Реферат: Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)
Важнейшие вопросы местного самоуправления:
управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение
местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, охрана общественного
порядка.
В соответствии с Законом местное
самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других
территориях.
Жесткое разграничение органов местного
самоуправления с системой органов государственной власти порождает основную
проблему: как обеспечить единство системы управления государственными и
общественными делами, как сохранить необходимую централизацию госвласти и
управления, обеспечив оптимальную демократическую децентрализацию. Выведение
органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает,
что они исключатся из системы общегосударственного управления. Местное самоуправление
является первичным уровнем публичной власти и системы управления в стране,
наиболее приближенной к народу. Местное самоуправление – это фактический
институт управления местным сообществом, учрежденный государством, но
действующий самостоятельно от государственных организаций в пределах
установленных полномочий.
Как первичный уровень самоорганизации
населения и публичной власти местное самоуправление – база формирования целей
государственного управления. Несоответствие целей государственного управления
целям общества – условие возникновения хаоса.
Местное самоуправление – не только сфера
непосредственного или через своих представителей участия населения в управлении
местными делами и государством, но также и сфера конечной реализации государственных
решений и проявления их эффективности.
Существенно важна роль местного
самоуправления в формировании и развитии гражданского общества. Все гражданские
права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления
общественной жизни людей зарождаются и в конечном счете реализуются в местных
сообществах, образующих базу гражданского общества.
Единство трехуровневой организации публичной
власти и системы управления: федерального, регионального и местного
самоуправления – основное условие обеспечения управляемости государством и
обществом.
Направления и механизмы взаимодействия:
- обеспечение государством развития
полноценного, эффективно действующего местного самоуправления, как фундамента
народовластия, создание необходимых политических, нормативно-правовых,
организационных, финансово-экономических условий;
- обеспечение единства местного
самоуправления с системой государственной власти и управления, его
ответственности перед государством и населением территории.
*Вопрос 6. Нормативные
модели систем государственного и муниципального управления
Нормативная модель системы Г и М управления дает
возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему
управления, взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.
Современный уровень познания систем управления не
позволяет строить их формальные модели. Формирование таких моделей возможно
только для определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и
переработки информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее
время может быть построена только на содержательном, описательном уровне.
По форме представления такая нормативная модель
состоит из совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих
структуру и процесс управления территориальным образованием.
Структура нормативной модели соответствует структуре Г
и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с
принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в
качестве системы относительно элементов ее образующих:
административно-организационная, технического и управленческого труда.
Административно-организационная система состоит из четырех групп
подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.
- центральная группа подсистем включает в себя
инструктивные и методические материалы: конституция и закон о правительстве или
устав территориального образования, схема организационной структуры, схему
управления территориального образования, регламент работы, должностные
инструкции и штатное расписание работников Г и М управления;
- функциональные, отраслевые и вспомогательные
подсистемы включают в себя инструктивные и методические материалы: положение об
органе или структурном подразделении, схема организационной структуры органа,
инструктивные и методические материалы по выполнении функций органов,
процедуры выполнения сложных повторяющихся работ, должностные инструкции и
штатное расписание работников органов или структурных подразделений.
Техническая
система состоит из трех подсистем: обработки информации, сбора и
передачи информации, копирования и размножения документации.
- состав и содержание нормативной модели подсистемы
обработки информации определяется формой использования ЭВМ –
децентрализованной, локально-централизованной, системно-централизованной;
- подсистема сбора и передачи информации имеет
основные элементы: разработка и обоснование схемы размещения технических
средств сбора и передачи инфо, обоснование выбора технических средств,
инструкции по эксплуатации технических средств;
подсистема копирования и размножения информации имеет
основные элементы: обоснование выбора технических средств, инструкции по
эксплуатации этих технических средств.
Система управленческая труда включает три
подсистемы: форм и методов управленческого труда, организации управленческого
труда и организации рабочих мест и условий труда управленческих работников.
- основными элементами нормативной модели подсистемы
форм и методов управленческого труда подготовке и проведению служебных
совещаний, применению научных методов поиска оптимальных управленческих
решений, подготовке проектов распорядительных документов;
- основными элементами нормативной модели подсистемы
организации управленческого труда являются следующие методические материалы по:
порядку формирования органа Г и М управления, подбору и расстановки кадров
органа Г и М управления, графику работы аппарата, планированию, контролю, учету
и оценке труда работников, аттестации работников органа Г и М управления;
- основными элементами нормативной модели подсистемы
организации рабочих мест и условий управленческого труда являются следующие:
схемы рационального размещения органов, типовые проекты рабочих мест,
санитарно-гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические
требования к формированию коллектива органа Г и М управления, социальные
требования к условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.
*Вопрос 7. Основные
направления совершенствования современного государственного и муниципального
управления.
Государственное управление – это организующая
исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти,
осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном
исполнении функций государства.
В совершенствовании современного государственного и
муниципального управления в зависимости от характера и предмета
совершенствования можно выделить три основных направления: правовое,
организационное и информационно-техническое.
