Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ
государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
В) общественные объединения, негосударственные фонды и иные
негосударственные некоммерческие организации, деятельность которых
контрольные полномочия Счётной палаты распространяются в части, связанной с
получением, перечислением или использованием федеральной собственности и
управлением ею, а также в части предоставленных федеральным
законодательством или федеральными органами государственной власти
налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной палаты в
отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными
внебюджетными фондами и собственностью.
В се органы государственной власти в Российской Федерации, органы
местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения,
организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица
обязаны предоставлять по запросам Счётной палаты информацию, необходимую
для обеспечения её деятельности.
Осуществляя контрольную деятельность, Счётная палата вправе проводить
ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует
Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов,
влекущего за собой уголовную ответственность, передаёт соответствующие
материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок
должностные лица Счётной палаты не вправе вмешиваться в оперативную
деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои
выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления её результатов в виде
акта (заключения).
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению
причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности должностных
лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и
бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление органам
государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий,
учреждений и организаций. Это предоставление должно быть рассмотрено в
указанный в нём срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня
получения предписания.
Счётная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий,
учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях
выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной
деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и
требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного
или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения
представлений Счётной палаты, создания препятствий для проведения её
контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний
коллегия Счётной палаты может по согласованию с Государственной Думой
принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и
расчётных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и
организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы Счётной палаты при проведении проверок и ревизий наделены
необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы,
предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и
служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов,
хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах
акт изъятия или опись изъятых документов.
Счётная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей
деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также
представительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с
федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении
последних правовой основой их контрольной деятельности являются:
законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с
Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном
самоуправлении). А также нормативные акты представительных органов,
местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положения и др.
Представительные органы местного самоуправления также образуют на своём
уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ
создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления
Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии – контрольного
управления Президента РФ).
При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с
другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ,
соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами Правительства
РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с
различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими
федеральными органами исполнительной власти.
Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями)
полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или
несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств
федерального бюджета в соответствующем регионе.
Органы исполнительной государственной власти общей компетенции -
Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов
Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов
государственного управления, в том числе финансовых, а также
непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основе Конституции РФ
(ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального
бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики,
осуществляет валютный контроль.
Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесённым к
ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов. В
случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ
федеральному законодательству и международным обязательствам РФ,
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановления
действия этих актов.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и
систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными
органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К
ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему
структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по налогам
и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по
валютному и экспортному контролю.
На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции
государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль
за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных
внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с
государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и
сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
Следует обратить внимание на то, что закреплённые ныне контрольные
полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные
внебюджетные фонды только федерального уровня.
Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля
осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении
соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в
системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и
внебюджетных фондов.
Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств,
других органов исполнительной власти, государственного управления за
деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций учреждений.
Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно – ревизионные
подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств,
подчинённые непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно –
ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ,
финансовых органов субъектов Федерации.
К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за
выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и
финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности,
правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно –
ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности,
расточительства и всякого рода излишеств.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами
местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,
основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в
том числе – право на участие в управлении делами государства (ст. 32),
обязанности органов государственной власти и органов местного
самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).
Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые
коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и
другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать
общественность к выполнению своих контрольных функций.
Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный
контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской
деятельности – аудиторской деятельности.
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл
отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко
распространена.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом
Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22
декабря 1993 г. И утверждёнными этим Указом Временными правилами
аудиторской деятельности в Российской Федерации.
3. Методы финансового контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми
понимают, приёмы или способы, средства его осуществления. Применение
конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и
особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта
и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и
полное обследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий,
организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и
целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные
(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут
быть плановыми (предусмотренные в плане работы соответствующего органа) и
внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и
заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными
(проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
При проведении документальной ревизии проверяются документы, в
особенности первичные денежные документы, а не только отчёты, сметы и т. п.
Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличие
денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей
деятельности предприятия, организаций, учреждения за определённый период.
При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо отдельные стороны
финансово – хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных
расходов, работы по приёму налоговых и страховых взносов). Срок проведения
ревизии – не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое
значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем
проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и
замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны
приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизий нарушений
и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе
ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии
передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации
обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания
ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
4. Дополнительный материал.
Данный ниже материал был взят с официального сайта Счётной палаты
Российской Федерации и ЕВРОСАИ (Европейская организация высших органов
финансового контроля) и газетные Интернет издания «Финансовые Известия» от
14.03.03 и информационного сайта Neftegaz.ru от 14.03.03.
Коммюнике
совещания руководителей высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств
2-3 ноября 2000 года в Москве состоялось совещание руководителей высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых
Государств.
