Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией
Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
Студента 4-го курса
Факультета МЭО
ЦОЛМОНА Э.
Научный руководитель:
к.э.н., доц. КАЛИБЕРДИН А.Г.
МОСКВА – 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Краткий обзор развития
торгово-экономических
отношений
Монголии и России……………………………………...…..….6
1.1.
Исторические
аспекты монгольско-российского
торгово-экономического
сотрудничества……………………………..……..6
1.2.
Договорно-правовая
база торгово-экономических
отношений Монголии с
Россией….……………….…………………...…….12
1.3.
Характеристика
торгово-экономических связей
Монголии и России на современном
этапе………...…………………….…16
ГЛАВА II. Актуальные внешнеэкономические проблемы
между Монголией и Россией……………………………………………….21
2.1.
Вопрос о задолженности Монголии по
кредитам
бывшего
СССР....................................................……………………………....21
2.2.
Проблема управления совместным
предприятием
ГОК «Эрдэнэт»............................................…....…....….....…24
ГЛАВА III.
Анализ ключевых аспектов российско-монгольских
торгово-экономических
отношений………………………………………31
3.1.
Межрегиональное сотрудничество и
приграничные связи...........……………………………………………………………………..31
3.2.
Российская инвестиция в
Монгольскую экономику……………………….………………………………………….…..35
3.3.
Перспективы развития торгово-экономических
связей
Монголии
с Россией……………………………………………………….….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..51
ВВЕДЕНИЕ.
Международная торговля
является традиционной и основной формой международных экономических отношений.
Важнейшей тенденцией международной торговли являются быстрые темпы роста в
результате углубления разделения труда и интернационализации мирового
хозяйства, НТП, усиление роли ТНК в международной торговле, увеличение
масштабов и темпов вывоза капитала.
Данная тенденция имеет
особую специфику для Монголия. В настоящее время Монголия проводит широкую
открытую внешнеэкономическую политику, имеет торгово-экономические отношения
более чем с 60 странами мира, соблюдая принцип равноправия в отношениях с любой
страной. Приоритетом является сотрудничества с соседними странами – Российской
Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Во-первых,
это объясняется географическим положением Монголии, которое предопределило
взаимоотношения наших стран.
Во-вторых,
исторически монгольский и российский народы связывают давние дружественные
отношения. Независимо от социально-экономического устройства и политических
режимов, существовавших в Монголии и России, взаимоотношения двух стран
развивались, народы двух государств имели тесные контакты, были связаны
крепкими экономическими, политическими, культурными и другими отношениями.
В
третьих, необходимость сотрудничества вызвана тем, что еще не в полной мере
используются имеющиеся ресурсы и возможности для развития двусторонних
торгово-экономических отношений, что связано с временными трудностями
переходного периода наших стран.
И,
наконец, в четверых, от дальнейшего развития и расширения внешнеэкономических
связей Монголии с Россией в большой степени зависит и дальнейшее
социально-экономическое развитие Монголии.
Таким образом, с учетом приоритета эти связи
должны быть направлены на расширения и углубления внешнеэкономические связи с
Российской Федерацией, на качественно новом, более высоком уровне.
Актуальность
данной темы вытекает из потребностей изучения
состояния торгово-экономических отношений Монголии и России на современном
этапе. Это позволить создать новый механизм экономического сотрудничества между
Монголией и Россией, который соответствовал и срабатывал бы в условиях рыночной
экономики.
В связи с этим целью итоговой работы является
анализ торгово-экономических связей России и Монголии в условиях перехода к
рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних
отношений.
Для достижения указанных целей автор поставил
перед собой следующие основные задачи:
-
дать краткий исторический экскурс
торгово-экономических связей Монголии и России;
-
рассмотреть влияние результатов
радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических
взаимоотношениях между нашими странами;
-
раскрыть основные проблемы,
препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних
торгово-экономических отношений;
-
определить место и роль межрегиональных
и приграничных монгольско-российских торгово-экономических связей последних лет
в экономической жизни Монголии;
-
оценить масштабы и роль российской
инвестиций в экономику Монголии;
-
проанализировав торгово-экономическое
сотрудничество двух стран, определить дальнейшие перспективы развития
внешнеэкономических связей между Монголией и Россией.