1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование
правовых (административных) форм и методов государственного и муниципального
управления. Например, совершенствование порядка принятия актов управления,
регламентации отношений между субъектом и объектом управления, а также внутри
субъекта управления. Работу в этом направлении ведут юридические службы.
2. В организационном направлении основное внимание
уделяется совершенствованию организационных форм и методов управления. Например
совершенствование организационных структур органов управления, регламентов
работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы –
специалисты по организации управления.
3. В информационно-техническом направлении
осуществляется работа по совершенствованию потоков информации и ее обработки.
Этими работами занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники
и технологии.
При таком подходе к совершенствованию современного
государственного и муниципального управления обеспечивается частичное
совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все
три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.
Такое совершенствование можно осуществить только на
основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального
управления в форме оргпроекта.
Структура нормативной модели соответствует структуре Г
и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с
принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в
качестве системы относительно элементов ее образующих:
административно-организационная, технического и управленческого труда.
К общим принципам организации построения и
совершенствования системы государственного и муниципального управления
относятся принцип триединости и принцип первого руководителя.
Сущность принципа триединости заключается в том, что
совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных
исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и
переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по
совершенствованию управления на конкретных объектах.
Принцип первого руководителя говорит о том, что работу
по совершенствованию должен возглавить первый руководитель объекта, на котором
осуществляется совершенствование управления.
*Вопрос 8. Прогнозирование в управлении. Сущность, виды,
функции, инструментарий, алгоритм и эффективность управленческих прогнозов.
Составной частью планирования является прогнозирование
– научно обоснованная деятельность по составлению прогнозов. В планирование
включается прогнозирование, программирование, моделирование.
Прогноз –
это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных
состояниях того или иного объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и
сроках достижения будущих состояний.
Прогнозирование включает в себя первичный сбор и
обработку информации.
Виды
прогнозов:
- по продолжительности: долгосрочные, среднесрочные
и краткосрочные;
-
по содержанию: экономические,
социальные и т.д.
-
по широте охвата: глобальные,
национальные, региональные и т.д.
-
по методам разработки: балансовые,
экспертные, экстраполяционные;
-
по методологии разработки:
генетические, целевые;
-
по факторному признаку: одно и
многофакторные;
-
по периодичности разработки:
ежеквартально, ежегодно, 1 раз в 3-5 лет
Методы социального
прогнозирования:
-
по степени формализации:
формализованные и эвристические;
-
по характеру модели: графические,
нормативные, балансовые, экстраполяционные, корреляционные, оптимизационные,
эвристические;
-
по содержанию.
Рассмотрим модели прогнозов. Исторически одним из
первых методов, который стал широко использоваться в прогностике – метод
экстраполяции. Его суть – построение динамических рядов показателей
прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты
упреждения прогнозов. Однако в социальном прогнозировании возможности
экстраполяции ограничены.
Очень широко в прогнозировании используется экспертные
методы – вплоть до экспертных оценок. Число экспертов выбирается с учетом
динамики среднего линейного отклонения показателя от экспертной оценки. В
качестве обобщения используется среднеарифметическая взвешенная величина. Одним
из направлений метода экспертных оценок является метод Дельфи. Прогнозы,
получаемые с помощью этого метода строятся на исследовании и объективном знании
объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого
будущего.
Графическая модель может быть представлена деревом
целей или сетевым графиком. Нормативная модель – самая простая и ненадежная. Балансовый
метод – соотношение равенства. Применение методов комплексное – нормативным
методом рассчитываем расходы, а затем определяем источники доходов. Например –
определим баланс мощностей и просчитаем производственную программу.
Метод оптимизации. Суть его в предположении того, что
в будущем люди выбирают наиболее вероятным наиболее оптимальное.
Анализ имевшихся социальных прогнозов позволяет
утверждать, что большинство из них все же оказалось несостоятельными. Почему?
Во-первых, отсутствовала комплексность прогнозов.
Многие прогнозы строились изолировано от процессов, которые происходили в
других сферах общественной жизни. Во-вторых, использованные методы отличалдись
несовершенством.
*Вопрос 9.
Планирование как функция управления. Технология стратегического планирования.
Особенности стратегического планирования в органах Г и М управления.
План – это решение относительно системы мероприятий,
предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства выполнения этих
мероприятий. Планирование включает: установление целей и задач, разработку
стратегии, программ и планов для достижения целей, определение необходимых
ресурсов и их распределение по целям и задачам, доведение планов до тех, кто их
должен выполнять.
Планирование и прогноз в государственных
учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а,
в конечном счете — народом на основе демократического выбора.
Стратегическое планирование определяет основные цели и
направление действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей
путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс
стратегическое планирования это цикл, состоящий из этапов: миссия организации,
цели организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование
сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии,
реализация стратегии, оценка стратегии.
На рисунке схематично
представлена последовательность действий, составляющих стратегическое
планирование, в виде цикла. Этот цикл начинается с выработки миссии и целей.
Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в
соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь
уточняется миссия, и цикл начинается заново.
