рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Социалистический тип государства

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль от­водилась закону. Закон в формальном смысле — вся­кий акт, принятый представительным органом, в материаль­ном смысле — это акт, который не обязательно исходит от за­конодательной власти, но содержит в себе нормы общего зна­чения, устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Вер­ховный Совет делегирует свои функции (на период между сес­сиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного ор­гана другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше по­становлений правительства стало приниматься совместно с ру­ководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)). Партийные ре­шения приобретали фактически характер нормативных актов. Та­кая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные поли­тические акции, например коллективизация сельского хозяйст­ва, исходили из двух источников: правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из нормативистского представления о праве. Перво­начальные психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не оз­начала установления верховенства закона: сохранялись прин­ципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место многочисленные нарушения закон­ности. Вместе с тем советское право носило императивный ха­рактер, требуя толкования закона в строгом соответствии с на­мерениями его авторов, а не свободного или буквального тол­кования (как в западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри уз­кого круга партийных и государственных чиновников (номен­клатуры) сопровождались сужением гражданских прав для ос­новной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало адми­нистративный контроль над населением. Сельские жители, час­то не получавшие паспортов, были фактически привязаны к ме­сту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направлен­ных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные зем­ли в установленных пределах и ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая про­грессивно-подоходное обложение приусадебных участков и ос­вобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с ко­личества земли), стимулирующий более интенсивное использо­вание колхозами земельных владений. Одновременно с этими ме­роприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О за­прещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в кол­хозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного тру­да. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли поста­новление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисципли­ны...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вво­дило на производстве трудовые книжки, в которых фиксирова­лись занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагае­мые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховно­го Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вме­сто существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня уста­навливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной ра­бочей недели — шестидневная рабочая неделя. Через месяц но­вым Указом запрещался самовольный уход работников с пред­приятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (уч­реждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные на­казания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Сове­та СССР наркоматам было предоставлено право переводить ра­бочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном поряд­ке. В то же время принимается указ «О государственных трудо­вых резервах», на основании которого разворачивается сеть ре­месленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном рас­поряжении правительства.

Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобран­ные у родителей по постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, уве­личении материальной помощи роженицам, установлении го­сударственной помощи многосемейным, расширение сети ро­дительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уго­ловного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых из­менениях в законодательстве о разводах».

В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР уста­навливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста; за все ос­тальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

Развитие права в конце 40-50-х гг.

В послевоенный период в сфере правового регулиро­вания экономикой договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял по­становление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром закреплялась двойная система договоров: генеральные за­ключались между хозяйственными системами и отраслями, ло­кальные — между предприятиями. Договоры должны были со­держать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы от­ветственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Со­вета СССР, расширявший права руководителей ведомств в об­ласти распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зда­ний и сооружений). Эти изменения в правовом режиме госу­дарственного имущества совпали с передачей в 1958 г. сель­скохозяйственной техники от государственных МТС колхозам.

Произошли изменения в области трудового законодательст­ва. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обя­занность срочное (в течение месяца) предоставление работы де­мобилизованным военнослужащим. Потребность в большом ко­личестве рабочей силы потребовала восстановления организован­ного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссозда­вались специальные органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллек­тивных договоров между хозорганами и профсоюзами. В ап­реле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисципли­нарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается но­вое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на ос­нове которого на предприятиях создавались комиссии по тру­довым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопро­сам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокра­щается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпу­сков по беременности и родам.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комите­та профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполне­нием администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торг­овли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации мог­ло осуществляться только с согласия фабзавкома.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенси­ях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарп­латы. (При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании воз­раст и стаж работы не учитывались.) Закон установил мини­мум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооп­лачиваемых работников пенсионные ставки повышались.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвида­ции нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им зе­мельных массивов и предотвращение перехода этих земель в ин­дивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Уста­ва сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление пра­вительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную брига­ду в качестве основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об измене­нии практики планирования сельского хозяйства» отменялся ста­рый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заго­товок и натурой, конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.

