рефераты скачать

МЕНЮ


Физкультура и здоровый образ жизни

восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если

рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий

фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности

воздействия, его «протяженности во времени», суммарному количеству

выполненной физической работы и тому подобным параметрам. «Интенсивность»

же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его

момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая

нагрузка нескольких физических упражнений может быть определена,

соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в

отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки

существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по

интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких

секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно

невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем

меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то

она характеризуется той или иной степенью мобилизации его функциональных

возможностей, т. е. величиной физиологических, биохимических и других

рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений.

Между этой «внутренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами

существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам

нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных

сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее

сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных

состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае

неодинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сходные эффекты,

и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки—сопровождаться

различными функциональными сдвигами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает

стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый

данный момент упражнения — и переменной—меняющейся по ходу упражнения.

Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов

методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной

мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный)

либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент

методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой,

отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на

какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления,

чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале

интервала между частями нагрузки дается активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах

устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и

закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы

трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, непостоянен.

Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при

использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от

особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как

отдельной нагрузки, так и всего занятия. Интервалы отдыха являются в

рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического

воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа

бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности,

порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности

интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов

физического воспитания. Конкретные особенности того или иного метода во

многом определяются именно особенностями избираемого способа регулирования

нагрузки и отдыха.

1.2. Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных

действий

Наряду с указанными способами регулирования нагрузки и отдыха в

методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению

двигательных действий и определенные формы их общей регламентации

(организации и регулирования).

Возможны два противоположных подхода к освоению двигательных действий:

с первоначальным расчленением их на составные элементы и без расчленения

(т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости

от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня

предварительной подготовленности занимающихся и других условий. Точно так

же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно

избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные

свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении

физических упражнений, то они исторически складывались в формах, типичных

для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического

воспитания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания,

принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по

себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех

гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически

оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента

занимающихся и условий занятий.

2. Методы строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и

регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный

состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по

ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и

строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление

действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах

занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других

технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий,

дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить

оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или

гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических

качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество

конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от

содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе

физического воспитания.

3. Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго

регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из

главных методических линий в процессе физического воспитания,

предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и

условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное

значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и

соревновательным методами.

3.1. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря,

выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом.

Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой

общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей—в

самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии,

отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций

игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и

методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические

особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от

других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие

черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в

соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается

достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере

случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно

заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или

иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается,

исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема

взаимодействия играющих, что особенно характерно для современных спортивных

игр.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный

характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не

связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют

различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют

лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные

действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как

правило, комплексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные

действия.

Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к

их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим

простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и

внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в

кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений,

повышенная эмоциональность. В большинстве игр воспроизводятся активные

межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу

сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества

(между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются

противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это

создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению

этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности

точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго

предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на

занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами,

постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая

эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко

программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по

величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более

сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного

упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в

процессе физического воспитания не столько для начального обучения

движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько

для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных

условиях.

3.2. Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных

общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ

организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни —

в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно,

что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется

как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление

сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или

возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого

метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их

организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический

«фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может

способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей

организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном

отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической

напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия,

противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета

состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не

упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется

едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже

значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в

соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во

всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере

логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно

сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение

между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных

педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств,

совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их

в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического

воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к

функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему

развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в

воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности,

решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности,

самообладания, самоотверженности и др.

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе

физического воспитания

Слово и организованная «чувственная информация» (направленная

демонстрация реальных явлений или их образных отображений) составляют

основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко

используются и в процессе физического воспитания как в традиционных

общепедагогических, так и в особых формах.

4.1. Методы использования слова

Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе

физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова

сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания,

формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и

оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет

необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий

воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются

теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как

правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени способствует

специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в

процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те

словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность

занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в

частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объяснение задания, техники

изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.

д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах

физического воспитания.

Сопроводительные пояснения—лаконичные комментарии и замечания,

которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов

или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью

направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные

стороны движений.

Указания и команды—специфические формы речевого воздействия,

отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они

принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью

занимающихся. Указания используются и с целью предварительного

инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки—общепринятые или специальные категории речевого

одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть

мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов

текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу

выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с

намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения—устная информация, которую дают

занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе,

стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о

полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это

один из основных источников информации об эффективности педагогического

процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ

организации и углубления восприятии, представлений и понятий,

складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из

способов самооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней

речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто

заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих

двигательных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить

комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднамеренно воссоздают

эту комбинацию несколько раз в мыслях, называя ее элементы и выражая

словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-

двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только

воспроизводит идеальную картину предстоящих действий, но и может воссоздать

в той или иной мере кинестетический образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не

исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы

самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

4.2. Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на

свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.