рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Социалистический тип государства

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная про­мышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. На Двад­цать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия оконча­тельно победила. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бю­рократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Вер­ховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (преж­ний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных де­путатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верхов­ного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им ор­ганов. С той же целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномо­чия, порядок работы Верховного Совета и его органов, поря­док законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховного Совету органов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства). Утверждение долгосрочных (пя­тилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Сове­та Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, за­конодательных предположений, по иностранным делам и ман­датной комиссиями формируются новые (по направлениям де­ятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строитель­ства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было со­здано по 16 постоянных комиссий: мандатная, законодатель­ных предположений, по иностранным делам, планово-бюд­жетная, по промышленности, по транспорту и связи, по стро­ительству и промышленности строительных материалов, по сельскому хозяйству, по науке и технике, по товарам народно­го потребления и торговле, по жилищно-коммунальному хо­зяйству и бытовому обслуживанию, по здравоохранению и со­циальному обеспечению, по народному образованию и культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства, по делам молодежи, по охране природы и рациональ­ному использованию ресурсов. Рекомендации постоянных ко­миссий подлежали обязательному рассмотрению государст­венными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было при­нято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Сове­та. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и законотворческая дея­тельность верховных советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные органы) по производственному признаку на промышлен­ные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сель­ские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединен­ные советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Со­вета СССР принял ряд указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые ак­ты исходили из представления о советах как органах, обладаю­щих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Сове­тов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях крае­вых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

Изменения в государственном аппарате

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана систе­ма совнархозов. Территориальный принцип управ­ления позволял кооперировать производство в пре делах экономических районов. Параллельно склады­валась сеть отраслевых государственных комитетов, призван­ных осуществлять единую техническую политику. Однако гар­моничного сочетания территориального и отраслевого прин­ципов в хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанавли­ваются центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации си­стемы органов управления промышленностью, для чего создавал­ся ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координиро­вавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, уп­разднялись, так же как и совнархозы союзных республик и эко­номических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты меж­отраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономическо­го стимулирования промышленного производства», заложив­шее основу экономической реформы, в качестве главного ин­струмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии предприятий, ослаб­лением регламентации их хозяйственной деятельности, введе­нием ценовых и кредитных рычагов.

В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хо­зяйства СССР была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы уст­ранены от оперативного контроля за работой колхозов, упраз­днены земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка исправить положение: было принято постановление правительства, по которому создавалась (в об­ластях, краях, республиках) сеть территориальных управлений по руководству сельскохозяйственным производством, вклю­чая заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях, республиках стали комитеты по сельскому хо­зяйству, возглавляемые партийными секретарями соответст­вующих территориальных единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление прави­тельства, которым на Минсельхоз возлагались важные плано­вые, организационные и контрольные функции. Производст­венные территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные производственные управле­ния. Центр управления аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в нояб­ре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы создава­лись также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась систе­ма правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были при­няты новые законы: о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие изме­нения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и со­юзных республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского над­зора, включив в нее государственные комитеты, исполнитель­ные и распорядительные органы местных советов. Кроме кол­легий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур ав­тономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей ин­станции. Этой мерой предполагалось развить принцип колле­гиальности в правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйствен­ных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Мини­стров СССР (аналогичные положения были приняты в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему ар­битражных судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских по­ложений об адвокатуре ее организационной формой была кол­легия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К функциям ад­воката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рас­смотрении дел в суде и на предварительном следствии; оказа­ние юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции переда­ются МВД союзных республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного порядка. Для координа­ции их работы в 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутрен­них дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовы­ваются министерства союзных и автономных республик и уп­равления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г. утверж­дается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г — постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции», в июне 1973 г указ Прези­диума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась необ­ходимость вести широкую профилактическую работу по пре­дупреждению преступлений, устанавливать связи с обществен­ностью; милиция осуществляла действия по дознанию, розы­скные и следственные действия по поручениям и под контро­лем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правитель­ства в помощь милиции были переданы добровольные народ­ные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преоб­разуется в Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии были образованы в союзных ре­спубликах. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии союзного и республиканского уровней преобразу­ются в союзно-республиканские органы, а в автономных ре­спубликах, краях и областях создаются группы государствен­ного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государ­ственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-го­сударственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах ра­ботали комитеты партийно-государственного контроля и груп­пы содействия. В декабре 1965 г. все контрольные органы пе­реименовываются в органы народного контроля, что более со­ответствовало доктрине общенародного государства. В декаб­ре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах на­родного контроля, в сеть которых оказались включенными Ко­митет народного контроля СССР, комитеты союзных и авто­номных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при по­селковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, уч­реждениях, организациях и воинских частях. Была создана раз­ветвленная сеть контрольных органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов на­родного контроля. Они осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государствен­ных органах управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автоном­ных республик работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на местах — под руководством ме­стных советов и вышестоящих комитетов народного контро­ля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и широкий охват вопросов и проблем. Система на­родного контроля существовала как параллельная прокурату­ре система органов, контролирующих соблюдение законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комис­сия, призванная выработать проект нового Основно­го Закона для общества «развитого социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обще­ству к концу 60-х гг. постепенно растворилась в но­вых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться та­кие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание ро­ли общественных организаций, укрепление сплоченности граж­дан и рост общественного самоуправления. Работа над Консти­туцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготов­лен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О про­екте Конституции СССР», на основании которого проект выно­сился на обсуждение общественности, а на октябрь была назна­чена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рас­смотреть исправленный и дополненный проект. На седьмой вне­очередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о при­нятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят за­кон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предше­ствующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констати­ровалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указы­валось на построение «бесклассового коммунистического обще­ства», базирующегося на общественном самоуправлении. Осно­вой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В тексте по­явились новые разделы: о политической системе общества, со­циальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе на­родного депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конститу­ция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-госу­дарственное устройство; IV. Советы народных депутатов и поря­док их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управ­ления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должност­ных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и досто­инство и на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здо­ровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свобо­ду творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной ре­спубликой право выхода из состава СССР, а также право законо­дательной инициативы в высших органах власти Союза. Консти­туция с большей определенностью подчеркивала значение лич­ности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституци­ях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Са­мо определение Союза ССР как «единого союзного многона­ционального государства» указывало на стремление усилить федеральные нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. «теневая эко­номика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направ­ленные на борьбу с коррупцией, ив 1981-1982 гг. про­ходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и по­высить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, ус­тановления в конце 1981 г. военного режима в Польше, про­должающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Пере­стройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее разрушению (это напо­минало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под кон­троля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов со­циальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба инте­ресам государства, общества и правам человека». Но «гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала крити­ку порожденной им «административно-командной системы уп­равления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз те­атральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращения на историческую ро­дину депортированных народов, вывода российских войск и «миг­рантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались по­казатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенден­ции. Реформы предполагали расширить права предприятий и тру­довых коллективов, шире развернуть частную предприниматель­скую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О государ­ственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г), предусматривавший новые начала хозрасчета и само­финансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизон­тальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизо­ванные инвестиции и директивы плановых органов существен­но сокращали свою сферу действия. На практике государствен­ные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налого­обложение находились в ведении центральных органов) ограни­чивали область коммерческой деятельности предприятий. Сис­тема субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становле­ние рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную пред­принимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой эконо­мики». Сложились четыре уровня цен (государственные, до­говорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, фи­нансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значи­тельной степени стала носить спекулятивный характер, ори­ентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в 1988 г., когда введение арендных договоров на зем­лю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фер­мерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматрива­лось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждо­го колхоза. Однако арендное движение так и не получило широ­кого развития. Даже признанное право свободно приобретать зем­лю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способ­ствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.