Хронологические рамки – 1992-2002 гг. Выбор нижней рамки итоговой работы
обусловлен переходом к новой рыночной модели, основанной на рыночных отношениях
и демократических принципах в двух странах. Это дает возможность провести
сравнительный анализ историй торгово-экономических отношений Монголии и России
с ее современным состоянием. Выбор верхней границы – 2002г. – связан со
стремлением автора, довести исследование насколько это возможно до наших дней.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих
российских и монгольских экономистов по общим проблемам развития мировой
экономики, международных экономических отношений, внешнеэкономическим связям.
Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были учтены в
работе.
В работе над итоговой использованы труды ряда ученых, профессоров нашего
университета в т.ч. И.Н. Устинова, Н.Н. Ливенцева, В.Б. Буглая.
Проблеме внешнеэкономических связей Монголии с РФ рассматривались в
работах Г.С. Яскина, В.В. Грайворонского, М.И. Гольмана, В. Соколинского.
Изучение современного
состояния торгово-экономических взаимоотношений России и Монголии получило
широкое развитие в трудах монгольских ученых. Современные исследования
опираются на труды Ц. Пунцагнорова, Ц. Батбаяра, Б. Баабара, Д. Ганзорига.
Источником фактического материала для анализа послужили официальные
документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в периодической
печати на монгольском и русском языках.
Данная работа состоит из введения, трех
основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР
РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОНГОЛИИ И РОССИИ.
1.1.
Исторические аспекты
монгольско-российского торгово-экономического сотрудничества.
Связи между Россией и Монголией уходят своими корнями в глубокое
прошлое, но непосредственно межгосударственные отношения между ними стали
развиваться с начала ХVII в., когда районы расселения монголов и их земель стали
соотноситься с границами российских владений.
Обмен посольствами между Монголией и
Россией впервые состоялся в 1608 году. Для развития монгольско-российских
отношений в тот период большое значение имел Нерчинский договор 1689 г.,
регулировавший торговлю между Монголией и Россией.
После утраты монголами своей независимости
в 1691 г. монгольско-русские отношения вплоть до 1911 г. регулировались
русско-китайскими правовыми актами.
Несмотря
на строгие ограничения и запреты цинских правителей, между монголами и русскими
существовали тесные связи и хорошие взаимоотношения. Пограничное население
ступало между собой в непосредственные контакты. На монгольско-русской границе
шла мелкая розничная торговля, получил развитие торговый караванный путь,
пересекавший Внешнюю Монголию с севера на юг и проходивший через российский
город Кяхту.
Со
временем торговля между Монголией и Россией стала осуществляться не только по
всей границе, но и затрагивая внутренние районы Монголии. Чайная торговля и привоз из России в Китай пушнины, сукна,
тканей через Кяхту-Ургу-Калган-Пекин привела к тому, что общий объем
русско-монгольской торговли с 1861 по 1900 гг. вырос в 80 раз.
Монголия экспортировала в Россию не только
мясо, но и другие продукты животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок
и др.), которые проходили обработку на российских предприятиях в Монголии. В
среднем, начиная с 1908 г. только через Западную и Северную границы Монголии
ежегодно поставлялось 340 тыс. голов скота, а в 1911 г. российские
скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн. голов. Живой скот составлял 40%
всего русского экспорта из Монголии. В стоимостном выражении общий годовой
оборот монгольско-российской торговли возрос с 15 млн. в 1910 г. до 19,5 млн.
руб. в 1917 г.
В 1912-1915 гг. на монгольский рынок
выходят российские фирмы и сумели наладить ввоз на монгольский рынок ранее
традиционных для китайских торговцев товаров – чая и далембы (вид сукна),
пользовавшихся особым спросом у монголов.
По инициативе российского
представительства в Урге создавались русские и монгольские предприятий, из
числа которых, в первую очередь, следует назвать российско-монгольскую
типографию, телеграф, строительство электростанции в Урге и др. Русские
торговцы с помощью властей занимались ремонтом и улучшением дорог, по которым
проходили основные торговые маршруты, без которых невозможно было вести
успешную торговлю.
Таким образом, до начала XX в. Монголия и Россия имели тесные
многосторонние связи. Широкое развитие взаимоотношения двух стран в области
торговли в начале XX в. объективно способствовали
экономическому развитию Монголии.
Новый этап взаимоотношений двух стран начался
после Октября 1917 г. в России и победы Народной революции 1921 г. в Монголии. В 1921 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве
между Россией и Монголией, в рамках чего началось развиваться двусторонние, в том числе
торгово-экономическое сотрудничество.
