ПЕТЕПЮРШ ЯЙЮВЮРЭ

лемч


пЕТЕПЮР: хЯРНПХЪ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ Х ОПЮБЮ

— рост стачечного движения — в сентябре-октябре в стачках участвовало 2,4 млн. человек. Большинство стачек, но и политический характер.

— рост крестьянского движения — за сентябрь-октябрь только в 26 губерниях Европейской России произошло свыше 3,5 тыс. кре­стьянских выступлений. В основном — за раздел помещичьей земли и отмену частной собственности на землю.

— волнения в армии — солдаты требовали устранить высший командный состав, замешанный в корниловском выступлении, нала­дить продовольственное снабжение. Главным было требование мира.

VI съезд РСДРП (26 июля — 3 августа 1917 года) временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и взял курс на вооруженное восстание, но реализация этого курса произойдет позднее. 10 октября большинство Исполкома Петросовета приняло резолюцию о курсе на вооруженное восстание. Против высказались Зиновьев и Каменев. Позиция Г. И. Зиновьева и Л. В. Каменева, рассчитывавших на то, что власть в данных условиях большевики смогут получить миром, от Учредительного собрания, была решительно осуждена Лениным и всем большевистским руководством. В первую половину октября на заседаниях ЦК партии разрабатывается план восстания. 12 октября Петроградский совет, возглавляемый Л.Д.Троцким и находившийся под полным влиянием большевиков, избрал Военно-революционный комитет (ВРК) для непосредственной подготовки восстания. 16 октября образован Военно-революционный центр (Бубнов, Дзержинский, Свердлов, Сталин, Урицкий) для "партийного руководства" ходом восстания. 22 октября ВРК направил представителей во все военные части Петроградского гарнизона, поставив их под свой. контроль. С 24 октября отряды ВРК, состоящие из революционных солдат, матросов и рабочих красногвардейцев стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции и пр. В ночь на 25 октября после прихода Ленина в Смольный, были заняты вокзалы, почта, телеграф, Госбанк, некоторые типографии. К утру 25 октября столица фактически находилась в руках Петроградского В?К. Утром 25 октября ВРК обратился с воззванием "К гражданам России", в котором говорилось, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Петроградского ВРК — органа Петросовета. В тот же день ВРК в другом воззвании обратились "К тылу и фронту" призвал немедленно взять власть на местах Советам. Попытки временного правительства оказать сопротивление успеха не принесли. К утру 25 октября Зимний дворец, в котором оно размещалось, оказался полностью изолированным от всей страны; в 10 часов утра Временное правительство было низложено. В ночь с 25 на 26 октября Зимний дворец был взят штурмом; Временное правительство арестовано. Керенский накануне штурма бежал из Петрограда.

18. Изменения в полит. строе Русского централизованного гос.

2. Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XVв. он стал именоваться государем всея Руси.

В XIII—XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, стоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения жду последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитета князьям, боярам и монастырям.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

3. Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

4. В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала' княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и ус­ложнение социально-экономического и политического разви­тия потребовали создания специального управленческого ап­парата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становле­ние новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция кото­рых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и фи­нансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специаль­ные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления оконча­тельно вытесняет дворцово-вотчинную.

5. Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.  Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовые ми и судебными делами. Вместо жалованья за службу он имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности корм; денщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XV1 учреждаются новые дворянские и земские органы – губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

19. Источники права в период сосл.-предст. монархии.

Судебник 1550, Стоглав 1551 (собрание постановлений Собора), уставные книги приказов, Соборное уложение 1649 г.

20. Источники права древнерусского гос-ва.

До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права.

Источники древнерусского права:

Правовой обычай – обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией именовалось Законом Русским.

Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси.

Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды.

Законодательство – писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был издан Церковный устав кн. Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь оно заимствовалось из Византии (греческий номоканон - постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).

21. Контрреформы 70-80 годов 19 в.

Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в 1890 году (Повышение избирательного ценза,ограничивалосась самостоятельность городских Дум, кол-во их заседаний ограничилось и т.д) на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых  на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она не прошла.

К контрреформам в 1871 году относится и тот факт, что дознание о государственных преступлениях передано жандармерии, хотя не было даже такого понятия, как жандармское расследование.

Цензура и образование

«Временные правила о печати» 1882 дали возможность властям закрывать любой печатный орган.Новый «Университетский устав» 1884 года уничтожил унив-ую автономию.

22. Краткое изображение процессов и судебн. тяжб 1715 г.

2. Процесс делился на три стадии (части): первая начина­лась оповещением о начале судебного процесса и заканчива­лась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приго­вора до его исполнения.

3. Первая стадия процесса — оповещение о явке в суд за­интересованных лиц — делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика тре­бовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допус­калось. При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей: нахожде­ние судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обяза­тельств.

С получением показаний ответчика первая стадия закан­чивалась.

4. Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказа­тельств. Доказательства были четырех видов — собственное признание, свидетельские показания, письменные доказа­тельства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств». Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно зани­маемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Пы­тать можно было определенное число раз. Допускалась пытка свидетелей. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами.

Свидетельские показания не были равноценными. Проти­вопоставлялись показания мужчин и женщин, знатного чело­века и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде!

К письменным доказательствам относились различные до­кументы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреп­лении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом было невозможно доказать обвинение.

Принесший присягу ответчик считался оправданным, отка­завшийся принести присягу признавался виновным.

5. После анализа доказательств суд переходил к вынесению приговора. Он выносился большинством голосов, при их ра­венстве перевешивал голос председателя. Приговор составлял­ся в письменной форме, подписывался членами суда, предсе­дателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению фельдмаршалом или генералом. Последние мог­ли изменить меру наказания.

Устанавливался апелляционный порядок пересмотра при­говоров суда. После вынесения приговора он приводился в исполнение.

6. Принципы розыскного процесса также вводились и в гражданские споры. Подробная регламентация инквизицион­ного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

23. Крестьяне собственники по Крестьянской реформе 1861 г.

24. Образование Древнерусского гос-ва.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Форма общественных отношений в 7-8 вв. – «военная демократия». Её признаками являлись:

-участие всех членов племенного союза в решении важнейших общественных проблем.

-особая роль народного собрания как высшего органа власти

-всеобщее вооружение населения

Это равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоёв:

1).старой племенной знати(вожди, жрецы, старейшины).

2).из общинников.

Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями.  Образовывались славянские племена, организация и сохранение этих организаций требовала усиление власти. (Князь и княжеская дружина).

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образовалось Древнерусское гос-во. Др-е гос-во стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.

Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деят-ти он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники.

Появляется новый орган власти-«снема» (феодальный съезд). Решение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Важную роль выполняет народное собрание (вече). На нём решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В её компетенцию входили:

1). Перераспределение земельных наделов.

2).Полицейский надзор.

3). Налогово-финансовые вопросы.

25. Общая характеристика Соборного уложения 1649 г.

Это был последний крупный  кодификационный акт моск. периода. И это первый общегос-ый акт, опубликованный для всеобщего сведения тогда же в 1649г. Всего состоялось 2 издания. Акт невероятно популярный в последующем. С него начинается Полное Собрание законов Рос. Империи. Формально в России действовал до 1835г, когда был введен в действие Свод законов Рос. Империи, т.е. до составления следующего кодификационного акта. **16 июля 1648г царь и Дума вместе с собором дух-ства решили солгасовать между собой все источники действовавшего права и дополнив их новыми постановлениями свести в один кодекс. Проект кодекса составляла комиссия из бояр: кн. Одоевского, кн. Сем. Прозоровского, окольничего кн. Волконского и дъяков Гавр. Леонтьева и Фед. Грибоедова. Тогда же решено собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта зем. собор к 1 сент. Обсуждение Уложения закончено в 1649г.  Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Ек.2, Миллером, ныне хранится в Москве. Уложение -это первый из рус. законов, напечатанный тотчас же по его утверждению. В 1раз печаталось 7 апр. -20мая 1649г. Затем в том же  1649 (26авг-21дек). Когда сделано 3ье издание при Алексее Мих -неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов. Источники: 1)предыдущие кодификационные акты моск. правительства -судебники и последующий указной материал. Наиболее полное представление об источниках дает преамбула: которые статьи написаны в правилах святых апостолов и святых отцов и в градских заеонах грекских царей, а также надо прежних вел. государей царей и вел.князей российских указы и бояр.приговоры со старыми судебниками справити. А каких статей не было, те статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом.* Не назван только Лит. статут -один из гл. источников. Опред. роль сыграли челобитные населения. Структура Улож: первые 10 глав и главы 19, 23, 24 составляют 1ый отдел, где по преимуществу статьи, посвященные тогдашнему гос-ному праву Моск. державыю Значит. часть из них  определяет наказание по гос. прест-ниям. Второй отдел (гл. 10-15) -процессуальное право. Третий отдел (гл.16-17, 19, 20) -постановления преимущественно гражд. права. Четвертый отдел (гл. 21, 22)-угол право и процесс той эпохи. Остальные главы -разрешение частных вопросов, волновавших тогда моск. прав-во.

Значение соборного уложения как кодекса феодального права.

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права - Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии  в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства. Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего  процесса в развитии феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей — поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело  определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую безусловно влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере  суда и права  с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.  Уложение 1649 г. — качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального  законодательства. В то же время Уложение является крупнейшим памятником письменности феодальной эпохи.Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. — Уложения о наказаниях. Использование  Уложения   1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для  укрепления  самодержавного строя.

яРПЮМХЖШ: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 Ц.
оПХ ХЯОНКЭГНБЮМХХ ЛЮРЕПХЮКНБ - ЯЯШКЙЮ МЮ ЯЮИР НАЪГЮРЕКЭМЮ.