Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией
Совместные российско-монгольские предприятия имеют весьма солидную
нормативно-правовую базу, продемонстрировали свою жизнеспособность. Даже при
весьма неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на медь и в условиях
кардинальных экономических преобразований, осуществляемых в наших странах,
предприятия сумели полностью обеспечить производственный процесс, сохранить и
укрепить трудовые коллективы и добиться рентабельности производства.
Исключительно важное место в экономике Монголии занимает акционерное
общество «Улан-Баторская железная дорого». АО «УБЖД» - основная транспортная
артерия страны, обеспечивающая перевозки 98% внутренних и транзитных грузов.
Ежегодно осуществляется перевозка около 4 млн. пассажиров.
Предприниматели из России постепенно начали делать капиталовложения в
области инженерного дела и строительства.
На рынке строительных
услуг Монголии представлено несколько строительных российских организаций: ОАО
Фирма «Зарубежстрой», компания с ограниченной ответственностью
«Монголэнергострой», компания «Зарубежводстрой» со 100%-ным российским капиталом.
Кроме этого, действуют совместные российско-монгольские строительные
организации: «Инком», «Стройинвест», «Эрдэнэтстрой». Объемы работ, которые
выполняют в настоящее время российские строительные организации, отражены в
таблице 2.
Таблица 2. Российско-монгольские строительные
организации.
(в млн. долл.)
Наименование
|
1998г.
|
1999г.
|
2000г.
|
КОО «Монголэнергострой»
ОАО Фирма «Зарубежстрой» в
Монголии
СП «Инкон»
СП «Эрдэнэтстрой»
СП «Стройинвест»
ГП «Зарубежводстрой»
Компания «БелРос»
Компания «Мастер Хайндс»
|
1,4
3,2
1,9
5,4
5,1
0,5
0,06
0,27
|
1,5
2,3
2,5
0,6
1,5
0,5
1,5
0,8
|
0,3
5,71
1,09
0,14
2,33
2,85
1,6
0,8
|
Итого
|
17,8
|
11,2
|
14,82
|
Источник: Коринф. Еженедельник внешнеторговой
информации, июль, №26, 2001.
Эти строительные организации продолжают дело советских трестов,
действовавших в Монголии до 1991 г., - СОТ-1, СОТ-3, УС «Медьмолибденстрой»,
треста «Монголэнергострой». Они построили в Монголии ГОК «Эрдэнэт», угольные
разрезы «Баганур» и «Шарынгол», мощные электростанции ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 в
Улан-Батор. Без этих предприятий трудно представить себе современную Монголию.
Для всех очевидно, что в 90-е годы Россия значительно ослабила свои
позиции в Монголии потеряв, прежнее влияние на разработку местных природных
ресурсов. При этом известно, что именно Россия в свое время внесла наиболее
весомый вклад в геологоразведку и оценку имеющих в Монголии месторождений.
В 2000 г. в Монголии
геологоразведочным работам по урану продолжали заниматься совместное
предприятие «Гурван сайхан». Совместное предприятие было организовано в 1994 г.
на основе соглашения о полезных ископаемых от 15 января 1994 г. между
американской «Энерджи Фьюэлз эксплорешн компани» (70%), Министерством геологии
и полезных ископаемых Монголии (15%) и российским государственным геологическим
концерном «Геологоразведка» (15%)1. Цель СП – проведение поисковых и
разведочных работ на уран в Восточно-Гобийском регионе Монголии с последующей
разработкой открытых месторождений с целью получения прибыли.
Добыча нефти ведется на месторождении Зун-Баян-Улан, разведанном Россией,
где было пробурено около 200 скважин глубиной до 3 км. Из них до 100 скважин
восстановлено, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки.
Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на
переработку, Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли
австралийская, канадская и французские компании. Достигнута принципиальная
договоренность об открытии представительства российской компании «Татнефть» в
Улан-Баторе и начале геологоразведочных работ.
Характерно, что как раз в горнорудной промышленности и Россия, и
Монголия стараются идти навстречу друг друга в области либерализации торговли.
Так, например, межправительственным соглашением предусмотрено освобождение от
таможенных пошлин продукции ГОК «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» при ввозе ее на
территорию России.
В свою очередь, российская сторона ставит перед Монголией вопрос о
невзимании с этих совместных предприятий торгового налога на потребляемую
электроэнергию, материалы, запчасти, нефтепродукты, строительно-монтажные
работы. Все это свидетельствует о том, что обе страны понимают, насколько важно
и необходимо для активизации их двустороннего сотрудничества устранить барьеры
в виде высоких таможенных пошлин и налогов.
На данный момент Монголия заключила соглашение по взаимозащите и
поощрении инвестиций с 30 странами и соглашения о предотвращении двойного
налогообложения с 19 странами, с 9 из которых эти документы ратифицированы. Это
Россия, КНР, Республика Корея, Великобритания, Франция, ФРГ, Индия, Турция и
Вьетнам. Монголия присоединилась к Вашингтонской конвенции по разрешению
спорных вопросов и Сеульской конвенции по страхованию инвестиций, а также
является полномочным членом Агентства по гарантии многосторонних инвестиций
Мирового Банка. Так что российские инвесторы имеют возможность пользоваться
услугами этого агентства. Монголия заключила торговые контракты с 68 странами
мира (по данным 2000 г.) и стала членов Всемирной торговой организации с 1997
г.
