рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Мотивация в государственной службе в меньшей мере ос­новывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.).


*Вопрос 11. Сущность, виды, процесс контроля как функции управления. Современные тенденции развития контроля. Особенности контроля в системе Г и М управления.

 

Контроль – управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная  оценка и учет результатов работы организации. В этой функции выделяются два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, учет и анализ.

Контроль - одна из основных функций менеджмента. Конт­роль состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов. Контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к тре­буемым или желаемым.

Контроль присутствует в действиях и руководителя, и любо­го члена коллектива. Контроль неразрывно связан с другими фун­кциями менеджмента - планированием, мотивацией и органи­зацией. Более того, он присутствует и в планировании, и в моти­вации, и в организации, осуществляя необходимую обратную связь.

Виды контроля

Различают предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до начала непос­редственных работ. Объектом контроля могут быть все виды ресурсов. При контроле человеческих ресурсов анализируются де­ловые качества, профессиональные навыки и знания персонала.

Предварительному контролю подвергаются материальные ре­сурсы. Проверяется соответствие стандартам качества всех мате­риальных составляющих производственного процесса. Такая проверка носит название входного контроля.

Контроль финансовых средств - особый вид предварительно­го контроля

Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом контро­ля могут быть как общие социально-экономические результаты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Коррек­тирующие воздействия осуществляются при этом по ходу реали­зации проекта.

Текущий контроль является средством осуществления обрат­ной связи.

Заключительный контроль осуществляется после того, как ра­бота выполнена. Этот вид контроля, во-первых, дает руководи­телю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать трудностей и ошибок. Во-вто­рых, данный вид контроля позволяет оценить полученный резуль­тат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять реше­ние о соответствующем мотивационном поощрении. Заключи­тельный контроль также позволяет выявить системные пробле­мы и осуществить стратегические действия по изменению рабо­ты организации в целом.

Процесс контроля

Процесс контроля состоит из:

•  выработки стандартов и критериев оценки;

•  сопоставления реальных результатов с намеченными тре­бующимися;

• принятия необходимых корректирующих воздействий.

Стандарты - это конкретные цели, которые были выработаны на стадии планирования. Все стандарты, участвующие в процедуре контроля, выбираются из целей, которые лежат в основе стратегии организации. Эти цели должны быть измеримыми и ориентированными во времени так, чтобы можно было сопоста­вить результаты, полученные организацией, подразделением или отдельным человеком, с предварительными ориентирами и це­лями.

Современные тенденции развития контроля

1. Децентрализация. Контрольные функции, традиционно осу­ществляемые централизованно (в коммерческой фирме - ее руко­водством, а в государстве - центральными органами), постепен­но перераспределяются между:

•  верхними звеньями управления;

• сторонними организациями, специализирующимися на фун­кциях контроля;

•  потребителями продукции;

•  низовыми звеньями управления.

Часть контрольных функций передается внешним организа­циям. Наиболее ярко эта тенденция видна в аудите, когда незави­симая аудиторская фирма проверяет правильность бухгалтерских и финансовых документов.

2. Изменение содержания контроля и новые методы его осу­ществления. С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государствен­ном управлении постоянно концентрирует внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измере­ние реального результата остается в тени. Новый подход менед­жмента в государственной службе основное внимание пере­носит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.

3. Развитие новых информационных систем. Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержа­ние информационных потоков, участвующих в процедуре контро­ля.

• контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единица­ми и одновременно людьми как непосредственно, так и с помо­щью средств массовой информации и общественных организа­ций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.


*Вопрос 12. Сущность и виды управленческих решений. Требования, предъявляемые к УР. Эффективность УР в органах Г и М управления.

 

Сущность и виды решений

УР – основной инструмент воздействия профессиональных работников госслужбы или коммерческих структур на управляемый объект.

УР – есть план разрешения, ликвидации проблемы, основной продукт субъекта управления.

