рефераты скачать

МЕНЮ


Состояние и пути совершенствования финансового менеджмента организации

снижению степени риска, либо к уменьшению его отрицательных последствий.

Все риски поддаются количественной оценке. Эта оценка должна быть

разносторонней. Особенности разных видов рисков предполагают неодинаковые

подходы к их количественной оценке. Но во всех случаях риск является

вероятностной категорией, поэтому его количественное измерение не может

быть однозначным и предопределенным.

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен сырья и

энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену

реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли; также

действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса

постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости

предприятия – все это вместе взятое определяет предпринимательский риск.

Это риск, связанный с конкретным бизнесом, с возможным недостатком средств

для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников

средств.

Предпринимательский риск зависит от уровня постоянных затрат: чем

постоянные затраты больше, тем выше предпринимательский риск.

2. Неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при

колебаниях рентабельности активов), а также действие финансового левереджа

определяет финансовый риск.

Финансовый и предпринимательский риски связаны друг с другом, значит,

имеют нечто общее и операционный и финансовый рычаги.

Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат

эксплуатации инвестиций, а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли

предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и

величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание

процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага увеличивает

постоянные затраты и влияет на повышение операционного рычага, т.е.

увеличивается не только финансовый, но и предпринимательский риск.

Чем больше сила воздействия операционного рычага (или чем больше

постоянные затраты), тем более чувствителен нетто-результат эксплуатации

инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше

уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль

на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Уофр=ОР(ФР,

где Уофр – уровень сопряженного эффекта операционного и финансового

рычагов;

ОР – сила воздействия операционного рычага;

ФР – сила воздействия финансового рычага.

Результаты вычислений по этой формуле указывают на уровень совокупного

риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос: на сколько

процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж

(выручки от реализации) на один процент.

Концепция сопряженного эффекта дает также возможность оценить чистую

прибыль на акцию при изменении выручки от реализации.

Сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом

может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и

финансовый риски взаимно умножаются, увеличивая неблагоприятный эффект.

Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с

предприятием, сводится в основном к выбору одного из трех вариантов:

1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой

силой воздействия операционного левереджа.

2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным

операционным левереджем.

3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов –

достижение этого варианта оказывается наиболее трудным.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Динамика базовых показателей финансового менеджмента

В теории финансового менеджмента выделяют четыре основных показателя,

широко используемых в анализе: добавленную стоимость (ДС), брутто-результат

эксплуатации инвестиций (БРЭИ), нетто-результат эксплуатации инвестиций

(НРЭИ) и экономическую рентабельность (ЭР).

Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности

предприятия и о его вкладе в создание национального богатства и

определяется как стоимость продукции, произведённой предприятием за

анализируемый период (включая увеличение запасов готовой продукции и

незавершённое производство), за вычетом стоимости потреблённых материальных

средств производства и услуг других организаций.

ЗАО "Хольстер" расширяло свою деятельность, показатель добавленной

стоимости за 1997-1999 гг. увеличивается с 10361167 до 15388033 р. (табл.

3.1.1), т.е. за два года составляет 50%.

Таблица 3.1.1. Расчет добавленной стоимости (р.)

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Выручка |19064600|23868860|28173790|

|2. Готовая продукция (ГП) |9661 |276393 |178271 |

|3. Незавершенное производство (НП) |- |- |- |

|4. Материальные затраты на производство |8708263 |11084013|12874892|

|5. Материальные затраты в ГП[1] |4831 |138197 |89136 |

|6. Материальные затраты в НП[2] |- |- |- |

|7. Добавленная стоимость |10361167|12923043|15388033|

|(1)+(2)+(3)-(4)-(5)-(6) | | | |

Следующим фундаментальным показателем финансового менеджмента является

брутто-результат эксплуатации инвестиций. БРЭИ используется как один из

основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности. По

экономической природе БРЭИ представляет собой прибыль до вычета

амортизационных отчислений, финансовых издержек по заёмным средствам и

налога на прибыль. Величина БРЭИ является первейшим показателем

достаточности средств на покрытие всех этих расходов (потенциал

предприятия).

Удельный вес БРЭИ в добавленной стоимости является показателем

эффективности управления предприятием и ориентиром уровня его потенциальной

рентабельности.