В работе совещания приняли участие:
делегация Палаты Аудиторов Азербайджанской Республики во главе с
Председателем Палаты Аудиторов В. Т. Новрузовым;
делегация Контрольной палаты Национального Собрания Республики Армения
во главе с Председателем Контрольной палаты А. А. Тавадяном;
делегация Комитета государственного контроля Республики Беларусь во
главе с Председателем Комитета государственного контроля А. А. Тозиком;
делегация Контрольной палаты Грузии во главе с Председателем
Контрольной палаты С. Т. Молашвили;
делегация Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского
бюджета Республики Казахстан во главе с Председателем Счетного комитета М.
С.Утебаевым;
делегация Счетной палаты Республики Молдова во главе с Председателем
Счетной палаты В. М. Пентелеем;
делегация Счетной палаты Кыргызской Республики во главе с Председателем
Счетной палаты М. Ч. Садыркуловым;
делегация Счетной палаты Российской Федерации во главе с Председателем
Счетной палаты С. В. Степашиным;
делегация контрольно-ревизионных органов Республики Таджикистан во
главе с начальником Управления контроля Исполнительного Аппарата Президента
Республики Таджикистан Х. Н. Одинаевым;
делегация Счетной палаты Украины во главе с Председателем Счетной
палаты В. К. Симоненко.
В качестве наблюдателя на совещании присутствовала делегация
Государственного контроля Литовской Республики во главе с Государственным
контролером Й. Ляучюсом.
На совещании состоялся обстоятельный и конструктивный обмен мнениями по
вопросу о роли и месте высших органов финансового контроля государств-
участников Содружества Независимых Государств в развитии и укреплении
систем государственного финансового контроля и формах и методах их
взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.
Принимая во внимание наличие объективных предпосылок, взаимной
заинтересованности и значительного потенциала для расширения и укрепления
сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в
области совершенствования государственного финансового контроля, участники
совещания пришли к общему мнению о необходимости в интересах государств-
участников Содружества Независимых Государств совместными усилиями
обеспечить:
повышение качества сотрудничества высших органов финансового контроля
по принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам
государственного финансового контроля;
системный характер взаимного обмена идеями, опытом и информацией в
области совершенствования государственного финансового контроля;
проведение совместных и/или параллельных контрольно-ревизионных
мероприятий в рамках двусторонних или многосторонних соглашений;
содействие организации профессионального обучения, стажировок и
повышения квалификации кадров органов финансового контроля;
координацию позиций высших органов финансового контроля в рамках
Содружества Независимых Государств.
С целью обмена опытом работы, укрепления взаимодействия и координации
деятельности в области совершенствования систем государственного
финансового контроля участники совещания создали Совет руководителей
высших органов финансового контроля государств-участников Содружества
Независимых Государств и утвердили Регламент этого Совета.
Единодушно одобрено Обращение к Совету глав государств-участников
Содружества Независимых Государств. В Обращении содержатся информация о
создании Совета руководителей высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств и заверения в
том, что руководители высших органов финансового контроля государств-
участников Содружества Независимых Государств приложат максимум усилий для
укрепления систем государственного финансового контроля, повышения их
результативности и превращения в один из важных факторов экономической и
социальной политики государств-участников Содружества Независимых
Государств, упрочения их сплоченности и равноправных партнерских
взаимоотношений.
Обращение
участников совещания руководителей
высших органов финансового контроля государств-участников
Содружества Независимых Государств к Совету глав государств-участников
Содружества Независимых Государств
Мы, участники совещания руководителей высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств, состоявшегося 2-3
ноября 2000 года в г. Москве, обсудили вопросы о роли и месте высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых
Государств в совершенствовании государственного финансового контроля, о
путях укрепления взаимодействия между ними в рамках Содружества Независимых
Государств и пришли к общему мнению о назревшей необходимости совместными
усилиями обеспечить:
повышение качества сотрудничества высших органов финансового контроля по
принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам
государственного финансового контроля;
системный характер взаимного обмена идеями, опытом и информацией в области
совершенствования государственного финансового контроля;
проведение совместных или параллельных контрольно-ревизионных мероприятий в
рамках двусторонних или многосторонних соглашений;
содействие организации профессионального обучения, стажировок и повышения
квалификации кадров органов финансового контроля;
координацию позиций высших органов финансового контроля в рамках
Содружества Независимых Государств.
В целях координации деятельности высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств и укрепления
сотрудничества между ними на совещании создан Совет руководителей высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых
Государств.
Участники совещания заверяют глав государств-участников Содружества
Независимых Государств, что Совет руководителей высших органов финансового
контроля государств-участников Содружества Независимых Государств приложит
максимум усилий для укрепления систем государственного финансового
контроля, повышения его результативности и превращения в один из важных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|