населения должно быть связано с честью,

справедливостью, законностью, культурой и прочими лучшими качествами

безупречных людей».

В этом же приказе впервые нормативно закреплен перечень средств и мер

воспитательного и дисциплинарного воздействия со стороны начальствующего

состава. К средствам воспитательного воздействия относились: внушение,

агитация и личный пример. В дисциплинарной же практике руководящего состава

Главмилиции предлагало опираться только на меры наказания (штрафы, аресты в

дисциплинарном порядке) вплоть до административно-карательных мер

(отстранение от должности, предание суду). Игнорирование такого метода

стимулирования служебной деятельности, как поощрение за культуру труда,

уважительное отношение к гражданам, являлось существенным недостатком

содержания данного приказа.

Итак, в период нэпа продолжала оставаться на низком уровне служебная

дисциплина работников милиции, и в связи с этим почти поголовно командный

(начальствующей) состав увлечен был наложением дисциплинарных взысканий, в

первую очередь, в виде дисциплинарных арестов и увольнений со службы.

Одновременно на состояние служебной дисциплины негативное влияние оказывал

высокий уровень преступности в рядах милиции.

§ 2. Дисциплинарная власть и ее формы в структурных подразделениях

органов внутренних дел.

Важным условием управления коллективом, дисциплинарными отношениями

является эффективное использование влияния, лидерства, власти.

Влияние – это любое поведение человека, вносящее изменение в

поведение другого человека.

Лидерство – способность оказывать влияние на личность, группу,

направляя их на достижение целей организации, способность добиться

поставленной задачи с помощью других людей.

Власть нередко определяют как возможность влиять на поведение других

людей. Дисциплинарная власть – это право, возможность, основанная на

законе, давать обязательные указания подчиненному, устанавливать правила

поведения для подчиненных, поощрять, наказывать их, распределять

обязанности, права, ответственность.

Объем власти обусловлен степенью зависимости одного человека от

другого. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по

своему служебному положению делятся на начальников и подчиненных. Прямыми

начальниками являются те, которым сотрудники подчинены по службе, хотя бы и

временно. Непосредственным начальником считается ближайший к подчиненному

прямой начальник. При совместном несении службы лицами рядового и

начальствующего состава, не подчиненными друг другу, когда их служебные

взаимоотношения не определены начальником, старший из них по должности, а

при равных должностях – старший по званию является начальником и пользуется

дисциплинарной властью, предоставленной ему по занимаемой должности. При

временном исполнении должности, когда об этом объявлено в приказе,

начальник пользуется дисциплинарной властью по временно исполняемой

должности.

В зависимости от присвоенных специальных званий сотрудники могут быть

старшими и младшими. Старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от

младших соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести.

Фактически устанавливается следующий баланс власти. Власть подчиненных

частично проявляется в реальном осуществлении больших полномочий, чем

предусмотрено в официальном внутреннем трудовом распорядке.

Какие же полномочия входят в понятие дисциплинарной власти начальника

в органах внутренних дел? Под дисциплинарной властью начальника в органах

внутренних дел понимаются предоставленные ему законами, дисциплинарными

уставами и иными нормативными актами права по применению без

предварительного согласования с какими-либо органами к подчиненным лицам

рядового и начальствующего состава различных видов поощрения и мер

дисциплинарного воздействия в целях обеспечения высокого уровня дисциплины,

четкого выполнения служебных задач. Эти права неразрывно связаны с

обязанностью каждого начальника активно использовать свои дисциплинарные

полномочия, своевременно поощрять отличившихся и применять необходимые меры

воздействия к провинившимся подчиненным.

При нарушении дисциплины подчиненным начальник должен напомнить ему о

служебных обязанностях и предупредить о недопустимости таких дейст- вий, а

при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и

степени вины, подвергнуть виновного дисциплинарному взысканию. При этом

лица рядового и начальствующего состава, подвергнутые дисциплинарному

взысканию, не освобождаются от привлечения к уголовной ответственности,

если в их действиях содержатся признаки состава преступления

Начальник прежде всего несет ответственность за состояние дисциплины

среди своих подчиненных. Он должен постоянно подавать им пример соблюдения

Конституции РФ, норм законодательства РФ, безупречного выполнения

требований присяги, уставов, приказов, норм морали, развивать и

поддерживать у подчиненных сознание служебного долга, чести и достоинства,

поощрять за разумную инициативу, усердие и отличия по службе и строго

взыскивать с нерадивых.

Особое внимание начальника должно быть направленно на изучение

индивидуальных качеств подчиненных, поддержания уставных взаимоотношений

между ними, сплочения коллектива, своевременное выявление причин и

предупреждение проступков подчиненных, создание нетерпимого отношения к на

-рушениям дисциплины. При этом он обязан всемерно использовать силу

общественного воздействия коллектива.

Состояние дисциплины и организованности в любом коллективе, в

значительной степени зависит от примерности самих начальников от того,

насколько они авторитетны среди подчиненных, насколько они сами во всей

своей служебной деятельности и в повседневной жизни соблюдают требования

дисциплины.

Нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая

постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований

государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к

повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на

деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки

распоряжений и предписаний вышестоящих органов, не когда не сможет

воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к

указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных.

Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый

начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются

и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно

строгой.

Поэтому твердая дисциплина в органах внутренних дел достигается:

- воспитанием у лиц рядового и начальствующего состава высоких

морально-политических и деловых качеств и сознательного отношения к

выполнению служебного долга;

- поддержанием уставного порядка;

- обеспечением неукоснительного соблюдения законности;

- повседневной требовательностью начальников к подчиненным,

постоянной заботой о них, уважением их личного достоинства, умелым

сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения.