Миссия должна быть официально
сформулирована, и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия
служит ориентиром для принятия всех управленческих решений. В миссии отражаются
ценности организации. Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми,
ориентированными во времени, взаимно поддерживающими.
Выбору стратегических решений
должен предшествовать анализ внешней среды и внутренних "плюсов" и
"минусов" организации. Стратегия организации сочетает стратегические
решения относительно видов деятельности (функциональных зон, стратегических
направлений, продуктов).
Следующий шаг стратегического
планирования - это определение параметров внешней среды, влияющих на
деятельность организации. Этот шаг стратегического планирования имеет исследовательский
характер и нередко выполняется сторонними организациями. Полученные результаты
исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели;
таким образом, процедура стратегического планирования возвращается на
первоначальный этап.
На следующем этапе стратегического
планирования проводится СВОТ-анализ, который выявляет положительные и отрицательные
внешние и внутренние факторы деятельности организации или проекта. Результаты
СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и
дополнить исследование внешней среды. Следующий шаг - выбор стратегии. В рамках
каждой организации производится конечное число продуктов или осуществляется
конечное число проектов. По отношению к каждому продукту, проекту или виду
деятельности можно применить лишь две возможные стратегии: рост и сокращение
или их разновидности (бурный рост, медленный рост, постепенное сокращение,
немедленная ликвидация, отсечение лишнего, переориентация).
Общая стратегия организации в
целом получается путем соединения воедино частных стратегий в отношении
отдельных продуктов, проектов или видов деятельности. При выборе стратегии
полезно использовать матрицу Бостонской консультационной группы (матрицу БКГ),
которую можно представить в виде четырех зон в осях "темп роста - прибыль".
Миссия для муниципалитета –
обеспечить население города и хозяйствующим на его территории субъектам
нормальные условия для функционирования и развития.
*Вопрос 10. Мотивация
как функция управления. Основные теории и методы мотивации. Особенности
мотивации и стимулирования персонала в органах государственного и
муниципального управления.
Мотивация –
побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради
достижения поставленных целей. Действия по мотивации включают в себя экономическое
и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого
потенциала работников и их саморазвития. В общем виде процесс мотивации
включает: установление неудовлетворенных потребностей сотрудников, формулировку
целей, направленных на удовлетворение потребностей.
Обычно теории мотивации принято
делить на содержательные и процессуальные, но можно добавить и теории, в основе
которых лежит специфическая картина работника – человека.
Теории, в основе которых лежит
специфическая картина работника – человека. Данные теории исходят из определенного образа
работника, его потребностей и мотивов.
-
XY- теория Макгрегора;
-
Теория
человеческих отношений Элтона Мэйо;
-
Теория «Z» Уильяма Оучи.
Теория «X» исходит из того, что средний человек ленив и
стремится избегать работы, работники не очень честолюбивы, боятся
ответственности и хотят, чтобы ими руководили, для достижения целей предприятия
надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом о
вознаграждении, строгое руководство и контроль являются главными методами
управления. Теория «Y» строится
на противоположных посылах и включает постулаты: нежелание работать – это не
врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые
подавляют прирожденную любовь к труду, при благоприятном, успешном прошлом
опыте работники стремятся брать на себя ответственность, лучшие средства
осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие
работников, при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели
организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и
самоконтроль.
Теория «Z» Уильяма Оучи уделяет главное внимание
коллективной мотивации персонала и раскрепощению инициативы работника.
Содержательные
(внутриличностные) теории мотивации концентрируют внимание на анализе потребностей, их структуры и
содержания, влияния на мотивы человека. Они ищут ответ на вопрос: что
побуждает работника к деятельности?
-
теория
иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
-
теория
существования, связи, роста Альдерфера;
-
теория
мотивационных потребностей Д. Мак Клеланда;
-
теория двух
факторов Фредерика Херцберга;
А. Маслоу разделил человеческие
потребности на пять основных категорий: основные физиологические потребности (в
пище, одежде, сне, жилище и т.д.), потребности в безопасности (защищенности,
уверенности в завтрашнем дне), потребности в социальной общности
(принадлежности и причастности), потребности в уважении и самоуважении (
признание и самоутверждение), потребности самовыражения (самореализация,
самоактуализация).
Процессуальные теории мотивации концентрируют
внимание на том, как человек выбирает тот или иной тип поведения с
учетом своего индивидуального восприятия, личного опыта и ситуации.
-
теория
трудовой мотивации Д. Аткинсона;
-
теория
справедливости (равенства) С. Адамса;
-
теория
усиления мотивации Б. Скиннера;
-
теория
ожидания Виктора Врума;
-
комплексная
модель Портера-Лоулера;
Заметное место среди
процессуальных теорий мотивации занимает теория справедливости (равенства) С.
Адамса. Включаясь в трудовую деятельность, работник оценивает ситуацию по двум
параметрам: «что я даю организации?» и «какое вознаграждение я получу?». Каждый
работник сравнивает соотношение своих вознаграждения и затрат с соотношением их
у других и в результате сравнения оценивает, была ли проявлена к нему
справедливость или несправедливость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|