Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс
Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс
Билет № 1
1. Предупреждение травматизма во время занягий
физической культурой.
2. Средства и методы достижения духовно-нравствен
ного, физического и психического благополучия.
3. Самоконтроль с применением ортостатической
пробы (рассказать, продемонстрировать и оце
нить).
1. Для предупреждения травматизма во время за
нятий физической культурой следует для начала
определить причины, условия и обстоятельства по
лучения травм обучающимися во время выполне
ния различных упражнений, а затем выработать
травмоисключающие поведенческие рекоменда
ции.
Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют
пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы,
такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны
только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и
тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов.
Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм:
индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия
проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения);
особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической
активности.
Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической
культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной
системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт.
В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в
начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы
к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает
риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся
различными осложнениями.
Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения
занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и
недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.
К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по
размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального
защитного снаряжения.
В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной
деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют
свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к
специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к
занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для
предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому
занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:
иметь для занятий соответствующие одежду,
обувь, инвентарь и снаряжение;
не стремиться сразу же к рекордным резуль
татам, а улучшать свои спортивные показатели
постепенно, без ущерба для здоровья;
перед каждым занятием непременно выпол
нять разминочные упражнения, чтобы уменьшить
вероятность растяжения и разрыва мышц, связок
и сухожилий;
обязательно пользоваться в необходимых
случаях защитным снаряжением (щитками, шле
мами, очками).
2. Духовно-нравственное и психическое благополучие человека обеспечивает
ему необходимые условия для полноценной, активной и творческой жизни.
Подобное состояние возможно только при определенных обстоятельствах:
когда человек здоров физически, нацелен на благородные поступки, а также
способен нейтрализовать собственные негативные побуждения по отношению к
окружающим и окружающих по отношению к себе.
Ведущим направлением действий по достижению такого состояния является
приобщение к здоровому образу жизни, который нацелен на физическое и
психическое благополучие. Наиболее важной составляющей здорового образа
жизни являются физическая культура и спорт, которые используют средства и
методы определенной направленности. Для физического воспитания характерна
комплексность в применении средств, к которым помимо физических
упражнений, следует отнести естественные силы природы и гигиенические
факторы.
Физическое упражнение — это двигательное действие, специально
разработанное для решения задач физического воспитания.
Отличие физического упражнения от трудового двигательного действия
состоит в том, что физическое упражнение направлено на себя, на свое
личное физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие
направлено на предмет производственной деятельности.
Использование естественных сил природы как средства физического
воспитания осуществляется по двум направлениям:
• они как сопутствующие факторы создают наи
более благоприятные условия для занятий физиче
скими упражнениям и дополняют и усиливают эф
фективность воздействия движений на организм
человека;
• в качестве относительно самостоятельных
средств оздоровления и закаливания в виде специ-
альных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн, они, включенные в
режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха,
повышают эффект восстановления и создают положительные эмоции.
Одним из главных требований при использовании естественных сил природы
является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими
упражнениями. Их правильное использование позволяет реализовать механизм
переноса эффекта закаливания, т. е. проявить приобретенный эффект
закаливания в учебной, трудовой деятельности; создает возможности для
преодоления больших нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности;
увеличивает сопротивляемость организма к действию радиации, перегрузок,
вибрации, укачивания и пр.; формирует высокие волевые качества.
Обширную группу разнообразных средств представляют собой гигиенические
факторы, условно разделяемые на две подгруппы. В первую подгруппу входят
средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса
физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены, быта, учебы,
труда, питания, отдыха, т. е. условия для полноценных занятий физическими
упражнениями. Вторую группу составляют средства, включаемые в процесс
физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии
с гигиеническими нормами, обеспечение рационального питания, создание
внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистота воздуха,
достаточная освещенность, искусственная аэронизация, исправность инвентаря,
удобство одежды и т. д.) и восстановления после них (баня, душ, массаж и т.
п.).
В процессе физического воспитания применяются разнообразные методы
обучения. Их можно подразделить на три группы: наглядные, словес-
ные и практические. Методы наглядного восприятия заключаются в
демонстрации, показе плакатов, кинограмм, рисунков, предметных пособий
(шарнирных моделей), кинофильмов и видеофильмов. Методы использования
слова — это беседа, задание, команда, объяснение, описание, оценка,
подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго
регламентированные упражнения (разучивание по частям или в целом) и
частично регламентированные упражнения (игры и соревнования). Они
являются основными при обучении двигательным действием.
о. Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и
простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений
(ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.
Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние
сердечно-сосудистой системы, можно рекомендовать выполнение о р-
тостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении
лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в
положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то
это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций
организма в результате перенесенного заболевания либо скрытом ухудшении
самочувствия, связанном с перетренировкой.
Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями;
измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ); антропометрические измерения;
определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним
признакам — окраска кожи, самочувствие, внимание, потливость и дыхание и
т. д.
Билет № 2
1. Общие требования безопасности при проведении
занятий по гимнастике.
2. Какими должны быть тренировочные нагрузки
при выполнении физических упражнений?
