рефераты скачать

МЕНЮ


Внебюджетные фонды Российской Федерации

отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий

орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в

республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и

административно-территориальных образованиях. На местах (в городах,

районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают

организационную работу по сбору взносов на социальное страхование,

финансирование органов социального обеспечения, региональных программ

социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство

труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры

пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки

(обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

Т.о., система пенсионного обеспечения представляет собой

технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, — от назначения до

выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ — банк —

управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской)

орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Разобщенность и

многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным

потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления

пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны

финансироваться из других источников.

В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции

пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что

признается многими экономистами.

В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и

др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и

выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает

(и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской

области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ

сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за

2—3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику.

Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании

объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2

раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:

1) повышения точности заявок на финансирование выплаты пенсий;

2) сокращения времени прохождения средств к пенсионерам после

ликвидации промежуточных звеньев на их пути;

3) сокращения суммы оборотных средств;

4) контроля за достоверностью сведений, представляемых при назначении

пенсий;

5) сокращения нецелевых расходов пенсионных средств.

Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены

очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура

контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку

правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и

доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств,

проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам.

Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату

пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.

Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему

аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе

социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным

расходованием средств социального страхования и является самостоятельным

государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется

Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются

Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в

оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за

подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются

федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих

уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются:

. обеспечение гарантированных государством пособий;

. участие в разработке и реализации государственных программ охраны

здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

. осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том

числе создание резерва;

. частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и

оздоровительных лагерей для детей;

. разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ

предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное

социальное страхование;

Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и

граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также

осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на

обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от

общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных

средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады

в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а

также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов

физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое

финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального

страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в

региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС

образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы.

Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем,

возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий.

Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным

законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении

после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения

Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части

функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо

смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал

наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного

управления.

Средства для государственного социального страхования хранятся на

текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых

в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального

страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам

отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по

содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие

перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по

расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются

ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты

страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с

Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием

этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Фонд обязательного медицинского страхования.

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения

стабильности государственной системы обязательного медицинского

страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей

на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного

медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды

обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие

финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании,

учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые

компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на

обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать

договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи

застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать

страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного

социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности

в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств

обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе

обязательного медицинского страхования являются:

- обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском

страховании граждан РФ";

- обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой

политики;

- обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и

финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

- осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных

фонда по обеспечению финансирования программ обязательного

медицинского страхования;

- проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного

медицинского страхования;

- вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на

обязательное медицинское страхование;

- осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах

системы обязательного медицинского страхования;

- участвует в создании территориальных фондов обязательного

медицинского страхования;

- осуществляет контроль над использованием финансовых средств

системы;

- аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области

финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным

использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского

страхования осуществляют следующие основные функции:

- аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

- осуществляют финансирование обязательного медицинского

обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

- проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы

обязательного медицинского страхования;

- выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на

проведение обязательного медицинского страхования;

- совместно с органами государственной налоговой службы РФ

осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в

территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным

использованием поступивших финансовых средств;

- согласовывают совместно с органами исполнительной власти,

профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости

медицинской помощи, территориальную программу обязательного

медицинского страхования населения, вносят предложения о

финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах

на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому

страхованию. Финансовые средства Федерального и территориального

фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

- часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов

независимо от форм собственности на обязательное медицинское

страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

- взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

- ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских

программ обязательного медицинского страхования;

- добровольные взносы;

- доходы от использования временно свободных финансовых средств;

- нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и

территориальных фондов

- средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в

соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование

неработающего населения.[14.]

Глава 2. Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ.

2.1. Сущность, проблемы и перспективы развития ЕСН.

Одной из важных проблем на протяжении ряда последних лет - особенно

после введения в 1999 г. в действие части первой Налогового кодекса - была

проблема правового статуса отчислений в государственные социальные

внебюджетные фонды. Эта проблема неоднократно обсуждалась на самом высоком

уровне и дважды Конституционный Суд РФ в своих постановлениях подчеркивал,

что, несмотря на определенную специфику этих платежей, они имеют налоговую

природу. Однако эти платежи не были поименованы в Законе РФ «Об основах

налоговой системы в РФ» и, следовательно, не подпадали под категорию

законно установленных налогов, что позволяло на основании положений

Конституции РФ ставить под сомнение необходимость их уплаты.

Конечно, решение о признании платежей во внебюджетные фонды незаконными

налогами было бы не только правовым решением, но и необычайно важным по

своим политическим и экономическим последствиям событием, сравнимым с

катастрофой, поскольку, будучи принятым, оно немедленно разрушило бы

пенсионную систему и систему социального страхования, поставило бы под

угрозу существование миллионов пенсионеров и государства. В этих условиях в

связи с введением в действие части первой Налогового кодекса совместные

пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приняли

специальное решение, определив при этом, что эти платежи не относятся к

налогам на том основании, что обязанность по их уплате установлена не

Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а специальными актами

законодательства.

Другая группа проблем состояла в том, что существовавшие независимо

друг от друга налоговая система и система платежей в государственные

социальные внебюджетные фонды приводили к неэффективному расходованию

государственных средств, дублированию функций разных органов и

дополнительным сложностям в выполнении требований налогового

законодательства. Эти проблемы являлись следствием того, что Пенсионный

фонд РФ и другие социальные фонды объективно не могли создать столь же

эффективную систему налогового администрирования и организовать такую же

систему налогового контроля, какие были созданы МНС, хотя контролируемыми

плательщиками взносов в государственные внебюджетные фонды имели тех же

лиц, которые в качестве налогоплательщиков подлежали контролю со стороны

налоговых органов. Неудивительно, что даже число организаций, состоящих на

учете в налоговых органах, существенно отличалось от числа организаций,

состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.

В то же время органы внебюджетных социальных фондов, в соответствии с

частью первой Налогового кодекса, были признаны полноценными участниками

налоговых правоотношений и были наделены практически всеми правами

налоговых органов, включая право проводить налоговые проверки, предъявлять

требования об уплате налогов (взносов), осуществлять списание средств с

банковских счетов организаций и реализовывать другие полномочия налоговых

органов. Из всех полномочий налоговых органов органы социальных

внебюджетных фондов не были наделены только правами приостанавливать

операции по банковским счетам налогоплательщиков и арестовывать имущество

налогоплательщика.

Такое положение приводило к тому, что к одному и тому же

налогоплательщику с проверками независимо друг от друга могли приходить

представители налоговых органов, а также проверяющие от четырех социальных

фондов. При этом каждая команда контролеров могла проверять

налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов или

взносов, которые относились непосредственно к их компетенции. Таким

образом, контролируя при проведении налоговой проверки организации

правильность уплаты подоходного налога (в отношении которого организация

выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов не могли

проверить начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, имеющих сходную

налоговую базу.

Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства

и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей

(взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно

усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному

налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности.

Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных

административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки

уплаты этих налогов и сборов.

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для

финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию,

связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением

страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех

страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России

(ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении

механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать

функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-

за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался

открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и

Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января

2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй

Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд

социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.