рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Основные макроэкономические показатели.

Наиболее широко применяются в экономическом анализе два важ­нейших показателя: валовой продукт и национальный доход.

1. Центральным показателем СНС является валовой внутренний про­дукт (ВВП). Второй ее макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП). Подсчитываются эти показатели как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базо­вого года). Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:

- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному при­знаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной при­надлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Различают номинальный  и реальный ВВП. Номинальный – рассчитан в текущих ценах. Реальный ВВП это номинальный ВВП разделен на индекс цен. Для сопоставления применяют показатель ВВП на душу населения.

- ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахож­дения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятия­ми и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной сторо­ны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесто­рами и иностранными работниками в данной стране,— с другой.

В нашей стране переход к новым показателям ВВП и ВНП начал осуществляться с 1988 г. Этот переход ведется путем пересчета вало­вого общественного продукта (ВОП) и национального дохода (НД), представляющих собой соответственно суммы валовой продукции и чистой продукции отраслей материального производства.

Показатель ВОП являлся основным в советской экономической статистике и представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо и др., т.е. был свободен от повторного счета. Показатель национального дохода рассчитывался в СССР тоже только на базе материального производства.           

2. Показатель национальный продукт.    Главное требование при расчете показателей исключение повторного счета ВВП и ВНП — это чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут поку­паться и перепродаваться много раз. Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые прохо­дят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. Поэтому вводится показатель – чистый национальный продукт ЧНП.

         ЧНП = ВВП (ВНП) – Амортизационные отчисления

 Тогда, Национальный доход (НД) = ЧНП – косвенные налоги.

Методы расчета ВВП (ВНП):

А) расчет по доходам – сумма доходов отдельных лиц и предприятий: зарплата, процент на капитал, предпринимательский доход (прибыль), доход владельцев земли (рента) амортизация и косвенные налоги.

Б) расчет по расходам – сумма расходов; потребление, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт.


*Вопрос 65. Экономический рост, его типы и факторы. Стратегия экономического развития современной России. 

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономи­ке, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Сущность и показатели экономического развития.       Экономическое развитие общества — это эволюция его производительных сил и производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства.

Показатели динамики экономического развития многочисленны, не всегда поддаются количественной оценке и могут быть сведены примерно в такие группы:

- показатели экономического роста (ВВП/ВНП, отдельных от­раслей, товаров и услуг);

- показатели развития и качества жизни.

Исходя из этих показателей, можем ли мы сказать, что в первой половине 90-х гг. в России идет процесс экономического развития? Ответом будет «да». Во-первых, даже не анализируя отдельные по­казатели, можно твердо говорить об огромной эволюции производст­венных отношений в стране за этот период. Во-вторых, несмотря на ухудшение большинства показателей динамики экономического раз­вития, некоторые из них улучшились. Из показателей макроэконо­мической эффективности — это материалоемкость, из показателей экономического роста — это производство некоторых потребитель­ских товаров длительного пользования, из показателей уровня и качества жизни — это, прежде всего резкое уменьшение дефицита потребительских товаров. В-третьих, надо учитывать, что идущая с 1992 г. экономическая реформа, приведя на первых порах к резкому ухудшению многих показателей экономического развития, одновре­менно закладывает предпосылки для их улучшения в ближайшем будущем.

Измерение   экономического      роста. В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще  всего реализируют экономический рост, т.е. из­менение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономи­ческий рост не всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Приведем не­сколько примеров.

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продук­ции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельхозпро­дукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался вы­пуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и в выпуске компьютеров количественный рост недостаточно отражает другие аспекты их производства: продажи персональных компьютеров США за 1981—1988 гг. выросли с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимо­сти — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комп­лексного показателя экономического роста ВВП - вышеуказан­ные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост оста­ется наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфля­ции), но не универсален: при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства на­иболее важных для этих экономик товаров, используя при этом их удельные веса в общем объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динами­ки экономического роста являются:

— рост объема ВВП/ВНП или НД;

— темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

— темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.


*Вопрос 66. Инфляция: причины, следствия, пути преодоления. Характеристика инфляционных процессов в России.

Инфляция – общее повышение уровня товарных цен.  Выделяют две причины инфляции:  инфляция спроса и инфляция предложения.

А) Инфляция спроса – увеличение спроса при неизменном или снижающемся количестве предложения. Большое количество денег охотиться за малым количеством товаров. Государство вызывает дефицит госбюджета и покрытием является дополнительная эмиссия денег.

