рефераты скачать

МЕНЮ


Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной

комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая

правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,

должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на

основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить

приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционный климат в России зависит также от инвестиционного климата,

создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах

идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций,

устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная

инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность

иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на

местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и

иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно-

практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных

инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и

конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес

федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов,

направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей

работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться

внимание также таким вопросам, как:

. развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных

инвесторов;

. маркетинг инвестиционных программ и проектов;

. развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих

услуги

. потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;

. формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка

справочных

. материалов об условиях инвестирования;

. выпуск специальных информационных изданий;

. формирование положительного образа России как страны, принимающей

. иностранные инвестиции;

. проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными

предпринимателями.

Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных

инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом

экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно,

увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные

экономические зоны России перестанут быть «камнем преткновения» и откроют

новые перспективы для подъема российской экономики. Заключение

СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России

на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной

продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как

производителя высокотехнологической продукции, так как Россия имеет широкие

возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.

Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит в том, что целью их

создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых

ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность,

обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в

стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют

технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими

центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно-

технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно-

технического потенциала.

Мировой опыт свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ

есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные,

например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные

просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым

распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

- неудачный выбор месторасположения зоны;

- недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие

необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного

сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и

электроснабжение);

- недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми

государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных

режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет,

министерство экономики и тому подобное).

В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор

- глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние

российской экономики, видно, что создание СЭЗ в России может привести к

нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета.

Свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой

острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня. Однако

Россия пошла другим путем: СЭЗ создала, а финансировать их не стала.

Возможно, предоставление налоговых льгот должно было стать основным

привлекательным моментом в российских СЭЗ.

Но нельзя преувеличивать роль налоговых льгот в создании СЭЗ, так как

они не всегда обеспечивают экономический рост. Для крупных инвесторов

льготы иногда имеют второстепенное значение в отличие от малого и среднего

бизнеса, которые всегда ощущают недостаток свободного капитала. Налоговые

льготы и природные ресурсы не всегда могут заменить отсутствие современной

инфраструктуры, которую обязана создать страна, принимающая на свою

территорию СЭЗ. С другой стороны, завышенные льготы для иностранных

инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики,

поэтому ставки налогообложения должны быть детально обоснованными.

Регулирующие механизмы создания и функционирования всех без исключения СЭЗ

должны быть четко определены, а также обоснованы альтернативные варианты

развития СЭЗ, связанные с перспективами будущего развития или перестройки

экономики России, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка,

решением проблем выравнивания уровней социально-экономического развития по

регионам страны.

Отсутствие альтернативных вариантов привело к определенной консервации

СЭЗ в своем развитии, отдаляясь при этом от потребностей отечественной

экономики в целом и проблем регионального развития в частности.

Создание СЭЗ в России не оправдало себя. Причинами этого стало:

недостаточное финансирование из-за дефицита бюджетных средств; неразвитая

инфраструктура регионов, в которых практиковалось создание СЭЗ, отсутствие

или малое предоставление льгот (налоговых, таможенных и пр.); несовершенное

законодательство (недоработанные и не до конца продуманные законы о СЭЗ и

пр.). И, как следствие, создание СЭЗ мало повлияло на интеграцию России в

мировую экономику, если не учитывать огромное количество товаров и валюты,

вывезенной за границу (п. 2.2.).

Однако, на мой взгляд, при серьезном и разумном подходе к решению

возникших проблем, учитывая первый неудачный опыт создания СЭЗ, СЭЗ в

России могут и должны работать. При создании необходимых благоприятных

условий зоны в России «расцветут», и в российскую экономику хлынут потоки

иностранных инвестиций, позволящих возродить и укрепить экономику нашей

страны. Взаимовыгодное и честное сотрудничество СЭЗ с иностранными

партнерами станут первым уверенным шагом на пути интеграции России в

мировую экономику.

