ПЕТЕПЮРШ ЯЙЮВЮРЭ

лемч


пЕТЕПЮР: хЯРНПХЪ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ Х ОПЮБЮ

Монарх был верховным судьей и источником всей судеб­ной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отме­няли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому на­ряду с царем принадлежала вся полнота государственной влас­ти, превратилась в периодически созываемое совещание при­казных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осу­ществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Числен­ность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная па­лата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии мини­стров.

После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

3. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;

Структура сената включала присутствие и канцелярию. При­сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото­ром обсуждались и принимались посредством голосования реше­ния. Вначале требовался единогласный порядок принятия реше­ний, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в ре­естр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переиме­нован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ре­визора, которого позже сменил обёр-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и се­ната, учреждались должности генерал-прокурора и обер-проку­рора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами импера­тора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ве­домств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат стано­вился надведомственным контрольным органом. Таким обра­зом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган цент­рального управления.

4. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии. ∙

Сенатом были определены штаты и порядок работы колле­гий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Ка­мер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирую­щая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышлен­ность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (зани­мавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшей­ся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему стра­ны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским зем­левладением и городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроиз­водства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы дереждения.

В ходе создания новых органов управления появились но-уые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный со­ветники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба Остановилась профессиональной, а чиновничество — привиле­гированным сословием.

5. Во второй половине XVII в. продолжала действовать  следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.

 Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и сла­женном аппарате на местах. Преобразование местных орга­нов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дво­рянскими советами. Таким образом, сфера местного управ­ления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление госу­дарства: территория России была разделена на восемь губер­ний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннад­цати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­тор, объединявший в своих руках административную, судеб­ную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям уп­равления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендан­тами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ­ления: уездпровинция — губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: тер­ритория государства разделялась на 11 губерний и 45 про­винций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дист­рикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернато­ры и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воево­дами. Им были предоставлены широкие полномочия в адми­нистративной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов город­ского самоуправления. Создавались выборные сословные кол­легиальные органы управления, получившие название маги­стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистра­ты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

6. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преоб­раженский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

Военные реформы Петра I решали вопросы комплектова­ния и организации армии.

В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности под­лежало все податное мужское население. Служба была пожиз­ненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы при­нимались в основном дети дворян.

До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После про­ведения подушной переписи населения в основу набора рек­рутов было положено число душ мужского пола.66

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Раз­рядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.

Армия делилась на полки, полки— на эскадроны и ба­тальоны, а те, в свою очередь, — на роты.

Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

49. Русская Правда Списки и редакции.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава  и Устав Владимира Мономаха.

Сокращенная редакция появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного
права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

50. Систематизация законодательства в первой половине 19 в.

Предпринимавшиеся ранее по­пытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т. е. со времени принятия Соборно­го уложения, накопилось значительное количество ак­тов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предприня­та в 1804 году. Комиссия под руководством М. М. Спе­ранского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приня­ты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М. М. Сперанский, фактически руководивший кодифи­кацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные ак­ты в хронологическом порядке. Предстояло выявить и собрать значительное количество законодательных ак­тов. После 1649 года в России не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация собраний зако­нов. Многие законы вообще не публиковались, а разм­ножались путем переписывания. Таких актов было об­наружено свыше 2 тыс. Составители проделали колос­сальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53 239 наименований. К 1830 году Пол­ное собрание законов Российской империи было подго­товлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330 920 актов) и 6 томов прило­жений (указатели, книга чертежей и рисунков и т. д.).

Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Рос­сийской империи был опубликован и введен в дейст­вие с 1835 года. В Свод были включены лишь дей­ствующие акты: некоторые законы подверглись сокра­щению; из противоречащих друг другу актов состави­тели выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответ­ствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году — третье. Будучи в своей основе феодаль­но-крепостническим, Свод законов учитывал в некото­рой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей пра­ва. Вместе с тем в Своде содержалось много устарев­ших норм. В 1836 году была начата работа по созда­нию нового уголовного кодекса. В 1845 году было ут­верждено «Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных ».

51. Соц. струк. и эконом. строй Русск. центрл. гос-ва.

52. Стат. Имп. в Рос. по осн. зак. Рос. импер. в редак. 1906г.

Царю принадлежала законодательная власть, вся полнота исполнительной власти, он назначал правительство, менял его, царь имел право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого органа; он также оставался верховным главнокомандующим и стоял во главе суда, то есть все приговоры шли от его имени.

Дума и государственный совет делили с императором только законодательную власть, за исключением права думы на запрос в правительство на который последнее обязано было ответить.