Б) Инфляция издержек  – сокращается предложение  при неизменном спросе. Предложение снижается под воздействием роста издержек производства по причинам: роста зарплаты и роста стоимости ресурсов. Налицо спираль –рост зарплаты ведет к повышению цен, это ведет в свою очередь к росту зарплаты.

Темпы Инфляции, динамика ее процессов различная:

-     Умеренная, ползучая  до 10% в год;

-     галопирующая до 200 % в год;

-     гиперинфляция – свыше 200 %.

Следствия инфляции. Уменьшение реальных доходов. Страдают в первую очередь люди имеющие фиксированные доходы (бюджетники), и те кто отдает деньги (банки). В результате происходит перераспределение доходов. Снижаются стимулы к трудовой деятельности. Ограничивается инвестиционная деятельность.

Как преодолеть инфляцию? 

1.   Принять меры к снижению денежной массы;

2.   принять меры к стимулированию производства, постараться совместить объемы производства и потребления.

Характеристика инфляционных процессов в России.

Россия пережила одновременно все типы и темпы инфляций.

                                                                                                                   

*Вопрос 67.  Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.

 

Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государствен­ные финансы, которые состоят из государственного бюджета и вне­бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспре­деляется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет это годовой план государственных расходов и источников их фи­нансового покрытия. Проект бюджета ежегод­но обсуждается и принимается законодатель­ным органом - парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные предста­вители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различ­ных социально-экономических интересов в стране. Каждый такой компро­мисс сопровождается политической борьбой, предвыборной и в сте­нах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального пра­вительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство; прави­тельства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают централь­ными; областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства на­ходятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых пред­назначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсион­ный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства го­сударства в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламент­ский контроль. Кроме того, создается видимость уменьшения дефи­цитности бюджета.     

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления – 6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюд­жетного дефицита, который покрывается государственными зай­мами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде про­дажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фон­дов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финан­сирования бюджетного дефицита часто практикуется местными вла­стями) .

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефи­цита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению на­коплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государствен­ный долг. Его приходится выплачивать с про­центами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла­дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устой­чивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основ­ную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты.


*Вопрос 68. Фискальная политика государства и проблемы реформирования налоговой системы в РФ.

Фискальная политика государства (ФПГ) – политика манипулирования доходами и расходами государства с целью воздействия на занятость, уровень цен и обеспечение экономического роста.

Различают:

- дискретную (изменяемая ФПГ) и недискретную ФПГ (встроенная, автоматическая ФПГ). Дискретная ФП – изменение доходов и расходов в ходе экономического цикла. Недискретная ФП – государство не принимает никаких действий в сфере налоговой политики, само наличие налоговой системы и расходов государства уже влияет стабилизирующе на экономику..   

- сдерживающую и стимулирующую ФП. Сдерживающая ФП  в трех вариантах – увеличение налогов, снижение госрасходов, первое и втрое одновременно. Стимулирующая ФП (на фазе кризиса, спада) – снижение налогов, увеличение госрасходов, первое и второе вместе.  

Основной инструмент ФПГ являются налоги и государственные расходы..

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом налога и     понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на услови­ях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), а также форм и методов их по­строения образует налоговую систему. Объектами налогообложе­ния являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с цен­ными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установлен­ные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги налогов        на доходы и имущество: подоходный налог с граж­дан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимуще­ственные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капи­талов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

1. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года.

2. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исклю­чение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подле­жит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех рас­ходов и убытков).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их рабо­тодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на иму­щество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взима­емые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стои­мость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облага­ются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогопла­тельщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Местные налоги. Налоговые платежи поступают в центральный и и центральные   местные бюджета. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджета целиком поступают акцизные сборы (акцизы), налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджета в случае необходимости получают из центрального бюджета суб­сидии.


*Вопрос 70. Собственность: экономический и правовой аспекты. Реформирование собственности в ходе становления и развития рыночных отношений.

         Собственность – отношение по поводу присвоения, отчуждения вещей, экономических ресурсов, каких либо жизненных благ. Различают экономическое и правовое  содержание собственности.

Экономическое содержание собственности  - это отношение по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов общества.

Правовой аспект собственности. Отношения собственности, всегда останутся голой абстракцией, если их не сопоставлять с отношениями присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью. Различают способ присвоения и формы присвоения:

 - изначальный способ присвоения – труд, он создает собственность и цену.

-     товарное обращение и распределение доходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.