рефераты скачать

МЕНЮ


Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

по финансированию СЭЗ.

Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия в

способе регулирования их деятельности.

СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий с

выгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также по

претензии на получение льгот в связи с депрессивным состоянием

экономического региона.

Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечения

внутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственно

поддерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный и

местный бюджеты значительной доли налоговых поступлений.

Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностями

осуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурное

обеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных с

формированием зоны.

Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затрат

на развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений по

вопросу о степени участия государства в финансировании.

Для условий России наиболее предпочтительным является вариант

смешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяет

средства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготного

долгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектов

в СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом,

вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяя

при необходимости мощности инфраструктурного обеспечения.

Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны

«Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. в

год при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстве

территории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100

млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленного

производства в зоне.

Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и

правового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать ни

стабильность, ни предоставление больших льгот.

Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ,

местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранный

капитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами для

разделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу.

Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольших

размерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрации

СЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков,

переоборудования военного аэродрома и других целей.

Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том,

что правительству небезразлична судьба СЭЗ России.

ПРЕЗИДЕНТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗ

от 4 июня 1992 г. N 548

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях ускорения реализации постановлений Верховного Совета

Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября 1990 г. N

165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" и

соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации "О

первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон", а также

укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю:

1. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию

с органами управления СЭЗ определить условия предоставления бюджетных

кредитов. Установить, что средства, полученные в счет бюджетных

кредитов, направляются органами управления СЭЗ на финансирование

приоритетных объектов инфраструктуры зон.

2. Государственная программа приватизации на территории СЭЗ

осуществляется в первоочередном порядке. Государственному комитету

Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с

органами управления СЭЗ в двухмесячный срок определить и утвердить перечень

объектов государственной собственности по каждой СЭЗ, подлежащих

первоочередной приватизации.

3. Установить, что часть средств от приватизации объектов,

указанных в п. 2, подлежащих перечислению в федеральный бюджет,

направляется на формирование фондов развития, залоговых и страховых

фондов СЭЗ. Государственному комитету Российской Федерации по управлению

государственным имуществом по согласованию с Министерством

финансов Российской Федерации в двухмесячный срок утвердить нормативы

отчислений в эти фонды.

4. Государственному таможенному комитету Российской Федерации

определить порядок таможенного контроля на территории с учетом

специфики каждой зоны.

5. Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ и

вывозимые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ,

устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного

действующим экспортным тарифом, по представлению администрации СЭЗ.

6. Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных

инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включая

порядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия Закона

Российской Федерации "О свободных экономических зонах в Российской

Федерации" определяются Законом Российской Федерации «Об иностранных

инвестициях в Российской Федерации и положениями о СЭЗ.

7. Условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных

инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой,

эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных

ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской

экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и

нормативными актами Российской Федерации.

8. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок

разработать проект Закона Российской Федерации "О свободных

экономических зонах в Российской Федерации".

9. Возложить контроль и координацию работы по созданию и развитию

свободных экономических зон на территории Российской Федерации на

Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов

Российской Федерации.

10. Правительству Российской Федерации совместно с органами

управления СЭЗ в трехмесячный срок подготовить предложения по

приведению положений о СЭЗ в соответствие с настоящим Указом.

11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания за

исключением п. 3 и п. 6, вступающих в силу в соответствии с порядком,

установленным постановление Съезда народных депутатов.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Исходя из международного опыта, объемы затрат на создание и развитие

различных типов СЭЗ неодинаковы. Более сложными и крупными и, как

следствие, более дорогими объектами являются зоны производственного типа (в

отличие от зон торгово-складского типа или свободных таможенных зон).

Комплексное обустройство квадратного километра зон экспортного производства

(при обычных масштабах зоны не более 3 кв. км) в различных странах мира

обходится в 25-50 млн. долларов США (в КНР - до 70 млн. долларов). Но

средств в бюджете на всех не хватает, и СЭЗ России «не стоят в списках

первыми». Остается надеяться только на иностранных инвесторов, что они

«придут, увидят, помогут».

В последнее время рост объемов иностранных инвестиций шел в основном

за счет вложений в финансовый сектор и за счет кредитов международных

финансовых организаций. В результате по итогам прошлого года доля

портфельных инвестиций в несколько раз превысила прямые вложения в

экономику. Сегодня иностранный капитал преимущественно направляется в такие

отрасли российской экономики, как финансы, кредит, страхование; общая

коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; топливно-

энергетический комплекс; пищевая промышленность; торговля и общественное

питание. По данным Государственной регистрационной палаты при Минюсте

России в Государственный реестр внесено свыше 26 тыс. коммерческих

организаций с иностранными инвестициями. Доля иностранных денег в уставных

капиталах этих организаций составляет порядка 14,3 млрд. долл. Коммерческие

организации с долевым участием иностранного капитала (СП) на территории

России созданы предпринимателями из 147 стран, а организации со 100%

иностранным капиталом созданы предпринимателями из 125 стран. Основная доля

инвестиций (70%) приходится на 25 ведущих стран инвесторов. В их число

входят страны «большой семерки».

Отсутствие четкого законодательства о свободных экономических зонах

(СЭЗ), базирующегося на продуманной концепции их создания и развития,

которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах,

привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России практически зашел в

тупик. Такой ситуации способствовала изначально неверная концепция

формирования СЭЗ. Зоны рассматривались в качестве универсального средства

достижения множества сложных целей. При этом в регионах приобрело широкое

распространение представление, что достаточно объявить регион свободной

зоной и ввести там ряд налоговых или каких-либо других льгот, как туда

устремится иностранный капитал, с помощью которого можно будет решить

наиболее острые социальные, экономические и даже экологические проблемы.

