Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией
В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что
«Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания
торгово-экономического сотрудничества, президенты Монголии и России поручили
соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном
ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая
установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других
сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам»1.
Существенную роль в координации двустороннего сотрудничества играет
монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и
научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых
обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов
развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между
двумя государствами2.
Межправительственные обязательства предусматривают экспорт Монголией в РФ
медного концентрата и поставки из России нефтепродуктов и электроэнергии. Кроме
того, эти протоколы содержат индикативные списки взаимных поставок широкого
круга товаров.
Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и подкомиссии при
монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План совместной деятельности по
активизации торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между
Правительством Монголии и Правительством Российской Федерации».
Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет
ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и
сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски
оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации
торговли, созданию более благоприятных условий для экономического
сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих разрешения
на протяжении многих лет.
По итогам официального визита председателя правительства РФ М. Касьянова
в марте 2002 г. было принято совместное Коммюнике, подписан ряд соглашений и
протоколов. В совместном Коммюнике главы правительств двух стран выразили
позиции по главным принципиальным направлениям двусторонних отношений и
сотрудничества, при этом не обошли стороной и «острые» углы.
В частности, всесторонне рассмотрен вопрос урегулирования проблемы
задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии
Советским Союзом. Во время обмена мнениями была достигнута договоренность о
том, что при решении вопроса долга необходимо учитывать исторические условия
возникновения задолженности, объективные возможности монгольской экономики и
международные тенденции, а также специфику двусторонних дружественных
отношений. Было выражено общее стремление позитивно решить этот затянувшийся
вопрос так, чтобы он не препятствовал обновленным отношениям между Монголией и
Россией.
Значение коммюнике в том, что в нем изложены общие принципы решения
актуальных проблем сотрудничества.
2002 г. состоялись визиты как министров экономики и финансов, так и
торговли и промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому кругу
вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых документов,
свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних связей.
В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством Монголии
с Россией, в последние годы предпринимались:
-
значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и сотрудничества;
-
активизации диалога на всех уровнях;
-
повышения взаимопонимания и взаимного доверия;
-
дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества;
-
проведения последовательных шагов в направлении позитивного
решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей;
-
активизации приграничного и регионального сотрудничества между
Монголией и Россией;
-
экономических связей с областями, краями, республиками России;
-
ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на
практике.
За истекшие после подписания договора десять лет в отношениях между
Россией и Монголией достигнуто немало позитивных результатов. С расширением
взаимодействия постоянно обновляется правовая база двусторонних связей.
Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние десять
лет более 100 межправительственными и межведомственными договорами,
соглашениями и планами. Проведена ревизия межгосударственных документов,
подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми
историческими условиями.
Все эти организационные меры привели к определенному оживлению торговли
между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих стран придают большое
значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических связей.
Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних отношений.
1.3. Характеристика
торгово-экономических связей Монголии и России на современном этапе.
В конце 80- нач. 90-х гг.
рухнула система социализма. В мире произошли кардинальные изменения, наступило
время новых взаимоотношений между странами и не только бывшими противниками, но
и бывшими союзниками.
На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс реформирования,
перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития. В
соответствии с этими глобальными изменениями произошли изменения в приоритетах
и целях внешней политики Монголии, в том числе и по отношению к своему бывшему
союзнику и ближайшего партнера - России.
Если раньше Россия, как правопреемница Советского Союза, имела
возможность быть основным донором по отношению к Монголии, то на начальном
этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную,
материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В июле
1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом которого
Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был основным
экономическим партнером Монголии1.
В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно
решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия
ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее
вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества.
За годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в
географическом распределении внешней торговли Монголии. Географические
распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с развитыми
и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и Азии, доля
которых во внешнеторговом обороте страны существенно увеличилась. Об изменениях
в географическом распределении монгольского экспорта и импорта свидетельствуют
данные Приложении 2 и 3.
В последние годы более ¾ общей стоимости экспорта Монголии
приходится на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии
доля товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей
промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия – 40,0%;
кожевенное сырье, пушнину и изделия из них – 10,9%, а на продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8%. Более полная характеристика
товарной структуры экспорта Монголии представлена в Приложении 4.
Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001
году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение
стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и текстильных
изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен на готовые
изделия, что было связано со снижением международной инвестиционной активности
вследствие азиатского кризиса, а также сопровождавшим этот процесс падением
мировых цен на промышленное сырье.
В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые
концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в товарной
группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого снижения мировых
цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры экспорта.
Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих
жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения
как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые
внутри страны не производится или производится в недостаточных объемах.
Проблемы индустриализации страны, исправление неблагоприятного баланса продовольственных
товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи
общенационального масштаба решались в большей степени с помощью импорта.
Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет
достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных
параметров импорта (см. Приложение 4).
Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы,
является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля
этой группы в импорте Монголии составила в 2001 г. 30,2%, что на 28% ниже
показателя 1999г. Вместе с тем стоимостные объемы монгольского импорта этой
группы товаров значительно сократились, что обусловлено сокращением объемов
капиталовложений в стране.
Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в
том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме товарооборота
первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%), третье – США
(15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония (4,0%)1. Подобная
смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические
связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными
преимуществами и складывающимся спросом. Вместе с тем, несмотря на
диверсификацию внешнеэкономических связей и политику открытости Россия остается
одним из главных партнеров Монголии.
Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по
сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и Россией в
течение последних 5 лет был относительно стабильный (в среднем 235,8 млн. долл.
в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное
отрицательное сальдо торгового баланса Монголии с 1992 г1.
Общий объем экспорта из Монголии в Россию в 2002 году составил 43,0 млн.
долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на сумму 17,1
млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.), молибденового
концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового шпата – 126,7 тыс. т
(10,3 млн. долл.)2.
Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн.
долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл.,
продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической
продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии3.
В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в
списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив США
и Южную Корею. Однако доля Монголии в товарообороте России ничтожно мала (в
2000г. в общем товарообороте – 0,2%, экспорте – 0,2%, импорте – 0,1%).
Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и
отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в
основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта из
России.
Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние
годы, обусловлено следующими факторами:
- введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты;
- низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке;
- высокими транспортными расходами на ввозимые и вывозимые товары
увеличивает конечную стоимость товара, что усложняет торговлю между нашими
странами;
- переориентацией монгольского экспорта на южного соседа (резкий скачок
монгольско-китайской торговли в 373 млн. долл. – 32,2% общего товарооборота
Монголии);
- ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции;
- усложнением системы расчетов между странами;
- конъюнктурными изменениями на мировом рынке.
Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем.
Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию
машиностроения, на продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии
значительных проблем во внешнеторговых связях Монголии.
В последние годы меняется роль России в удовлетворении импортных
потребностей Монголии в ряде товарных позиций. Что касается формирования
спроса на отдельные виды российской машинотехнической продукции, то в Монголии
несколько ослабевает технологическая привязанность ее промышленности,
транспорта, сельского хозяйства к российским изделиям. В то же время страна
продолжает закупки в Россия запасных частей, узлов, комплектующих к
энергетическому, электротехническому, горно-шахтному оборудованию. Высоки
потребности в российском оборудовании для энергетической и горнодобывающей
промышленности.
В последнее время с участием западных фирм на территории Монголии ведутся
работы по разведке и добыче нефти с последующей ее переработкой. Однако
получение Монголией собственного горючего потребует достаточно длительного
времени, и в ближайшем будущем Россия сохранит роль основного поставщика
нефтепродуктов.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУ
МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ.
2.1.
Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего
СССР.
Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”,
является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской экономики.
Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. США.
По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские
демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе
с другими проблемами, в том числе с вопросом массовой репрессии в Монголии.
Они, наоборот, считают, что Россия должна Монголии – за каждого
репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во
власти, трудно было решить эту проблему.
Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно
гибко относится к этой проблеме.
В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности
придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы придерживаемся
четырех принципов:
а) учитывать историю возникновения долга;
б) он не должен стать сильным бременем для Монголии;
в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом,
Никарагуа и ГДР через Парижский клуб;
г) Россия будет поддерживать увеличение мощи монгольской экономики, с
тем чтобы Монголия была достаточно развитой страной, чтобы разрешить этот вопрос”1.
Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата”
за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми.
Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве
примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто
фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР
2 876 700 коров,
35 137 000 овец по средней цене соответственно 38 и 6 рублей. Эти цены были 4-5
раза меньше чем цены на внутренных рынках СССР. С 1970 г. коровы и овцы
продавались по цене соотвественно 50,3 и 8,8 рублей, с 1975 г. – за 146-164 и
24 рублей. Из-за разницы цен только с двух наименовании товаров Монголия
потеряла порядка 3 млрд. рублей.1
Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной
договоренности и конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не
имеет никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не
особо справедливыми.
Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым бременем
для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для страны с
государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к другим
странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой доли задолженности
к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех экономических
мощностей Монголии. Поэтому, выплатить долг без особой “бремени” просто
невозможно. С другой стороны, затягивание долговых обязательств на десятилетия
невыгодно не только для России, но и для Монголии.
Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например,
за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И.
Сталина. Но Монгольское правительство должна иметь в виду то, что это репрессия
и русскому народу нанесла неисчислимые бедствия. При таком подходе к делу,
Россия вправе потребовать компенсацию за убитых солдат в ходе Халхин-гольской
битвы, за уничтоженные в ходе войны военной техники, за огромные средства
которые были затрачены на битву с японцами и т д.
Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность
Монголии является прямым следствием политики СССР, и в том числе массовой
репрессии 1937 г. При населении 700 тысяч человек в ходе репрессии были
уничтожены 30 тысяч человек. Число осужденных к тюремному заключению и ссылке
не поддается никакому учету. Поэтому, эта крупномасштабная карательная операция
привела к острой нехватке рабочей силы, упадку Монгольской экономики, что
привело к иждивенческому отношению и накоплениию огромного долга.
Кроме этого существует ряд
проблем так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся
исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная
передача некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный
советскими воинскими частями природе Монголии и т д.
Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает
несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время
“строительства социализма”. Об этом свидетельствует тот факт, что Российская
сторона при предыдущих раундах переговора по проблеме задолженности
неоднократно делала различного рода уступки.
Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов. За это время
Российская сторона, с начала 1990-х годов неоднократно заявляла о приемлемости
погашения определенной части задолженности. В частности, в 1995 году Россия
заявляла о готовности к списанию 85% существующей задолженности. В уже 1999
году премьер министр М.Касьянов в своем официальном письме к Правительству Монголии
уведомил о возможностии списания только 70% задолженности. Но при этом
согласились “для пересчета задолженности в переводных рублях в доллары США
применять коэффицент 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “в качестве дополнительной
меры по облегчению долгового бремени Монголии установить коэффициент пересчета
один к одному”. Но каждый раз Монгольская сторона считала неприемлемыми условия
погашения долга.
Таким образом, в настоящее время проблема заключается в окончательном
согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа. Инструментом
для разрешений данной проблемы должны стать взаимные успупки.
При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии
погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по
договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими
средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото, плавиковый
шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том числе
определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. Одним из путей
решения этой проблемы может быть отдача в концессию серебряного месторождения
Асгат, которое располагается на российско-монгольской границе.
В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой
проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае.
Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-за
высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал 186,7
миллион тонн нефти и заработал 28.7 миллиардов долларов. Золото-валютный запас
Центрального банка в этом году достиг величины 52,7 миллиардов долларов.
Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг продиктовано не
финансовой необходимостью. Оно скорее всего является финансовым рычагом
решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП
“Эрдэнэт”.
2.2.
Проблема управления
совместным предприятием
ГОК“Эрдэнэт”.
СП ГОК ”Эрдэнэт” было
создано в ноябре 1973 года для разработки месторождения
медно-молибденовых руд Эрдэнэтийн-Овоо. Согласно межправительственному
соглашению от 1991 года Россия получила 49%, а Монголия 51% долей совместного
предприятия. В 1994-2002 годах контроль над российской долей в совместном
предприятии осуществляли менеджеры компании “Зарубежцветмет”. В 2002 году
переработал 23,2 млн. тонн руды, произвел 473 тыс. тонн сухого медного и 6.5
тыс. тонн молибденового концентрата.
1 января 2002 года истек срок действия
межправительственного соглашения. Поэтому надежды на изменение ситуации обе
стороны связывали с новым межправительственным соглашением, которое должно было
вступить в силу в начале этого года. Однако переговоры по заключению этого
соглашения, которые продолжается уже год, окончательно зашли в тупик.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|