рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

Совместные российско-монгольские предприятия имеют весьма солидную нормативно-правовую базу, продемонстрировали свою жизнеспособность. Даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на медь и в условиях кардинальных экономических преобразований, осуществляемых в наших странах, предприятия сумели полностью обеспечить производственный процесс, сохранить и укрепить трудовые коллективы и добиться рентабельности производства.

Исключительно важное место в экономике Монголии занимает акционерное общество «Улан-Баторская железная дорого». АО «УБЖД» - основная транспортная артерия страны, обеспечивающая перевозки 98% внутренних и транзитных грузов. Ежегодно осуществляется перевозка около 4 млн. пассажиров.

Предприниматели из России постепенно начали делать капиталовложения в области инженерного дела и строительства.

На рынке строительных услуг Монголии представлено несколько строительных российских организаций: ОАО Фирма «Зарубежстрой», компания с ограниченной ответственностью «Монголэнергострой», компания «Зарубежводстрой» со 100%-ным российским капиталом. Кроме этого, действуют совместные российско-монгольские строительные организации: «Инком», «Стройинвест», «Эрдэнэтстрой». Объемы работ, которые выполняют в настоящее время российские строительные организации, отражены в таблице 2.

Таблица 2. Российско-монгольские строительные организации.

(в млн. долл.)

Наименование

1998г.

1999г.

2000г.

КОО «Монголэнергострой»

ОАО Фирма «Зарубежстрой» в Монголии

СП «Инкон»

СП «Эрдэнэтстрой»

СП «Стройинвест»

ГП «Зарубежводстрой»

Компания «БелРос»

Компания «Мастер Хайндс»

1,4

3,2

1,9

5,4

5,1

0,5

0,06

0,27

1,5

2,3

2,5

0,6

1,5

0,5

1,5

0,8

0,3

5,71

1,09

0,14

2,33

2,85

1,6

0,8

Итого

17,8

11,2

14,82

Источник:  Коринф. Еженедельник внешнеторговой информации, июль, №26, 2001.

Эти строительные организации продолжают дело советских трестов, действовавших в Монголии до 1991 г., - СОТ-1, СОТ-3, УС «Медьмолибденстрой», треста «Монголэнергострой». Они построили в Монголии ГОК «Эрдэнэт», угольные разрезы «Баганур» и «Шарынгол», мощные электростанции ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 в Улан-Батор. Без этих предприятий трудно представить себе современную Монголию.

Для всех очевидно, что в 90-е годы Россия значительно ослабила свои позиции в Монголии потеряв, прежнее влияние на разработку местных природных ресурсов. При этом известно, что именно Россия в свое время внесла наиболее весомый вклад в геологоразведку и оценку имеющих  в Монголии месторождений.

В 2000 г. в Монголии геологоразведочным работам по урану продолжали заниматься совместное предприятие «Гурван сайхан». Совместное предприятие было организовано в 1994 г. на основе соглашения о полезных ископаемых от 15 января 1994 г. между американской «Энерджи Фьюэлз эксплорешн компани» (70%), Министерством геологии и полезных ископаемых Монголии (15%) и российским государственным геологическим концерном «Геологоразведка» (15%)1. Цель СП – проведение поисковых и разведочных работ на уран в Восточно-Гобийском регионе Монголии с последующей разработкой открытых месторождений с целью получения прибыли.

Добыча нефти ведется на месторождении Зун-Баян-Улан, разведанном Россией, где было пробурено около 200 скважин глубиной до 3 км. Из них до 100 скважин восстановлено, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку, Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли австралийская, канадская и французские компании. Достигнута принципиальная договоренность об открытии представительства российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе и начале геологоразведочных работ.

Характерно, что как раз в горнорудной промышленности  и Россия, и Монголия стараются идти навстречу друг друга в области либерализации торговли. Так, например, межправительственным соглашением предусмотрено освобождение от таможенных пошлин продукции ГОК «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» при ввозе ее на территорию России.

В свою очередь, российская сторона  ставит перед Монголией вопрос о невзимании с этих совместных предприятий торгового налога на потребляемую электроэнергию, материалы, запчасти, нефтепродукты, строительно-монтажные работы. Все это свидетельствует о том, что обе страны понимают, насколько важно и необходимо для активизации их двустороннего сотрудничества устранить барьеры в виде высоких таможенных пошлин и налогов.

