рефераты скачать

МЕНЮ


Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс

усиление ряда функций организма человека перед началом соревнований,

несмотря на то что в это время организм еще находится в состоянии покоя.

Стартовое состояние может наступить за много часов до начала

соревнования. Мысли о предстоящем соревновании, разговоры о нем могут

вызывать изменения физиологических функций, которые обычно сопровождают

соревновательные действия спортсмена, но отсутствуют при полном покое

организма. В этом состоянии отмечается учащение пульса, повышение

кровяного давления, усиление дыхания, в крови увеличивается содержание

сахара и некоторых гормонов (в частности, адреналина). В физиологическом

смысле стартовое состояние — это условный рефлекс, имеющий эмоциональную

окраску. Различают три разновидности эмоций, характеризующих это

состояние: боевую готовность, стартовую лихорадку и стартовую апатию.

Состояние боевой готовности — это благоприятная форма стартового

состояния. Физиологические сдвиги соответствуют интенсивности предстоящей

работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании предстоящего

старта, в стремлении победить в состязании. Стартовая лихорадка

представляет собой слишком сильное возбуждение нервной системы. Физиоло-

гические изменения в этом случае непомерно велики по сравнению с

предстоящей работой. Наблюдается дрожание рук, иногда оно охватывает все

тело. Стартовая лихорадка вследствие чрезмер-но-го возбуждения бывает

причиной недостаточной координированности движений, фальстартов, неудачного

начала выступления. Стартовая апатия — это торможение, пришедшее на смену

чрезмерному возбуждению. Она представляет собой обратную сторону лихорадки

и характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах, появлением

желания отказаться от соревнования. Важным средством борьбы с

неблагоприятными формами стартового состояния служит разминка. Она

уменьшает избыточное возбуждение при стартовой лихорадке и снимает

угнетенное состояние при стартовой апатии.

Иногда у спортсменов (особенно у начинающих) через некоторое время после

старта возникает своеобразное состояние, получившее название «мертвой

точки». Чаще всего это наблюдается при беге. Такое состояние проявляется в

скованности ног, в ощущении стеснения в груди, одышке, и даже в удушье.

Если преодолеть состояние «мертвой точки», невзирая на неприятные ощущения

и некоторое снижение скорости, собрать свою волю и продолжать движение, как

обычно поступают опытные спортсмены, то через некоторое время наступает

облегчение. Такое состояние, приходящее на смену «мертвой точки», получило

название «второе дыхание».

Главная причина возникновения «мертвой точки» состоит в том, что

чрезмерно большая скорость с начала дистанции не создает условий для

нормального функционирования систем дыхания и кровообращения,

обеспечивающих мышечную работу. Это приводит к недостаточному снабжению

мышц кислородом, их работа совершается преимущественно в анаэробных

условиях. Кроме того, та-

кое состояние может возникнуть, если перед стартом спортсмен недостаточно

разогрелся и размялся. Замечено, что, если скорость на дистанции во время

«мертвой точки» не уменьшается, тогда все описанные явления

прогрессируют, быстро наступает утомление и дело может кончиться сходом с

дистанции. Снижение интенсивности работы предохраняет организм от

наступления острого утомления и создает условия, благоприятствующие

нормализации физиологических функций. В этом случае «мертвая точка»

сменяется «вторым дыханием». Опытные спортсмены перед стартом хорошо

разминаются, распределяют свои усилия на дистанции сообразно своим

возможностям и выбирают такую скорость на дистанции, при которой

исключается возникновение «мертвой точки».

3. Запись результатов самоконтроля в личный дневник позволяет планировать и

корректировать пути дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного

процесса. В личном дневнике, который можно вести в произвольной форме,

должны найти отражение такие вопросы, как выполнение режима дня, характер

питания, самочувствие, заданий и выполненный объем утренних физических

упражнений вких упражнений в их интенсивность, содержание тренировочных

занятий в течение дня, недели и т. д. Систематическая запись пульса дает

представление об изменении функционального состояния и тренированности.

Если пульс измерять после пробуждения от сна, до и после зарядки, во

время тренировочных занятий, в восстановительном периоде, то эта

информация поможет определить собственное функциональное состояние и

окажет помощь в текущем планировании тренировочных и соревновательных

нагрузок. В дневник самоконтроля следует заносить и результаты своего

взвешивания, которое рекомендуется проводить до и после занятий.

