рефераты скачать

МЕНЮ


Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

|уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской |

|Федерации; |

|обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета |

|налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование |

|доходной части государственного бюджета; |

|оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию |

|средств государственного бюджета и внебюджетных средств; |

|контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; |

|улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; |

|выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и |

|снижения расходной части бюджета; |

|контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; |

|проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и |

|других кредитных учреждениях; |

|контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов |

|финансовой поддержки регионов; |

|пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных |

|льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным |

|категориям плательщиков или регионам; |

|выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных |

|отношений; |

|проведение профилактической информационной работы с целью повышения |

|бюджетной дисциплины. |

|Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный |

|сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на |

|частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, |

|главным образом, путем проверки правильности составления налоговых |

|расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых |

|из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям |

|различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также |

|налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не|

|только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс |

|финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и |

|определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего |

|элемента государственного контроля и управления. |

|Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, |

|возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и |

|физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации |

|бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в |

|территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного |

|использования с целью выполнения государством своих функций. |

|Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов: |

|1) субъект контроля (кто контролирует); |

|2) объект контроля (кого контролируют); |

|3) предмет контроля (что контролируют); |

|4) принципы контроля; |

|5) метод (методика) контроля; |

|6) техника и технология контроля; |

|7) принятие решения по результатам контроля; |

|8) оценка эффективности контроля. |

|Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм|

|финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными |

|юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое |

|(бюджетное) право. |

|Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов |

|за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без |

|административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей |

|бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких |

|результатов в выполнении поставленных перед контролем задач. |

|Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его |

|основные функции. |

|Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из|

|социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе |

|содержательного значения функций контроля. |

|В первой части это касается социального управления, политического |

|руководства, правового регулирования. |

|Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля |

|рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье. |

|Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в |

|его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие |

|социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые |

|средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление |

|отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта |

|контроля, превенция и правоохрана. |

|Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - |

|установление отклонений в исполнении законов в части использования средств|

|государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и |

|использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой |

|деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций. |

|Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, |

|определивших то или иное отклонение, установление персоналий, |

|ответственных за отклонение. |

|Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению |

|выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а |

|также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и |

|организаций. |

|Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления |

|эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа |

|для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и |

|условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью |

|недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе. |

| |

|При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в |

|определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции|

|достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при |

|выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов,|

|принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по|

|устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении |

|контрольными органами конкретных профилактических мер. |

|Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных|

|органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по |

|делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, |

|признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в |

|процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов |

|профилактического характера, выносимых субъектами контроля. |

|Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет |

|конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, |

|выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий,|

|которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных |

|мероприятий организационного и воспитательного характера, дача |

|рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию |

|соответствующих мер. |

|Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной|

|деятельности, основное назначение которой предупредить возможные |

|правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих |

|совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения|

|привести в действие соответствующие правоохранительные средства. |

|Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является|

|в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. |

|Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение |

|неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и|

|нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а |

|также применением к этим субъектам мер государственного или общественного |

|воздействия. |

|По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как |

|самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить |

|перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к |

|административной ответственности, а перед судебно-следственными - о |

|привлечении к уголовной ответственности. |

|Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, |

|государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении|

|функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как |

|функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как |

|специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность |

|обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, |

|корректировки, социальной превенции, правоохраны. |

| |

| |

|Аудитор Счетной палаты |

|С. П. ОПЕНЫШЕВ |

| |

|Начальник инспекции |

|В. А. ЖУКОВ |

| |

|Международная деятельность |

|ДЕКЛАРАЦИЯ |

|ОБ ОСНОВАХ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ |

|СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ |

|Преамбула |

|III сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников|

|Содружества Независимых Государств (ВОФК): |

|основываясь на Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой в |

|1977 году на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля –|

|ИНТОСАИ, |

|учитывая заключения IV Конгресса ЕВРОСАИ о независимости высших органов финансового |

|контроля, |

|ссылаясь на Киевскую декларацию об общих принципах деятельности высших органов |

|финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств, |

|подробно обсудив вопросы недопустимости любого вмешательства в закрепленные Конституциями|

|и законами государств принципы независимости высших органов финансового контроля, |

|– подтверждает основные принципы независимости высших органов финансового контроля, |

|изложенные в настоящей декларации; |

|– рекомендует основные принципы независимости ВОФК для применения их на национальных и |

|межгосударственных уровнях с учетом экономических и политических особенностей каждого |

|государства; |

|– просит глав государств – участников Содружества Независимых Государств довести основные|

|принципы независимости высших органов финансового контроля до органов законодательной, |

|исполнительной и судебной власти, а также широкой общественности и оказывать высшим |

|органам финансового контроля всемерное содействие в обеспечении принципов независимости. |