Закон выйдя из думы направлялся в совет, где либо полностью отклонялся либо принимался (причем дума не могла обойти вето совета), далее законопроект шел на утверждение императору, который также обладал правом полного вето без возможности обхода.  В период роспуска думы или думских каникул царь обладал возможностью издавать чрезвычайные указы (которые в последствии дума должна была принять или отклонить, тогда указ прекращал свое действие), но эти указы не могли менять основных законов.

Переворот 3 июня 1907 года. Это был переворот в представительной власти. Царь распустил думу и решил поменять основные законы и внес из: представительство от курий было изменено для рабочих и городских жителей, многие районы России были лишены (Средняя Азия, …) избирательного права. Это и был переворот.

53. Столыпинская Аграрн. реформа.

1. Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связы­вается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы

русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:

— разрушение крестьянской общины и насаждение инди­видуальной частной собственности;

— скупка Крестьянским поземельным банком помещичь­ей земли и продажа ее крестьянам;

— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины-из перенаселенных районов.

2. 5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению об­легчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении бла­гочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкуп­ные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьше­нии и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».

В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеуст­ройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило об­щее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юсти­ции и государственного контроля.

В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.

Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сель­ских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Рас­ширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки.

Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известны! как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.

3. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;

дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины Переход всего общества к отрубному владению осуществляло при участковом владении по решению простого большинства а при общинном — по решению двух третей сельского схода

Порядок землеустройства регламентировался законе) «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закон образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их развёрстания.

54. Судоустройство по Суд. реформе 1864 г.

Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве - реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п.

Судебная система. Существовала 2 вида судов:

- система общих судов ( окружной судья, потом судебная палата)

 - система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей)

каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат.

Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах.

Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т.п.

Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали.

Каждый судья автоматически был членом палаты.

Окружной суд  - суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных  - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные  - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией.

∙ отделение суда от администрации;

∙ создание четкой системы судебных инстанций;

∙ отделение предварительного следствия от судебного

∙ несменяемость судей и следователей;

∙ создание всесословного суда;

∙ равенство всех перед судом;

∙ введение присяжных заседателей;

∙ установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

55. Уголовное право и процесс по Судебнику 1497 г.

Существуют три стадии: установление сторон, судебное решение, вынесение суд. решения. Ответчик призывался в суд дложностным ицом -доводчиком или недельщиком, ктый получал за свой труд вознаграждение -езд. Стороны призывались в суд срочной грамотой, если ответчик не являлся в суд к сроку, обозначенному в срочной грамоте, то произносилось заочное решение в пользу истца, ктму выдавалсь бессудная грамота. Главными суд. док-вами в угол. и гражд. делах -признание, письменные документы или грамоты. При недостатке признания и письменных докумнетов призывались свидетели. Одинаковые показания свидетелей обеих сторон решало дело, если свидетели были только с одной стороны, то  суд. поединок; если свидетели ьыли с обеих сторон и показывали различно, то должны были доказать свои показания поединком. Суд. поединок соверошался под наблюдением долж. лиц, допускался не только меджу истцом и ответчиком, но и между послухами. В случае расхождения в показаниях -крестное целование или присяга -допускалась при отсутствии других суд. док-ств.  Жребий -в тяжбах между русскими и чужеземцами он решал вопрос, кому дать присягу; в тяжбах между русскими, по всем делам право присяги принадлежало ответчику. Обвиняемый на оснвании законных суд. до-ств должен был уплатить иск, все издержки и суд. пошлины. Между пошлинами различались: 1) Пошлины от иска по решенным делам. 2)Пошлины от суд. поединка. 3)Пошлины от грамот за приложение печати. 4)Пошлины за пересуд. /**В тяжбах, решаемых наметсниками, волостелями и тиунами, в случае обвинения ответчика судьи получали “противень” истца, а в случае обвинения истца наместник и волостель получали по два алтына с рубля иска, если суд назначал поединок, а тяждующиеся мирились до битвы, то наместник и тиун получали половину от иска. В Судебниках упоминаются след. суд. акты: 1) срочные грамоты (извещение тяждующихся о сроке суда).  2)приставные грамоты (выдаваемые недельщиком, доводчиком для вызова сторон в суд).  3)судные списки (протоколы процесса судебного разбирательства) -именовались судьи, стороны, док-ва и помещались в решение дела.  4)Правые грамоты. Содержат в окончательной форме протоколы судебного разбирательства и решение дела, по которому одна из сторон оправдывалась, а другая обвинялась, прикладывались печати вел. князя или болярина  или наместника в завис. от того, чьим судом решено дело; она подписывалась дъяком, а писалась подъячим. Особый вид правых грамот - холопьи правые грамоты и отпускные, ктые выдавались рабам по суду, признанными свободными (выдавались боярским судом), д. быть подписаны господами рабов.  5)бессудные грамоты -выдавались по заочному решению в случае неявки в суд одной из сторон. ** По Суд.1550г виды суда те же. как и по Суд.1497 (суд государя, боярский, наместников, волостелей), но в постановлениях об орг-ции суда и судопроизводства помещен ряд новых статей, грозящих наказанием всем судьям за несправедливый суд и взяточничество. Судные дела, решаемые провинциальными делами, описывались земскимми дъяками, дворский староста, целовальники и судные мужи прикладывали руки к судным искам. Протокол, напеисанный земским дъяком, подписывался дворским, старостой и целовальником, ставилась печать судьи. Наместник обязан хранить у себя, а копию хранить у дворского, старосты и целовальников. В отношеннии послухов Суд1550 постановлял, что если истец представит несколько послухов, и одни из них  скажут “в его речи”, а другие против, то первые имеют право требоваит поединка от вторых. Побежденные свидетели признаавились виновными и должны были платить иск, суд пошлины. Если послузи истца не требовали поля, то истец признавался виновным и приговаривался к уплате иска и пошлин. Если послух говорил против ответчика, то послух мог вызвать его на поединок или предложить ему простое целование.