Так, согласно ст. 35 Положения о службе в органах внутренних дел РФ

за состояние служебной дисциплины среди подчиненных ответственность несет

начальник, который наряду с высокой требовательностью к ним обязан:

- создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения

квалификации подчиненных;

- воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение

служебных обязанностей;

- обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной

деятельности подчиненных;

- уважать честь и достоинство подчиненных;

- не допускать протекционизма в работе с личным составом,

преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного

характера или за критику недостатков в деятельности органов

внутренних дел.[3]

Требовательность начальника к подчиненным ничего общего не имеет с

грубостью и оскорблениями. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко в

работах, посвященных вопросам коммунистического воспитания, отмечал

необходимость сочетания требовательности с уважением к человеку. «В нашей

диалектике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего

от человека, которого мы не уважаем, - писал А.С.Макаренко. – Когда мы от

человека много требуем, то в этом самом и заключается наше уважение, именно

по тому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы

и уважаем человека».[4]

Со всеми своими подчиненными каждый начальник обязан быть ровным, от

каждого в равной степени требовать исполнения его служебных обязанностей,

установленных правил поведения. В отношениях с подчиненными начальник не

имеет права поддаваться чувству симпатии и привязанности. Он всегда должен

быть объективным ко всем и давать оценку подчиненным по их конкретным

делам. Несправедливые излишние придирки к одним подчиненным и

попустительство к другим подрывает основы дисциплины и могут в ряде случаев

привести к тяжелым правонарушениям и даже преступлениям.

Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по

применению к подчиненным аттестованным работникам поощрений, взысканий и

иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка

во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих

полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и

мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением

постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и

своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия.

Так, в соответствии с п.п. 2.1, 2.3, 4.1 - 4.5 Приказа МВД РФ от

02.08.1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и

законности в органах внутренних дел» начальникам главных управлений и

управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД

субъектов РФ, начальникам УВДТ, УЛИТУ, органов внутренних дел УРО МВД

России приказано:

- считать одной из важнейших задач руководителей органов внутренних

дел всемерное укрепление законности и дисциплины;

- шире использовать в целях мобилизации личного состава на

добросовестное исполнение служебных обязанностей моральные и

материальные формы стимулирования. К нарушителям дисциплины и

законности применять меры материального ограничения: снижать

размеры или лишать полностью выплачиваемых ежемесячной надбавки за

сложность, напряженность и специальный режим службы; премии за

личный вклад в общие результаты по реализации возлагаемых на органы

внутренних дел задач, выполнение специальных заданий и

добросовестное исполнение служебных обязанностей; единовременного

денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных

обязанностей по итогам календарного года; ежемесячной доплаты

(надбавки к денежному довольствию) сотрудникам органов внутренних

дел, имеющим право на пенсию;

- решительно пресекать факты сокрытия случаев правонарушений,

допущенных личным составом, беспринципности в их оценке. Принимать

к виновным строгие меры дисциплинарного воздействия вплоть до

освобождения от занимаемой должности;

- организовать в системе служебной подготовки постоянно действующие

семинары руководящего и командного состава по обучению современным

формам и методам работы с подчиненными, укрепления законности и

дисциплины, основам воспитания сотрудников, педагогики и

психологии;

- постоянно осуществлять разъяснение требований норм уголовного и

уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих

ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение

преступлений и должностных проступков, раскрывать содержание норм

служебной дисциплины, этики, такта, профессионально -

ориентированного поведения. Использовать в этих целях возможности

средств массовой информации, художественную литературу и

произведения о деятельности органов внутренних дел, показывающие

нравственную суть дисциплины и профессиональной культуры. В работе

по укреплению дисциплины и законности среди личного состава

основной упор делать на индивидуальное воспитание подчиненных,

обратив особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков,

на молодых сотрудников.[5]

Рассмотрим формы власти, существующие в коллективе.

Одним из видов формы власти является власть, основанная на законе,

которую также называют традиционной властью. Человек, подчиняющийся такой

власти, уверен и согласен с тем, что начальник имеет право принимать

решения, отдавать приказы, распоряжения, командовать подчиненными. Законная

власть основывается на иерархической структуре учреждения, при которой люди

расставлены по ступеням учреждения.

Считается, что культура Запада тысячелетия укрепляла власть

начальства. И потому подчинение человека человеку, занимающему определенную

должность, принимается как должное, как нормальный порядок существования

общества. Постепенно в обществе зародилась соответствующая традиция.

Отрицательной чертой этого вида власти является отчуждение системы

управления от человека, бюрократизация власти. Человек подчиняется

должности, а не человеку. Соответственно вознаграждения предоставляются

прежде всего тем, кто лучше всего подчиняется учреждению, а не тому, кто

лучше работает, более компетентен, но одновременно и более независим. Это

оборотная сторона всеобщей покорности.

Проявлением порядка, основанного на традиции, является распределение

наград не за результаты труда, а за трудовой стаж.

Следующим видом власти является власть, основанная на принуждении.

Сила этого вида власти состоит в страхе, который внушает обладающий властью

начальник. Этот страх основывается на следующих полномочиях обладателя

власти: расторгнуть договор, применить меру наказания, лишить премии и

других материальных благ. Этот вид власти эффективен при соблюдении

определенных правил, независимо от того, нуждается или не нуждается человек

явно в каких-либо благах.

Кроме того, негативная эмоция, возникшая при представлении возможных

мер наказания, также способствует действенности этого метода. Как указывают

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.