В нем в той или иной сте­пени пересекаются и концентрируются все виды управленчес­кой деятельности. Выборочные обследования показывают, что 70—80% рабочего времени аппарата расходуется на подготов­ку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших "сверху" решений.

Следует различать два основных типа решений: нужные и не­нужные. К первым относятся те решения, которые приближают организацию к ее цели, улучшают ситуацию на управляемом объекте, повышают эффективность его функционирования.

Нужные решения также можно объединить в две группы: тактические и стратегические. К первой группе относятся решения, основное назначение которых состоит в том, чтобы поддержи­вать нормальное функционирование управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изме­нений  Стратегические решения направлены на достижение суще­ственных качественных изменений в самой структуре управляе­мого объекта, с тем чтобы добиться заметного повышения эко­номической (социальной) эффективности его работы.

По способу принятия – интуитивные, адаптационные, рациональные;

По степени обязательности исполнения - директивные, рекомендательные;

По субъекту принятия – единоличные, коллективные;

С точки зрения предопределенности – запрограммированные, незапрограм.

От кол-ва альтернатив для выбора – инновационные, бинарные, стандартные, многоальтернативные.

Технология подготовки и принятия решения включает следующие четыре стадии: выявле­ние проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения.

Требования, предъявляемые к УР.

-     Целенаправленность;

-     Научная обоснованность;

-     Своевременность;

-     Непротиворечивость;

-     Реальность;

-     Полномочность;

-     Правомочность;

-     количественная и качественная определенность.

Принципы принятия УР:

- единоначалие – организационное решение, нет времени на обсуждении проблемы, проблему в силу каких либо причин не следует коллективно обсуждать;

-     принцип единогласия – суть в безоговорочной поддержке;

-     принцип большинства – парламентский вариант;

-     принцип консенсуса – согласование спорных вопросов.

Эффективность УР в органах Г и М управления.

Можно рассмотреть уровень эффективности УР в координатах К – качество решения и П – степень принятия решения.

а) высокая степень П: нововведения, оценка деятельности;

б) , и г) решения, не обусловленные факторами П и К: самоуправление, регламентные процедуры;

в) высокая степень К: техника, технология;

д) высокая степень П и К: кадровая политика, развитие организаций.

Радченко А. И.:

-     основой эффективности УР являются научные методы поиска оптимальных УР;

-     важное значение для подготовки эффективного УР имеет соблюдение основных требований к тексту распорядительных документов.


*Вопрос 13. Технология подготовки, принятия и выполнения управленческих решений в Г и М управлении.

 

Эта технология включает следующие четыре стадии: выявле­ние проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения.

На стадии выявления проблемы предрешается вопрос о такой важной характеристике будущего решения, как его своевремен­ность: когда нужно начинать подготовку нового решения, чтобы не оказаться в хвосте постоянно бегущих событий? В общей фор­ме ответить на такой вопрос нетрудно: на ранней стадии возник­новения противоречий.

Руководитель администрации региона, имеющего устойчивые высокие показатели развития, как правило, умеет выделить из большого числа вопросов три—пять узловых, на которых сосре­дотачивает свое внимание. Для одних — это проблемы народно­го образования, для других — занятости, для третьих — жилья и обновления коммунального хозяйства. Для всех — где найти день­ги, дополнительные источники финансирования решения круп­ных социальных проблем. На практике при выявлении крупных проблем, решение которых нельзя откладывать, чаще всего ру­ководитель вместе со специалистами постоянно и внимательно следит за контрольными индикаторами, которые сигнализируют, когда положение на управляемом объекте достигает или даже пре­вышает предельные экстремальные значения. Наиболее часто используются такие индикаторы: соотношение денежных дохо­дов и расходов населения; доля (10 и 20%) полярных групп насе­ления в присвоении общих доходов; доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; средняя продолжитель­ность жизни мужчин и женщин и ее динамика; доля безработных среди экономически активного населения; соотношение роста производительности труда и средней денежной заработной пла­ты; структура использования календарного рабочего времени; доля производственных инвестиций в ВВП или национальном доходе. Когда руководитель замечает опасную тенденцию в из­менениях контрольного индикатора, он обязан своевременно принять меры, чтобы затормозить ее и начать подготовку стра­тегического решения по коренному улучшению складывающей­ся опасной обстановки.

