рефераты скачать

МЕНЮ


Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

В) общественные объединения, негосударственные фонды и иные

негосударственные некоммерческие организации, деятельность которых

контрольные полномочия Счётной палаты распространяются в части, связанной с

получением, перечислением или использованием федеральной собственности и

управлением ею, а также в части предоставленных федеральным

законодательством или федеральными органами государственной власти

налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной палаты в

отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными

внебюджетными фондами и собственностью.

В се органы государственной власти в Российской Федерации, органы

местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения,

организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица

обязаны предоставлять по запросам Счётной палаты информацию, необходимую

для обеспечения её деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счётная палата вправе проводить

ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует

Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов,

влекущего за собой уголовную ответственность, передаёт соответствующие

материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок

должностные лица Счётной палаты не вправе вмешиваться в оперативную

деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои

выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления её результатов в виде

акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению

причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности должностных

лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и

бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление органам

государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий,

учреждений и организаций. Это предоставление должно быть рассмотрено в

указанный в нём срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня

получения предписания.

Счётная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий,

учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях

выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной

деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и

требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного

или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения

представлений Счётной палаты, создания препятствий для проведения её

контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний

коллегия Счётной палаты может по согласованию с Государственной Думой

принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и

расчётных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и

организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счётной палаты при проведении проверок и ревизий наделены

необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы,

предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и

служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов,

хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах

акт изъятия или опись изъятых документов.

Счётная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей

деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также

представительные органы государственной власти субъектов Российской

Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с

федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении

последних правовой основой их контрольной деятельности являются:

законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с

Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном

самоуправлении). А также нормативные акты представительных органов,

местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положения и др.

Представительные органы местного самоуправления также образуют на своём

уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ

создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление

Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления

Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии – контрольного

управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с

другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ,

соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства

РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с

различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими

федеральными органами исполнительной власти.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями)

полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или

несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств

федерального бюджета в соответствующем регионе.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции -

Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов

Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов

государственного управления, в том числе финансовых, а также

непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основе Конституции РФ

(ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве

Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального

бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики,

осуществляет валютный контроль.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью

органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесённым к

ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов. В

случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ

федеральному законодательству и международным обязательствам РФ,

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановления

действия этих актов.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и

систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными

органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К

ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему

структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по налогам

и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по

валютному и экспортному контролю.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции

государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль

за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных

внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с

государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и

сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных

камней РФ; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.

Следует обратить внимание на то, что закреплённые ныне контрольные

полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные

внебюджетные фонды только федерального уровня.

Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля

осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении

соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в

системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и

внебюджетных фондов.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств,

других органов исполнительной власти, государственного управления за

деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно – ревизионные

подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств,

подчинённые непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно –

ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ,

финансовых органов субъектов Федерации.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за

выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и

финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности,

правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно –

ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности,

расточительства и всякого рода излишеств.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами

местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,

основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в

том числе – право на участие в управлении делами государства (ст. 32),

обязанности органов государственной власти и органов местного

самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и

материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые

коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и

другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать

общественность к выполнению своих контрольных функций.

Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный

контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской

деятельности – аудиторской деятельности.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл

отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко

распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом

Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22

декабря 1993 г. И утверждёнными этим Указом Временными правилами

аудиторской деятельности в Российской Федерации.

3. Методы финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми

понимают, приёмы или способы, средства его осуществления. Применение

конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и

особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта

и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и

полное обследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий,

организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и

целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные

(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут

быть плановыми (предусмотренные в плане работы соответствующего органа) и

внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и

заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными

(проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в

особенности первичные денежные документы, а не только отчёты, сметы и т. п.

Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличие

денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей

деятельности предприятия, организаций, учреждения за определённый период.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо отдельные стороны

финансово – хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных

расходов, работы по приёму налоговых и страховых взносов). Срок проведения

ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое

значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем

проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и

замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны

приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизий нарушений

и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе

ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии

передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации

обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания

ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

4. Дополнительный материал.

Данный ниже материал был взят с официального сайта Счётной палаты

Российской Федерации и ЕВРОСАИ (Европейская организация высших органов

финансового контроля) и газетные Интернет издания «Финансовые Известия» от

14.03.03 и информационного сайта Neftegaz.ru от 14.03.03.

Коммюнике

совещания руководителей высших органов финансового контроля

государств-участников Содружества Независимых Государств

2-3 ноября 2000 года в Москве состоялось совещание руководителей высших

органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых

Государств.

