рефераты скачать

МЕНЮ


Внебюджетные фонды Российской Федерации

государства и передаются в управление ПФР. Последний как представитель

собственника получает право распоряжаться этими деньгами, передавая их

избранным на конкурсной основе управляющим компаниям. Граждане имеют право

выбрать «инвестиционный портфель», а в будущем – и инвестиционную компанию.

Предлагаемый ПФР «портфель» имитирует свободу выбора, но возлагает на

гражданина ответственность за этот выбор. Окончательное решение о переводе

активов в инвестиционную компанию принимает ПФР.

ПФР также не отягощен никакими определенными обязательствами по

выплате пенсий из накопительной части, сказано только, что право на выплаты

из этих денег гражданин получает только по достижении пенсионного возраста.

Небольшой нюанс заключается еще и в том, что размер выплат будет

определяться делением накопленной суммы на число месяцев – так называемый

срок дожития, который будет устанавливаться и изменяться отдельным законом.

В российских условиях передача государственному учреждению фактически

прав собственника пенсионных накоплений может привести к самым печальным

последствиям.

Во-первых, проект допускает продажу активов по цене ниже рыночной

стоимости, а приобретение – выше. Расходы ПФР на собственную деятельность

ничем неограниченны, а определить эффективность его затрат будет

невозможно. Система и размер оплаты услуг управляющей компании и

специализированного депозитария (0,9 и 0,1% средней стоимости чистых

активов вне зависимости от их размеров соответственно) не создают стимулов

для эффективного управления. А вводимая проектом система административного

контроля кажется неэффективной, поскольку это попытка заставить одного

чиновника следить за другим, имеющим доступ к миллиардам долларов.

Во-вторых, предлагаемая система дезорганизует фондовый рынок России,

создавая на нем административную монополию. ПФР от лица собственника

заключает договоры с ограниченным числом управляющих компаний (по словам

замминистра Минэкономразвития Михаила Дмитриева, их будет всего пять-

шесть). Эти компании будут полностью зависеть от ПФР, который обладает

административно-монопольным положением – перезаключает договоры,

манипулирует текущими обязательствами управляющих компаний и т.д.

Пенсионный фонд, получающий право определять голосование по акциям, которые

находятся в управлении этих компаний, имеет возможность манипулировать и

политикой акционерных обществ, и их собственностью. Каждая из подчиненных

ПФР управляющих компаний может иметь до 10% акций одного эмитента.

Руководителю ПФР достаточно передать просьбу в шесть «своих» управляющих

компаний, чтобы получить при голосовании в АО большинство. Принимая же во

внимание огромные и постоянно растущие (согласно пояснительной записке к

проекту – на 1,75% ВВП в год) активы пенсионных накоплений, ясно, что ПФР

превратиться в монополиста на фондовом рынке России уже через несколько лет

сможет контролировать львиную долю этого рынка. А это грозит разрушительным

воздействием на весь фондовый рынок страны и новым переделом

собственности.[4.c54-55]

Тем не менее, анализируя итоги расходов и доходов ПФ РФ нынешнего года

по сравнению с предыдущим, можно сказать, что доходы ПФ РФ увеличились в

1,6 раза, причем поступление страховых взносов (а это основная составляющая

часть доходов фонда) увеличилось на 51,5% при одновременном увеличении и

финансирования из федерального бюджета (возросло также на 51,5% ).[11.]

2.3. Анализ функционирования ФОМС.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при

возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет

накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух

аспектах.

В наиболее широком смысле медицинское страхование представляет собой

систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой

составляет финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана

здоровья граждан финансируется «снизу». Страховые фонды образуются за счет

различных источников финансирования: средств государственного бюджета,

взносов предприятий, предпринимателей и работающих.

В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их

расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения

этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового

договора.

Говоря о системе медицинского страхования, необходимо различать

добровольное и обязательное медицинское страхование, так последнее

является составной частью государственного социального страхования и

обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в

получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет

средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,

соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О

медицинском страховании граждан в Российской Федерации» является частью

государственной политики и системы социального страхования. Основной

программой ОМС является Базовая программа ОМС, которая разрабатывается

Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов

РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа

включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и

восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется

на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного

медицинского страхования.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам

на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами

обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование строится на системе договоров

между субъектами страхования, отражающих права, обязанности и

ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого

защитника своих интересов при получении медицинской помощи.

Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном

договором ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой

медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории РФ

действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого

образца.[6.c.40-42]

Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее

инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и

экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов

реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем,

входящих в систему ОМС, наличие связей различного характера между ними,

влияние подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения

ОМС. Базисом каждой системы ОМС является порядок движения финансовых

средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат

последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового

события.

Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых

средств:

1. движение финансового потока от территориального фонда ОМС через

страховые медицинские организации в медицинские учреждения;

2. финансирование медицинских учреждений осуществляется через

страховые медицинские организации и непосредственно

территориальным фондом. Всеобщность страхования обеспечивается

филиалами территориальных фондов;

3. финансирование медицинских учреждений осуществляется только

территориальным фондом. Функции страховщика выполняют филиалы

территориальных фондов ОМС.

Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом

факторов, в том числе:

. различной степенью готовности территорий к внедрению системы

обязательного медицинского страхования;

. финансовыми возможностями регионов;

. национально-территориальными особенностями регионов;

. политическими аспектами регионов.

В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от

государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к

финансированию через систему обязательного медицинского страхования.

Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне

субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и «

регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не

территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств

территорий, необходимых для реализации программ ОМС.

Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается

в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной

солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.