Следующая стадия — выработка общей концепции будущего решения. Она включает в себя стратегические направления раз­вития на несколько лет; обоснование главных целей, в том числе приоритетных; оценку необходимых ресурсов, прежде всего фи­нансовых; определение возможных сроков достижения намечен­ных целей при благоприятных внешних условиях.

Третья стадия предполагает разработку двух-трех альтерна­тивных вариантов решения проблемы. Это, как правило, макси­мальный и минимальный, а также компромиссный варианты. Компромиссный не значит средний: все зависит от того, чем при­ходится жертвовать. По существу на этом этапе маневрируют че­тырьмя параметрами: целями, сроками, инвестициями и другими ресурсами, с тем чтобы повысить уровень обоснованности, ре­альности проводимых расчетов. Формально время и инвестиции тоже входят в понятие "ресурсы". Однако при разработке стратегического решения они очень часто играют самостоятельную, определяющую роль.

Стадия выбора оптимального варианта и принятия конкрет­ного решения имеет свои особенности. На ней целесообразно выбрать критерий оптимальности для данного решения, т. е. отдать приоритет либо максимизации цели, либо сокращению сроков ее достижения, либо минимизации затрат. Практичес­ки каждое решение — это сознательный компромисс, на кото­рый идет руководитель, опираясь не только на расчеты и фор­мальную логику, но и на свою интуицию, опыт и чувство от­ветственности и риска. Как правило, стратегическое решение рождается в муках, в борьбе убежденности и сомнений, воли и слабости.

Принятие конкретного решения характеризуется переходом от абстрактного к конкретному. На этапе подготовки решения обыч­но отрабатывается общая концепция решения, его принципиаль­ные положения и параметры. На стадии его принятия этим общим положениям необходимо придать конкретные рабочие формы с указанием сроков и конкретных исполнителей. Между ними рас­пределяются с достаточной степенью четкости (во всяком случае желательно, чтобы было так) функции, ответственность, права и ресурсы. На этой же стадии (если этого не сделано раньше) целесо­образно познакомить с проектом решения его основных исполни­телей, иногда смежные организации и учреждения.

Кульминационный момент — принятие (подписание) реше­ния. Принятый документ может иметь форму развернутого биз­нес-плана, инвестиционного проекта, долгосрочной адресной программы.

Определенное значение имеет форма обсуждения и приня­тия такого решения: единоличная или коллективная. В тех случаях, ког­да решение подписывает глава администрации, повышается его ответственность за качество и сроки выполнения намеченных мероприятий. Коллективное решение, как правило, более сба­лансировано по содержанию и интересам. Оно отражает опыт многих людей, разные точки зрения и подходы. Такое решение как бы проходит дополнительную проверку на обоснованность и своевременность. Будущие исполнители обычно активно уча­ствуют в обсуждении проекта, вносят свои предложения в текст, высказывают замечания и пожелания.

О.С. Виханский и А.И. Наумов весь стандартный процесс принятия и реализации решения разделяют на три стадии по три шага.

Стадия 1. Признание необходимости принятия решения:

-     восприятие проблемы;

-     интерпретация и формулирование проблемы;

-     определение критериев успешного решения проблемы.

Стадия 2. Выработка решения:

-     разработка альтернатив;

-     оценка альтернатив;

-     выбор альтернативы.

Стадия 3. Реализация решения:

-     организация выполнения решения;

-     анализ и контроль выполнения решения;

-     обратная связь и корректировка.


*Вопрос 14. Информационно-коммуникационные аспекты Г и М управления.

Управление есть процесс, состоящий из реализации управленческих функций . Есть функции пронизывающие весь процесс управления – мотивации и коммуникации. Управление в известном смысле можно охарактеризовать как процесс восприятия, преобразования и передачи информации.