Приложение 1. Основные модели свободных зон

типовые размеры и состав льгот

|Виды свободных зон|Размеры |Наличие |Базовые |Основные |

| |(кв. км) |таможенной |льготы[6] |регионы/страны|

| | |границы | |распространени|

| | | | |я |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Зоны свободной |до 3-5 |обязательно|таможенные |Крупные |

|торговли | | | |транспортные |

| | | | |узлы в |

| | | | |развивающихся |

| | | | |и развитых |

| | | | |странах |

|Промышленно-производственные: |

|а). точечные |до 1-2 |отсутствует|таможенные |Бразилия, |

| | | | |Мексика, |

| | | | |Пуэрто-Рико, |

| | | | |Филиппины, |

| | | | |Карибский |

| | | | |бассейн |

|б). промпарки |0,1-0,5 |не |таможенные |ЮВА, Мексика |

| |1-20 |обязательно| | |

|Торгово-производст|1-4 |обязательно|таможенные |США |

|венные | | | | |

|Зоны малого |0,01-3 |отсутствует|финансовые, |Индия, Ближний|

|бизнеса | | |налоговые |Восток, |

| | | | |Аргентина, |

| | | | |Франция |

|Технико-внедренчес|2-20 |не |налоговые |НИС |

|кие | |обязательно| |Юго-Восточной |

|(научно-производст| | | |Азии |

|венные) | | | | |

|Оффшорные |0,05-0,1 |отсутствует|налоговые |Карибский |

|финансовые центры | | | |бассейн, |

| | | | |Гонконг, |

| | | | |Сингапур |

|Комплексные: |

|а). специальные |16-330 |обязательно|таможенные, |КНР |

|экономические | | |налоговые, | |

| | | |финансовые | |

|б). территории |2 200 000 |обязательно|таможенные, |Бразилия |

|особого режима |(льготируе|для части |налоговые, |("Манаус"), |

|типа зоны "Манаус"|тся до |зоны |финансовые |Аргентина |

| |10 000) | | |("Огненная |

| | | | |земля") |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|в). |в пределах |обязательно для|налоговые, |Россия |

|особые |адм.-территориаль|отдельных |таможенные,|(Калининградск|

|экономиче|ных образований |локальных зон, |финансовые |ая обл., |

|ские зоны|(город, район) |находящихся на | |проекты для |

| | |территории | |других |

| | |особой зоны | |территорий)[7]|

Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ

политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические

материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3.

Список литературы

1. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995,

N 1-2, с.8.

2. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N

3, c.48-50.

3. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.

4. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ,

1994, N 28, с.40-45.

5. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,

1994, N 3, c.53-54.

6. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. -

Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.

7. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в

РСФСР".

8. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди,

1994, N 3, c.44-46.

9. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление

Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического

благоприятствования на территории Ингушской Республики".

10. Независимая газета, 27.10.2000.

11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от

25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в

свободных экономических зонах".

12. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки

Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N

540.

13. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области

(СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N

497.

14. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений

в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской

Федерации "О таможенном тарифе".

15. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых

мерах по развитию СЭЗ "Находка".

16. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой

экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного

региона - Кавказских Минеральных Вод".

17. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон

свободного предпринимательства".

18. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон

свободного предпринимательства".

19. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в

районе г. Находка свободной экономической зоны".

20. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.

21. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России.

- Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.

22. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский

экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.

23. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой

опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-

140.

24. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ

политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-

аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.

25. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,

1997, N 12, с.1.

26. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.

Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации

внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".

27. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию

свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

28. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной

торговли "Шереметьево".

29. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах

"Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

30. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с

иностранными инвестициями".

31. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области".

32. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и

об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных

льгот"

33. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах

предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".

34. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. -

Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.

35. ЭиЖ-Сибирь, 2000, октябрь, № 18 (132)

36. Экономика предприятия, 1999, № 2-3, с. 24-34

-----------------------

[1] Преференции – преимущества, финансовые льготы, предоставляемые

отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки

определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов,

скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления

выгодных кредитов. Преференции предоставляются государствам, носят адресный

характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как

на началах взаимности, так и в одностороннем порядке.

[2] Технологический парк – новая форма территориальной интеграции науки,

образования и производства в виде научных организаций, проектно-

конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или

их подразделения. Создается в целях ускорения разработки и применения

научно-технических и технико-технологических достижений благодаря

сосредоточию высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной

производственной, экспериментальной, информационной базы; часто имеет

льготное налогообложение.

[3] Технополис – комплекс высокотехнологичных экологически чистых

промышленных систем, совмещенный с благоприятной средой обитания и

жизнедеятельности людей, рекреационными зонами, предназначенными для

отдыха. Прообразом технополисов были новосибирский Академгородок, научный

центр в подмосковном Троицке.

[4] Де-юре – в международном праве: полное, окончательное и официальное

признание (государства, правительства и др.).

[5] ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития.

[6] Административные льготы являются базовым для всех видов зон.

[7] Идея создания особых экономических зон содержится в одном из вариантов

проекта Закона РФ "0 свободных экономических зонах".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.