В работе совещания приняли участие:

делегация Палаты Аудиторов Азербайджанской Республики во главе с

Председателем Палаты Аудиторов В. Т. Новрузовым;

делегация Контрольной палаты Национального Собрания Республики Армения

во главе с Председателем Контрольной палаты А. А. Тавадяном;

делегация Комитета государственного контроля Республики Беларусь во

главе с Председателем Комитета государственного контроля А. А. Тозиком;

делегация Контрольной палаты Грузии во главе с Председателем

Контрольной палаты С. Т. Молашвили;

делегация Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского

бюджета Республики Казахстан во главе с Председателем Счетного комитета М.

С.Утебаевым;

делегация Счетной палаты Республики Молдова во главе с Председателем

Счетной палаты В. М. Пентелеем;

делегация Счетной палаты Кыргызской Республики во главе с Председателем

Счетной палаты М. Ч. Садыркуловым;

делегация Счетной палаты Российской Федерации во главе с Председателем

Счетной палаты С. В. Степашиным;

делегация контрольно-ревизионных органов Республики Таджикистан во

главе с начальником Управления контроля Исполнительного Аппарата Президента

Республики Таджикистан Х. Н. Одинаевым;

делегация Счетной палаты Украины во главе с Председателем Счетной

палаты В. К. Симоненко.

В качестве наблюдателя на совещании присутствовала делегация

Государственного контроля Литовской Республики во главе с Государственным

контролером Й. Ляучюсом.

На совещании состоялся обстоятельный и конструктивный обмен мнениями по

вопросу о роли и месте высших органов финансового контроля государств-

участников Содружества Независимых Государств в развитии и укреплении

систем государственного финансового контроля и формах и методах их

взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.

Принимая во внимание наличие объективных предпосылок, взаимной

заинтересованности и значительного потенциала для расширения и укрепления

сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в

области совершенствования государственного финансового контроля, участники

совещания пришли к общему мнению о необходимости в интересах государств-

участников Содружества Независимых Государств совместными усилиями

обеспечить:

повышение качества сотрудничества высших органов финансового контроля

по принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам

государственного финансового контроля;

системный характер взаимного обмена идеями, опытом и информацией в

области совершенствования государственного финансового контроля;

проведение совместных и/или параллельных контрольно-ревизионных

мероприятий в рамках двусторонних или многосторонних соглашений;

содействие организации профессионального обучения, стажировок и

повышения квалификации кадров органов финансового контроля;

координацию позиций высших органов финансового контроля в рамках

Содружества Независимых Государств.

С целью обмена опытом работы, укрепления взаимодействия и координации

деятельности в области совершенствования систем государственного

финансового контроля участники совещания создали Совет руководителей

высших органов финансового контроля государств-участников Содружества

Независимых Государств и утвердили Регламент этого Совета.

Единодушно одобрено Обращение к Совету глав государств-участников

Содружества Независимых Государств. В Обращении содержатся информация о

создании Совета руководителей высших органов финансового контроля

государств-участников Содружества Независимых Государств и заверения в

том, что руководители высших органов финансового контроля государств-

участников Содружества Независимых Государств приложат максимум усилий для

укрепления систем государственного финансового контроля, повышения их

результативности и превращения в один из важных факторов экономической и

социальной политики государств-участников Содружества Независимых

Государств, упрочения их сплоченности и равноправных партнерских

взаимоотношений.

Обращение

участников совещания руководителей

высших органов финансового контроля государств-участников

Содружества Независимых Государств к Совету глав государств-участников

Содружества Независимых Государств

Мы, участники совещания руководителей высших органов финансового контроля

государств-участников Содружества Независимых Государств, состоявшегося 2-3

ноября 2000 года в г. Москве, обсудили вопросы о роли и месте высших

органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых

Государств в совершенствовании государственного финансового контроля, о

путях укрепления взаимодействия между ними в рамках Содружества Независимых

Государств и пришли к общему мнению о назревшей необходимости совместными

усилиями обеспечить:

повышение качества сотрудничества высших органов финансового контроля по

принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам

государственного финансового контроля;

системный характер взаимного обмена идеями, опытом и информацией в области

совершенствования государственного финансового контроля;

проведение совместных или параллельных контрольно-ревизионных мероприятий в

рамках двусторонних или многосторонних соглашений;

содействие организации профессионального обучения, стажировок и повышения

квалификации кадров органов финансового контроля;

координацию позиций высших органов финансового контроля в рамках

Содружества Независимых Государств.

В целях координации деятельности высших органов финансового контроля

государств-участников Содружества Независимых Государств и укрепления

сотрудничества между ними на совещании создан Совет руководителей высших

органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых

Государств.

Участники совещания заверяют глав государств-участников Содружества

Независимых Государств, что Совет руководителей высших органов финансового

контроля государств-участников Содружества Независимых Государств приложит

максимум усилий для укрепления систем государственного финансового

контроля, повышения его результативности и превращения в один из важных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.