рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

«Игрушки»

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Дети научились использовать шаблон из пенопласта как основу для своих рисунков. Изображения получились яркими, структура пенопласта придала рисункам новое видение обычных вещей. Дети с радостью приняли участие в занятии. Небольшую сложность вызвало дорисовывание деталей, но после небольших разъяснений проблема была решена.

Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности, воображение.

• Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.

• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать развивать тонкие движения руки.

• Воспитывать аккуратность в процессе работы.

ОБОРУДОВАНИЕ

Черная тушь; баночки с водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».

ПОДГОТОВКА

До занятия ведется просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.

Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).

* * *

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).

Дети выполняют задание.

А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.

Дети рисуют изображение птицы или животного акварельными красками. Контур животного или птицы обводят черной тушью, ею же дорисовывают глазки, носик, ротик, усики. В волшебном мире животные и птицы необычные: разной формы (круглой, овальной, треугольной), строения (с двумя головами, несколькими хвостами), окраса (одно животное может пестрить красками, а другое быть невидимым).

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке

нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

По окончании занятия организуется выставка детских работ. Дети самостоятельно оценивают рисунки, стараются подчеркнуть положительное в каждой работе. Педагог проводит беседу, отмечая с какими трудностями встретились ребята при рисовании необычных птиц и животных, сразу ли возник замысел того или иного животного, запомнили ли они с помощью какой техники рисовали.

В свободное от занятий время можно поставить инсценировку по любой сказке о животных или сходить в зоопарк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие оказалось для многих детей несколько сложным, так как данная техника изображения не практикуется в детском саду. Труднее всего было нарисовать только половину животного, и поэтому рисунки получились очень разными. Дети научились делать отпечаток и узнали о зеркальном изображении.

Тема «Спящий зимний лес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческое воображение.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.

• Совершенствовать координированность мелкой моторики.

• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).

ОБОРУДОВАНИЕ

Гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.

ПОДГОТОВКА

До занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; читает художественные произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два мороза».

Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).

* * *

Воспитатель вместе с детьми обсуждает просмотренные картины известных художников. Задает вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок

слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим.

Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.

Два - поймаем.

Приседают, ловят «снежок».

Три - уроним

Встают, роняют «снежок».

И… сломаем.

Топают.

В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Тема пейзажной работы очень привлекла детей. Особенно понравилось всем, что рисунок не требует больших усилий и выполняется быстро, а результат удивляет.

Тема «Новогодняя елочка»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Развивать творческие способности и воображение.

• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге.

• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

• Развивать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

Краски акварель; баночки с водой; лист бумаги; беличьи кисточки.

ПОДГОТОВКА

Чтение известных детям стихотворений и сказок про Новый год.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).

* * *

Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о том, как встречают Новый год: рассказывают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогодние украшения. Просит отгадать загадки.

Загадки

Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

* * *

Красавица какая

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана.

Скажите, кто она?

(Новогодняя елка.)

* * *

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Добрый … (Дедушка Мороз).

Н. Нищева

Детям предлагается нарисовать новогоднюю елку.

Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать по мокрой бумаге, которую нужно смочить небольшим количеством воды с помощью губки. Основное изображение рисуется акварельными красками, поэтому оно получится слегка расплывчатым, объемным и более реалистичным. При выполнении задания нужно выражать чувства и эмоции через изобразительные средства: цвет, композицию.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Елочка»

Перед нами елочка:

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки.

Кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

«Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

Н. Нищева

В конце занятия проводится выставка детских работ. Каждый ребенок рассказывает о своем рисунке: какими изобразительными средствами ему удалось передать новогоднее настроение, с какой новой техникой изображения он познакомился, что понравилось или не понравилось в процессе работы.

В свободной деятельности или на специальном занятии можно познакомить дошкольников с тем, как встречают Новый год в других странах; откуда пошла традиция встречать Новый год.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Дети познакомились с новым видом изображения – рисованием по мокрой бумаге. Сложность вызвала задача закрепить краски в рамках фигуры. Дети узнали, что чем сильнее намочен лист, тем больше расплывается изображение, и с удовольствием поэксперементировали с этим качеством.

Тема «Наши зимние забавы»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Развивать творческое воображение.

• Учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.

• Развивать чувство цвета и композиции.

• Развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

ПОДГОТОВКА

Рассматриваются специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

* * *

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения, предлагает отгадать загадки.

Снег

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

* * *

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

Загадки

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

(Лыжи.)

Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке -

метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)

Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

Н. Нищева

В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На данном занятии развивается творческое воображение, абстрактное мышление. Изображение на сжатой бумаге открывает новые возможности, рисуя по складкам бумаги ребенок открывает новые образы, формы, наиболее полно используя свое воображение. Рисунки на тему зимы с помощью такой техники получаются объемными.

Тема «Зимняя ветка (елочка)»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творчество, воображение.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги.

• Развивать чувство формы и композиции.

• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

• Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плотная бумага; трубочки (соломинки для напитков); образец ветки дерева, выполненный из цветной бумаги; клей ПВА; тушь либо жидко разведенная гуашь; пластиковая ложечка; музыкальное произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

ПОДГОТОВКА

Вырезание из цветной бумаги небольшой веточки дерева; обрывание бумаги - «снег»; чтение стихотворений о зиме: С. Есенин «Белая береза», А. Барто «Снег»; отгадывание загадок.

Методы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание).