На данный момент Монголия заключила соглашение по взаимозащите и поощрении инвестиций с 30 странами и соглашения о предотвращении двойного налогообложения с 19 странами, с 9 из которых эти документы ратифицированы. Это Россия, КНР, Республика Корея, Великобритания, Франция, ФРГ, Индия, Турция и Вьетнам. Монголия присоединилась к Вашингтонской конвенции по разрешению спорных вопросов и Сеульской конвенции по страхованию инвестиций, а также является полномочным членом Агентства по гарантии многосторонних инвестиций Мирового Банка. Так что российские инвесторы имеют возможность пользоваться услугами этого агентства. Монголия заключила торговые контракты с 68 странами мира (по данным 2000 г.) и стала членов Всемирной торговой организации с 1997 г.

Правительством Монголия приглашает потенциальных инвесторов активно участвовать в приватизации государственной доли в имуществе 27 компаний. Инвесторы тоже имеют возможность приобретать акции монгольских компаний, зарегистрированных на монгольской бирже через лицензирование в брокерских посреднических компаниях.

По-видимому, настало время не только создать благоприятные условия для деятельности отдельных, пусть даже самых крупных, совместных предприятий, но и осуществить широкий комплекс мер по либерализации монгольско-российского сотрудничества в сфере торговли и инвестиций.

Таким образом, бизнесмены из России, используя свою находчивость, смекалку, а также близость культур, образа жизни и характеров наших народов, смогут найти выгодный бизнес в Монголии.

2.5.   Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с Россией.

Поскольку проблема задолженности Монголии российской стороне стала камнем преткновения двусторонних отношений, то ее решение для Правительства Монголии должно быть первоочередной задачей. Российские компании могут в счет погашения долга выкупать акции совместных с Монголией предприятий. Российская сторона большой интерес проявляет к ГОК «Эрдэнэт». Здесь Россия могла бы расширить свою долю акций.

Основным направлением деятельности объединения будет дальнейшее совершенствование плавикошпатового производства с целью обеспечения стабильности достигнутого уровня производства. Запасы плавикового шпата позволяют объединению работать еще как минимум 30 лет. Главная цель – наиболее эффективно поддерживать и развивать это производство, снижать себестоимость плавикового шпата, повышать его качество, расширять ассортимент. Необходимые для этого финансовые ресурсы ежегодно выделяются участниками из прибыли.

Либерализация взаимной торговли. Уровень и темпы роста торговли двух стран не удовлетворяют обе стороны. С одной стороны,  это резкое увеличение российских транспортных тарифов, таможенных пошлин и налогов на некоторые виды товаров, занимавших видное место в монгольском экспорте, что привело к значительному росту цен и потере потребительского спроса. С другой стороны, надо признать и о необходимости повышения качества поставляемых в Россию монгольских товаров, которые отвечали бы требованиям международных норм. К примеру, Монгольская сторона способна в 5 раз увеличить продажу в Россию мяса – с 12 млн. долл. в год до 60 млн. Монгольская мясо дешевле американского на 15%, и его объемы способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Для этого необходимо отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины, перевозки по железной дороге, взаимодействия ветеринарных служб и т.п.

Центральный вопрос приграничного сотрудничества – необходимость обустройства и развития инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран.

Немаловажно и создание правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель, принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При этом большое значение придается Соглашению о принципах сотрудничества между субъектами РФ и аймаками Монголии, которое было подписано во время визита президента России В.В. Путина в ноябре 2000 г.

Создание свободной экономической зоны на границе двух стран. Из них самым подходящим для создания экономической зоны является Кяхта – Алтанбулаг (около Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города Монголии, т.е. Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки Туманган. В нем должны принять участие Южная Корея, Америка, Япония, Монголия и Россия. 

Участие российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний.

Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что "перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт".

Несомненно, наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов. Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены осуществить проект газификации Монголии. Дочернее предприятие "Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость этого проекта - около 70 млн. долларов.

В долгосрочной перспективе Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ, Китай, Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в АТР.

Есть также возможности сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных ископаемых, а также участие в строительстве трансмонгольской автомагистрали "Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы проект охватывает 1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72% населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия»1 (см. Приложение 8).

 В 7-10 июля 2003 года в Улан-Баторе пройдет первая Монгольско-Российская Ассамблея по развитию экономического сотрудничества под названием «Монголия и Россия. Перспективы сотрудничества». Она организуется при поддержке Правительства Монгольской Республики, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс».

Цель форума — формирование благоприятной среды для создания устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике.

