рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Сертификация продукции в РБ. Управление качеством продукции

Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.

2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.

3. Активизировать использование человеческого фактора.

В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.

Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.

1. Добровольное участие в кружках.

2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.

Стимулирование повышения качества продукции рассматривается с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. На крупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование. Материальное стимулирование идет по линии повременной или сдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество продукции работника. Если организация коллективного труда, обусловленная особенностями технологического процесса, не дает возможности выявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная форма оплаты труда и поощрение коллектива (или возмещение ущерба). Условия стимулирования высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника или коллективном договоре администрации и работающих.

Моральное поощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия.

Организационно-техническое стимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках качества, кроме того, для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.

Особое значение имеет мотивация высокоэффективного труда специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размеры вознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и привилегий.

Высшей мерой поощрения инженеров, менеджеров является присуждение национальных и международных престижных премий.[19, с. 105-112]


4. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

В Республике Беларусь отношения, возникшие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. [15, с. 93]

В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К таким актам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. [15, с. 94]

Стандарты бывают международными, межгосударственными (региональными), государственными (национальными), организации.

В Республике Беларусь в зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:

♦ основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические), которые устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;

♦ стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции;

♦ стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования к методам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) в технологических процессах изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;

♦ стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которые устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении, утилизации.

В Государственной системе стандартизации Республики Беларусь устанавливаются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:

♦ государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ;

♦ государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь — СНБ;

♦ общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь -ОКРБ;

♦ руководящие документы отраслей Республики Беларусь — РДРБ;

♦ технические условия Республики Беларусь — ТУ РБ;

♦ технические описания Республики Беларусь — ТО РБ;

♦ стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) — СТП.

На территории Республики Беларусь Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе с иностранными инвестициями учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, министерства и другие органы государственного управления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, а также при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.

Руководящие документы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия и организации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а также на добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Руководящие документы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.

Технические условия и технические описания применяют на территории Республики Беларусь организации, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты организаций применяют в организации, утвердившей стандарт организации.

Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотренным в действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБ и др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданного экземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которой Госстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь предоставлено право распространения стандартов.

Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям действующих стандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.

Информация о выпускаемой продукции представляется организацией в установленном порядке.

Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству. [16, с. 14-15] Применение международных и региональных стандартов осуществляют через государственные стандарты Республики Беларусь следующими способами:

♦ прямое применение международного (регионального) стандарта как полного аутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;

♦ прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительными национальными требованиями;

♦ прямое применение международного (регионального) стандарта в качестве приложения к государственному стандарту Республики Беларусь.

Национальные стандарты других государств применяют непосредственно (при их издании на русском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусь аналогично международным и региональным стандартам.

Применение международных, региональных, национальных стандартов других государств, стандартов предприятий других государств на изготавливаемую и поставляемую только на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе с потребителем (покупателем) продукции.

Допускается применение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технических условий других государств (изданных или переведенных на русский язык) на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших эти документы и официально подтвердивших правильность перевода нормативного документа на русский язык.

Информация о применяемых нормативных документах по стандартизации других государств на поставляемую продукцию представляется предприятием (организацией) в Госстандарт (Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первой партии продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона «О стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации. Основными целями стандартизации являются:

♦ защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;

♦ повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;

♦обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;

♦ содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;

♦ устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;

♦ обеспечение единства измерений;

♦ содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности республики;

♦ содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

♦ установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;

♦ развитие унификации продукции;

♦ нормативное обеспечение межгосударственных я государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);

♦ согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

♦ снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;

♦ установление метрологических норм, правил, положений

и требований;

♦ установление требований к испытаниям, сертификации.

контролю и оценке качества продукции;

♦ ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

На современном этапе государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Согласно закону «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

Системы управления качеством продукции основываются на Государственной системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).

На межотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.

На отраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов, которые разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных стандартов» межотраслевой научной и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством осуществляется на основе государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ в организации и условия их выполнения.

Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия. В целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [15, с. 93-99]

4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, WTO), международных отраслевых организаций и других международных региональных организаций.

Первая Международная неправительственная организация для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в

1926 г. она была преобразована в Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.

В 1946 г. представители 25 стран собрались в Лондоне и решили создать новую организацию для содействия в области координации и унификации промышленных стандартов. Новая организация — International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.

После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и МЭК, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО — во всех остальных отраслях.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.

Стандарты ИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC 176).

Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоит выполнить организации. Данные международные стандарты не описывают как достичь решения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.

Действующие международные стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом ИСО/ТК 176 и являются третьей версией данной серии стандартов.

Первая версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству:

♦ ИСО 9000-87 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

♦ ИСО 9001-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

♦ ИСО 9002-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

♦ ИСО 9003-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

♦ ИСО 9004-87 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.[15, с. 100]

На протяжении всего периода существования стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.). В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 г. ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей:

♦ обеспечение отражения в стандартах лучшего практического опыта их применения;

♦ обеспечение согласованности стандартов;

♦ содействие применению стандартов любыми компаниями независимо от их размеров, отрасли или продукции

Изменения, внесенные в стандарты в 1994 г., не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.

В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г. Основными причинами пересмотра были:

♦ пересмотр в запланированный срок;

♦ накопление опыта применения стандартов в крупных и мелких организациях;

♦ развитие прогрессивных методов управления (процессный подход, реинжиниринг, бенч-маркетинг и др.);

♦ появление необходимости поддержки бизнеса.

Стандарты третьей версии разработаны с учетом использования элементов TQM и международных премиях по качеству. Они включают:

♦ ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

♦ ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.