Фигурное катание
Фигурное катание
3. Начальные этапы развития фк в России.
Создание клуба в СПб в 1865 году. Юсуповцы сыграли большую роль в развитии
фк в России. Лебедев победил на соревно-ваниях уже в 1838 г. Лондон 1908
год Панин – ОЧ. 1914 год первый искусств. каток в помещении кинотеатра
«Аква-риум» (3 мес.). В СССР – парк им. Дзержинского. В довоенное время фк
не пользовалось попу-лярностью. Увлекались лишь в немногих городах, кроме
Москвы и Петербурга. В 1919 г ледовые площадки в Петроп.крепости и Детском
Селе. 1920 первое в СССР соревнование по фк на катке бывшего ипподрома Семе-
новского плаца. 1923 первый чемпионат Москвы. 1935 год Панин открыл
отделение фк. Он создал первый в мире уч-к, где изложил основы техники,
поста-новочные, воспитательные аспе-кты тренировки и соревнований
фигуристов. Переломными в раз-витии фк стали 50-е годы. В 1947 г СССР
вступил в ИСУ. В 1956 наши спортсмены впервые вышли на европейский лед в
Париже. Первыми дорогу к пьедесталу проложили ленинг-радцы Инна и Станислав
Жук, которые в 1958-60 были серебр. призерами. Роднина-Уланов 69-72 г
завоевали «все золото мира», 72 ОЧ в Саппоро, Роднина Зайцев 76, 80 ОЧ.
Содержание психологической подготовки фигуриста.
В психологическую подготовку входят морально-волевая и совершенствование
психических возможностей фигуриста.
Двигательное представление – это психический вопрос, в результате которого
в сознании спортсмена возникает образ какого-либо конкретного двига-
тельного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов. Дви-гательные
представления выпол-няют следующие ф-ции: 1. Прог-раммирующая – после
показа уп-ражнения возникает образ того, что и как ему надо делать. 2.
Регулирующая – образ двиг. де-йствия становится эталоном. 3. Тренирующая –
идеомоторная тренировка (мысленное выполне-ние упр-я сказывается на повы-
шении точности движений).
Чувство конька, ритм элемента, определение пространства.
Базовые эл-ты фк. Петля.
Петля – это поворот, выполня-емый без смены направления, фронта скольжения
и ребра конька. Вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.
Механизм выполнения закл-ся в резком увеличении угловой ско-рости вращения
в первой ее половине и уменьшения во вто-рой половине. Увеличение угло-вой
скорости достигается приб-лижением свободной ноги и рук к продольной оси
тела при по-вороте плечевого пояса и таза относительно опорной ноги. Для
завершения петли необходимо увеличить линейную скорость движения конька.
Это осущ-ся разгибанием опорной ноги с одновременным махом свободной,
направленной вперед-вверх. |5. Катание на коньках как средство
передвижения. Игры и забавы. Формир-е основных групп движений.
Психологическая подготовка к соревнованиям.
Цель – формирование у спортс-мена такого психического сос-тояния, при
котором он может в полной мере использовать свою функциональную и
специальную готовность для реализации в соревновании максимально воз-
можного результата.
Психологич. подготовка к старту: 1. Самоконтроль. Пере-ключение внимания и
отвлечение от мыслей об исходе соревно-вания. Самоободрение при неу-
веренности в своих силах. Самоубеждение – спортсмен до-казывает себе, что
он показать запланированный результат. Самоприказы типа «спокойно!»,
«возьми себя в руки!» в моме-нты высокой степени эмоц-го возбуждения или
подавленности перед стартом. 2. Произвольное расслабление мышц. Управление
дыханием. Управление поведе-нием – сдерживание р-ций на воздействия извне,
умение упр-авлять быстротой, аплитудой и плавностью движений, ритмом.
Использование разминки для регуляции эмоционального сос-тояния. 3.
Самовнушение.
Шаги. Классификация, техника.
Шаги – комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков
и петель, с помощью которых фигурист пере-мещ-ся по площадке. Различают
шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах.
Дорожка м.б. по прямой, по кругу, по серпанти-ну. Различают шаги тройкой,
скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и др.
Перебежка – простейшая разно-видность шагов. После овладе-ния перебежками
вперед и назад можно приступать к разучиванию шагов с поворотами.
Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот – тройка. Эти шаги
удобны для увеличения скорости скольже-ния. Наряду с шагами на ребрах
существую шаги на зубцах. Обычно включаются в комбина-ции, чтобы
подчеркнуть хара-ктерные моменты музыки. В ком-бинациях следует чередовать
шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта
возможность выра-жена слабее. |7. Панин и его вклад в развитие отечеств
фк.