| |

|I. Основы независимости высших органов финансового контроля |

|1. Независимость высших органов финансового контроля гарантируется государством и |

|закрепляется Конституцией и другими законами государства. |

|2. Подотчетность высших органов финансового контроля определяется Конституцией и иными |

|законами государства. |

|3. Высшие органы финансового контроля должны обладать функциональной, организационной и |

|финансовой независимостью, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них |

|задач. |

|4. Высшие органы финансового контроля должны иметь свободный доступ к информации и |

|документации, касающейся управления государственными ресурсами, и обладать полномочиями |

|запрашивать у проверяемой организации любую необходимую информацию. |

|5. Высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с |

|утвержденными ими программами и самостоятельно выбранными методами контроля. |

|6. Конкретная ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц высшего|

|органа финансового контроля предусматривается законодательством государства. |

|II. Финансовая независимость высших органов финансового контроля |

|7. Высшие органы финансового контроля должны обладать финансовой независимостью для |

|исключения влияния на их деятельность со стороны органов исполнительной власти и |

|располагать достаточными финансовыми ресурсами. |

|8. Финансирование деятельности высших органов финансового контроля осуществляется за счет|

|средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой, которые, кроме |

|текущих затрат, включают затраты, обеспечивающие социальные гарантии сотрудников высших |

|органов финансового контроля. |

|9. Проект сметы высшего органа финансового контроля разрабатывается и принимается этим |

|органом и направляется в высший орган законодательной власти государства для утверждения |

|в составе государственного бюджета. |

|III. Срок полномочий и гарантии независимости руководителей и членов высших органов |

|финансового контроля |

|10. Срок полномочий руководителей и членов высших органов финансового контроля, |

|профессиональные и социальные гарантии их независимости закрепляются законами |

|государства. |

|11. Досрочное освобождение от занимаемой должности руководителей и членов высших органов |

|финансового контроля возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством |

|государства. |

|IV. Квалификация и подбор кадров высших органов финансового контроля |

|12. Лица, назначаемые на должности, связанные с осуществлением контроля, должны иметь |

|соответствующую квалификацию, опыт работы по специальности, необходимый для эффективного |

|выполнения возложенных на них обязанностей, а также высокие моральные качества. |

|13. Для обеспечения подбора высококвалифицированных специалистов, условия труда и уровень|

|их зарплаты должны соответствовать уровню требований необходимых для независимого и |

|эффективного выполнения служебных обязанностей. |

|14. С целью повышения квалификации кадров для сотрудников высших органов финансового |

|контроля должна функционировать непрерывная система профессиональной подготовки и |

|механизм переподготовки, в соответствии современными требованиями. |

|V. Высшие органы финансового контроля, средства массовой информации и общественность |

|15. Высшие органы финансового контроля с целью объективного освещения их деятельности |

|обеспечивают необходимый уровень сотрудничества со средствами массовой информации и |

|общественностью. |

|16. Для обеспечения максимально возможной транспарентности деятельности высших органов |

|финансового контроля, средствам массовой информации и широким слоям общественности должна|

|предоставляться возможность непосредственного доступа к материалам, в порядке, |

|предусмотренном законодательством государства. |

|17. Должностные лица высших органов финансового контроля несут ответственность за |

|распространение информации, содержащей государственную тайну. |

|Председатель Счетной палаты Азербайджанской Республики |

|Н.Н. Насруллаев |

|Уполномоченный председателем Контрольной палаты |

|Национального Собрания Республики Армения |

|В.М. Маргарян |

|Председатель Контрольной палаты Республики Грузия |

|С.Т. Молашвили |

|Уполномоченный председателем Счетного комитета по контролю за исполнением |

|республиканского бюджета Республики Казахстан |

|А.Ж. Султангазин |

|Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики |

|А.М. Кангельдиев |

|Председатель Счетной палаты Республики Молдова |

|В.М. Пентелей |

|Председатель Счетной палаты |

|Российской Федерации |

|С.В. Степашин |

|Председатель Комитета Государственного финансового Контроля Республики Таджикистан |

|М.С. Давлятов |

|Председатель Счетной палаты Республики Украина |

|В.К. Симоненко |

|г. Тбилиси, |

|21 июня 2002 года |

| |

5. Вывод

Не смотря на то, что Российская Федерация и её финансово – контрольные

органы контролируют все денежные направления – это не даёт право считать,

что денежные средства идут по назначению. В нынешнее время деньги иду в

разные стороны лишь 45% от общего числа денежных доходов идёт, или можно

сказать поступает, в нужном направлении.

Нынешняя ситуация в стране говорит, что денег не хватает и это при том,

что Россия считается богатой страной. Россия считается богатой страной для

отмывания денег в больших количествах, но это уже больше относится к

криминалу…

Для того чтобы лучше регулировать финансами т.е денежными средствами

надо, чтобы всем всё хватало, но как говориться - «Денег много не бывает»,

но это больше относится к морали нашего человечества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.