Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ
|уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской |
|Федерации; |
|обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета |
|налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование |
|доходной части государственного бюджета; |
|оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию |
|средств государственного бюджета и внебюджетных средств; |
|контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; |
|улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; |
|выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и |
|снижения расходной части бюджета; |
|контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; |
|проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и |
|других кредитных учреждениях; |
|контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов |
|финансовой поддержки регионов; |
|пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных |
|льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным |
|категориям плательщиков или регионам; |
|выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных |
|отношений; |
|проведение профилактической информационной работы с целью повышения |
|бюджетной дисциплины. |
|Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный |
|сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на |
|частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, |
|главным образом, путем проверки правильности составления налоговых |
|расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых |
|из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям |
|различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также |
|налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не|
|только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс |
|финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и |
|определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего |
|элемента государственного контроля и управления. |
|Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, |
|возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и |
|физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации |
|бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в |
|территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного |
|использования с целью выполнения государством своих функций. |
|Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов: |
|1) субъект контроля (кто контролирует); |
|2) объект контроля (кого контролируют); |
|3) предмет контроля (что контролируют); |
|4) принципы контроля; |
|5) метод (методика) контроля; |
|6) техника и технология контроля; |
|7) принятие решения по результатам контроля; |
|8) оценка эффективности контроля. |
|Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм|
|финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными |
|юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое |
|(бюджетное) право. |
|Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов |
|за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без |
|административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей |
|бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких |
|результатов в выполнении поставленных перед контролем задач. |
|Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его |
|основные функции. |
|Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из|
|социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе |
|содержательного значения функций контроля. |
|В первой части это касается социального управления, политического |
|руководства, правового регулирования. |
|Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля |
|рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье. |
|Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в |
|его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие |
|социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые |
|средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление |
|отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта |
|контроля, превенция и правоохрана. |
|Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - |
|установление отклонений в исполнении законов в части использования средств|
|государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и |
|использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой |
|деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций. |
|Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, |
|определивших то или иное отклонение, установление персоналий, |
|ответственных за отклонение. |
|Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению |
|выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а |
|также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и |
|организаций. |
|Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления |
|эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа |
|для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и |
|условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью |
|недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе. |
| |
|При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в |
|определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции|
|достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при |
|выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов,|
|принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по|
|устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении |
|контрольными органами конкретных профилактических мер. |
|Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных|
|органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по |
|делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, |
|признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в |
|процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов |
|профилактического характера, выносимых субъектами контроля. |
|Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет |
|конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, |
|выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий,|
|которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных |
|мероприятий организационного и воспитательного характера, дача |
|рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию |
|соответствующих мер. |
|Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной|
|деятельности, основное назначение которой предупредить возможные |
|правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих |
|совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения|
|привести в действие соответствующие правоохранительные средства. |
|Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является|
|в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. |
|Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение |
|неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и|
|нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а |
|также применением к этим субъектам мер государственного или общественного |
|воздействия. |
|По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как |
|самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить |
|перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к |
|административной ответственности, а перед судебно-следственными - о |
|привлечении к уголовной ответственности. |
|Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, |
|государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении|
|функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как |
|функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как |
|специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность |
|обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, |
|корректировки, социальной превенции, правоохраны. |
| |
| |
|Аудитор Счетной палаты |
|С. П. ОПЕНЫШЕВ |
| |
|Начальник инспекции |
|В. А. ЖУКОВ |
| |
|Международная деятельность |
|ДЕКЛАРАЦИЯ |
|ОБ ОСНОВАХ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ |
|СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ |
|Преамбула |
|III сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников|
|Содружества Независимых Государств (ВОФК): |
|основываясь на Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой в |
|1977 году на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля –|
|ИНТОСАИ, |
|учитывая заключения IV Конгресса ЕВРОСАИ о независимости высших органов финансового |
|контроля, |
|ссылаясь на Киевскую декларацию об общих принципах деятельности высших органов |
|финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств, |
|подробно обсудив вопросы недопустимости любого вмешательства в закрепленные Конституциями|
|и законами государств принципы независимости высших органов финансового контроля, |
|– подтверждает основные принципы независимости высших органов финансового контроля, |
|изложенные в настоящей декларации; |
|– рекомендует основные принципы независимости ВОФК для применения их на национальных и |
|межгосударственных уровнях с учетом экономических и политических особенностей каждого |
|государства; |
|– просит глав государств – участников Содружества Независимых Государств довести основные|
|принципы независимости высших органов финансового контроля до органов законодательной, |
|исполнительной и судебной власти, а также широкой общественности и оказывать высшим |
|органам финансового контроля всемерное содействие в обеспечении принципов независимости. |
| |
|I. Основы независимости высших органов финансового контроля |
|1. Независимость высших органов финансового контроля гарантируется государством и |
|закрепляется Конституцией и другими законами государства. |
|2. Подотчетность высших органов финансового контроля определяется Конституцией и иными |
|законами государства. |
|3. Высшие органы финансового контроля должны обладать функциональной, организационной и |
|финансовой независимостью, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них |
|задач. |
|4. Высшие органы финансового контроля должны иметь свободный доступ к информации и |
|документации, касающейся управления государственными ресурсами, и обладать полномочиями |
|запрашивать у проверяемой организации любую необходимую информацию. |
|5. Высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с |
|утвержденными ими программами и самостоятельно выбранными методами контроля. |
|6. Конкретная ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц высшего|
|органа финансового контроля предусматривается законодательством государства. |
|II. Финансовая независимость высших органов финансового контроля |
|7. Высшие органы финансового контроля должны обладать финансовой независимостью для |
|исключения влияния на их деятельность со стороны органов исполнительной власти и |
|располагать достаточными финансовыми ресурсами. |
|8. Финансирование деятельности высших органов финансового контроля осуществляется за счет|
|средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой, которые, кроме |
|текущих затрат, включают затраты, обеспечивающие социальные гарантии сотрудников высших |
|органов финансового контроля. |
|9. Проект сметы высшего органа финансового контроля разрабатывается и принимается этим |
|органом и направляется в высший орган законодательной власти государства для утверждения |
|в составе государственного бюджета. |
|III. Срок полномочий и гарантии независимости руководителей и членов высших органов |
|финансового контроля |
|10. Срок полномочий руководителей и членов высших органов финансового контроля, |
|профессиональные и социальные гарантии их независимости закрепляются законами |
|государства. |
|11. Досрочное освобождение от занимаемой должности руководителей и членов высших органов |
|финансового контроля возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством |
|государства. |
|IV. Квалификация и подбор кадров высших органов финансового контроля |
|12. Лица, назначаемые на должности, связанные с осуществлением контроля, должны иметь |
|соответствующую квалификацию, опыт работы по специальности, необходимый для эффективного |
|выполнения возложенных на них обязанностей, а также высокие моральные качества. |
|13. Для обеспечения подбора высококвалифицированных специалистов, условия труда и уровень|
|их зарплаты должны соответствовать уровню требований необходимых для независимого и |
|эффективного выполнения служебных обязанностей. |
|14. С целью повышения квалификации кадров для сотрудников высших органов финансового |
|контроля должна функционировать непрерывная система профессиональной подготовки и |
|механизм переподготовки, в соответствии современными требованиями. |
|V. Высшие органы финансового контроля, средства массовой информации и общественность |
|15. Высшие органы финансового контроля с целью объективного освещения их деятельности |
|обеспечивают необходимый уровень сотрудничества со средствами массовой информации и |
|общественностью. |
|16. Для обеспечения максимально возможной транспарентности деятельности высших органов |
|финансового контроля, средствам массовой информации и широким слоям общественности должна|
|предоставляться возможность непосредственного доступа к материалам, в порядке, |
|предусмотренном законодательством государства. |
|17. Должностные лица высших органов финансового контроля несут ответственность за |
|распространение информации, содержащей государственную тайну. |
|Председатель Счетной палаты Азербайджанской Республики |
|Н.Н. Насруллаев |
|Уполномоченный председателем Контрольной палаты |
|Национального Собрания Республики Армения |
|В.М. Маргарян |
|Председатель Контрольной палаты Республики Грузия |
|С.Т. Молашвили |
|Уполномоченный председателем Счетного комитета по контролю за исполнением |
|республиканского бюджета Республики Казахстан |
|А.Ж. Султангазин |
|Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики |
|А.М. Кангельдиев |
|Председатель Счетной палаты Республики Молдова |
|В.М. Пентелей |
|Председатель Счетной палаты |
|Российской Федерации |
|С.В. Степашин |
|Председатель Комитета Государственного финансового Контроля Республики Таджикистан |
|М.С. Давлятов |
|Председатель Счетной палаты Республики Украина |
|В.К. Симоненко |
|г. Тбилиси, |
|21 июня 2002 года |
| |
5. Вывод
Не смотря на то, что Российская Федерация и её финансово – контрольные
органы контролируют все денежные направления – это не даёт право считать,
что денежные средства идут по назначению. В нынешнее время деньги иду в
разные стороны лишь 45% от общего числа денежных доходов идёт, или можно
сказать поступает, в нужном направлении.
Нынешняя ситуация в стране говорит, что денег не хватает и это при том,
что Россия считается богатой страной. Россия считается богатой страной для
отмывания денег в больших количествах, но это уже больше относится к
криминалу…
Для того чтобы лучше регулировать финансами т.е денежными средствами
надо, чтобы всем всё хватало, но как говориться - «Денег много не бывает»,
но это больше относится к морали нашего человечества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|