В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип

остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг

часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском

страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа

финансирования здравоохранения и формирования финансовых ресурсов для

развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и

включения затрат на здравоохранение в себестоимость продукции.

Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных

учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства

здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское

страхование является формой социальной защиты интересов населения,

обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении

медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в

объемах и на условиях соответствующих программ ОМС. Каждый регион

осуществляет переход к обязательному медицинскому страхованию в силу

своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему такого

перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является следующая схема:

В связи с введением обязательного медицинского страхования встала

проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по

ОМС. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую

устойчивость страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан

лишь механизм формирования фонда обязательного медицинского страхования.

Определены плательщики взносов – работодатели, предприниматели без

образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и

граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является

начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу,

работу в выходные и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка

страховых взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в

федеральный фонд и 3,4% остается на местах. Взносы на неработающее

население должны делать местные власти.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-

ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу

расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и

вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в лечебные

учреждения и вызова скорой помощи была изучена на основе пятилетней

статистики и экспертной оценки.

Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной

форме, предназначенную на покрытие риска

Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки

и включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение дел

страховой компании – 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки ОМС не

закладывается.

Превентивные расходы предназначаются для проведения оздоровительных,

физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья,

оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает тарифы на

медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу

при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на

услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются

дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт

оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-

технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник

оборудованы современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических

учреждений находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных

диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много

нерешенных вопросов.

Если проанализировать функционирование фонда медицинского страхования в

целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом поступления в

фонд увеличились на 45,5%, впрочем, увеличились и расходы – на 45,9%

больше, чем в предыдущем году. Что касается структуры расходов ФОМСа, то

здесь основное направление – это субвенции территориальным фондам (81,8% от

общего числа расходов), на втором месте – финансирование целевых программ

ОМС и отдельных мероприятий по здравоохранению (14,6% от всех расходов),

остальные расходы идут на финансирование исполнительной дирекции фонда

(1,2%) и финансирование по созданию и совершенствованию информационной

системы фонда (1,3%). Причем, необходимо отметить, что увеличение расходной

части бюджета пошло в основном на увеличение субвенций территориальным

фондам и финансирования целевых программ (по сравнению с предыдущим годом

увеличились в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]

Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и

перспективы их решения.

3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема

инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не

пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных

пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

Основная претензия к законопроекту об инвестировании пенсионных средств

– недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в

нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные

государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее

доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона

нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны

инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты,

государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства

должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть

государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и

прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено

никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту,

накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем

направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с

высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется

очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для

тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную

систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций,

которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас

практически нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и

инструментов. Поэтому, когда в ходе пенсионной реформы появиться миллиард

долларов, вложить их на территории нашей страны будет просто некуда.

Выдвинутые зам. министром экономического развития Михаилом Дмитриевым

предложения о выводе большей части денег на международный фондовый рынок не

вызвали одобрения в Пенсионном фонде.[5.c.33-34]

К моменту введения в действие пенсионной реформы сумма резервов для

инвестирования составит около 32 млрд. рублей, то есть более 1млрд.

долларов. Сумма немалая, поэтому распорядиться её нужно максимально

эффективно и желательно без рисков. В результате было решено в начале

проведения реформы размещать деньги исключительно внутри страны. В 2002

году все пенсионные деньги будут находиться в распоряжении государства, а

государство, в свою очередь, будет инвестировать их в государственные

ценные бумаги.

Конечно, предполагать, что государственные ценные бумаги преумножат

вложенные в них пенсионные средства, ведь на сегодняшний день многие из

этих ценных бумаг имеют отрицательную реальную (с поправкой на инфляцию)

доходность. А ведь в системе накопительных пенсионных фондов доходность

крайне важна, так как те деньги, которые откладывают сейчас молодые, будут

использоваться как нынешними пенсионерами, так и самими вкладчиками в

будущем.

Доходность вкладов в государственные фонды едва ли сможет превысить

15%, инфляция же в стране гораздо выше. Получается, что никакой прибыли от

размещения пенсионных денег не получится. Пенсионные деньги реально

работать не будут и просто съедятся инфляцией.

Например, первые 3 млрд. долларов уже инвестированы в гос.облигации ОФЗ

14-ой и 15-ой серии, средняя доходность которых составляет17,28% годовых.

Так как ПФР должен будет выплатить с инвестиционного дохода налог на

прибыль, то доходность составит около 15%. А ведь смысл инвестирования как

раз в том, чтобы капитал, сформированный из части пенсионных взносов,

прирастал и каждый потенциальный пенсионер видел бы, как это происходит

конкретно с его счетом.

К тому же непонятно, какие гос.бумаги будут в этом задействованы и есть

ли вероятность того, что Минфин направит пенсионные деньги на погашение

внешних долгов.

Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений

можно представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор,

требующий долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных

средств. Это ипотека, о необходимости которой разговоры идут уже много лет.

Сегодня уже сформирован потенциал спроса на эти услуги, отработаны

практические механизмы ипотечных операций, сформирована законодательная

база этой деятельности. Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми

и являются пенсионные накопления.

Существует информация, что негосударственные пенсионные фонды планируют

вкладывать средства пенсионных накоплений в недвижимость (не в прямую, а в

виде ипотеки), в виде предоставления жилищных кредитов. Существует мнение,

что в этом случае можно уменьшить размер платежа по ипотечному кредиту с

15 до 8-10%. Однако позволит ли это негосударственным пенсионным фондам

государство это ещё большой вопрос.

Беспокоит и то, что на именные пенсионные карточки реальные накопленные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.