Анализируя изменение веса

под влиянием нагрузок, можно судить о тренированности, темпах роста

результатов, достаточности или недостаточности питания, признаках

утомления. В дневник самоконтроля необходимо записывать и результаты

выполнения контрольных упражнений. Например:

Силовые упражнения

1. Подтягивание из виса на руках на высокой

перекладине на количество раз.

2. Поднимание прямых ног из положения лежа

на спине, руки вдоль туловища на количество раз.

Упражнение на быстроту

Бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 10 с с максимальной

частотой. Подсчитывается количество касаний коленями ладоней рук, согнутых

под углом 90°.

Упражнение на выносливость

Бег в течение 6 мин. Выносливость определяется по количеству метров,

которые удается пробежать за это время.

Такие записи помогают определить, улучшилась ли физическая

подготовленность за определенный период, и составить план занятий на

следующий срок.

Билет № 8

История Олимпийских игр и их значение.

2. С помощью каких упражнений можно эффективно

развивать такое двигательное качество, как вынос

ливость?

0. Какое воздействие оказывают на сердечно-сосудис

тую систему человека упражнения физкультурной

минутки? Изложить два-три варианта, продемон

стрировать один из них.

1. Олимпийские игры пришли к нам из глубокой

древности. Считается, что первые игры проводи

лись в 776 г. до н. э. в греческом городе Олимпии

на берегу реки Алфей.

На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который

строго соблюдался. В состязаниях могли участвовать только

свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали.

Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев

тренироваться вне Олимнии, затем 1—2 месяца в Олимпии. Программа Игр

предусматривала бег, состязание колесниц, пятиборье, кулачный бой,

конкурс искусств. Соревнования продолжались 5 дней. В 394 г. Миланский

эдикт запретил использование олимпийского летосчисления и проведение

Олимпийских игр.

Олимпийские игры нашего времени родились в 1896 г. Большую роль в их

возрождении сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де

Кубертен. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в

человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического

совершенствования », будут способствовать культурному сотрудничеству

народов планеты. В Олимпийской хартии записано, что «цели олимпийского

движения заключаются в содействии развитию тех пре~

красных физических качеств, которые приобретаются в соревнованиях на

дружеских полях любительского спорта и в объединении молодежи мира раз в

четыре года на великом спортивном празднике, создающем международное

доверие и добрую волю, способствующем созданию лучшего и более

сплоченного мира».

2. Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-

либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень

выносливости определяется временем, в течение которого человек может

выполнять заданное физическое упражнение. Для развития выносливости

применяются различные упражнения. К наиболее доступным средствам развития

выносливости относится бег. Скорость бега во время первых занятий должна

быть такой, чтобы легко дышалось через нос и можно было контролировать

свое дыхание и движения. Начинать бегать рекомендуется в медленном темпе

(трусцой) продолжительностью от 3 до 5 мин при пульсовом режиме в

пределах 120—130 уд./мин. Продолжительность бега надо постепенно

увеличивать и после месяца занятий довести ее до 10—20 мин.

Используя бег для повышения своей выносливости, необходимо выполнять

определенные правила;

1. лучше всего бегать в утренние часы;

2. не стоит стремиться бегать в высоком темпе,

наибольшее значение для развития выносливости

имеет постепенное увеличение общей продолжи

тельности упражнения по времени;

3. почувствовав сильную усталость во время бега,

постепенно следует перейти на ходьбу;

4. после перенесенного заболевания возобновлять

тренировки можно только с разрешения врача.

Несколько слов о том, как правильно бежать на ровном участке, в гору, с

горы.

При беге по ровному участку дистанции туловище бегуна наклоняется слегка

вперед. Шаги по длине естественные и свободные. Скорость на дистанции лучше

увеличивать за счет учащения шагов, а не их длины. Руки следует согнуть

примерно под прямым углом и работать ими в такт с ногами. Кисти держать

свободно, слегка повернутыми вниз, а пальцы собранными в кулак без особого

напряжения. Плечи должны быть расслаблены и опущены, а голову надо держать

прямо, без напряжения. Дышать следует через нос и полуоткрытый рот: на 2—3

шага — вдох, на 3—4 шага — выдох. Выдох должен быть полным.