56. Уголовное право по Соборному Улож. 1649 г.

Соборное уложение не дает понятия преступления, од­нако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона.

Субъектами преступления могли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников).

Субъективная сторона преступления определялась степенью вины. По Уложению преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные.

При характеристике объективной стороны преступления закон устанавливал смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым принадлежали следующие: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект). Ко второй группе относились: повторность преступления, совокупность нескольких преступлений, раз­меры вреда, особый статус объекта и предмета преступления.

Объектами преступления в соответствии с Соборным уло­жением являлись: церковь, государство, семья, личность, иму­щество и нравственность.

Систему преступлений можно представить следующим об­разом: преступления против веры; государственные преступ­ления; преступления против порядка управления; преступле­ния против благочиния; должностные преступления; преступ­ления . против личности; имущественные преступления;

преступления против нравственности.

Система наказаний включала: смертную казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылку, конфискацию иму­щества, отстранение от должности, штрафы.Целями наказания были устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

57. Уголовный процесс по Суд. реформе 1864 г.

58. Уложение о накозаниях уголовных и исправит. 1845 г.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения между преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).

Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.

Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.

Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.

Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.

Преступления против личности: убийство и пр.

Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.

Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):

Смертная казнь (назначалась только за политические преступления).

Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.

Пожизненная ссылка в Сибирь.

Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).

Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):

Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.

Ссылка в Сибирь на определенный срок.

Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).

Штраф.

Кратковременный арест.

Выговор.

59. Централ. органы управл. сосл.-предст. монархии.

Иван 4 провозглашает себя царем.  Боярская дума в этот период ослабела но тем не менее ограничивала царя. Земские соборы – созданы при Иване 4 для ослабления БД. Состав – царь, БД, верхи духовества (они не изберались, получали должность в соответствии со своим статусом) + выборные от дворянства, верхов посадских людей. ЗС собирались нерегулярно, а при необходимости. ЗС решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 (смерть Ивана 4) и до избрания Петра и Ивана Алексеевичей. Соборы созывались: по инициативе царя,  созывались царем но по инициативе сословий, созыв. сословиями в отсутствие царя или против него, соборы изберающие на царство. В середине 16 в заверш. переход от дворц.-вотчиной  к приказной сист. упр.

60. Этапы закрепощения крестьян в России.

Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 года, которым (ст.57) разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 года.

Юрьев день был отменен в конце XVIв, причем сначала временно ("заповедные лета"). Некоторые историки считают, что это было сделано указом царя Федора Иоанновича в 1592 ("указное закрепощение"), хотя сам царский указ не сохранился. Его существование предполагается некоторыми исследователями, т.к. в 1597 царем (и это известно уже достоверно) был установлен срок сыска беглых крестьян в 5 лет ("урочные лета"). Срок урочных лет в годы Смуты многократно изменялся, урочные лета были объявлены бессрочными Соборным Уложением 1649 года.

По Соборному Уложению 1649 года, крестьяне были окончательно прикреплены к земле (а не к личности помещика). Но затем крепостное право стало напоминать холопство, т.к. крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и пр.). К концу XVIIв. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 это было запрещено, легализовано это было Петром I.

Итак, правовые этапы становления крепостного права в России выглядят следующим образом:

Судебник 1497 à Судебник 1550 à заповедные и урочные лета à Соборное Уложение 1649


яРПЮМХЖШ: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 Ц.
оПХ ХЯОНКЭГНБЮМХХ ЛЮРЕПХЮКНБ - ЯЯШКЙЮ МЮ ЯЮИР НАЪГЮРЕКЭМЮ.