1902-1903 – чемпион России. 1908 – ОЧ. Основатель современной теории по фк.
Ему была присвоена степень кандидата педагогических наук. Создал первый в
мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные
технические, постановочные, воспитательные аспекты тренировки и
соревнований фигуристов. Сконструировал свою модель конька, которая будучи
модернизированной, остается и по сей день на вооружении у фигуристов. 1935
– открыл отделение фк в Ленинградском институте им. Лесгафта. 1940 – звание
заслуженного мастера спорта. Вел активную работу по организации массового
фк.
Круговая тренировка, ее использ-е в подготовке фиг-та.
Вращения. Классиф-ция. Техника и методика обучения «волчку».
Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без
заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению
вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени
сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,
выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу
устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся
кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется круговое
маховое дви-жение и толчок ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную
дугу. 3. Вра-щение. Важны-ми явл-ся точность позы, ста-бильное положение
оси и центра вращения, сохранение осанки. Вращение в волчке происходит на
передней трети конька. В начале вращения допустимо лег-кое касание льда
зубцами. Наи-более частая ошибка – падение назад. Чтобы избежать этого –
свободную ногу и руки вытянуть вперед. 4. Выезд осущ-ся за счет
разгруппировки, что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка
сопро-вождается небольшим сгибанием опорной ноги. |8. Устройство и
оборудование ледовой площадки. Подготовка и уход за льдом.
Катки бывают естественные (на прудах, озерах), наливные (в парке) и
искусственные. Разме-ры катка – 30х60 искусств., 40х70 естественный. Каток
д.б. хорошо освещен. Освещение лам-повое и прожекторное. Сила освещ-я 50-
100 люкс. Заливают, когда почва замерзнет на 2 см и t -2. Шланг держат под
углом 45 градусов (способ дождева-ния). Шлифуют горячей водой. Искусств.
лед заливают специа-льные комбайны, изготовленные на базе автомобиля.
Комбайн срезает специальным ножом тонкий слой льда и наливает слой горячей
воды. Можно испо-льзовать бочки с водой с отве-рстиями для разбрызгивания и
полосой толстой ткани для сглаживания неровностей.
Физ. кач-ва фигуриста. Сила. Определение. Методика разв-я.
Сила способность человека про-тивостоять сопротивлению и преодолевать его
за счет мы-шечных напряжений. Силовые способности зависят от физиол.
поперечника мышц (соотношения разнлич. мыш. волокон разных видов). Виды
силовых способ-й: 1. Максимальная сила – наивыс-шие возможности при
максималь-ном произвольном мышечном сок-ращении. 2. Взрывная сила –
способность преодолевать соп-ротивление с высокой скоростью мышечного
сокращения. 3. Сило-вая выносливость – способность длительное время
поддерживать оптимальные хар-ки движений. Выделяют собственно силовые (в
статич. режиме и медленных движениях) и скоростно-силовые способности
(динамическая сила в быстрых движениях).
Для юных фиг-ов основную роль играет прочность мышц стопы. Разбег и
отталкивание в прыж-ках м.б. выполнены при доста-точном развитии скор-
силовых качеств мышц ног. Важную роль для вращения имеет активная работа
мышц, скручивающих ту-ловище. В полет –мышцы спины и брюшного пресса. В фк
воспиты-вают силу методом максимальных усилий. Для сп-ов более низкой
квалификации – метод повторных усилий (работа с непредельным отягощением).
Вращения. Классиф-я. Техника и метод. обучения «либеле».
Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной оси без
заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению
вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени
сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с целью набора ско-рости,
выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд. Цель – придание телу
устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с плавно меняющейся
кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется толчок
ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную дугу. Маховое движение при
вращении в ласточке не всегда эффективно, тк.к может привес-ти к выведению
свободной ноги вперед. 3. Вращение. Важными явл-ся точность позы, стабиль-
ное положение оси и центра вращения, сохранение осанки. В ласточке
необходимо вращаться на плоскости конька, не каса-ясь льда зубцами.
Начинающие фигур-ты часто теряют равно-весие уже в начале вращения, т.у.
чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы этого избежать, надо
оттягивать свободную ногу назад. 4. Выезд осущ-ся за счет разгруппировки,
что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка сопро-вождается
небольшим сгибанием опорной ноги. | |
|9. Гигиенические |14. Основные |15. Крепление |16. Виды спорт. |
|требования и |эл-ты фк. Хар-ка.|коньков к |соревнований. |
|обеспечение |Терминология. |ботинкам. Способы| |
|безопасности при |Дуга – скольжение|заточки. |Методика обучения|
|занятиях фк. |по кривой окр-ти,|Лезвие |фк детей |
|Катки бывают |без изм. фронта и|приваривается к |дошкольного |
|естественные (на |направления дв-я.|двум пластинам с |возраста. |
|прудах, озерах), |Перетяжка – смена|отверстиями, |Упр. на мышечную |
|наливные (в |направления |через которые |силу для детей |
|парке) и |скольжения. |конек крепится к |4-6 лет лучше |
|искусственные. |Тройка – положит.|ботинку. Коньки |выполнять сидя |
|Разме-ы катка – |поворот со сменой|для танцев – |или лежа на полу,|
|30х60 искусств., |фронтов |укороченная |исполь-зовать |
|40х70 |скольжения. |пятка, более |многоскоки, упр-я|
|естественный. |Скобка – |тон-кое лезвие, |со скакалкой. |
|Каток д.б. хорошо|отрицат-й поворот|меньше зубец. |Имитация упр: |
|освещен. |со сменой фронтов|Кри-визна полоза |пры-жки на месте |
|Освещение |скольжения. Петля|в передней части |с имитацией |
|ламповое и |– поворот, |наибольшая, в |выез-да, |
|прожекторное. |выполняемый без |задней – |комбинации |
|Сила освещ-я |смены направл-я, |наиме-ньшая, |прыжков |
|50-100 люкс. |фронта скольжения|средняя часть |(пере-кидной-пере|
|Заливают, когда |и ребра конька. |самая плоская. |к.-луоп), |
|почва замерзнет |Крюк – отриц. |Для точки |ласточка, |
|на 2 см и t -2. |поворот со |используют станки|пистолетик. |
|Катки на водоемах|сме-ной фронта и |2-х типов – |Задача 1 года |
|– толщина льда |направл-я |поперечной и |обучения – |
|при t не выше -10|сколь-жения. |продольной точки.|нау-чить владеть |
|градусов для |Выкрюк – положит.|На станке |коньком |
|выхода одного |пово-рот со |поперечной точки |(скользи-ть, |
|человека не < 7 |сменой фронта и |удобно |посадка, жим). |
|см, группы – 18 |напр. скольжения.|испра-влять и |Средства: упр. на|
|см, машины – 35 | |уточнять кривую |2 ногах |
|см. Надо иметь |Опорная нога – на|полоза конька, |(фонарики, |
|инвентарь для |которой ско-льзит|после нее |змейки, |
|спасения |ф-т. Свободная |необходима |приседания), |
|утопающих (доски,|нога – не |значительная |подскоки, |
|веревку, |касается льда. |шлифовка. Станки |перепрыгивание |
|лестницу). На |Смена |продольной точки |через |
|открытых |направле-ния – |позволяют |препятст-вие, |
|площа-ках t |переход от |вытачивать |старты и |
|воздуха без ветра|скольжения вправо|канавки |торможения, |
|до -18-20, с |к скольжению |практически любой|ду-ги, веревочки,|
|ветром до -8-10. |влево или |глубины и |перебежки, |
| |наоборот. Смена |конфигурации. |про-стые спирали,|
|Меры |фронта – пере-ход|Диаметр канавки |циркуль, простые |
|безопасности: |от скольж. вперед|30-35 мм, для |вращения. |
|требование к |к ско-льж. назад |танцев 25-30 мм. |Последоват-ть |
|одежде, |или наоборот. |Правила |обу-чения: |
|метеорологические|Скру-чивание |соревнований. |приобрести |
|условия, |туловища – |Состав судейской |устойчивое |
|требования ко |поворот ве-рхней |коллегии. |положение на льду|
|льду, |части по |Рефери; Ассистент|без доп. опоры, |
|освещенности, |отношению к |Рефери; Ассистент|освоение основной|
|оборудованию |ни-жней по |Рефери у льда; |стой-ки |
|вспомогательных |продольной оси. |Нече-тное |фигуриста, |
|помещений, нормы |Поло-жит. |количество Судей,|приобретение |
|загрузки катка, |направл. – |не ме-ньше пяти |умения скользить |
|психо-ого-педагог|скручивание |(5) и не больше |на двух но-гах, |
|ические причины |туловища по напр.|девяти (9); |обучение толчку, |
|травматизма и их |в сторону |Запасной Судья. |приоб-ретение |
|устранение. |закручивания |Запасной Судья |умения скользить |
|Физ. качества |дуги, отрицат-ое |оценивает |на одной ноге |
