Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс
| |Совершенствован|Подскоки со штангой на |6 х 65% МТ|ги |
| |ие |пле- | | |
| |Прикидка |чах |1 х 60% МТ|Из виса хватом|
| | | | |рук |
| |Совершенствован|Подъем штанги на грудь |1 х 100% |на ширине плеч|
| |ие |в |МТ | |
| |Совершенствован|стойку |2 х 60% МТ|Выполнять без |
| |ие | | |про- |
| | |Подтягивание на |2 х 50% МТ|гибания в |
| | |перекладине | |поясни- |
| | |Отжимание в упоре лежа | |це и |
| | | | |тазобедренных |
| | |Поднимание туловища из | |суставах |
| | |по- | | |
| | |ложения лежа | |Руки за |
| | | | |головой |
|III |Снижение |Упражнения на |3 — 4 мин |Постепенно |
| |нагрузки |растягивание | |замед- |
| |Самооценка |мышц, расслабление и |1 — 2 мин |ляя темп |
| |резуль- |успо- | | |
| |тативности |коение дыхания | |Заполнить |
| |занятия | | |днев- |
| | |Краткий анализ | |ник |
| | |проведенного | |самоконтроля |
| | |занятия с постановкой | | |
| | |задач | | |
| | |на следующее занятие | | |
Примечание: МТ - - максимальный показатель результатов тестирования,
выполняемого упражнения (максимальный тест).
ческие, наиболее необходимые для определенного вида спорта двигательные
(физические) качества. В большинстве видов спорта широко используются
силовые упражнения специальной направленности, которые формируют
необходимые физические качества. Так, тяжелоатлеты стремятся развить
максимальную силу, которая должна реализоваться в однократном подъеме
штанги максимально возможного веса в рывке и толчке. Представители гиревого
спорта в своих тренировках решают другую задачу: они стремятся развить
силовую выносливость, т. е. добиться выполнения наибольшего числа движений
(рывков и толчков) с гирями постоянного веса (8, 16, 24 или 32 кг). Большой
популярностью у молодежи пользуется атлетическая гимнастика — система
упражнений с различными отягощениями, направленная на формирование
гармоничного телосложения и пропорциональное развитие силы мышц. Трудность
повышения уровня силовой подготовки обусловлена естественными возрастными
изменениями организма 15—18-летних юношей, у которых размеры тела
увеличиваются быстрее, чем растет мышечная масса. Вследствие этого
показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительной —
далее уменьшается. Поэтому в этом возрасте сделать силовую подготовку более
эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий,
используя для этого такие формы физической подготовки, как уроки физической
культуры и внеурочные занятия (см. Примерный план-конспект).
В процессе занятий силовыми упражнениями не следует сидеть, отдыхая между
подходами, а рекомендуется спокойно ходить, потряхивая вовлеченными в
работу мышцами и расслабляя их. Самостоятельно можно тренироваться в любое
время дня, но не раньше чем через 1—1,5 ч после приема пищи и не позднее
чем за 1,5—2 ч до сна.
о. Человек с давних времен пользуется солнцем, свежим воздухом и чистой
водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием закаливающих
процедур улучшается деятельность нервной и дыхательной системы, работа
сердца и сосудов. Медицина не знает пока лучшего профилактического
средства, чем закаливание, которое доступно всем и не требует какой-то
специальной обстановки и сложного оборудования. Приступать к закаливающим
процедурам можно в любое время года. Рассмотрим особенности организации и
проведения закаливающих процедур в весеннее время года. Весенний период,
как и другие времена года, по-своему оказывает определенное воздействие на
человеческий организм. Весной с каждым днем температура воздуха на улице
обычно повышается, правда иногда наблюдается похолодание, но, как правило,
очень ненадолго. Организм за зимний период в большей степени приспособился
к низкой температуре воздуха, а показателем этого может служить сравнение
того, как мы переносим, допустим, температуру +5 "С осенью (просто
замерзаем и одеваемся почти по-зимнему) и весной (нам сравнительно жарко,
и многие уже не одеваются как в осенний период, а стараются одеться по-
летнему). В весенний период лучше всего проводить закаливающие процедуры,
используя ножные контрастные ванны. Это очень эффективное средство
закаливания и профилактики. Процедура проводится следующим образом. В два
сосуда наливают воду, в один горячую {28—40 °С), в другой — воду, имеющую
температуру 28—30 °С. Сначала ноги погружают в горячую воду на 1—1,5 мин,
а затем, не вытирая, в холодную на 8—10 с. В начале курса закаливания
такую смену производят 3—4 раза. Через каждые 8—10 дней температуру
холодной воды снижают на 1—2 "С. Температура горячей воды на протяжении
всего курса закаливания остается постоянной, как и длительность погружения
в
нее. Время нахождения в холодной воде постепенно увеличивается и к концу
курса достигает 30 с. Увеличивается и количество смен холодной и горячей
воды в течение одной процедуры, которое к концу курса доводится до 10—12
раз. При некоторых заболеваниях и состояниях водные процедуры принимать
нельзя, поэтому, прежде чем к ним приступать, необходимо
проконсультироваться у врача.