Основное внимание в работе форума будет уделено сотрудничеству в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело, горно-энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, развитие регионального взаимодействия между приграничными областями Монголии и России1.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Специальное изучение торгово-экономических отношений Российской Федерации и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на взгляд автора, выводов и обобщений.

В ходе анализа автор аргументирует вывод о том, что назрела необходимость  создания нового механизма экономического сотрудничества между Россией и Монголией. Этот механизм, с одной стороны, должен учитывать традиционную роль государства, но и одновременно должен соответствовать условиям рыночной экономики.

1. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии с Российской Федерацией осуществляется на протяжении более 80 лет. Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства, сотрудничества. Следует отметить, что благодаря экономической помощи СССР в Монголии была создана национальная промышленность, достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико-экономическом содействии бывшего СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу экономики Монголии.

2. На рубеже 80-х и 90-х гг. во взаимоотношения России и Монголии наших стран произошли коренные перемены, связанные  с распадом СССР и переходом  России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией.  В соответствии с данным Договором Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Данный подход определил характер торгово-экономических связей двух стран на перспективу.

3. В настоящее время Россия является вторым (после КНР) торговым партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы (минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском импорте товаров из России также превалируют две товарные группы (до 50% приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары). Представляется, что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в Монголию по данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%. Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий.

3. В настоящее время в отношениях между Россией и Монголией существует ряд нерешенных проблем экономического характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен бывшего СССР, являются задолженность Монголии перед Россией и проблема управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт». Успешное решение данных проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран. Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.

4. Обе стороны возлагают большие надежды на активизацию работы подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству. Ведь более 70% общего товарооборота Монголии с Россией приходится на субъекты, входящие в Сибирский федеральный округ РФ. Номенклатуру, как и объемы монгольской продукции, поставляемой в Россию реально увеличить именно через более полное использование потенциала приграничной торговли. Аналогичные процессы можно будет запустить и для российских товаров.

5. Иностранные инвестиции играют весомую роль в социально-экономическом развитии Монголии. С участием российского капитала в Монголии создано около 260 совместных предприятий в сфере строительства и инфраструктуры, в торговле и общественном питании. Ведутся геологические разведки и инженерные изыскания. На наиболее крупные совместные предприятий, такие как, ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД» приходится более 60% валютных поступлений в страну и 16% доходной части госбюджета Монголии. Автор полагает целесообразным на регулярной основе проводить рассмотрение данного вопроса на уровне Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в том числе и в плане определения шагов по созданию новых совместных предприятий в различных отраслях.

6. Потенциал торгово-экономического сотрудничества с Россией далеко не исчерпан. При экономически грамотной организации этой работы Россия может значительно увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с Монголией, в том числе за счет увеличения поставок высокотехнологичной продукции. Россия для Монголии может быть интересна, прежде всего, как огромный рынок для реализации широкой гаммы монгольских товаров, в первую очередь, мясо и продуктов животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.).

7. Перечисленные наработки и предпосылки расширения и углубления внешнеэкономических связей Монголии с Россией могут быть реализованы только при выполнении ряда важных условий: отыскания источников финансирования, урегулирования платежно-расчетных отношений, решения многочисленных проблем транспортного обеспечения взаимного товарооборота, совершенствования правовой базы внешнеэкономических связей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Официальные документы:

1.      Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14 ноября 2000 г. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.26.

2.      Гадаад харилцааны яамны 2002 оны уйл ажиллагааны тайлан. №6, 06.03.2003. УБ., с.25-27.

3.      Гадаад Харилцаа. №2(126), январь 2003.

4.      Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г.

5.      Монгол улсын статистикийн эмхтгэл = Статистический ежегодник Монголии. – УБ.: Монгол Улсын Ундэсний Статистикийн Газарт, 2002. – С.200.

6.      Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Март 2003 (на монг. яз. перевод автора).

7.      Улан-Баторская декларация. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.27-28.

8.      International Financial Statistics Yearbook 2002. – N.Y., UN, p.700.

9.      International Financial Statistics. – May 2003, International Monetary Fund, p.668-671.

10.    Monthly Bulletin of Statistics. – UB.: National Statistical Office of Mongolia. – 2003. January. – p.78.

Монографии:

11.    Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал /В.Д. Андрианов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 450 с.

12.    Белов Е.А. Россия и Монголия (1911-1919 гг.) /Е.А. Белов. – М.: Институт востоковедения РАН, 1999. – 234 с.

13.    Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.