* * *

Педагог вместе с детьми вспоминает признаки зимы: идет снег (снегопад), сильный морозный ветер, морозец, иней, холодно; дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки; деревья спят под снегом. Предлагает детям отгадать загадки о зиме, елке.

Воспитатель. Дети, сегодня вы будете рисовать зимнюю ветку елочки.

Предварительно наклеивается веточка елки. Дети зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Так образуются иголочки. Далее через несколько минут, когда краска немного подсохла, дети укрывают веточку «снегом» - заранее приготовленными кусочками белой (голубой) бумаги - и приклеивают их.

В середине занятия проводится физкультминутка.

Физкультминутка

Отдых наш -

физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

В конце занятия проводится анализ каждого рисунка, организуется выставка.

Тема «Игра Диснейленд»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью.

• Воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь товарищу, общительность, чувство справедливости.

• Совершенствовать мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ

Свеча; плотная бумага; акварель; простой карандаш; кисти.

ПОДГОТОВКА

Проводится просмотр диснеевских мультфильмов, красочных иллюстраций в книгах, комиксах.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), видеометод (просмотр мультфильмов).

* * *

Воспитатель. Какой мультфильм вы смотрели вчера? Какие персонажи вам больше всего понравились? Как развивались события? Что было смешного и интересного?

Дети отвечают.

А теперь отправимся в Диснейленд. Как вы представляете эту страну, какие персонажи мультфильмов и сказок живут там?

Дети отвечают.

Вспомните, какие аттракционы есть в этой стране.

Дети отвечают.

Основное изображение необходимо прорисовывать простым карандашом, далее по контуру нарисованных предметов и персонажей накладывать тонкий слой свечи. Затем акварельными красками закрашивать детали и основное изображение. Рисунок со свечой останется белым.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика, а в конце анализ рисунков: какие персонажи, сюжет диснеевского мультфильма или аттракционы дети нарисовали, что получилось отобразить при помощи свечи, а что нет; с какими трудностями встретились, работая в этой технике.

Пальчиковая гимнастика

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.

* * *

Если детям понравилась данная тема, то можно предложить создать совместный мультфильм, придумать ему название, выбрать сюжет. Каждый рисунок - кадр из этого мультфильма. В конце изображение соединяется и показывается по «телевизору» для младших групп. Со временем возможна организация и целой мультипликационной студии, на которой будут работать юные профессионалы.

Тема «Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности и воображение.

• Закреплять знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения.

• Продолжать развивать мелкую моторику рук.

• Продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции.

• Учить оценивать качество работ своих товарищей.

• Закреплять умение выбирать самостоятельно тему и технику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Губка; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; бумага для обрывания (цветная и белая); свеча; трубочка (соломинка для коктейля); ножницы, подносы, стаканчики, ложки; кукольная одежда, трафареты; черная тушь; баночки с водой; небольшой кусочек ткани; лист бумаги, кисточки; кусочки поролона и пенопласта.

ПОДГОТОВКА

Знакомство с нетрадиционной техникой изображения:

рисование ладошкой, с помощью восковых мелков и акварели, пальчиковое рисование;

с помощью набрызга, по сжатой, мокрой бумаге;

обрывание бумаги; кляксография с трубочкой и ниточкой;

рисование с помощью свечи и акварели, тканью, свернутой в трубочку;

оттиск поролоном и пенопластом; пейзажная и предметная монотипия.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение).

* * *

Воспитатель. Дети, вспомните какими способами вы рисовали, что использовали на занятиях, какие материалы и техника вам больше всего запомнились и понравились? Сейчас внимательно посмотрите на предложенные материалы и определите, с чем сегодня будете работать. Главное, на листе бумаги нужно отобразить выбранную тему, используя ранее изученные материалы и способы изображения.

В конце занятия проводится выставка детских рисунков. Дети рассказывают о своих рисунках. Можно провести своеобразную экскурсию среди выполненных работ.

План экскурсии

1. Автор работы.

2. Название рисунка.

3. Техника изображения.

4. Содержание рисунка (о чем).

5. Впечатление ребят от увиденной картины.

Тема «Сладкое угощение»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности и воображение.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пробкой.

• Научить работать с печатками из пробки.

• Развивать точность мелкой моторики руки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Печатки из пробки; мисочка либо пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью; лист бумаги; акварельные краски или фломастеры (на выбор).

ПОДГОТОВКА

Просмотр изображений сладких угощений; чтение рассказа В. Осеева «Печенье», чтение и рассказывание стихотворений, загадывание загадок про сладкие продукты питания.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация).

* * *

Воспитатель. Вспомним, какие сладкие угощения вы знаете (конфеты, пирожные, мороженое, печенье, торт). Как оно выглядит и из чего сделано? Послушайте короткие стихотворения.

Пирог


Из песка пирог спечем,

В гости маму позовем,

Пригласим и вас, друзья,

Только есть пирог нельзя.

В. Орлов

Кондитерский - самый

любимый отдел.

Что здесь продается -

мечтаний предел.

Конфет сколько хочешь,

печенье, халва,

Печатные пряники и

пастила,

Зефир, шоколадки и

вафельный торт.

Без этих продуктов никто

не уйдет.

Е.А. Алябьева

В начале занятия дети определяются с выбором угощения и его цвета. Обязательно проговаривается, где будет находиться угощение (на тарелке, блюдце, в конфетнице).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.