БРЭИ получается вычитанием из добавленной стоимости расходов на оплату

труда и отчислений на социальные нужды (табл. 3.1.2).

Таблица 3.1.2. Расчет брутто-результата эксплуатации инвестиций (БРЭИ)

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Добавленная стоимость, р. |10361167|12923043|15388033|

|2. Расходы на оплату труда[3], р. |4113900 |5631400 |6777100 |

|3. Отчисления в социальные фонды, р. |1583852 |2168089 |2609184 |

|(2)·38,5/100 | | | |

|4. БРЭИ, р. (1)-(2)-(3) |4663514 |5123554 |6001749 |

|5. Доля БРЭИ в ДС, % (4): (1)·100 |45 |40 |39 |

В ЗАО "Хольстер" наблюдается увеличение брутто-результата эксплуатации

инвестиций, однако темп роста БРЭИ отстает от темпа роста ДС. Об этом

говорит снижение доли БРЭИ в добавленной стоимости.

Если из показателя БРЭИ вычесть затраты на восстановление основных

фондов, то получим важнейший показатель, широко используемый в анализе, -

нетто-результат эксплуатации инвестиций. НРЭИ представляет собой прибыль до

уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль. На практике НРЭИ вычисляют

путём сложения величины балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых

на себестоимость продукции (табл. 3.1.3). Такой способ позволяет избежать

двойного счета процентов, так как часть процентов, уплачиваемых из чистой

прибыли, содержится в прибыли.

Таблица 3.1.3. Расчет нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ)

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Балансовая прибыль, р. |1291990 |856480 |1096390 |

|2. Средняя расчетная ставка процента за |16 |16 |16 |

|кредиты, % | | | |

|3. Кредиты и займы, р. |1270000 |1389843 |1807185 |

|4. Сумма процентов, р. (3)*((2):100) |203200 |222375 |289150 |

|5. НРЭИ, р. (1)+(4) |1495190 |1078855 |1385540 |

Изменение базовых показателей финансового менеджмента показано на рис.

3.1.1.

Рис. 3.1.1. Динамика основных показателей финансового менеджмента

К основным показателям финансового менеджмента относят также

экономическую рентабельность активов. В основе расчёта данного показателя

лежит следующая формула:

[pic]

Экономический смысл показателя экономической рентабельности заключается

в следующем: его значение показывает размер отдачи на вложенный капитал в

относительном выражении (табл. 3.1.4).

Таблица 3.1.4. Расчёт экономической рентабельности ЗАО "Хольстер"

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. НРЭИ, р. |1495190 |1078855 |1385540 |

|2. Актив, р. |7602572 |11143835 |13245908 |

|3. ЭР, % (1)/(2)(100 |19,67 |9,68 |10,46 |

Наибольшее значение ЭР было в 1997 г. и составляло 20%, в 1998 г. ЭР

снизилась больше чем в два раза, однако в 1999 г. наблюдается рост ЭР на

0,8%. Выявить причины изменения ЭР можно с помощью наглядного и

эффективного инструмента – факторного анализа рентабельности, предложенного

корпорацией DuPont.

Чтобы использовать формулу Дюпона, необходимо рассчитать ещё один

показатель – оборот предприятия. Последний складывается из выручки от

реализации и внереализационных доходов (табл. 3.1.5).

Таблица 3.1.5. Расчет оборота

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Выручка |19064600|23868860|28173790|

|2. Внереализационные доходы |200000 |258000 |418230 |

|3. Оборот (1)+(2) |19264600|24126860|28592020|

Модель Дюпона выглядит следующим образом:

[pic],

где КМ – коммерческая маржа или рентабельность продаж;

КТ – коэффициент трансформации или показатель оборачиваемости активов.

Факторный анализ рентабельности для ЗАО "Хольстер" осуществлён в табл.

3.1.6.

Таблица 3.1.6. Анализ экономической рентабельности по модели Дюпона

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. НРЭИ, р. |1495190 |1078855 |1385540 |

|2. Оборот, р. |19264600 |24126860 |28592020 |

|3. Актив, р. |7602572 |11143835 |13245908 |

|4. КМ, % (1): (2)(100 |7,76 |4,47 |4,85 |

|5. КТ (2): (3) |2,53 |2,17 |2,16 |

|6. ЭР, % (4)((5) |19,67 |9,68 |10,46 |

Таким образом, на снижение ЭР в 1998 г. оказало влияние уменьшение

рентабельности продаж и замедление оборачиваемости активов. Увеличение

экономической рентабельности в 1999 г. обусловлено лишь небольшим

увеличением коммерческой маржи.

