рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность и виды финансовых операций используемых при осуществлении финансовой деятельности предприятий и организаций

напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии.

Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых

дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали

пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в

аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других

спиртных напитков. И все-таки огромный толчок в развитии именно

коммерческих систем франчайзинга произошел на другом континенте - в США,

где франчайзинг после Гражданской войны использовался американской

компанией по производству швейных машин "Зингер". Домохозяйки неохотно

приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных

продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда

владелец компании стал продавать право на продажу и обслуживание швейных

машин компании на определенной территории независимым продавцам. Причем

последние платили за машину 60$, а продавали ее за 125$. Хотя данная

система и перестала действовать до конца века, многие люди благодаря ей

стали богатыми, а передовые предприниматели уяснили еще один способ

повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта.

Наиболее быстро франчайзинг развивался в США в 50-60-е годы в юридической

обстановке политики невмешательства, соответствующей нынешнему состоянию в

законодательстве России. Этому помогло также принятие в США закона о

товарном знаке, т.к. приобретая право на использование товарного знака

известного производителя франчайзи сразу приобретал его репутацию. Услуги,

товары повседневного спроса, закусочные быстрого обслуживания стали основой

бизнеса многих фирм, работающих по системе франчайзинга. Первая российская

франчайзинговая фирма возникла в 1990 году в Тольятти. Непосредственно

франчайзингом “Дока” занялась с 1993 г., став членом международной

франчайзинговой ассоциации. Сейчас уже успешно действуют также

франчайзинговые сети российских фирм, как "Русское бистро", "Русская

трапеза" и "Золотой цыпленок" (быстрое питание); "Синий кристалл"

(прачечные); "Хлебное дело"; "Партнер" (детское питание); "1 С"

(программные продукты); "Модный трикотаж" (розничная торговля).

Формы и виды франчайзинга

Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг

подразделяется на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный,

деловой. По формам можно выделить региональный франчайзинг и

субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для

построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой

находится под его контролем;

Товарный франчайзинг. «Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг

были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные

машинки) и General Motors Corp». Данный вид франчайзинга представляет собой

передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой

франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории.

Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной

территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.

Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется

закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от

реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить

конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая

специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и

получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща

относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет

однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не

только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за

франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между

различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями

между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к

товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг

франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;

Промышленный франчайзинг - представляет собой передачу прав на

производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с

использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья

или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко

представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).

«Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной

собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России

(Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт-

Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь),

по которому наряду с правом использования фирменного наименования

российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7

промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены,

около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое «ноу-

хау»»;

Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только

товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и

апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга

(“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката

и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и

населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства

действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его

правилами планирования и организации управления, соблюдать технические

требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в

программах обучения и развития производства, целиком отвечать за

экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга

предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи,

постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и

высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в

некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым

франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мороженого

“Баскин-Роббинс”);

Региональный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при

которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание

франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным

количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не

имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или

филиалами франзайзи;

Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой

франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда

исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу

франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться,

что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой

единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной

франшизой”.

3 Хеджирование

Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска,

связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого,

связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.

В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый

актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству.

Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные

изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков

компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

Приведем несколько примеров:

1. Производитель бензина покупает нефть и планирует продать произведенный

из нее бензин через 3 месяца. Однако, он опасается, что за это время цены

на нефть (а вместе с ними, и цены на бензин) снизятся, что приведет к

недополучению им прибыли, а, возможно, и к убыткам. Чтобы снизить риск,

он заключает форвардный контракт на поставку бензина со сроком исполнения

через 3 месяца.

2. В предыдущем примере производитель бензина застраховал себя от снижения

цен на нефть, однако, вместе с тем, лишился возможности получить

дополнительную прибыль от возможного их повышения. Вместо продажи

форвардного контракта он мог приобрести опцион типа "пут" на фьючерсный

контракт на бензин со сроком исполнения через 3 месяца (или немногим

больше). Опцион этого типа дает его обладателю право продать товар по

заранее оговоренной цене или отказаться от сделки. Затратив некоторые

средства сегодня, производитель бензина фиксировал минимальную цену

поставки, сохранив возможность продать бензин дороже, если рыночная

конъюнктура сложится для него благоприятно.

3. Европейская фирма планирует взять через 6 месяцев долларовый кредит в

банке сроком на 3 месяца по ставке LIBOR+3%. Чтобы снизить риск

увеличения стоимости его обслуживании при повышении процентных ставок,

она продает на бирже CME фьючерс на трехмесячный евродолларовый депозит

со сроком исполнения через 6 месяцев (фьючерсная цена, в данном случае,

определяется как 100% - ставка по депозиту, поэтому с ростом процентных

ставок прибыльной является "короткая" позиция на срочном рынке, т.е.,

продажа).