В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приня­ли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в кото­ром колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозар­тели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадеб­ных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в ар­тель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (не­делимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязатель­ные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Од­новременно с этим были изменены принципы оплаты труда в кол­хозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и фор­ма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

В области уголовного права послевоенные изменения выра­зились в изменении круга субъектов, изменении видов нака­зания, в отмене чрезвычайных положений закона и пр. В июле 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амни­стии в связи с победой над гитлеровской Германией», освобо­дивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осуж­денным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осуж­денных (на срок до одного года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены админист­ративные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (е 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение го­сударственного и общественного имущества: в июне 1947г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, винов­ные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах бы­ли отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им виды наказаний, произошла унификация состава данного пре­ступления, что привело к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях. Уголов­ная ответственность была усилена также по ряду других составов: в июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю до­кументов, содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в январе 1949 г. за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйствен­ных, бытовых преступлений административной и дисципли­нарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уголовная ответственность за производство абортов (само запрещение абор­тов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самоволь­ный уход с работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанав­ливаются исправительно-трудовые работы), которые выводят­ся из под действия июньского Указа 1947 г.

В области уголовного процесса особых изменений не про­изошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях военного времени.

В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного зако­нодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские пре­ступления. В качестве главной задачи Основы провозглашали «ох­рану советского и государственного строя, социалистической соб­ственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное дея­ние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее дейст­вовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказу­емость деяния или усиливающий наказание за него, не имел об­ратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индиви­дуализации наказания и связь уголовной ответственность со сте­пенью вины; отменялся принцип объективного вменения, со­гласно которому наказание применялось без учета факта винов­ности (клицам, признанным «социально опасными», к родствен­никам обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объ­ективные и субъективные обстоятельства дела. Был повышен воз­растной предел для наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и др.). Исключа­лись некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Со­кращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответ­ственности в случаях, когда совершенное им деяние или само дан­ное лицо потеряли «общественно опасный характер». Устанав­ливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока в зависимо­сти от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».

В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уго­ловного законодательства.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроиз­водства Союза ССР, закрепившие такие принципы: осуществле­ние правосудия только судом на началах равенства граждан пе­ред законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли сле­дователи прокуратуры, по особо опасньм государственным пре­ступлениям — следователи органов госбезопасности. Следовате­ли прокуратуры получали право давать обязательные указания ор­ганам дознания. Защита получала право принимать участие в про­цессе с момента объявления обвиняемому об окончании предва­рительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момен­та предъявления обвинения.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декаб­ре 1958 г. были Приняты Основы законодательства в области су­доустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декаб­ре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодатель­ства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уго-ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои граждан­ские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ при­менительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органа­ми Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиу­ма Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.


Глава 3. Государство и право в условиях кризиса социализма

Эволюция государственно-политической системы

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в ко­торой намечался переход общества к коммунизму Первые десять лет (1961—1971 гг.) отводились на со­здание «материально-технической базы коммуниз­ма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и пе­редать функции государства органам самоуправления тру­дящихся. В новом партийном Уставе закладывался меха­низм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону реформаторов мас­су низших партаппаратчиков. Противостояние консерватив­ного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего со­вета народного хозяйства — Совета Министров СССР — за­вершили процесс воссоздания централизованной экономи­ческой структуры (1963 г.).

В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоции­ровались начавшиеся реформы, был смещен с высших госу­дарственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением цен­тральных промышленных министерств начинается новая адми­нистративная централизация. Создается ряд центральных коми­тетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вме­сте с тем предприятиям была предоставлена определенная авто­номия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улуч­шении планирования и стимулирования производственной эко­номики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продук­ции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизо­ванных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоря­жении предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собра­нием трудового коллектива), фонд соцкультбыта, и фонд само­финансирования для нужд развития производства. Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодей­ствие. Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами (так пози­ция Госснаба не способствовала облегчению связей между постав­щиками и потребителями).

Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте идеологии «перехода к коммунистическому обще­ству». Она предполагала существенную трансформацию соци­альной базы советского общества, размывание граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней. Пред­полагалось расширение коллегиальных и демократических на­чал в государственном управлении с последующим превраще­нием его в «народное общественное самоуправление». Наме­тившаяся на этой основе технократическая тенденция в руко­водстве экономикой и государством пришла в столкновение с идеологической доктриной «партийности». Противоречие раз­решилось к середине 70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко проявившееся в чехосло­вацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий внешнепо­литический курс, опиравшийся на развитие военно-промышлен­ного комплекса страны. Военно-политическим центром для про­ведения этой политики стал образованный в середине 50-х гг. Вар­шавский Договор. В экономической сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока осуще­ствлялся через посредство межгосударственных организаций, ко­ординировавших работу промышленности, транспорта и распре­деление энергии. Реформаторские начинания в социалистиче­ских странах (Югославия с конца 1940-х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.) наталкивались на же­сткое сопротивление со стороны СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.