При подъеме в гору туловище бегуна больше наклоняется вперед, длина шага

укорачивается, но увеличивается частота движений ног и рук.

При спуске с горы туловище бегуна отклоняется назад, длина шага

увеличивается.

Примерное содержание одной тренировки, направленной на развитие

выносливости, предусматривает: медленный бег в течение 6—10 мин, обще-

развивающие упражнения — 8—10 мин, кросс в переменном темпе с ускорениями —

15—20 раз по 100 м или 10 раз по 200—300 м или 5 раз по 400 м. Пульсовой

режим после 2—3 месяцев занятий должен быть в пределах 140—160 уд,/мин.

Выносливость бывает скоростная и силовая. Для развития скоростной

выносливости применяются:

1. повторный бег на дистанции 60—300 м;

многократное пробегание коротких (20—30 м)

отрезков;

ускорения на 20—30 м в беге на 2 км, выпол

няемом в умеренном темпе (выполнить 6—8 уско

рений);

ускорения на лыжах при прохождении дис

танции 5—6 км {длина отрезков ускорения 300—

500 м).

Для развития силовой выносливости необходимо многократно выполнять

упражнения, требующие максимального напряжения мышц. К таким упражнениям

относятся:

• лазанье по канату 3—5 раз без помощи ног;

1. подтягивание на перекладине 8—12 раз (по

3—4 подхода);

2. поднимание гири весом 16 кг (жим) правой и

левой рукой или одновременно двух гирь двумя ру

ками;

3. поднимание штанги весом 25—35 кг в положе

нии лежа на спине.

3. Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной

способности, снимают статические нагрузки, препятствуют нарастанию

утомления. При регулярном их проведении сердце занимающегося становится

более выносливым и тренированным. Это сказывается в увеличении количества

крови, вбрасываемой им в сосудистую систему с каждым сокращением. Такая

работа сердца дает возможность легче справляться с высокими нагрузками.

Выполнение упражнений физкультурной минутки следует рассматривать как

важную составляющую двигательного режима дня, обеспечивающую

достаточность физической нагрузки.

Примерные комплексы

физических упражнений,

выполняемых во время физкультминуток,

для выпускников 11—12 классов

Комплекс 1 (выполняется поточно)

И. п. — о. с. 1 — руки на пояс; 2 — руки вверх, подняться на носки; 3—4

— руки через стороны вниз; 5 — выпад правой ногой вперед, руки вперед; б

— и. п.; 7 — выпад левой ногой вперед, руки вперед; 8 — и. п.; 9 — наклон

туловища назад; 10 —

и. п.; 11 — наклон туловища вправо, руки вверх; 12 — и. п.; 13 — наклон

влево, руки вверх; 14 — и. п.; 15 — упор присев; 16 — и. п. Комплекс

следует повторить 2—3 раза подряд.

Комплекс 2

И. п. — руки на поясе. 1 — поворот туловища

налево, руки вверх; 2-й. п.; 3—4 — то же напра

во.

И. п. — руки за головой. 1 — наклон туло

вища вправо; 2 — наклон назад; 3 — наклон влево;

4 — и. п.

И. п. — о. с. 1 — присед, руки за спину; 2 —

и. п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и. п.

4. Ходьба с поворотами на 90°.

5. Билет № 9

1. Общие требования безопасности при проведении

занятий в тренажерном зале.

2. С какой целью проводится тестирование двига

тельной подготовленности? При помощи каких

тестов определяется развитие силы, выносливости,

быстроты?

3. В чем состоят особенности организации и проведе

ния закаливающих процедур в осеннее время года?

Обосновать рассказ на собственном примере.

1. Занятия в тренажерных залах стали привычным явлением для многих людей.

Избирательно воздействуя на определенные группы мышц, тренажеры помогают

существенно уплотнить цикл занятий и сократить срок обретения нужных

двигательных навыков и умений в 2—3 раза. Эффективны они и в том случае,

когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо

восстановить силы, дать нужную нагрузку обычно бездействующим мышцам.