Коммуникация – это связь, в процессе которой устраняется неопределенность.
Информация – есть совокупность сведений об изменениях совершающихся в управляемой системе и окружающей ее среды, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний  о конкретном объекте.

         Информация сама по себе является важнейшим ресурсом менеджмента.

Особенности информации:

-     инфо отражает свойства материального мира и не может возникать ниоткуда;

-     инфо обладает свойствами материи, поэтому можно ее получать, накапливать, передавать;

-     инфо ресурс который не истощается, а только увеличивается, легко множится;

-     информационный ресурс повышает эффективность других ресурсов управления.

Количество информации переходит в новое качество, возникает новая парадигма – осознание процессов в новом виде.

Виды информации в управлении:

-     по времени получения: постоянная, дискретная;

-     по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, и т.д.;

-     по источникам поступления: входящая, исходящая, внутренняя, внешняя информация;

-     по способу передачи: спутниковая, электронная, электрическая, печатная;

-     по функциям управления: аналитическая, прогнозная, организационная, контрольная;

Какая должна быть информация: достоверной, объективной, достаточной, своевременной, полезной, простой. А.И. Радченко считает, что информации в управлении должны быть присуще: полнота (достаточность), достоверность, оперативность, полезность, готовность, однозначность, минимальную трудоемкость сбора и передачи, сжатие инфо при передаче ее на более высокий уровень управления.

Потоки информации в структуре организации.

Под потоком информации понимают целенаправленное движение информации от источников до потребителя. Имеем систему каналов распространения информации: официальная (формальная) и неофициальная информация. Источник первой – должностные лица. Эта инфо распространяется по формальной структуре. Формальный коммутационный поток разделяется на: горизонтальные и вертикальные потоки. В свою очередь вертикальные потоки подразделяются на восходящие и нисходящие. Уровень эффективности их соответственно 25 и 10 процентов. Эффективность горизонтальных потоков до 90 процентов. Это объясняется тем, что люди находятся на одном организационном уровне, довольно хорошо изучили характер работы своих коллег и легко ориентируются в содержании информации.

Нисходящие каналы используются для передачи инфо сотрудникам на нижние уровни иерархии. Основными формами коммуникации сверху-вниз являются приказы, распоряжения, инструкции, правила и процедуры.

Восходящие каналы  информации используются для обратной связи. Руководителю всех уровней необходимо иметь информацию о положении дел на местах. Вид восходящего потока – формализованная система статистических и аналитических отчетов, справок и т.п. Однако в данном случае происходит сильное искажение информации. Традиционными методами контроля качества предоставляемой снизу информации является сбор данных из независимых источников и выборочные проверки.

Кроме того существуют неформальные коммуникационные потоки, связанные с неформальной структурой организации. Основным методом неформального общения является передача устных сообщений от одного участника информационной цепи к другому.

Руководитель организации должен точно представлять информационные потоки в организационной структуре и по возможности рационализировать ее.

Причины плохих коммуникаций.

Во-первых, шумы (помехи, наличие барьеров).  Первый барьер – семантический барьер, понятийный барьер. Информация может быть бесполезна для получателя, если он не находится на одном интеллектуальном уровне с передающим информацию. Второй барьер – прагматический. Это значит, что информация может просто не использоваться. Третий барьер – физический барьер.

Во-вторых, недостаточное понимание важности информации.

В-третьих, неблагоприятный психологический климат в коллективе, при этом инфо искажается.

В-четвертых, отсутствие обратной связи.

В-пятых, плохая, слабая память.




*Вопрос 15. Организация как объект управления. Особенности организации в органах Г и М управления.

Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.

Организация это: внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением. Основными составляющими любой организации являются  люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых, данная организация существует и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ею созданный продукт.

Поэтому жизнедеятельность каждой организации состоит из трех основополагающих процессов: получение сырья или ресурсов из внешнего окружения, изготовление продукта и передача продукта во внешнюю среду. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.