3.2. Анализ уровня операционного левереджа

Для проведения оценки уровня операционного левереджа воспользуемся

методом определения порога рентабельности (табл. 3.2.1, 3.2.2).

Порог рентабельности – это минимальный объем реализации, при котором

данный бизнес окупает вложенные в него затраты. Если объем реализации ниже

порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает

прибыль.

Таблица 3.2.1. Вспомогательная таблица для расчета порога рентабельности

для ЗАО "Хольстер" за 1997-1999гг.

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Выручка, р. |19064600|23868860|28173790|

|2. Переменные затраты, р. |15833100|20152850|23408860|

|3. Валовая маржа | | | |

|3.1. Валовая маржа, р. (1)-(2) |2317151 |3716010 |4764930 |

|3.2. Доля валовой маржи в выручке |0,1695 |0,1557 |0,1691 |

|(3.1): (1) | | | |

|4. Постоянные затраты, р. |1939510 |2859530 |3668540 |

|5. Прибыль, р. |1291990 |856480 |1096390 |

|6. Порог рентабельности, р. (4): (3.2) |11442537|18365639|21691122|

Таблица 3.2.2. Вспомогательная таблица для расчета порога рентабельности

для ЗАО "Хольстер" по изделиям за 1999г.

|Показатели |Ремни |Чехлы |Папки |

|1. Выручка, р. |6245818 |7841130 |14086900|

|2. Переменные затраты, р. |3928667 |4931916 |8860100 |

|3. Валовая маржа, р. (1)-(2) |2317151 |2909214 |5226800 |

|4. Доля валовой маржи в выручке (3): (1)|0,371 |0,371 |0,371 |

|5. Постоянные затраты, р. |807079 |1027191 |1834270 |

|6. Прибыль, р. |2424421 |2688819 |2930660 |

|7. Порог рентабельности, р. (5): (4) |2175415 |2768709 |4944124 |

|8. Порог рентабельности, шт. |10714 |2331 |3510 |

Не представляют трудности и графические способы определения порога

рентабельности. Первый из этих способов основан на равенстве валовой маржи

и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от

реализации (см. рис. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.3.). Второй графический способ

определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и

суммарных затрат при достижении порога рентабельности (см. рис. 3.2.4.,

3.2.5., 3.2.6.). Результатом будет пороговое значение физического объёма

производства.

Графический способ №1

Рис. 3.2.1. Определение порога рентабельности за 1997 год

Рис. 3.2.2. Определение порога рентабельности за 1998 год

Рис. 3.2.3. Определение порога рентабельности за 1999 год

Графический способ №2

Рис. 3.2.4. Определение порога рентабельности по изделию "ремни" за 1999г.

Рис. 3.2.5. Определение порога рентабельности по изделию "чехлы" за 1999г.

Рис. 3.2.6. Определение порога рентабельности по изделию "папки" за 1999г.

За рассматриваемый период предприятие преодолело порог рентабельности и

получило прибыль. Такова методика определения порога рентабельности по

каждому виду продукции, рекомендованная Е.С. Стояновой.

Определим теперь уровень операционного левереджа и запас финансовой

прочности (табл. 3.2.3, 3.2.4) по методике Е.С. Стояновой.

Таблица 3.2.3. Расчета уровня операционного левереджа для ЗАО "Хольстер" за

1997-1999гг.

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|1. Выручка, р. |19064600|23868860|28173790|

|2. Валовая маржа, р. |2317151 |3716010 |4764930 |

|3. Прибыль, р. |1291990 |856480 |1096390 |

|4. Порог рентабельности, р. |11442537|18365639|21691122|

|5. Уровень операционного левереджа (2): |2,5012 |4,3387 |4,3460 |

|(3) | | | |

|6. Запас финансовой прочности (ЗФП) | | | |

|6.1. ЗФП, р. (1)-(4) |7622063 |5503221 |6482668 |

|6.2. ЗФП, в % к выручке (6.1): (1)(100 |39,98 |23,06 |23,01 |

Наибольшая чувствительность предприятия к изменению объёма производства

наблюдалась в 1999 году – при изменении объёма продаж на 1%, прибыль

изменяется на 4,77%. Данная зависимость сохраняется как при увеличении, так

и при уменьшении объёма продаж.