В 1923 г. между Советской Россией и Монголией
было заключено первое торговое соглашение. Доля Советского Союза во внешней
торговле Монголии быстро росла. Если в 1923-1924 гг. на СССР приходилось всего
14% монгольского экспорта, то в 1928-1929 гг. – 85,5% (напомним, что еще в
1926 г. доля иностранных капиталистических фирм в монгольском экспорте
составляла 60,7%; в импорте – 77,6%)[1].
В процессе расширения торговли между нашими
странами происходило вытеснение из товарооборота Монголии иностранного капитала
(табл.1). Уже в 1931 г. Советский Союз становится единственным покупателем
монгольского скота и сырья и превращается в основного поставщика промышленных
товаров в МНР.
Таблица 1. Внешняя торговля МНР
в 1928-1931 гг., %
Год |
Экспорт товаров, % |
Импорт товаров, % |
|
из МНР в СССР |
из МНР в
другие страны
|
из СССР в МНР |
из других стран
в МНР
|
1928
1929
1930
1931
|
57,8
85,5
90,2
99,2
|
42,2
14,5
9,8
0,8
|
23,8
48,3
74,9
90,7
|
76,2
51,7
25,1
9,3
|
Источник: История Монгольской Народной
Республики. М.: Наука, 1983, с.206.
Индустриализация МНР предполагала создание,
прежде всего отраслей легкой и тяжелой промышленности, для развития которых в
стране имелись необходимые природные и экономические ресурсы.
В 30-х гг. были заложены основы промышленности
Монголии. В 1933 г. вступила в строй Хатхылская механизированная шерстомойка. В
марте 1934 г. было пущено в эксплуатацию первое крупное промышленное предприятие
– промкомбинат в Улан-Баторе2. Одновременно со становлением
промышленности Монголии шло развитие топливно-энергетической базы. К 1940 г.
промышленность Монголии превратилась в самостоятельную отрасль народного
хозяйства, выпускавшую почти 20% общего объема продукции, производимого МНР в
тот период.
Экономическая помощь Советского Союза Монголии
в тот период играла огромную роль и проявлялась в самых различных формах: СССР
поставлял МНР машины, оборудование, строительные материалы для предприятий
промышленности, транспорта и связи; в порядке экономической и технической
помощи помогал строить своими силами и средствами промышленные предприятия;
готовил инженерно-технические кадры для молодой промышленности.
Быстрое развитие промышленности в Монголии
началось с 50-х гг. Именно в этот период в МНР строились крупные промышленные
предприятия, осуществлялась техническая реконструкция заводов и фабрик. С
середины 50-х гг. крупные предприятия стали определять дальнейшее развитие
промышленного производства в стране, что привело к резкому росту основных
фондов промышленности и численности рабочих, инженерно-технических работников и
служащих.
В конце 50-х гг. удельный вес промышленного
производства в экономике Монголии значительно увеличился, кроме этого имелись
большие перспективы, связанные с будущим развитием добывающей и обрабатывающей
отраслей промышленности оказывавших большое влияние на развитие страны. В конце
1950-х гг. в МНР завершилось социалистическое переустройство сельского
хозяйства, в результате которого в стране появилось 255 сельскохозяйственных
объединений, 46 государственных хозяйства, 11 кормовых хозяйств и 17 совместных
предприятий1. К этому же времени относится и широкое
освоение целинных земель, которое привело к созданию в МНР земледелия как самостоятельной
отрасли в сельском хозяйстве. Оснащалась новая отрасль советской техникой.
С начала 60-х гг. значительно возросли размеры
и масштабы помощи СССР и других стран социализма Монголии в развитии
практически всех отраслей ее экономики. Так, при непосредственном участии
советских строителей, буквально за считанные годы, был возведен 75-тысячный
новый промышленный центр – город Дархан. Советскими строителями были построены
промышленный комплекс, жилая зона. ТЭЦ, которая обеспечивала и обеспечивает энергией
центральные районы Монголии. Достаточно отметить, что, начиная с середины 70-х
гг. ежегодно около 56% из общего объема строительно-монтажных работ;
выполненных по стране, осуществляли советские строительные организации1.
В середине 70-х гг. началось освоение одного из
крупнейших в мире месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство
города Эрдэнэта, которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана
совместная монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г.
уже вступила в строй.
Достаточно отметить, что если в 1975 г. в
суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю индустрии
приходилось 67%, то в 1980 г. – более 76% продукции.