Правительством Монголия приглашает потенциальных инвесторов активно
участвовать в приватизации государственной доли в имуществе 27 компаний.
Инвесторы тоже имеют возможность приобретать акции монгольских компаний,
зарегистрированных на монгольской бирже через лицензирование в брокерских посреднических
компаниях.
По-видимому, настало время не только создать благоприятные условия для
деятельности отдельных, пусть даже самых крупных, совместных предприятий, но и
осуществить широкий комплекс мер по либерализации монгольско-российского
сотрудничества в сфере торговли и инвестиций.
Таким образом, бизнесмены из России, используя свою находчивость,
смекалку, а также близость культур, образа жизни и характеров наших народов,
смогут найти выгодный бизнес в Монголии.
2.5. Перспективы развития торгово-экономических связей
Монголии с Россией.
Поскольку проблема
задолженности Монголии российской стороне стала камнем преткновения
двусторонних отношений, то ее решение для Правительства Монголии должно быть
первоочередной задачей. Российские компании могут в счет погашения долга
выкупать акции совместных с Монголией предприятий. Российская сторона большой
интерес проявляет к ГОК «Эрдэнэт». Здесь Россия могла бы расширить свою долю
акций.
Основным направлением
деятельности объединения будет дальнейшее совершенствование плавикошпатового
производства с целью обеспечения стабильности достигнутого уровня производства.
Запасы плавикового шпата позволяют объединению работать еще как минимум 30 лет.
Главная цель – наиболее эффективно поддерживать и развивать это производство,
снижать себестоимость плавикового шпата, повышать его качество, расширять
ассортимент. Необходимые для этого финансовые ресурсы ежегодно выделяются
участниками из прибыли.
Либерализация взаимной
торговли. Уровень и темпы роста торговли двух стран не удовлетворяют обе
стороны. С одной стороны, это резкое увеличение российских транспортных
тарифов, таможенных пошлин и налогов на некоторые виды товаров, занимавших
видное место в монгольском экспорте, что привело к значительному росту цен и
потере потребительского спроса. С другой стороны, надо признать и о
необходимости повышения качества поставляемых в Россию монгольских товаров,
которые отвечали бы требованиям международных норм. К примеру, Монгольская
сторона способна в 5 раз увеличить продажу в Россию мяса – с 12 млн. долл. в
год до 60 млн. Монгольская мясо дешевле американского на 15%, и его объемы
способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Для
этого необходимо отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины,
перевозки по железной дороге, взаимодействия ветеринарных служб и т.п.
Центральный вопрос
приграничного сотрудничества – необходимость обустройства и развития
инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им
международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в
дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших
стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных
ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между
жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран.
Немаловажно и создание
правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель,
принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При
этом большое значение придается Соглашению о принципах сотрудничества между
субъектами РФ и аймаками Монголии, которое было подписано во время визита
президента России В.В. Путина в ноябре 2000 г.
Создание свободной экономической зоны на границе двух стран. Из них самым
подходящим для создания экономической зоны является Кяхта – Алтанбулаг (около
Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города Монголии, т.е.
Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается
участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны
свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки Туманган. В нем должны
принять участие Южная Корея, Америка, Япония, Монголия и Россия.
Участие
российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых
отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка минерального
и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса,
горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими
странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей
готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов
электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва
получит часть акций новых энергетических компаний.
Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и организацию
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею
участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве
важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В
частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР
предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и Монгольской
железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что "перспективной областью
деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую
роль в АТЭС, является транспорт".
Несомненно,
наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов.
Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены
осуществить проект газификации Монголии. Дочернее предприятие
"Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в
Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость
этого проекта - около 70 млн. долларов.
В долгосрочной
перспективе Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего
Востока и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных
трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ, Китай, Япония, Республика Корея,
КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы
обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в
АТР.
Есть также
возможности сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных
ископаемых, а также участие в строительстве трансмонгольской автомагистрали
"Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы проект охватывает
1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72%
населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство
обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены
предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года
приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется
возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия»1 (см.
Приложение 8).
В 7-10 июля
2003 года в Улан-Баторе пройдет первая Монгольско-Российская Ассамблея по
развитию экономического сотрудничества под названием «Монголия и Россия.
Перспективы сотрудничества». Она организуется при поддержке Правительства Монгольской Республики, Российского
союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной
палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и
Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и
научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов
«АСМО-пресс».
Цель форума — формирование благоприятной среды для создания
устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление
инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в
реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике.