0. Самоконтроль с применением функциональной про
бы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
1. К занятиям гимнастикой допускаются школьни
ки, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж
по технике безопасности. Занятия проводятся в за
ле согласно расписанию, утвержденному директо
ром школы. Гимнастический зал открывается за
5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается
только в присутствии преподавателя. Учащиеся
должны быть в спортивной форме установленного
образца. Школьники, опоздавшие к началу, на за
нятия не допускаются. Установка и переноска сна
рядов в зале осуществляется только по указанию
преподавателя. Запрещается выполнение упражне
ний на неисправных или загрязненных спортив
ных снарядах, без страховки, без использования
гимнастических матов, а также имея влажные ла
дони. После занятий все снаряды должны быть пос
тавлены на места в соответствии со схемой их раз
мещения в зале. Выход учащихся из спортивного
зала во время занятий возможет только с разреше
ния преподавателя. Не разрешается заниматься на
спортивных снарядах без преподавателя (инструк
тора, тренера). В спортивном зале должна быть ме
дицинская аптечка с набором необходимых меди
каментов и перевязочных средств для оказания
первой медицинской помощи.
л. Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на
организм занимающихся. При соблюдении определенных условий
нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное
применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым
отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных)
качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями
зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом
понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц),
выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных
упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем
выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях
должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности.
Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком
большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная
физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или
краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка,
нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым
занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно
дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.
В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма
можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.
Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в
течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин.
Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о
нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного
занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара
— как хорошую, 74—89 ударов — как удовлет-
ворительную и более 90 уд./мин — как неудовлетворительную.
Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса
зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и
объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в
пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке.
Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней
интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке,
учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной
нагрузки.
3. Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от
нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют
функциональные пробы сердечнососудистой системы, которые помогают выявить
приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Чаще всего используют
различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например,
60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.). Для
определения общего уровня тренированности функциональные пробы должны
отвечать определенным требованиям. Во-первых, нагрузка должна
соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма. Во-
вторых, пробы должна выявлять приспособляемость организма к физическим
напряжениям. В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых
условиях.
Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий
частота пульса в покое становится реже, а разница между величинами пульса
в положении лежа и стоя постепенно уменьшается. Кроме того, чем более
тренирован организм, тем на меньшую учащается пульс после физической
нагрузки, и через более короткий проме-
жуток времени происходит восстановление пульса до нормального.
Для самоконтроля чаще всего применяется шес-тимоментная функциональная
проба сердечно-сосудистой системы, которая производится в следующей
последовательности:
• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать
пульс в течение 1 мин;
1. спокойно подняться и простоять 1 мин, после
чего подсчитать пульс в течение 1 мин;
2. высчитать разницу между величинами пуль
са в положении стоя и лежа и умножить эту цифру
на 10;
1. сделать 20 глубоких приседаний в течение
40 с. Во время приседаний энергично направлять
руки вперед, а при вставании опускать вниз. После
этого вновь подсчитать пульс в течение первой ми
нуты;
2. подсчитать пульс в течение второй минуты
после нагрузки;
3. подсчитать пульс в течение третьей минуты
после нагрузки.
Оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести
полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень
тренированности. У высокотренированных учащихся этот показатель может
колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных — от
350 до 400 {4 балла); у среднетре-нированных — от 400 до 450 (3 балла); у
плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных или
имеющих отклонения в состоянии здоровья — более 500 (1 балл). Эту
функциональную пробу нужно провести три раза: в сентябре, декабре и мае.
При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет
свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня
тренированности, а его увеличение -об ухудшении самочувствия и снижении
спортивной формы.
Билет № 3
1. Общие требования безопасности при проведении
занятий по легкой атлетике.
2. В чем заключаются признаки утомления и пере
утомления? Меры по их предупреждению.
о. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать,
продемонстрировать и оценить).
1. Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со
стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими
{спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными
движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более
всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно
часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы
сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже
встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того,
при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое
перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так
называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в
результате резкой остановки после интенсивного бега.
Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой,
необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:
1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.
Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических
секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения
посыпать поваренной солью (пес-
ком, золой). Б жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо
смачивать водой.
Перед занятиями необходимо проверять ис
правность инвентаря и оборудования, состояние
площадок.
Бег на стадионе следует проводить только в
направлении против часовой стрелки.
Следить, чтобы в зонах безопасности во время
бега и прыжков не было посторонних предметов и
людей.
В качестве финишной ленточки использовать
только легкорвущиеся ткани и нитки. Использова
ние капроновых, нейлоновых тканей и ниток дол
жно быть исключено.
Бежать на короткие дистанции при группо
вом старте следует только по своей дорожке, а во
время бега исключить резко «стопорящую* оста
новку.
Необходимо тщательно рыхлить песок в
яме — месте приземления, а при прыжках подкла-
дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.
Нельзя выполнять прыжки на неровном и
скользком грунте с приземление на руки.
Нельзя подавать снаряды броском. Перед ме
танием гранат и других предметов необходимо про
верить, нет ли людей в направлении метания. При
метании нельзя стоять справа от метающего (когда
метание выполняется левой рукой — слева) и хо
дить за снарядами без разрешения преподавателя.
Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.
Нельзя пересекать места, на которых прово
дятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.
Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах
занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спор
тивную обувь — шипами вниз.
Запрещается проводить на одной площадке
одновременно занятия несовместимыми видами
спорта (например, футбол и метания, футбол и бег
и т. п.).
2. Утомление обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки
и характеризуется временным снижением работоспособности. Различают
умственное и физическое утомление, но это деление условно. Умственное
утомление проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда,
ослаблении внимания. Физическое утомление характеризуется нарушением
функций мышц: снижением согласованности и ритмичности их работы,
интенсивности и скорости движений. Чрезмерная физическая нагрузка или
недостаточный по времени отдых приводят к переутомлению. Для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|