В целом в Монголии к 1978 г. при
финансово-технической помощи Советского Союза было построено более 450
промышленных, сельскохозяйственных и культурных объектов, в том числе
предприятия энергетической, горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности,
строительной индустрии.
СССР являлся основным поставщиком товаров как
производственного, так и потребительского назначения. По данным на начало 1980
г. он поставлял более 90% всех импортируемых МНР машин и оборудования, 70%
товаров широкого потребления. Монголия в свою очередь, поставляла в СССР и
страны социализма сырье и изделия из шерсти, меха кожи, продукцию мясной
промышленности, некоторые виды биопрепаратов. На рынке социалистических стран
довольно высоким спросом пользовались экспортируемые из Монголии такие
промышленные товары широкого потребления, как ковры, овчинно-меховые и кожаные
изделия, шерстяные ткани и одеяла. Вывоз этих товаров увеличился в 1979 г.
почти в два раза по сравнению с 1970г. Таким образом, экономики СССР и Монголии
были очень тесно переплетены друг с другом.
В то же время монгольская экономика во все
большей степени попадала в зависимость от, как тогда говорили, «старшего брата»
Советского Союза. Через различные формы сотрудничества, в первую очередь через
оказание кредитной и финансовой помощи Монголии, Советский Союз, исходя из
господствовавшей в тот период идеологии, фактически ставил во все большую
зависимость Монгольскую Народную Республику. В отношениях между странами
превалировали идеологические принципы и многие проблемы взаимоотношений, в том
числе и финансовые, решались под маркой «интернациональной солидарности» и
списывались на «братскую дружбу и взаимопомощь». Никто не хотел видеть многих
сложных проблем, которые до сих пор являются трудноразрешимыми во
взаимоотношениях наших стран.
Конечно, именно благодаря СССР и
социалистическим странам Монголия сделала рывок в экономическом развитии, за
короткий срок были достигнуты небывалые результаты в промышленности и других
отраслях хозяйства страны, в решении социальных проблем, а также в росте
материального и культурного уровня жизни монгольского народа.
В то же время экономика Монголии была целиком
и полностью ориентирована на экономику СССР, и последующие события показали,
что такая однобокая ориентированность привела к исключительно сложным
проблемам.
Справедливости ради нужно отметить, что
Монголия во многом существовала за счет Советского Союза и других
социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была создана экономика, на
80% ориентированная на экономику социалистических стран. СССР выступала донором
по отношению к Монголии, давая ей кредиты в том количестве, в каком она
нуждалась в тот момент. Все это привело к тому, что у определенной части
руководства Монголии сформировались элементы иждивенчества, готовности
существовать за счет помощи извне.
1.2. Договорно-правовая
база торгово-экономических
отношений
Монголии с Россией.
В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешнеэкономических
связей Монголии c РФ подвергалась существенной
корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к
современным международным политическим и экономическим условиям, так и к
реальным потребностям и возможностям Монголии.
Существовали несколько
основополагающих договоров, на основе которых регулировались
торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним относятся:
- Договора от 5 ноября 1921 г. между
правительством Советской России и народным правительством Монголии об
установлении дружественных связей между Россией и Монголией;
-Договор о равноправии в торговле между
Монголией и Советским Союзом от 1923 г.;
- Протокола о взаимной помощи между СССР и
МНР от 1936 г.;
- Договора от 27 февраля 1946 года о
дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР;
- Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи от 1966 г.
Торгово-экономическое
сотрудничество Монголии и России на современном этапе базируется на следующих
договорах:
- Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993
г.
- Улан-Баторской
Декларацией от 14 ноября 2000 года1.
Основным документом, определяющим договорно-правовую базу
российско-монгольских торгово-экономических отношений, является Договор о
дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г.
В соответствии с условиями этого Соглашения, стороны будут
проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и будут
развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они
обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и
финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий,
индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования,
поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из
третьих стран.
Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать развитию
приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то, что
Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась содействовать
осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного
права.
В договоре сказано, что страны будут уделять особое внимание взаимному
созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях
использования современных технологических достижений, сотрудничества в области
внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются оказывать
поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками Монголии,
республиками в составе Российской Федерации, другими
административно-территориальными образованьями всех уровней, а также между
государственными смешанными и частными предприятиями, учреждениями и
организациями для развития сотрудничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|