Основное внимание в работе форума будет уделено сотрудничеству в таких
областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело,
горно-энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых,
развитие регионального взаимодействия между приграничными областями Монголии и
России1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Специальное изучение торгово-экономических отношений Российской Федерации
и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на
взгляд автора, выводов и обобщений.
В ходе анализа автор аргументирует вывод о том, что назрела
необходимость создания нового механизма
экономического сотрудничества между Россией и Монголией. Этот механизм, с одной
стороны, должен учитывать традиционную роль государства, но и одновременно
должен соответствовать условиям рыночной экономики.
1. Торгово-экономическое сотрудничество
Монголии с Российской Федерацией осуществляется на протяжении более 80 лет.
Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства,
сотрудничества. Следует отметить, что благодаря
экономической помощи СССР в Монголии была создана национальная промышленность,
достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико-экономическом содействии бывшего
СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу
экономики Монголии.
2. На рубеже 80-х и 90-х гг. во взаимоотношения России и Монголии наших
стран произошли коренные перемены, связанные с распадом СССР и переходом
России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых
исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и
сотрудничестве между Россией и Монголией. В соответствии с данным Договором
Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую
экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное
сотрудничество. Данный подход определил характер торгово-экономических связей
двух стран на перспективу.
3. В настоящее время Россия является вторым (после КНР) торговым
партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной
торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы
(минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском
импорте товаров из России также превалируют две товарные группы (до 50%
приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары). Представляется,
что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли
машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в Монголию по
данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%.
Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой
степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий.
3. В настоящее время в
отношениях между Россией и Монголией существует ряд нерешенных проблем
экономического характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен
бывшего СССР, являются задолженность Монголии перед Россией и проблема
управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт». Успешное решение данных
проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и
успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор
полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных
проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным
участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран.
Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске
двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга
поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.
4. Обе стороны возлагают
большие надежды на активизацию работы подкомиссии по региональному и
приграничному сотрудничеству. Ведь более 70% общего товарооборота Монголии с
Россией приходится на субъекты, входящие в Сибирский федеральный округ РФ.
Номенклатуру, как и объемы монгольской продукции, поставляемой в Россию реально
увеличить именно через более полное использование потенциала приграничной
торговли. Аналогичные процессы можно будет запустить и для российских товаров.
5. Иностранные инвестиции
играют весомую роль в социально-экономическом развитии Монголии. С участием
российского капитала в Монголии создано около 260 совместных предприятий в
сфере строительства и инфраструктуры, в торговле и общественном питании.
Ведутся геологические разведки и инженерные изыскания. На наиболее крупные
совместные предприятий, такие как, ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД»
приходится более 60% валютных поступлений в страну и 16% доходной части
госбюджета Монголии. Автор полагает целесообразным на регулярной основе проводить
рассмотрение данного вопроса на уровне Межправительственной комиссии по
торгово-экономическому сотрудничеству, в том числе и в плане определения шагов
по созданию новых совместных предприятий в различных отраслях.
6. Потенциал
торгово-экономического сотрудничества с Россией далеко не исчерпан. При
экономически грамотной организации этой работы Россия может значительно
увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с Монголией, в том числе
за счет увеличения поставок высокотехнологичной продукции. Россия для Монголии
может быть интересна, прежде всего, как огромный рынок для реализации широкой
гаммы монгольских товаров, в первую очередь, мясо и продуктов животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и
др.).
7. Перечисленные наработки
и предпосылки расширения и углубления внешнеэкономических связей Монголии с
Россией могут быть реализованы только при выполнении ряда важных условий:
отыскания источников финансирования, урегулирования платежно-расчетных
отношений, решения многочисленных проблем транспортного обеспечения взаимного
товарооборота, совершенствования правовой базы внешнеэкономических связей.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
Официальные документы:
1.
Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14
ноября 2000 г. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.26.
2.
Гадаад харилцааны яамны 2002 оны уйл ажиллагааны тайлан. №6, 06.03.2003.
УБ., с.25-27.
3.
Гадаад Харилцаа. №2(126), январь 2003.
4.
Договор о дружественных отношениях и
сотрудничестве от 14 января 1993 г.
5.
Монгол улсын статистикийн эмхтгэл = Статистический ежегодник Монголии. –
УБ.: Монгол Улсын Ундэсний Статистикийн Газарт, 2002. – С.200.
6.
Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Март 2003 (на монг. яз. перевод
автора).
7.
Улан-Баторская декларация. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.27-28.
8.
International Financial Statistics Yearbook 2002. –
N.Y., UN, p.700.
9.
International Financial Statistics. – May 2003,
International Monetary Fund, p.668-671.
10.
Monthly Bulletin of Statistics. – UB.: National
Statistical Office of Mongolia. – 2003. January. – p.78.
Монографии:
11.
Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал /В.Д.
Андрианов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 450 с.
12.
Белов Е.А. Россия и Монголия (1911-1919 гг.) /Е.А. Белов. – М.: Институт
востоковедения РАН, 1999. – 234 с.
13.
Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник для вузов
/В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 256 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|