Билет № 6
1. Общие требования безопасности при проведении
занятий по подвижным и спортивным играм. Рас
сказать на примере одной из игр.
2. С помощью каких физических упражнений можно
успешно развивать такое физическое качество, как
быстрота?
3. Разработать комплекс физических упражнений,
направленный на коррекцию индивидуального фи
зического развития и двигательных возможностей
(лично для себя).
4.
К занятиям
подвижными и
спортивными играми
допускаются
школьники, прошедшие
медицинский контроль
и инструктаж. Они
должны иметь
спортивную форму,
предусмотренную
правилами игры, и
обязаны соблюдать
правила пожарной
безопасности, знать
места расположения
первичных средств
пожаротушения и
порядок действий в
случае эвакуации при
возникновении пожара
или стихийного
бедствия. Занятия
должны проводиться с
учетом возрастно-
половых особенностей
и двигательной
подготовленности
учащихся.
Во время игр
участники могут при
падениях,
столкновениях и
выполнении
индивидуальных
игровых действий
получить различные
травмы. Поэтому
занятие должно быть
обеспечено аптечкой
для оказания первой
медицинской помощи.
Обеспечение мер
безопасности во время
игр достигается
выполнением следующих
основных правил:
1. Занятия должны
проводиться на
спортивных
площадках и в залах
стандартных размеров,
отве
чающих требованиям
правил игры.
2. Перед игрой
участники должны
снять все
украшения (кольца,
браслеты, серьги и
др.). Ногти
у них на руках должны
быть коротко
острижены,
3. а очки закреплены
резинкой и иметь роговую оправу.
3. На занятиях необходимо соблюдать дисцип
лину, строго выполнять требования и указания
судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.
4. Игра должна проводиться на сухой площад
ке. Если она проходит в зале, пол должен быть чис
то вымытым и сухим.
5. Все острые и выступающие предметы, нахо
дящиеся в зале, должны быть заставлены матами
или ограждены.
6. Тренировочные игры должны проходить в со
ответствии с правилами.
7. Занятия должны проводиться под руководст
вом учителя физкультуры (инструктора-обще
ственника, тренера).
. Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно
выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по
технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть
такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития
быстроты основными являются методы повторного, повтори о-прогрессирующего и
переменного выполнения упражнений.
Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:
1. Бег на короткие (20—30 м) дистанции из раз
ных исходных положений (низкий старт, из упора
лежа, из упора присев, спиной к направлению бе
га, из положения «полушпагат» и т. п.); беговые
упражнения на месте и в движении с максималь
ной частотой шагов; прыжки в длину с места, раз
бега, различные многоскоки.
2. Ведение баскетбольного мяча с изменением
направления и скорости движения; перемещение
парами с передачей мяча; нападающий удар в во
лейболе.
3. Прохождение лыжной дистанции на время с
несколькими ускорениями; повторное прохожде
ние отрезков в 50—150 м на скорость; эстафеты;
элементы слалома; спуски с гор.
4. Проплывание отрезков в 10—15 м с макси
мальной скоростью; проплывание отрезков до 25 м
с максимальной скоростью.
При выполнении физических упражнений быстрота складывается из трех
показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо
заранее известный), сигнал времени отдельного движения и частоты (темпа)
движений. Скоростные способности человека относительны. Можно очень
быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если
движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и
медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно,
хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык.
Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнения для
всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не
должна превышать 6—12с.
3. В понятие коррекции входит сумма оздоровительных, общеукрепляющих и
развивающих воздействий специально подобранных систем физических
упражнений, оказывающих влияние на формирование опорно-двигательного
аппарата, помогающих устранению функциональной недостаточности и
повышению уровня физической подготовленности. При коррекции физического
развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления
позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы),
нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая,
асимметричная), плоскостопие и другие недостатки.
В целях коррекции физического развития применяются специальные
корригирующие и обще-развивающие физические упражнения: упражнения для
укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет),
дыхательные упражнения — для улучшения функции дыхания, плавание, подвижные
и спортивные игры, элементы различных видов спорта. При наличии избыточной
массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации
жирового обмена в области живота, бедер и других частей тела. При
выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя,
сидя, лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические
упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
При различных формах сердечно-сосудистой недостаточности применяются
строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег,
плавание, передвижение на лыжах с постоянным медицинским контролем за
состоянием организма.
Коррекция двигательных возможностей осуществляется после определения их
недостаточности. Для этого выполняются различные тесты на быстроту, силу,
выносливость, координацию движений, в результате которых обнаруживаются
качества, отстающие в развитии. Затем подбираются средства физической
тренировки, способствующие усиленному воздействию на эти двигательные
возможности.
Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений для
коррекции индивидуального физического развития и двигательных возможностей
важное значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности,
отдыха и сна.
Существует большое количество комплексов общеразвивающих и корригирующих
физических
упражнений, применяемых для коррекции физического развития. В частности,
для устранения избыточной массы тела может быть предложен следующий
комплекс:
1. Ходьба на месте продолжительностью до
2 мин.
2. И. п. — о. с. Согнуть руки перед грудью и вы
полнять рывки в стороны с одновременным пово
ротом туловища налево и направо.
3. И. п. — о. с. Вытянуть руки вперед (ладоня
ми вниз). Выполнить маховые движения ногами,
поочередно доставая носком левой ноги правую ла
донь и носком правой ноги — левую ладонь.
4. И. п. — стойка, ноги шире плеч, руки вдоль
туловища. Выполнить наклоны туловища вправо и
влево, доставая руками носки ног.
5. Выполнить прыжки с хлопками над головой
50—100 раз.
6. Медленная ходьба в течение 30—40 мин. Ус
коренная ходьба (450—500 м). Бег трусцой (500—
550 м).
7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в тече
ние 10—15 мин.
После занятий следует душ и растереть тело махровым полотенцем.
Приведенный комплекс может быть дополнен посещением бассейна (2 раза в
неделю) и участием в туристских походах в выходные дни.
Билет № 7
1. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.
2.Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго
дыхания*. Как себя вести в подобных ситуациях?
3. Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля? Методика
самоанализа его данных (на личном примере).
1. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований
предусматривают следующее:
— соблюдение возрастных норм начала специ
ализации в спорте и допуска к соревнованиям
(«Настольная книга учителя физической культу
ры», табл. 12. Авт.-сост. Г. И. Погадаев);
- участниками соревнований могут быть только лица, прошедшие
медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не
допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;
1. правила соревнований должны строго соблю
даться всеми участниками;
2. участники допускаются к соревнованию в
спортивной одежде и обуви, соответствующих виду
спорта, сезону и погоде, и обязаны соблюдать пра
вила их ношения;
3. должна быть медицинская аптечка для ока
зания первой помощи пострадавшим;
4. о каждом несчастном случае следует немед
ленно сообщить руководителю соревнований и ад
министрации учреждения;
5. при неисправности инвентаря и оборудова
ния соревнования немедленно прекращаются, и об
этом сообщается руководителю.
В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований
безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится
расследование для принятия конкретного решения.
2. Не все люди находятся в одинаковом психологическом и физическом
состоянии за несколько дней, часов, минут или секунд до начала
выступлений в соревнованиях. В обиходе люди называют этот период
предстартовым состоянием, а среди спортсменов, преподавателей и тренеров
он получил название стартового состояния. Стартовым состоянием называют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|