Явно недооценивались такие ключевые моменты, определяющие возможности

развития СЭЗ, как выгодность экономико-географического положения, наличие в

регионе необходимой производственной и деловой инфраструктуры, условий для

активной внешнеэкономической деятельности и т.д. Как я уже отмечала

(п.1.1.), отсутствие базового закона о свободных экономических зонах в

период 1990-1994 годов постановлениями правительства и указами Президента

РФ было создано около двух десятков таких зон, в том числе семь зон - в

Азиатско-Тихоокеанском регионе: СЭЗ "Находка", "Ева" (Еврейская автономная

область), "Кузбасс", "Сахалин" и "Даурия" (Чита), Зона свободного

предпринимательства "Алтай" и эколого-экономическая зона "Горный Алтай".

Однако данные решения были приняты без тщательного анализа их последствий,

без учета баланса между необходимой и наличной рабочей силой и реальных

экономических возможностей государства.

Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение

устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали

отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора

экономики. Таким образом, сохранение на приемлемом уровне не только

портфельных, но и прямых инвестиций из-за слабого государственного

стимулирования, из-за отсутствия четкой глобальной программы действий на

федеральном уровне, было поставлено под вопрос. От правительства требуется

в срочном порядке осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование

иностранных инвесторов, обеспечение благоприятного инвестиционного климата

в стране, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятие

общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов. Необходимо

также восстановить доверие к банковской системе в целом, сохранить

стабильность и конвертируемость рубля. Но начинать надо как всегда, с

законодательной базы. Работа по совершенствованию законодательной базы шла

по двум направлениям - совершенствование внутри российского

законодательства в сфере привлечения иностранных инвестиций, а также

подготовка и заключение международных договоров о поощрении и взаимной

защите капиталовложений и договоров об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо

относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О

соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об

участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на

условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних

законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением

иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.

В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен

Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в

Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на

представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из

представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и

правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для

иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального

режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона -

предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной

национализации.

В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть

предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что

вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в

приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются

льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную

стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный

капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.

В Думе также находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов,

касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения

иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания,

функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской

Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен

Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена

новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной

комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая

правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте,

должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на

основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить

приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.

3. Процесс интеграции России в мировую экономику.

3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику.

Владимир Путин выступил на заседании Координационного Совета

отечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можно

рассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы.

"Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьера

таковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по тем

сценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками в

начале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "Интеграция

России в мировую экономику оказалась связанной с большими потерями для

российского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводители

оказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумели

создать действенную систему протекционистских мер для отечественных

товаропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговую

организацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно".

Российским производителям необходимо более активно и наступательно

действовать на внешних рынках, необходима "активизация политической

поддержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словам

премьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5

млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международных

финансовых организаций".

Государственное регулирование будет, в первую очередь, направлено на ВПК,

который и должен стимулировать подъем других высоких технологий. Еще одним

ключевым тезисом экономической программы Путина стал призыв "изживать

возникающие тенденции к самоизоляции у российских регионов". По его мнению,

"вводя внутренние региональные ограничения, мы разрушаем свое общее

экономическое пространство, страну".

6 марта 1998 г. наконец принято Постановление правительства РФ № 283 «Об

утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности». Проводится работа по

переходу на международные стандарты бухучета и аудита. На протяжении

последних лет, одним из главных препятствий для иностранных инвесторов в

работе с российскими предприятиями была финансовая непрозрачность

последних. И вот этот, безусловно, серьезный шаг навстречу интеграции

России в мировую экономику позволит снять лишние преграды для прихода

иностранных инвесторов в Россию.

Наша страна активно участвует в работе по подготовке многостороннего

соглашения по инвестициям (МСИ), которое разрабатывается ОЭСР[5]. Если

Россия присоединится к этому международному договору, то потребуется

адаптация российского законодательства по иностранным инвестициям к

стандартам МСИ. С целью прямого диалога с иностранными инвесторами, создан

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Его возглавляет

председатель правительства РФ. В состав совета входят 25 крупнейших

зарубежных компаний, фирм и банков. Консультативный совет - орган

совещательный, на его помощь надеются и ждут активизации работы в части

выработки конкретных рекомендаций по устранению внутренних и внешних

барьеров на пути иностранных инвестиций в Россию и экспорта российских

товаров. Для усиления взаимодействия с иностранными инвесторами,

привлечения их к конструктивному диалогу и участию в решении актуальных

вопросов реформирования российской экономики сфера деятельности

Консультативного Совета будет расширена.

3.2. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику.

Три экономических района, представляющих Сибирь и Дальний Восток (Западно-

Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный), составляют в совокупности

более 75% территории России. За последнее время азиатская часть России по

существу превратилась только в производителя продукции сырьевых отраслей. В

структуре промышленного производства восточных районов наблюдается

существенное увеличение доли отраслей ТЭК и цветной металлургии. По этим же

отраслям увеличилась доля восточных районов в российском производстве. По

данным на конец 90-х годов на долю восточных районов приходилось около 25%

производства электроэнергии, более 50% производства продукции топливной

промышленности, более 50% производства цветной металлургии, примерно 20%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.