Курсовая работа: Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор,
портфель, дом;
Треугольник – елка,
дом, человек.
После проведенной нами
работы, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры».
Таблица 3.
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
треугольник |
Группа |
1. Кирпос Юля |
+ |
– |
+ |
2 |
2. Ложков Илюша |
– |
– |
+ |
3 |
3. Макарова Кристина |
+ |
– |
– |
3 |
4. Сережкин Дима |
– |
+ |
– |
3 |
5. Лисичкин Сережа |
+ |
– |
+ |
2 |
6. Пастухова Ира |
– |
+ |
– |
3 |
7. Одинцов Максим |
– |
– |
+ |
3 |
8. Стародубова Оля |
+ |
+ |
– |
2 |
9. Калинин Слава |
+ |
– |
+ |
2 |
10. Федоров Илюша |
+ |
– |
– |
3 |
11. Монахов Данил |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. Селиванова Алена |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. Петров Дима |
+ |
– |
+ |
2 |
14. Коровушкин Вадик |
– |
+ |
– |
3 |
15. Федосеев Егор |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица 4.
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. Кирпос Ю. |
Утенок |
Книга |
Ваза с цветами |
2. Ложков И. |
Новог. игрушка |
Портфель |
Треугольник |
3. Макарова К. |
Самовар |
Окно |
Гиря |
4. Сережкин Д. |
Бабушка |
Скворечник |
Гриб |
5. Лисичкин С. |
Часы |
Сумка |
Зонт |
6. Пастухова И. |
Петух |
Кастрюля |
Колпак |
7. Одинцов М. |
Царевна |
Торт |
Флажок |
8. Стародубова О. |
Снеговик |
Телевизор |
Стрела |
9. Калинин С. |
Аквариум |
Картина |
Компас |
10. Федоров И. |
Чайник |
Клетка с попуг. |
Ракета |
11. Монахов Д. |
Ежик |
Робот |
Карандаш |
12. Селиванова А. |
Барабан |
Машина |
Пчела |
13. Петров Д. |
Цветок |
Стол с вазой |
Конфета |
14. Коровушкин В. |
Телефон |
Дом |
Дом |
15. Федосеев Е. |
Звезда |
Салфетка |
Буратино |
Оригинальных
изображений 24.
Вывод: Таким образом,
проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после
проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели,
оригинальных изображений 24.
Выводы по II
главе
В детском саду изобразительная
деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и
конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении
впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед
изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей
каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Связь между различными
видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного
овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так,
ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В
аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается
линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен
тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и
легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на
занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться
на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Для старшей и
подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный
карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют
изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение
получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и
передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших
поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные
оттенки цвета.
Для более полного
развития всех сторон творческого воображения рекомендуется использовать
нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.
Заключение
Отличительная
особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость
возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями,
чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что
ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде
всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из
проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что
ребенок верит в них почти как в реальные явления.
В результате нашего
исследования мы рассмотрели понятие «воображение» в психолого-педагогической
науке, нами были определены особенности развития воображения в дошкольном
возрасте и выявлены способы развития воображения в изобразительной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста.
Характерной
особенностью формирования образов воображения у ребенка дошкольного возраста в
изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют
деятельности, а возникают лишь в ходе ее.
Наблюдаемые нами
начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным
созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные
разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры
рисунка.
При этом было отмечено,
что отсутствие необходимых представлений у ребенка не позволяло ему создавать
образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали нечеткую и неясную
деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.
На наших занятиях мы не
только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и
расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать,
поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.
Контрольный просмотр
работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав
повышение уровня воображения у детей группы. К концу занятий по методике «Мир
детской фантазии» воображение у дошкольников приобретает более произвольный
характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно
становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок
осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во
внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Анализ диагностического
исследования показал, что уровень воображения в опытной группе, после
реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал
значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы
на развитие воображения и познавательных процессов в целом.
Значительная динамика в
развитии воображения детей старшей группы может быть обусловлена высокой
мотивацией и сенситивностью данного возраста.
Предложенная программа
положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники
научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя
незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и
детали тщательно проработаны.
Следует отметить, что
сроки проведения работы в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует
предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в
целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.
Таким образом, задачи,
поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута,
гипотеза подтверждена.
Литература
воображение изобразительный дошкольный
1. Абрамова, Г.С.
Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов
[Текст]/Г.С.Абрамова. - М.:Просвещение, 2003.- С.123.
2. Божович, Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.
3. Боровик О.В.
Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. -
№1. - С.23.
4. Веккер Л. М. Психические процессы.
– Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271.
Представление / воображение/: 278 – 295.
5. Выготский Л. С. Проблемы
возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с.
114 – 123.
6. Выготский, Л.С.
Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.
7. Вьюнова, М.И.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические
основы: Учебное пособие [Текст]/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. -
М.:Просвещение, 2003. - С.74.
8. Дудецкий, А.Я.
Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я.Дудецкий.- Смоленск,
2004. - С.214.
9. Дьяченко, О.
Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О.Дьяченко//
Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.
10. Дьяченко, О.М.
Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.
11. Дьяченко, О.М. Об
основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко//
Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.
12. Ермолаева, М.В.
Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника
(готовность к школе) [Текст]/М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. - М.:Просвещение,
2002. - С.123.
13. Запорожец, А.В.,
Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов
[Текст]/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
14. Кириллова Г. Д. Начальные формы
творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 –
46.
15. Кириллова Г.Д. Реалистические
тенденции в воображении детей [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание.
-2001. -№12. - С.26.
16. Козлова, С.А.
Дошкольная педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.:Просвещение,
2000. - С.41.
17. Коломенский, Я.Л.,
Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]/Я.Л.Коломенский,
Е.А.Панько. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.
18. Коршунова Л. С.,
Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной
функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический
подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая
деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122.
Воображение и мышление: 122 – 138/.
19. Кравцова, Е.
Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. -
С.17.
20. Кравцова, Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе
[Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.
21. Крутецкий, В.А. Психология
[Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
22. Лейтес Н. С. Ранние представления
одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
23. Люблинская, А.А.
Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.
24. Мухина, В.С. Возрастная
психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. -
М.:Просвещение, 2002. - С.314.
25. Найссер У. Познание и реальность.
– М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
26. Немов, Р.С. Психология:
Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы
психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.
27. Немов, Р.С.
Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2.
Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.
28. Никифорова О. Н. Познавательные
процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80
– 100/.
29. Обухова, Л.Ф.
Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.
30. Обухова, Л.Ф.
Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. -
М.:Просвещение, 2004. - С.25.
31. Общая психология:
Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов.
- М.:Просвещение, 2006. - С.123.
32. Палагина, Н.Н.
Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина//
Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.
33. Пороцкая, Е. Ребенок:
слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное
воспитание. -2004.- №9. - С.66.
34. Психология: Учебник
/ Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.
35. Репина, Т.А.
Социально-психологическая характеристика группы детского сада
[Текст]/Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.
36. Рибо, Т. Творческое
воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.
37. Розетт И. М. Психология фантазии.
Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей
умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24.
Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии:
169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
38. Рубинштейн, С.Л.
Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение,
2003. - С.50.
39. Столяренко, Л.Д.
Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.
40. Субботина Л. Ю. Развитие
воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник
Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия:
«Вместе учимся, играем»/.
41.Урунтаева, Г.А.
Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст]
/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.
42. Урунтаева, Г.А.
Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219.
43. Ушинский, К.Д.
История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.
44. Щербакова, А.И.
Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. -
С.223.
45. Эльконин, Д.Б.
Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2005. -
С.68.
|