|фиг-та. |–в сторону, |соревнование |реберно. |
|Выносли-вость. |противоп. |независимо, |Прыжок Флип. |
|Определ, методика|закруч-ю |испо-льзуя |Техника и МетОб. |
|разв. |Правила |закрытое | |
|Выносливость – |соревнований. |судейство, и |Флип – носковый |
|способность |Опреде-ление |должен быть готов|прыжок без |
|противостоять |победителей. |в любое вре-мя |перемены нги с |
|утомлению в |На чемпионатах |заменить любого |положительным |
|какой-либо |ISU исп-ся |Судью, ко-торый |направление |
|деят-ти. |эле-ктронная |не может по любым|вращения. Обычно |
|Утомление м.б. |система ввода и |при-чинам |выполн-ся после |
|умственное, |демо-нстрации |продолжать судить|тройки |
|сенсорное, |оценок. Судейские|далее. |вперед-наружу - |
|эмоциональное, |оценки не могут |Зап. судья должен|назад-внутрь с |
|физическое. |быть изменены без|находиться рядом |поста-новкой |
|Критерием |положительного |с другими |конька толчковой |
|вынос-ти явл-ся |решения Ре-фери. |Судьями, но не |ноги сзади на |
|вре-мя, в течение|По завершении |должен |зубцы. Перед |
|которого человек |выступле-ний |разговаривать с |толчком свободная|
|способен |каждой из Команд,|ними, вводить |нога и |
|поддерживать |на табло должны |свои оценки |одноименная рука |
|заданную |демонстрироваться|отдельно. В |отведены назад, |
|интенсивность |Суде-йские |случае |что обле-гчает |
|деят-ти. |оценки. |невозможности |последующее |
|Вынос-ливость по |Объявление |выпол-нения своих|вращательное |
|отношению к |оце-нок вслух – |обязанностей |движ-е верхней |
|какой-либо |необязательно. Во|одним из |части тела. К |
|деят-ти наз-ся |время Произв-го |официальных |начальному |
|специаль-ной. |катания, долж-ны |Судей, он |вращению, |
|Бывает локальная |демонстр-ся места|заме-щает этого |получен-ному |
|и общая. Для |каждой команды в |Судью и занимает |поворотом верхней|
|воспитания общей |Короткой |его место в |части тела, |
|выносл-ти – метод|программе, |бригаде Судей. |добавляется |
|равномерного |Произвольном |Оценки |вращение, |
|упр-я. Работа с |катании и |замененного Судьи|возникающее |
|ЧСС < 130 уд/мин |Оконча-тельный |на момент замены |вследствие |
|не приводит к |результат. |записаны |стопо-рящего |
|увеличению |Подсчет |(зане-сены в |движения зубцами |
|аэробных |результатов может|компьютер) и |конька толчковой |
|возможностей |произв-ся с |использ-ся для |ноги. Добиваться |
|орг-ма. При |использованием |подсчета |энергичного |
|вос-питании |Калькуляционных |результатов, а |разгибания не |
|анаэробных |Форм или |оценки Запасного |только толчковой |
|возможнос-тей, |электр-го |Судьи начи-нают |ноги, но и |
|используют |компьютера. При |использ-ся с |опорной, иначе |
|интервальный |использовании |момента за-мены и|при приземлении |
|метод. Длит-ть 30|Калькуляци-онных |до конца |тело наклонится |
|сек – 2 мин, 3-4 |Форм, |Соревнований. |вперед. Может |
|серии. Пауза |обязанностью Орг.|Ассистент Рефери |начинаться |
|между сериями |Комитета является|у льда должен |переступанием с |
|снижается от 5 |обеспечение |находиться на |хода |
|мин до 2. |соревнований |уровне льда и |вперед-внутрь на |
|Вращения. |двумя опытными |недалеко от |ход назад-внутрь.|
|Классиф-я. |секретарями, |выхода на лед с | |
|Техника и метод. |которые |целью наблюдения | |
|обучения |ответст-венны за |за состоянием | |
|«заклону». |ручной подсчет |ледовой площадки.| |
|Вращение – |резу-льтатов. По | | |
|длительное |окончании каждого|Судьи должны быть| |
|враща-тельное |из видов |расположены в | |
|движение вокруг |Соревнований |центре или в его | |
|верти-кальной оси|должно быть |близи вдоль | |
|без заметного |определено место,|длинной оси катка| |
|пе-ремещения в |занятое каждой из|с целью | |
|точке опоры. |участвовавших |наилучшего | |
|Классификация: по|Команд |наблюдения за | |
|направлению |Для каждой |выступлениями. | |
|вращения; по позе|Команды д.б. |Прыжок Тулуп. | |
|вращения (стоя, в|сде-лано прямое |Техника и МО. | |
|волчке, в |сравнение |Тулуп – это | |
|ласточке, |резуль-татов со |носковый прыжок с| |
Страницы: 1, 2, 3
|