Предприятие может выдерживать снижение выручки от реализации на почти

40% в 1997 г., на 23% в 1998 и 1999 гг. без ухудшения своего финансового

состояния, то есть у предприятия достаточный запас финансовой прочности.

Таблица 3.2.4. Расчета операционного левереджа для ЗАО "Хольстер" по

изделиям за 1999г.

|Показатели |Ремни |Чехлы |Папки |

|1. Выручка, р. |6245818 |7841130 |14086900|

|2. Переменные затраты, р. |3928667 |4931916 |8860100 |

|3. Валовая маржа, р. (1)-(2) |2317151 |2909214 |5226800 |

|4. Доля валовой маржи в выручке (3): (1)|0,371 |0,371 |0,371 |

|5. Постоянные затраты, р. |807079 |1027191 |1834270 |

|6. Прибыль, р. |2424421 |2688819 |2930660 |

|7. Порог рентабельности, р. (5): (4) |2175415 |2768709 |4944124 |

|8. Порог рентабельности, шт. |10714 |2331 |3510 |

|9. Уровень операционного левереджа (3): |1,33 |1,38 |1,63 |

|(6) | | | |

|10. Запас финансовой прочности, р. (1)- |4070403 |5072421 |9142776 |

|(7) | | | |

|11. Запас финансовой прочности, шт. |20046 |4269 |6490 |

|(12)-(8) | | | |

|12. Объем реализации, шт. |30760 |6600 |10000 |

В 1999 г. наиболее высокий уровень операционного левереджа у товара

"папки", т.е. увеличение объема реализации этого изделия на 1% приведет к

увеличению прибыли на 1,63%. Запас финансовой прочности по изделиям

достаточно высок и составляет в среднем 35%.

Теперь рассчитаем уровень операционного левереджа по методике М.Н.

Крейниной (табл. 3.2.5) за 1999 г.

Таблица 3.2.5. Расчета уровня операционного левереджа для ЗАО "Хольстер"

|Показатели |Ед. |Варианты |

| |изм.| |

| | |1 |2 |3 |

|1. Выручка |р. |28173790|28173790|28173790|

|2. Переменные затраты |р. |23408860|23408860|23408860|

|3. Постоянные затраты |р. |3668540 |3668540 |3668540 |

|4. Прибыль |р. |1096390 |1096390 |1096390 |

|5. Снижение выручки от реализации, в |% |25 |25 |25 |

|т.ч. | | | | |

|5.1. за счет снижения цен |% |10 |+5 |30 |

|5.2. за счет снижения объема продаж |% |15 |30 |+5 |

|6. Операционный левередж: | | | | |

|6.1. при снижении цен (1) / (4) | |25,7 |25,7 |25,7 |

|6.2. при снижении объема продаж | |4,346 |4,346 |4,346 |

|((1)-(2))/(4) | | | | |

|7. Операционный левередж | |11,464 |0,125 |749,27 |

|[(6.1)·(5.1)+(6.2)·(5.2)]/(5) | | | | |

Примечание. 1. Знак "+" в строках 5.1 и 5.2 означает, что произошел

рост, а не снижение фактора, однако другой фактор снизился в большей

степени, перекрыл этот рост и привел к снижению выручки от реализации.

2. Для варианта 2 формула в стр. 7 принимает вид [(6.2)·(5.2)-

(6.1)·(5.1)]/(5); для варианта 3 - [(6.1)·(5.1)-(6.2)·(5.2)]/(5).

В вариантах 2 и 3 взяты особые условия: уменьшение выручки от

реализации происходит за счет снижения натурального объема продаж при

одновременном повышении цен, частично компенсирующем сокращение

натурального объема (вариант 2). Или при резком снижении цен рост объема

продаж частично компенсирует этот фактор, и выручка от реализации снижается

в меньшей степени, чем цены (вариант 3). Такие ситуации реальны, так как

само по себе снижение цен может вызвать рост спроса на продукцию

предприятия, и наоборот.

Уровень риска в варианте 3 во много раз выше, чем в варианте 2. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.