рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Сертификация продукции в РБ. Управление качеством продукции

Курсовая работа: Сертификация продукции в РБ. Управление качеством продукции

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации

2. Органы сертификации и их функции

3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции

4. Сертификация продукции в Республике Беларусь

4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге.


1 СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация — это деятельность соответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.[4, с. 200]

Основными целями сертификации являются:

■ создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;

■ защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;

■ подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

■ содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технологических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» определено, что объектами оценки соответствия являются:

■ продукция;

■ процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

■ оказание услуг;

■ система управления качеством;

■ система управления окружающей средой;

■ компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

■ профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг.

Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта, является сертификат соответствия. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции.

При обязательной сертификации предприятию в соответствии с правилами системы сертификации выдается сертификат соответствия, который подтверждает соблюдение всех установленных требований к продукции, а при добровольной сертификации предприятие получает знак соответствия, который указывает, что продукция или услуги соответствуют требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации, проводится инспекционный контроль. В 2005 г. подтверждение соответствия продукции и услуг регламентированным требованиям в Республике Беларусь осуществляли 95 аккредитованных органов, было выдано 36000 сертификатов соответствия, зарегистрировано 4500 деклараций. С 2006 г. показатель доли выпуска новой и сертифицированной продукции Постановлением Правительства Республики Беларусь №1566 от 29.12.2005 включен в перечень целевых показателей прогноза социально-экономического развития страны.[4, с. 201-202]


2. ОРГАНЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ

В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора), рис. 2.1.[19, с. 116]

Рисунок 2.1 – «Организация сертификации продукции»

Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:

- разработка порядка проведения сертификации;

- аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;

- оценка систем обеспечения качества продукции на предприятиях-изготовителях;

- принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации;

- выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который необязательно должен находиться в составе сертификационного органа.

Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:

— документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;

— квалифицированный персонал;

— документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;

— помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний и т.п.

Любая система аккредитации предусматривает выдачу аккредитованной лаборатории соответствующего документа (сертификата, аттестата) и регистрационного знака, а также осуществление периодического контроля за деятельностью лаборатории.

Надзор за функционированием системы обеспечения качества продукции на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.

Важным элементом в системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.

Сертификация не снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства многих стран приняли в последние годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Сертификационный центр несет ответственность за достоверность и объективность испытаний, а сертификационный орган — за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.

После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.

Национальная система сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.

Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличение экспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:

— сертификация продукции;

— сертификация производства;

— аттестация изготовителей;

— аккредитация испытательных лабораторий;

— аккредитация органов по сертификации однородной продукции;

— аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;

— аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.

Сертификация продукция должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение о присоединении к международным системам принимает правительство.[19, с. 115-118]


3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.

Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

а) групповой — по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

в) выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

г) сплошной — осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.

Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

а) регулярность систематических наблюдений;

б) осуществление контроля выборочных проб;

в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;

г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.[19, с. 105-107]

В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности этой системы состоят в следующем.

1. Перенос полномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшего звена.

2. Развитие движения в рамках малых коллективов под названием «кружки качества».

3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

4. Постепенное развитие на основе изучения прошлого опыта.

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской и японской систем управления качеством продукции (погоней за качеством), приведенное в журнале «Business week», свидетельствует о следующих особенностях:

1). Управленческая политика менеджеров

Япония. Разработка долгосрочного плана профилактики брака.

США. Работа по краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.

2). Основа управления промышленным предприятием Япония. Управленческий план с упором на качество продукции. США. В центре — маркетинг и финансовая сторона дела. Японский менеджмент качества основывается на тотальном контроле качества. Его место показано на рис. 3.1.[19, с.108]

Рисунок 3.1 – «Место тотального контроля качества и менеджмента качества»

Поскольку качество японских товаров высокое, и они теснят национальные рынки многих стран, есть основание для изучения и распространения японского менеджмента качества.

Условия, необходимые для существования менеджмента качества.

1. Укрепление организационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявления потенциала работников.

3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств сотрудников.

Французский опыт менеджмента качества имеет много общего с японским. Он представлен на рис. 3.2.[19, с. 109]

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров.


Рисунок 3.2 – «Управление качеством продукции»

С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.