4. Инвестор в США включает в консервативную часть своего портфеля 30-летние

облигации Казначейства США с фиксированным купонным доходом. Для того,

чтобы защитить реальные доходы по этим облигаций от влияния инфляции, он

включает в портфель облигации с фиксированным процентным доходом по

купонам и номиналом, индексируемым на текущий уровень инфляции (индекс

потребительских цен CPI-U).

5. Японская фирма поставляет товар в США и получает оплату за него в

долларах, которые затем конвертирует в йены. Для хеджирования риска роста

курса йены к доллару, фирма покупает фьючерс JPY/USD).

6. 25% местных налогов штата Техас поступает от нефтедобывающих и

нефтеперерабатывающих компаний. При падении мировых цен на нефть

поступление налогов сокращается. Для того, чтобы стабилизировать будущие

денежные потоки, администрация штата разработала программу хеджирования

будущей цены продажи нефти (это реальный пример).

Как видно из приведенных примеров, хеджирование может применяться как

для снижения риска потерь, связанных с изменением как цен на товары, так и

других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В

дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию

товарных позиций.

Источники ценового риска

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не

хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому

риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:

1. Цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не

являются постоянными.

2. Компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные

материалы (услуги).

3. Компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию,

сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).

Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с возможным

изменениям цен:

1. Нереализованные запасы готовой продукции.

2. Непроизведенная продукция или будущий урожай.

3. Заключенные форвардные контракты.

Основные инструменты хеджирования

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить,

что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде

всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты

используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер

заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением

цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на

благоприятный исход.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты

хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь,

форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются

напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например,

дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на

них. Торговля этими инструментами производится на специализированных

торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то,

что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата

биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих

обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность

их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь,

нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также

продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и

внебиржевых инструментов хеджирования:

Внебиржевые инструменты:

Достоинства

в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип

товара, размер партии и условия поставки

Недостатки

низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как

правило, со значительными материальными издержками

относительно высокие накладные расходы

существенные ограничения на минимальный размер партии

сложности поиска контрагента;

в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает

риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты:

Достоинства

высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в

любой момент)

высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная

палата биржи

сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки

доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве

бирж может вестись из любой точки планеты

Недостатки

весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок

поставки

Стратегии хеджирования

Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов

хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены

"спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность

возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным.

Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с

помощью хеджирования.

Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж

продавца.

Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует

купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с

возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены

приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного

контракта, покупка опциона типа "колл" или продажа опциона типа "пут".

Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при

необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены

товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного

контракта, покупка опциона типа "пут" или продажа опциона типа "колл".

Что дает хеджирование

Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные

трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и

реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного

развития очень велика:

Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками

сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и

обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и

обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате

уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством.

Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и

затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает

управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых

компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися

центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая

стоимость использования средств и стабилизируя доходы.

Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет

обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов

или заключать долгосрочные форвардные контракты.

Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки

учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится

к контрактам на поставку готовой продукции.

Еще раз отметим - хеджирование не ставит своей непосредственной задачей

повышение прибыли; источником прибыли является основная производственная

деятельность.

Примеры хеджирования

1. ЗАО "ЛУКойл-Пермь". Толчком к осуществлению хеджирования для компании

стало падение цен на сырую нефть во втором квартале 1996 года с 22 до

18 долларов за баррель с одной стороны, и кризис сбыта нефтепродуктов

на внутреннем рынке с другой. Первым опытом проведения хеджирования

стала продажа 15 января 1997 года 30 контрактов на мазут (Heating Oil)

на NYMEX, этим было захеджировано 10 % экспорта нефтепродуктов. Так как

существует значительная разница во времени торгов на IPE и NYMEX (5

часов), компания перенесла торговлю в Лондон. Одновременно с этим

началось хеджирование поставок сырой нефти. За период с января по июль

1997 года было проведено 7 сделок с фьючерсными контрактами на IPE и

NYMEX. Объем торгов составил 180 контрактов на мазут, что

приблизительно равно 20 000 тонн, и 300 контрактов на нефть - 39 484

тонны. По итогам всего периода, от операций с фьючерсами была получена

вариационная маржа в размере 115645 долларов США, что покрыло убыток на

спот-рынке. Средняя продолжительность одной сделки (разница между

открытием и закрытием позиции) - 8 дней. Суммарная продолжительность

всех сделок - 56 дней, или 28% от полного периода поддержания счета

(197 дней). Объемы торгов, конечно, трудно сопоставить с объемами

экспорта компании. Но этот опыт был первым, и он, похоже, удался.

2. Другим примером хеджирования может служить опыт штата Техас. После

падения цен на нефть в 1986 с 35 долларов за баррель до 11 долларов

сложилась ситуация при которой казна штата, на четверть зависящая от

поступлений в виде пошлин на нефть, оказалась практически пустой, так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.