Занятия на тренажерах -— прекрасное средство профилактики гиподинамии и

гипокинезии. Во время занятий на тренажерах существует риск получения

травм вследствие их неисправности и неправильной установки (крепления), а

также нарушения правил их использования. Общие требования безопасности

при проведении занятий в тренажерном зале заключаются в следующем:

1. для получения допуска к занятиям надо полу

чить разрешение от врача и пройти инструктаж по

использованию тренажеров;

2. занимающиеся должны соблюдать правила ис

пользования тренажеров, установленные режимы

занятий и отдыха;

3. заниматься в тренажерном зале следует в уста

новленной спортивной форме и обуви;

• все используемы тренажеры должны быть

обеспечены инструкциями по безопасности;

• тренажерный зал должен быть обеспечен ап

течкой для оказания первой медицинской помощи.

2. Определенная система контрольных упражнений, используемых для проверки

двигательной подготовленности, называется тестированием. Эта система

помогает выявить уровень развития отдельных двигательных качеств и оценить

степень технической и тактической подготовленности спортсменов, С помощью

тестирования проводится отбор кандидатов для занятий тем или иным видом

спорта и для участия в соревновании, ведется объективный контроль за

качеством тренировок. Учитывая результаты тестирования, руководители и

занимающиеся определяют методы обучения и формы организации занятий,

составляют наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы

тренировок.

Оценка двигательной подготовленности учащихся и ее динамики на

протяжении учебного года обычно проводится на основания контрольных

испытаний, включающих тесты, разработанные Институтом физиологии детей и

подростков Российской академии образования и Российским научно-

исследовательским институтом физической культуры.

Тест для оценки быстроты: бег на месте в максимальном темпе в течение 15

с. Контроль за высотой поднимания коленей до угла в 90° обеспечивается

ограничителем. Учитывается количество беговых шагов (движений).

Тест для оценки развития силы: подтягивание из виса хватом сверху на

высокой перекладине. На количество раз. По команде «Упражнение начинай!»

производится подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки.

Упражнение выполняется плавно, без рывков. При выгибании

тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество

правильных выполнений идет в зачет.

Тест для оценки выносливости: кросс по слабо пересеченной местности на

3000 м.

3. Закаливание — это систематическая тренировка терморегуляторных

механизмов организма солнечными лучами, воздухом и водой различной

температуры. В осеннее время года, когда солнышко светит, но не греет,

как в середине лета, все чаще идут дожди и с каждым днем понижается

температура воздуха, наиболее подходящим для большинства людей является

закаливание воздушными ваннами. Это широкодоступное средство благотворно

влияет на весь организм. Оно повышает тонус центральной нервной системы,

улучшает кровоснабжение тканей, усиливает сопротивляемость простудным

заболеваниям. Воздушные ванны можно принимать на открытом воздухе и в

помещении, но лучше всего сочетать их с занятиями утренней гигиенической

гимнастикой (зарядкой) и ночным сном при открытой форточке. Учебно-

тренировочные занятия тоже следует использовать для закаливания воздухом

(одеваться надо легко, при первой же возможности обнажать тело).

Применение воздушных ванн требует соблюдения определенных правил:

• они принимаются не позлее чем за 1 ч до еды и

не ранее, чем через 1,5 ч после приема пищи (нель

зя принимать их натощак);

1. их можно принимать практически в любое

время суток, но оптимальным является период от 7

до 18 ч;

2. процедуры рекомендуется сочетать с умерен

ной мышечной активностью (ходьбой, работой на

даче, подвижными играми);

3. место для приема воздушных ванн должно

быть защищено от резкого ветра;

• для школьников не рекомендуется более двух воздушных ванн в один день.

Во время воздушных ванн необходимо контролировать свое самочувствие.

Сигналами неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых

воздушных ванных — резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при

холодных и прохладных — «гусиная кожа» и озноб. В этих случаях воздушная

ванна прекращается.

Дозирование воздушных ванн по времени подбирается индивидуально в

зависимости от температуры воздуха.

Билет № 10

1. Общие требования безопасности при организации

и проведении туристских походов.

2. В чем различие объективных и субъективных при

емов самоконтроля при выполнении физических

упражнений?

3. Продемонстрируйте жесты судьи по одной из спор

тивных игр (волейболу, баскетболу, футболу или

хоккею).

1. На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже

опасности. Некоторые из них связаны с реальными природными препятствиями

(перевалами, болотами, порожистыми реками). Вторые зависят от изменений

погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи (наиболее

многочисленные) вызываются неправильным поведением туристов. К ним

относятся солнечные, химические и термические ожоги, ранения режущими и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.