рефераты скачать

МЕНЮ


Физкультура и здоровый образ жизни

действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле,

применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном

восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик,

условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по

преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной демонстрации. К ним относится

прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для

формирования предварительных представлений о двигательных действиях,

правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления

представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко

пользуются вспомогательными средствами демонстрации. Методы такой

опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере

совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они

детализируются применительно к следующим видам опосредствованной

демонстрации:

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий,

контурограмм и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных

действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.

Предметно-модельная и макетная демонстрация—демонстрация, например,

элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей

человеческого тела или металлических моделей системы «тело

гимнаста—снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций,

возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой

площадки, слаломной трассы и т. д.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств

этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в

динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для

анализа отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация. Воссоздание отдельных параметров

движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных

устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что

чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы

самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический,

анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в

процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете,

ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу

двигательных навыков.

Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных

или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и

форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают

более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в

том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор,

который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему

решение двигательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации». Идея срочной информации предусматривает

экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений

о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

двигательные умения и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные

задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной

степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с

ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные

двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования

двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические

особенности физического воспитания.

1. Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В

большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять

относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного

аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм

двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие»

упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие

отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные

двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в

трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых

двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей,

которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и

необходимого уровня их проявления.

2. О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и

навыков

2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой

определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в

результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение

и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего

из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени

владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе

необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного

опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно

построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения

происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при

ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность

двигательного умения.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в

его состав операции становятся все более привычными, координационные

механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение

переходит в навык. Его главной отличительной чертой является

автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка

характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык

можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при

которой управление движениями происходит автоматизированно и действия

отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная

особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно

помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от

необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых,

облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-

вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия

действия.

Слитность движений при навыке проявляется в легкости,

взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке характеризуется

повышенной способностью сохранять его эффективность при различных

неблагоприятных факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных

физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах.

Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих

лет. Люди, давно прекратившие спортивную деятельность, способны

воспроизвести технику спортивного действия.

Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда

техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям.

«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет

собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность

превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов

выполнения двигательных действий.

2.2. Представления о механизмах двигательных умений и навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным

естественным закономерностям.

Каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных

возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на основе

доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими

воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и

оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается

и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых

должно осуществляться действие.

Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается

возникновением программы действия, представляющей собой систему

исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения в

зависимости от биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий

возникать одновременно с программой действия сличительный аппарат

формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой

сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами

при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные,

тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинематические,

динамические и ритмические характеристики техники действия.

2.3. Перенос навыков

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет

взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых

параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно

облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение

метанию копья. В этих случаях обучению способствует «положительный перенос»

навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер

(«отрицательный перенос»). Например, если был выработан прочный навык

«подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться

существенным препятствием для овладения «подъема одной»; то же самое

возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г.

Соколов).

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных

действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства

обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так,

приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника

движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а

главное—в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще

всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в

ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навыков можно

объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая

функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в

зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой

архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или

отрицательным, полным или частичным.

Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения

двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют

последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом,

чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению

другими.

При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный

состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных

навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Они, как

правило, представляют собой относительно законченные двигательные действия,

по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого

действия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так

планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование

«конкурирующих» навыков, избрав такую последовательность обучения, при

которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего

переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не

обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который

нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков,

появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга,

«сталкивая» их при поочередном исполнении действий; это к тому же

содействует выработке тонких координаций.

Основы обучения движениям

1. Предпосылки и этапы в процессе обучения

1.1. Готовность к освоению действия как предпосылка обучения

Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно

установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов,

провести предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с

помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте и

обеспечивается посредством подготовительных упражнений. Она характеризуется

в основном тремя компонентами: степенью развития физических качеств,

двигательным опытом и психическими факторами.

Удачно выполнить с первых же попыток новое двигательное действие

обычно удается лишь в тех случаях, когда оно имеет сравнительно простую

структуру. При более сложных структурах скорость образования нового

двигательного умения существенно зависит от двигательного опыта

обучающихся. Чем шире и разнообразнее этот опыт, тем больше предпосылок для

успешного освоения нового действия на основе переноса ранее приобретенных

умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на

расширение фонда двигательных умений и навыков в процессе обеспечения

готовности к обучению сложным двигательным действиям.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным

действиям, требующим высокой степени проявления физических качеств, будет

играть воспитание этих качеств с помощью общеподготовительных и

избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным

с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими

отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать

позитивную психическую установку, создать достаточно сильный стимул к

преодолению психических трудностей и выработать необходимую уверенность.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям решается

в целом на основе умелой реализации принципов доступности и

индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

1.2. Общая характеристика структуры процесса обучения

В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному

действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым

соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и

навыка. Если действие доводится в процессе обучения до стадии более или

менее совершенного навыка, для этого процесса характерны три этапа,

различающихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения. На

первом этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, чему

соответствует стадия образования умения воспроизводить технику действия в

общей, грубой, форме. Второй этап характеризуется углубленным,

детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит

уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык. На третьем

этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование

двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он

приобретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в

различных условиях двигательной деятельности.

Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости

от направленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также

особенностей контингента обучаемых.

2. Этап начального разучивания

На этом этапе преследуется цель—обучить основам техники двигательного

действия, сформировать умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме.

Частные задачи на пути к данной цели обычно состоят в том, чтобы:

а) создать общее представление о двигательном действии и установку на

овладение им;

б) научить частям техники действия, не освоенным ранее;

в) сформировать общий ритм двигательного акта;

г) предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники

действия.

3. Этап углубленного разучивания

Цель обучения на этом этапе—довести первоначальное, «грубое» владение

техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе

осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется

детализированное освоение ее.

Основные задачи обучения на этом этапе:

1) углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

2) уточнить технику действия по ее пространственным, временным и

динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями

обучаемых;

3) усовершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного

выполнения движений;

4) создать предпосылки вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями

совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык.

Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения

действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По

мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений

увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык.

4. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совершенное владение

двигательным действием в условиях его практического применения, для чего

необходимо решить следующие частные задачи:

1) закрепить навык владения техникой действия;

2) расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного

выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных

проявлениях физических качеств;

3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой

степенью развития индивидуальных способностей;

4) обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее

дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части

автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к

различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить

сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе

с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления

действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от

характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно

самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.